Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Ганеева Юлия Шамилевна

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.

 Планируемые результаты

Предметные

знать: сведения об авторах; средства выразительности речи; особенности стихотворения;

уметь: воспринимать на слух художественное произведение; выражать своё отношение к прочитанному; находить образные выражения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект30.17 КБ
Файл Презентация2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Дата: 30.04.2020                                                                                                        ФИО учителя: Васильева Н. А.

Школа: №148                                                                                                        ФИ студента: Ганеева Ю.

Класс: 2-к                                                                                                                ФИО методиста: Галиуллина Н.К.

Кабинет: 224                                                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: «Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая».»

Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.

 Планируемые результаты

Предметные

знать: сведения об авторах; средства выразительности речи; особенности стихотворения;

уметь: воспринимать на слух художественное произведение; выражать своё отношение к прочитанному; находить образные выражения.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Литературное чтение: 2 кл: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова. - М.: Академкнига\ Учебник, 2013-Ч.2; презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

Прием: беседа

1-2 мин

Фронтальная форма работы

 Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь.

 Все ли готовы начать урок?

У всех всё лежит на парте?

Сегодня на уроке мне понадобятся ваши способности читать правильно и выразительно.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Воспринимают задания учителя.

Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

 II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

        

Практический: отгадывание загадок

5мин

Проверка домашнего задания.

– Отгадайте загадки:

Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)

Вроде сосен, вроде елок,

А зимою без иголок. (Лиственница.)

Весной зеленела, летом загорела,

Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина.)

Белые овечки бегают по свечке. (Верба.)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

На лесной опушке стоят подружки.

Платьица белены, шапочки зелены. (Березы.)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем грустит, никому не говорит. (Ива.)

Зимой и летом – одним цветом. (Ель.)


- Дерево

- Лиственница

- Рябина

- Верба

- Осина

- Березы

- Ива

- Ель

П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа; формулирование темы, цели.

Фронтальная форма работы

- Предположите, что мы сегодня будем делать?

- Верно, мы заканчиваем раздел «Природа для поэта – любимая и живая».

- Чтобы закрепить наши знания, мы познакомимся со стихотворениями о лесе и деревьях. Сегодня так же, как и вчера, будем работать с хрестоматией.

Проявляют интерес.

Высказывают свои предположения.

Читают цели на слайде.

Воспринимают информацию учителя.

П: подведение под понятие

Р: целеполагание

IV. Обобщение

Словесный: беседа

Практический: чтение стихотворения выразительно

Словесный: анализ произведения

Словесный: анализ произведения

Практический: конкурс чтецов

Словесный: беседа-обобщение знаний

26мин

Работа в парах

- Сейчас давайте закроем глаза.

- И представим красоту весеннего дня: яркое синее небо, покрытое хлопьями белоснежных облаков, и лучи нежного, теплого солнца. По – моему, вот эта поляна будто сделана для нашего отдыха. Посмотрите, деревья с нежно-зеленой листвой окружили поляну мохнатой оградой. Их листочки шелестят от ветерка, и кажется, что они разговаривают с нами.

- А вы видите все это? Отлично, тогда поделитесь своими ощущениями: что вы видите, какие звуки слышите, может, кто – то из вас даже запахи чувствует?

- Отлично, вы настоящие виртуальные путешественники!

- Медленно откройте глаза.

- Прочитайте стихотворение Эммы Мошковской «Здравствуй, лес!» друг другу в парах.

- С кем разговаривает герой стихотворения Эммы Мошковской?

– Прочитайте слова и выражения, из которых видно, что герой относится к лесу, как к живому существу.

– Долгой ли была разлука?

– Действительно ли герой очень тосковал?

– Взволнован  ли  герой?  Обратите  внимание  на  знаки в конце строчек.

– Лес отвечает на вопросы мальчика? Еще раз прочитайте стихотворение.

– «В стихотворении нет слов, которые произносит лес! – сказала Маша.

– Но ведь этот мальчик – поэт, – заметил Миша». Как вы думаете, о чем хочет сказать Миша?

- А теперь я предлагаю вам устроить конкурс стихов – тех, которые вам больше других полюбились в изученной теме.

– Ребята, так что же такое лес, как вы поняли из изученной темы?

– А у какого автора мы читали об этом?

*Э. Мошковская “Дедушка дерево” – Хр.,с.122.

– Так кто же это – дедушка дерево?

Кто выполнил иллюстрацию к этому стихотворению?

*М. Чуракова “ Лесной старец” – Хр., с.124.

Какой автор посвятил свое творение экологической проблеме?

*Л. Яхнин “Пустяки”.

– Что такое контраст? Где мы с этим понятием познакомились? – Уч., С.108.

– Какое контрастное произведение стихотворению “ПУСТЯКИ” помещено в нашем учебнике?

*Р. Сеф “Добрый человек” – Уч., с.110

– Наше путешествие подходит к завершению. Понравилось ли вам путешествовать? И мне очень приятно было с вами общаться в пути. Спасибо вам огромное!

Домашнее задание: Выполнить иллюстрацию на тему: “Какой я хочу видеть планету Земля”? И подобрать к вашей работе подходящую цитату из изученных произведений в теме: “Природа для писателей любимая и живая”.

Закрывают глаза

Делятся впечатлениями

Работают в парах, читают друг другу стихотворение.

- Герой разговаривает с лесом, как с живым существом, обращается к нему, задает вопросы.

- Герой хочет пожать его кленовую ладошку, потрогать еловую лапу. Практически каждая строчка текста это подтверждает.

- Судя по вопросу, который задает герой стихотворения лесу: «Ты скучал по мне зимою?», разлука длилась всю зиму, с осени до весны.

- Герой очень тосковал, он спешил прийти в лес, дотронуться до листиков, прикоснуться к еловой веточке.

- Поскольку герой воспринимает лес как живое существо, он говорит, что соскучился, что, наконец, пришел. Эти слова героя звучат как восклицания и показывают, что он сильно взволнован.

- В стихотворении нет ни одного слова, которое произнес бы лес.

- Миша хочет сказать, что поэт – это человек, наделенный фантазией и воображением, человек, для которого Природа – живая. Поэт слышит и замечает то, что не слышат и не замечают другие. Мальчик – герой стихотворения – общается с лесом по-своему: ему представляется,  что  лес  протягивает  ему  свою  ладошку  и  здоровается с ним.

Читают выразительно любимый стих.

- Это совместное жительство живой и неживой природы.

- Лес.

П: построение рассуждения;

осуществление синтеза

К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной.

V. Рефлексия деятельности

Словесный:  формулирование выводов, обобщений.

1-2мин

- Посмотрите на слайд. Закончите предложения.

На уроке я…

Мне запомнилось…

Я учился..

Что нового узнали на уроке?

За что себя похвалили бы?

Кого хотели бы похвалить?

Что из работы на уроке больше всего запомнилось?

Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день.

Благодарю за работу.

Формулируют предложения.

Отвечают на вопросы.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р: осуществление итогового контроля


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В презентации вы будете находить вот такие галочки. Это задания, которые вам необходимо выполнить. Внимательно читайте задание. Желаю творческих успехов!

Слайд 2

Небо льётся синим цветом, Солнце дышит теплотой! Нет прекраснее планеты, Чем моя Земля весной!

Слайд 3

Отгадайте загадки. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. ( Дерево .) Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. ( Лиственница.) Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. ( Рябина.) Белые овечки бегают по свечке. ( Верба .) Никто не пугает, а вся дрожит . (Осина.) На лесной опушке стоят подружки. Платьица белены, шапочки зелены. ( Березы.) Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем грустит, никому не говорит. (Ива .) Зимой и летом – одним цветом. ( Ель.)

Слайд 4

Тема урока – «Природа для поэта – любимая и живая» Повторим изученные стихотворения Вспомним авторов Закрепим знания о стихотворениях о природе Давайте определим тему уроки и поставим цели. (Нажми стрелочку вправо, чтобы проверить свое предположение)

Слайд 5

Прочитайте стихотворение Эммы Мошковской «Здравствуй, лес!» в хрестоматии.

Слайд 6

- С кем разговаривает герой стихотворения Эммы Мошковской ? - Герой разговаривает с лесом, как с живым существом, обращается к нему, задает вопросы . – Прочитайте слова и выражения, из которых видно, что герой относится к лесу, как к живому существу. - Герой хочет пожать его кленовую ладошку, потрогать еловую лапу. Практически каждая строчка текста это подтверждает . – Долгой ли была разлука? - Судя по вопросу, который задает герой стихотворения лесу: «Ты скучал по мне зимою?», разлука длилась всю зиму, с осени до весны. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.

Слайд 7

– Действительно ли герой очень тосковал? - Герой очень тосковал, он спешил прийти в лес, дотронуться до листиков, прикоснуться к еловой веточке. – Взволнован ли герой? Обратите внимание на знаки в конце строчек. - Поскольку герой воспринимает лес как живое существо, он говорит, что соскучился, что, наконец, пришел. Эти слова героя звучат как восклицания и показывают, что он сильно взволнован . – Лес отвечает на вопросы мальчика? Еще раз прочитайте стихотворение. - В стихотворении нет ни одного слова, которое произнес бы лес. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.

Слайд 8

– «В стихотворении нет слов, которые произносит лес! – сказала Маша. – Но ведь этот мальчик – поэт, – заметил Миша». Как вы думаете, о чем хочет сказать Миша? - Миша хочет сказать, что поэт – это человек, наделенный фантазией и воображением, человек, для которого Природа – живая. Поэт слышит и замечает то, что не слышат и не замечают другие. Мальчик – герой стихотворения – общается с лесом по-своему: ему представляется, что лес протягивает ему свою ладошку и здоровается с ним. Нажми, чтобы посмотреть ответ.

Слайд 11

– Вспомнились ли вам какие – то произведения, изученные нами в теме “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”, в которых говорится о лесе, о звуках и запахах его? * Э. Мошковская “Здравствуй, лес!” – Хр., С.126; – из каких слов и выражений видно, что герой относится к лесу, как к живому существу? * М.Пришвин . “Разговор деревьев”– Уч., с.118–119; – какими словами автор передает звуки, запахи? * М.Пришвин . “Расцвет шиповника” – Р.Т.,с . 29; – чем растения похожи на людей? (Делают подарки на именины, поют песни.) – Так, значит, лес – это не только растения? Кого же мы еще можем в нем встретить ? Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.

Слайд 13

– А наши писатели, поэты и художники уделили внимание животным леса? В каких работах? *Л. Яхнин “Музыка леса”– Уч., с. 104 . – какое открытие сделал автор для себя? (Но целый мир вокруг меня летал, кружился, жил!) *Ю. Коваль “Три сойки” – Уч., с 106. – как автор для себя перевел язык птиц? * И. Пивоварова “Репетиция” -Р.Т., .26. – что же ей удалось расслышать в птичьих трелях ? Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.

Слайд 15

– Ребята, так что же такое лес, как вы поняли из изученной темы? – А у какого автора мы читали об этом? *Э. Мошковская “Дедушка дерево” – Хр.,с.122. – Так кто же это – дедушка дерево? Кто выполнил иллюстрацию к этому стихотворению? * М. Чуракова “ Лесной старец” – Хр., с.124. Какой автор посвятил свое творение экологической проблеме? *Л. Яхнин “Пустяки”. – Что такое контраст? Где мы с этим понятием познакомились? – Уч., С.108. – Какое контрастное произведение стихотворению “ПУСТЯКИ” помещено в нашем учебнике? *Р. Сеф “Добрый человек” – Уч., с.110 – Наше путешествие подходит к завершению. Понравилось ли вам путешествовать? И мне очень приятно было с вами общаться в пути. Спасибо вам огромное! Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.

Слайд 16

Домашнее задание Выполнить иллюстрацию на тему: “Какой я хочу видеть планету Земля”? И подобрать к вашей работе подходящую цитату из изученных произведений в теме: “Природа для писателей любимая и живая”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)

Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....

Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса

Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...

Конспект урока по литературному чтению "Б. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок" УМК "Школа России", 3 класс

Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке ...

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова; формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы; расширение читательского кругозора, обогащение сл...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"...

Конспект урока по литературному чтению "Закрепление изученного по теме: «Части речи»." 3 класс

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2...