Урок литературного чтения Е. Чарушин "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Урок литературного чтения 4 класс Е. Чарушин "Кабан" Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturoe_chtenie_e._charushin_kaban.docx | 26.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
литературного чтения 4 класс
Е.И. Чарушин «Кабан».
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ Октябрьской СОШ
Карасукского района
Новосибирской области
Донская Снежана Степановна
2023 г.
Тема урока: Е.И. Чарушин «Кабан».
Цели:
Предметные: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина, уметь оставлять план текста.
Личностные: проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема); осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать свое предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: портрет Е.И. Чарушина, выставка его книг, тест по рассказу «Выскочка».
Ход урока.
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и приступим к работе.
Одна китайская пословица гласит:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
И так, что мы будем делать сегодня на уроке? (Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).
Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.
2.Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте вспомним, какое произведение мы изучили на прошлом уроке? («Выскочка»). Теперь проверим, как вы усвоили материал.
Учитель. У каждого на столе лежат листочки с тестами, отвечаем на вопросы.
Тест
1.Кто автор рассказа «Выскочка»
А) А.И.Куприн Б) М.М.Пришвин В) К.Г.Паустовский
2.Какой породы была собака Вьюшка?
А) лайка Б) овчарка
3. Откуда приехала Вьюшка?
А) с р.Енисея Б) с р. Бии В) с о.Байкал
4. Какую службу несла Вьюшка?
А) охотилась Б) сторожила В) охраняла хозяина
5. От какого слова произошла кличка собаки?
А) «Бия» Б) «Байкал» В) «Виться»
6. Как выглядела Вьюшка?
А) ушки, как у лисы, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок
Б) ушки, как рожки, хвостик крошечный, зубки беленькие, как чеснок
В) ушки, как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок
7. Какая трава росла во дворе?
А) майник Б) мурава В) медуница
8. В какое время года происходят действия А) ранняя весна Б) зимний денёк В) поздняя осень
9. Сколько сорок было в сорочьей семье?
А) семь Б) шесть В) пять
10. Нет в сорочьем быту большего сраму как … А) как лишиться семьи Б) как остаться одной В) как лишиться хвоста.
Учитель. А сейчас, каждый из вас почувствует себя в роли учителя. (Вывешивается таблица с правильными ответами)
3.Работа в парах по проверке теста
9-10 правильных ответов – «5»
8-7 - «4»
6-5 – «3»
Учитель. Потрудились мы на славу и сейчас проведём речевую разминку.
4.Речевая разминка.
Опускается туман,
Просыпается кабан.
Роет землю у реки,
Точит острые клыки.
а) прочитайте хором
б)1 ряд – читает в полголоса, чтобы предостеречь.
в) 2 ряд - читает с испугом
г) все вместе - читаем очень быстро в темпе скороговорки.
4.Самоопределение к деятельности.
Учитель. А теперь, ребята, приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?
YNЧQWАRРSУUШYVИZН (Чарушин)
Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Евгения Ивановича Чарушина.
Учитель. Какие произведения Евгения Чарушина мы с вами уже читали? («Томкины сны», «Страшный рассказ», «Щур» Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Е.И.Чарушин? (Чарушин писал о животных, птицах и о природе.) Чему учат эти рассказы?
(Любить животных, бережно относиться к ним)
Учитель. Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого узнайте авторов:
Автор рассказа «Барбос и Жулька» КУПРИН
Автор сказки «Аленький цветочек» АКСАКОВ
Автор сказа «Серебряное копытце» БАЖОВ
Автор сказок «Гадкий утёнок», «Русалочка», «Дикие лебеди» АНДЕНСЕН
Автор рассказов «Живая шляпа», «Затейники», «Огурцы», Незнайка на луне» НОСОВ.
(На доске обучающиеся записывают фамилии авторов.)
Прочитайте заглавные буквы.
Учитель. Как называется это произведение? (Кабан)
Дети. Произведение Е.И Чарушина называется «Кабан».
(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)
Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?
Дети. Тема нашего урока: «Евгений Иванович Чарушини "Кабан"».
Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.
Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его рассказом «___________________»
2) учиться правильно, выразительно читать _____________________________ и анализировать его, отвечать на вопросы.
- Знакомство с жизнью и творчеством писателя
Учитель: Евгений Иванович Чарушин родился 11 ноября 1901года в Вятке (Урал).
Благодаря тому, что мальчик воспитывался в семье архитекторов, он великолепно рисовал с детства. В 1930 году вышел его первый небольшой рассказ. Уже первые его произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе. Умер в 1965г.
А вы знаете, что художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Ведь для того, чтобы правдиво изобразить животное, нужно хорошо его изучить, знать не только внешность зверя, но и движения, повадки и даже характер.
Учитель. Прочитайте интересные факты из жизни писателя и расскажите нам (работа в паре).
Дети читают и рассказывают о жизни и творчестве писателя.
- Будучи 6-летним мальчиком, Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они, наелся каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом.
- Плавать он научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост.
- Отец Жени Чарушина был архитектором – художником. Ватман, тушь, краски – всё это нравилось мальчику. Женя наблюдал, как его отец раскрашивал чертежи будущих домов и сам с увлечением рисовал.
- В отличие от отца он рисовал не дома, на его рисунках чаще всего были птицы, собаки, медведи и прочие замечательные звери.
5. В доме у Чарушина водились кошки, собаки, хомяки, козлята. Мальчик любил выхаживать раненых уток, водил дружбу с трёхногим псом Бобкой. Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.
Учитель: Вся жизнь Е.И. Чарушина была связана с миром природы, с миром зверей. Он наблюдал их в лесу и у себя дома. Вот почему так хорошо понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса.
В 1965 году в Германии на международной выставке детской книги за иллюстрации, сделанные к книге Самуила Яковлевича Маршака «Детки в клетке», Евгению Ивановичу присудили Золотую медаль посмертно.
6.Изучение нового материала.
а) Подготовка к восприятию.
Учитель: Предположите по названию, о ком мы будем читать?
А вы знаете, кто такой кабан?
(Кабан (дикая свинья) – это крупное хищное животное. Живёт он в лесу. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях. Тело кабана покрыто густой щетиной.
б) Первичное чтение в парах, отмечайте карандашом все непонятные вам слова, потом мы вместе объясним их значение.
в) словарная работа
Непонятные слова: студень, зуд, гуськом, небоскрёб, буянит, марал, зоосад.
Учитель: Давайте дадим им объяснение (читают дети)
1) студень - холодец;
2) зуд - чесотка;
3) гуськом - друг за другом;
4) небоскреб - высокий;
5) буянит – играет;
6) марал - крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами;
7) зоосад - зоологический сад, в котором живут животные и птицы.(Мы слышим засад, а пишем – зоосад.)
г) Проверка первичного восприятия
Учитель: - Понравился ли он вам рассказ?
- От какого лица идёт повествование в тексте? (От имени автора, от первого лица.)
- Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Грустное оно или веселое?
- Было ли вам страшно за автора?
- А в какой момент стало страшно автору?
- Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? (Он сумел проконтролировать ситуацию, не поднял панику, не кричал).
д) Чтение рассказа детьми (по цепочке)
- Физкультминутка
- Закрепление нового материала.
Составление плана. Выборочное чтение.
Учитель. Итак, вместе с героями рассказа Чарушина Е.И. «Кабан», мы отправляемся вперед по лесным дорогам открытий. Сейчас проследим, как развивалось действие, и составим план пересказа.
- С каким настроением работает художник до встречи с кабанами?
На доске закрепляется табличка: «Интересно! Ничего не вижу!»
- Как повел себя художник, увидев непрошеных гостей? Прочитайте
Появляется табличка: «Все из рук попадало!»
- Понравилось ли это Сережке? Прочитайте.
Что так сильно напугало художника? Прочитайте.
Появляется табличка: «Прощай, моя акварель!»
- Какие чувства он испытывает?
Табличка: «Делать что-то надо!»
- Что он решает?
Прочитайте, как описаны его действия.
Как себя чувствует в это время автор?
Табличка: «Вспотел со страху!»
- Что происходит в самый разгар событий?
Прочитайте.
Табличка: «Кабаны в клетке!»
На доске план:
- «Интересно! Ничего не вижу!»
- «Все из рук попадало!»
- «Прощай, моя акварель!»
- «Делать что-то надо!»
- «Вспотел со страху!»
- «Кабаны в клетке!»
Учитель: С какой целью создаются зоосады?
(Познакомиться с разными видами животных и редкими видами, уже исчезающими с лица земли.)
Учитель: Какие животные там жили? (марал, ягуар, гималайский медведь, слон, волки, журавли, кабаны)
- Найдите фрагмент рассказа к иллюстрации.
- Придумайте свои вопросы по тексту одноклассникам. Работа в паре.
Работа с пословицами
Учитель: Выберите ту пословицу, которая на ваш взгляд подходит к этому произведению.
У страха глаза велики.
Трусливому зайцу и пень волк.
Волков бояться – в лес не ходить.
Трус своей тени боится.
Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.
Кто дрожит – тот и бежит.
Почему?
-Какой порок высмеивают пословицы?
9. Рефлексия.
Учитель: - Ребята, можно ли к прочитанному произведению написать синквейн? Выберете героя синквейна.
- Напомню, что синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.
Правила написания синквейна.
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвертая строка — что автор думает? (фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).
Кабан
Громадный, беспокойный
Чавкает, хрюкает, защищается
У кабана есть клыки
Хищник
Подведение итогов урока.
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал …
- После урока мне захотелось …
- Что нового вы открыли для себя о Е.И. Чарушине?
- Что полезного вы вынесли из этой истории?
- Какую цель ставили на уроке?
- Оценим свою работу на уроке.
VII. Домашнее задание
- Подготовить пересказ от 1 лица.
- Подготовить краткий пересказ, составить3-4 вопроса к прочитанному тексту.
- Нарисовать рисунок, к моменту, который вам понравился больше всего в этом тексте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....