Природа для поэтов и художников - любимая и живая
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Людмила Петровна Парыгина

Урок чтения во 2 классе по теме 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda_dlya_poetov_i_hudozhnikov.docx36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Природа для поэтов и художников – любимая и живая”.

Цель урока:

Обнаружение вместе с детьми, как наблюдательность, развитое  воображение и любовь к природе, позволяют поэтам, писателям и художникам очень убедительно, точно и интересно рассказать о лесе и его обитателях.

Задачи:

  1. Учить видеть своеобразие поэтического восприятия мира на примере литературных и живописных произведений, выявлять некоторые приемы художественной выразительности 
  2. Формировать читательскую компетентность, навык выразительного чтения; умение работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.
  3. Способствовать развитию речи обучающихся, вырабатывать навык грамотной, логически законченной речи.
  4. Актуализировать знания, приобретенные при изучении литературного чтения, окружающего мира, русского языка.
  5. Воспитывать культуру грамотного общения на уроке, формировать бережное отношение к природе.

 Планируемые результаты

Предметные

знать: сведения об авторах; средства выразительности речи; особенности стихотворения;

уметь: воспринимать на слух художественное произведение; выражать своё отношение к прочитанному; находить образные выражения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Регулятивные: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий, умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Коммуникативные:

Оборудование: Тетрадь для самостоятельной работы № 2 (Малаховская О.В.) у учащихся + электронная тетрадь у учителя, слайдовая презентация, аудиозапись звуков природы (шум леса, воды, пение птиц), карточки с заданиями.

Ход урока

1.  Организационный момент.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Я знаю каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений –

Мы вместе сочиним урок!

2. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, думаю, вы догадаетесь сами.

(слушаем звуки природы) (Дети отвечают)

Правильно, на природу!

Назовите все, что вы считаете природой. (Дети отвечают.)

– Молодцы! Сразу видно, что вы любите природу. Я тоже считаю, что она прекрасна. А как вы думаете, кто в своих произведениях восхваляет природу? (ответы детей)

Давайте определим тему нашего урока, для этого вам нужно расшифровать ее на карточке №1 .

Карточка 1.

адорирП ялд вотэоп и вокинжодух – яамибюл и яавиж

 (Дети называют тему урока)

- Молодцы!

- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Ответы детей)

- Мы будем знакомиться с произведениями поэтов и художников, которые в своих произведениях показали любовь к природе

- Обратите внимание, на слайде текст. Давайте попробуем его прочитать

(Перевернутый текст на слайде)

- Куда пошел Никита со своим спутником? (в лес)

- Кого они там увидели? (рябчиху)

- Какой ее описывает автор? (удивительная курочка, пестрая, с черным хохолком и мохнатыми лапками)

Давайте и мы отправимся в лес. А кто нам поможет в этом, вы узнаете с помощью карточки №2.

(На карточках текст разделен по вариантам. Дети читают, обмениваются информацией, затем на вопросы учителя по тексту 1-го варианта отвечают дети 2 варианта, и наоборот по тексту 2-го варианта отвечают дети 1 варианта)

Карточка №2 (1 В)

Гайда Лагздынь

  1. Гайда Лагздынь, родилась 1 августа 1930 года в Ленинграде.
  2. Творчество Гайды не ограничивается только стихами, она также написала сказки и рассказы, на ее счету около 80 выпущенных книг, которые разошлись миллионными тиражами.

Карточка №2 (2 В)

Гайда Лагздынь

  1. Она закончила с отличием педагогический институт в Калилинграде, стала учителем химии и биологии и проработала в школе более 30 лет.
  2. Все это время Гайда писала стихи для детей, которые печатались в различных детских журналах: "Мурзилка", "Веселые картинки" и другие.

Что вы узнали о Гайде Лагздынь? (Ответы детей)

Откройте тетради и прочитайте стихотворение Г. Лагздынь «У речки Тихони» ?

Чтение про себя

Выразительное чтение (выборочно).

Стихотворение называется «У речки Тихони», а где течет эта речка? Найдите в тексте.

Каких животных мы с вами встретили в лесу? (белка, заяц)

Как называет автор зайца? А как вы думаете почему он его так называет? (маленький с большими ушами)

(картина на слайде)

Я хочу показать вам самого знаменитого зайца. Автором этого знаменитого зайца является один из великих художников Альбрехт Дюрер «Заяц». Которая была написана 500 лет назад.

Глядя на эту картину, каким вы видите зайца? (Ответы детей) Он спокойно сидит или напряжен?

Согласно легенде в 1502 году художник выздоравливал после тяжелейшего недуга. Как-то Дюрер подобрал зайчонка — то ли малыш был ранен, то ли приболел. Дома он выходил ушастого и стал делать зарисовки. А чтобы зверек сидел смирно, художник с ним беседовал, но все-равно заяц «держал ушки на макушке», и это особое состояние настороженности и передает нам акварель.

Насчитывается 13 копий данной картины, сам оригинал очень редко выставляют для зрителей, как правило это копии. Как вы думаете почему?

Я думаю для автора эта картина была дорога и значима, поскольку это была первая работа, на которой Альбрехт Дюрер поставил дату и подпись, ранее он этого не делал.

Давайте вернемся к тексту. (выполняем задания в тетради для самостоятельной работы коллективно)

Физминутка 

- Поскольку мы с вами в лесу, я предлагаю пробежаться по дорожке

ПО ДОРОЖКЕ, ПО ДОРОЖКЕ

По дорожке,

по дорожке

Скачем мы на

правой ножке.

(Подскоки на

правой ноге.)

И по этой же

дорожке

Скачем мы на

левой ножке

(Подскоки на

левой ноге.)

По тропинке

побежим,

До лужайки

добежим.

(Бег на

месте.)

На лужайке,

на лужайке

Мы

попрыгаем, как

зайки.

(Прыжки на

месте на обеих

ногах.)

В начале урока мы с вами читали перевернутый текст. Давайте вернемся к нему. Скажите, кто сопровождал автора и Никиту в лес? (Томка) Кто это? (Собака). Давайте представим, что нас тоже сопровождает собака, а где мы ее взяли нам расскажет И. Токмакова.

Прочитайте карточку №3. Кто такая И. Токмакова? Что знаете об И Токмаковой?

Карточка №3 Ирина Токмакова

Ирина Токмакова родилась в Москве 3.03.1929 года.

Это популярная писательница, поэтесса, драматург, переводчик. Все ее творчество посвящено детям.

Первым художественным переводом стал сборник шведских народных детских песенок, Ирина Петровна перевела стихи для чтения своему сыну, а её муж, художник-иллюстратор Лев Алексеевич Токмаков, отнёс рукопись в издательство, где её приняли в печать

Через год вышла первая книжка собственных стихов — «Деревья», созданная совместно с мужем.

В активе у писательницы многочисленные рассказики для детей, которые она написала в стихах.

- В рабочей тетради откройте Задание №20. Посмотрите на название стихотворения можем ли мы по названию сказать с каким настроением мы будем читать это произведение? (!)

Прочитайте самостоятельно.

Выразительное чтение выборочно

Самостоятельная работа в тетради, проверка выполнения заданий с помощью электронной  тетради.

Рефлексия. 

- Какое ценное знание об отношении животных и человека, природы и человека вы должны зафиксировать на сегодняшний день?

- Реализовали ли поставленные учебные задачи?

  • Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
  • За что бы вы похвалили себя?
  • Что вам захотелось сделать после этого урока?

Домашнее задание на выбор:

  1. Нарисовать иллюстрацию к одному из произведений.
  2. Написать отзыв на одно из изученных произведений.
  3. Сочинить стихотворение о своем отношении к природе

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Урок лит.чтения "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека"

Материал содержит разработку урока и презентацию. Данная тема предусмотрена в 4 классе по УМК "Перспективная начальная школа". В работе применяется метод диалога с текстом, который оказывает большое в...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: "Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека. Виктор Драгунский. Красный шарик в синем небе" 4 класс (конспект +презентация)

Цель урока:- Познакомить с произведением  В.Драгунского «Красный шарик в синем небе»;-  Научить у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.Тип урока: комбинированный...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мыс...

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...