Конспект урока по литературному чтению на тему "Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»" УМК "ПНШ" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.
Планируемые результаты
Предметные
знать: сведения об авторах; средства выразительности речи; особенности стихотворения;
уметь: воспринимать на слух художественное произведение; выражать своё отношение к прочитанному; находить образные выражения.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 30.17 КБ |
Презентация | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 30.04.2020 ФИО учителя: Васильева Н. А.
Школа: №148 ФИ студента: Ганеева Ю.
Класс: 2-к ФИО методиста: Галиуллина Н.К.
Кабинет: 224
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: «Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая».»
Цели деятельности учителя: закрепление читательской компетентности в процессе работы с хрестоматией; навыка выразительного чтения; умения работать по тексту и отвечать на вопросы, выделять главную мысль текста.
Планируемые результаты
Предметные
знать: сведения об авторах; средства выразительности речи; особенности стихотворения;
уметь: воспринимать на слух художественное произведение; выражать своё отношение к прочитанному; находить образные выражения.
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, формировать личностный смысл учения; развивать самостоятельность и личную ответственность за поступки на основе нравственных норм; формировать и развивать эстетические и этические чувства и ценности.
Тип урока: урок рефлексии.
Оборудование: УМК «ПНШ» учебник Литературное чтение: 2 кл: Учебник: В 2 ч./ Н.А.Чуракова. - М.: Академкнига\ Учебник, 2013-Ч.2; презентация.
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика | |||
I.Этап самоопределения к деятельности Метод: словесный Прием: беседа | 1-2 мин | Фронтальная форма работы Здравствуйте, ребята, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Присаживайтесь. Все ли готовы начать урок? У всех всё лежит на парте? Сегодня на уроке мне понадобятся ваши способности читать правильно и выразительно. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга. Воспринимают задания учителя. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа
Практический: отгадывание загадок | 5мин | Проверка домашнего задания. – Отгадайте загадки: Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.) Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. (Лиственница.) Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина.) Белые овечки бегают по свечке. (Верба.) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.) На лесной опушке стоят подружки. Платьица белены, шапочки зелены. (Березы.) Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем грустит, никому не говорит. (Ива.) Зимой и летом – одним цветом. (Ель.) | - Дерево - Лиственница - Рябина - Верба - Осина - Березы - Ива - Ель | П: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа; формулирование темы, цели. | 5м | Фронтальная форма работы - Предположите, что мы сегодня будем делать? - Верно, мы заканчиваем раздел «Природа для поэта – любимая и живая». - Чтобы закрепить наши знания, мы познакомимся со стихотворениями о лесе и деревьях. Сегодня так же, как и вчера, будем работать с хрестоматией. | Проявляют интерес. Высказывают свои предположения. Читают цели на слайде. Воспринимают информацию учителя. | П: подведение под понятие Р: целеполагание |
IV. Обобщение Словесный: беседа Практический: чтение стихотворения выразительно Словесный: анализ произведения Словесный: анализ произведения Практический: конкурс чтецов Словесный: беседа-обобщение знаний | 26мин | Работа в парах - Сейчас давайте закроем глаза. - И представим красоту весеннего дня: яркое синее небо, покрытое хлопьями белоснежных облаков, и лучи нежного, теплого солнца. По – моему, вот эта поляна будто сделана для нашего отдыха. Посмотрите, деревья с нежно-зеленой листвой окружили поляну мохнатой оградой. Их листочки шелестят от ветерка, и кажется, что они разговаривают с нами. - А вы видите все это? Отлично, тогда поделитесь своими ощущениями: что вы видите, какие звуки слышите, может, кто – то из вас даже запахи чувствует? - Отлично, вы настоящие виртуальные путешественники! - Медленно откройте глаза. - Прочитайте стихотворение Эммы Мошковской «Здравствуй, лес!» друг другу в парах. - С кем разговаривает герой стихотворения Эммы Мошковской? – Прочитайте слова и выражения, из которых видно, что герой относится к лесу, как к живому существу. – Долгой ли была разлука? – Действительно ли герой очень тосковал? – Взволнован ли герой? Обратите внимание на знаки в конце строчек. – Лес отвечает на вопросы мальчика? Еще раз прочитайте стихотворение. – «В стихотворении нет слов, которые произносит лес! – сказала Маша. – Но ведь этот мальчик – поэт, – заметил Миша». Как вы думаете, о чем хочет сказать Миша? - А теперь я предлагаю вам устроить конкурс стихов – тех, которые вам больше других полюбились в изученной теме. – Ребята, так что же такое лес, как вы поняли из изученной темы? – А у какого автора мы читали об этом? *Э. Мошковская “Дедушка дерево” – Хр.,с.122. – Так кто же это – дедушка дерево? Кто выполнил иллюстрацию к этому стихотворению? *М. Чуракова “ Лесной старец” – Хр., с.124. Какой автор посвятил свое творение экологической проблеме? *Л. Яхнин “Пустяки”. – Что такое контраст? Где мы с этим понятием познакомились? – Уч., С.108. – Какое контрастное произведение стихотворению “ПУСТЯКИ” помещено в нашем учебнике? *Р. Сеф “Добрый человек” – Уч., с.110 – Наше путешествие подходит к завершению. Понравилось ли вам путешествовать? И мне очень приятно было с вами общаться в пути. Спасибо вам огромное! Домашнее задание: Выполнить иллюстрацию на тему: “Какой я хочу видеть планету Земля”? И подобрать к вашей работе подходящую цитату из изученных произведений в теме: “Природа для писателей любимая и живая”. | Закрывают глаза Делятся впечатлениями Работают в парах, читают друг другу стихотворение. - Герой разговаривает с лесом, как с живым существом, обращается к нему, задает вопросы. - Герой хочет пожать его кленовую ладошку, потрогать еловую лапу. Практически каждая строчка текста это подтверждает. - Судя по вопросу, который задает герой стихотворения лесу: «Ты скучал по мне зимою?», разлука длилась всю зиму, с осени до весны. - Герой очень тосковал, он спешил прийти в лес, дотронуться до листиков, прикоснуться к еловой веточке. - Поскольку герой воспринимает лес как живое существо, он говорит, что соскучился, что, наконец, пришел. Эти слова героя звучат как восклицания и показывают, что он сильно взволнован. - В стихотворении нет ни одного слова, которое произнес бы лес. - Миша хочет сказать, что поэт – это человек, наделенный фантазией и воображением, человек, для которого Природа – живая. Поэт слышит и замечает то, что не слышат и не замечают другие. Мальчик – герой стихотворения – общается с лесом по-своему: ему представляется, что лес протягивает ему свою ладошку и здоровается с ним. Читают выразительно любимый стих. - Это совместное жительство живой и неживой природы. - Лес. | П: построение рассуждения; осуществление синтеза К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействие в группе, выработка общей точки зрения, отстаивание собственной. |
V. Рефлексия деятельности Словесный: формулирование выводов, обобщений. | 1-2мин | - Посмотрите на слайд. Закончите предложения. На уроке я… Мне запомнилось… Я учился.. Что нового узнали на уроке? За что себя похвалили бы? Кого хотели бы похвалить? Что из работы на уроке больше всего запомнилось? Я рада, что у вас отличное настроение. Желаю вам с этим настроением проучиться весь этот день. Благодарю за работу. | Формулируют предложения. Отвечают на вопросы. | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза Р: осуществление итогового контроля |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Небо льётся синим цветом, Солнце дышит теплотой! Нет прекраснее планеты, Чем моя Земля весной!
Отгадайте загадки. Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. ( Дерево .) Вроде сосен, вроде елок, А зимою без иголок. ( Лиственница.) Весной зеленела, летом загорела, Осень в сад пришла, красный факел зажгла. ( Рябина.) Белые овечки бегают по свечке. ( Верба .) Никто не пугает, а вся дрожит . (Осина.) На лесной опушке стоят подружки. Платьица белены, шапочки зелены. ( Березы.) Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила, А о чем грустит, никому не говорит. (Ива .) Зимой и летом – одним цветом. ( Ель.)
Тема урока – «Природа для поэта – любимая и живая» Повторим изученные стихотворения Вспомним авторов Закрепим знания о стихотворениях о природе Давайте определим тему уроки и поставим цели. (Нажми стрелочку вправо, чтобы проверить свое предположение)
Прочитайте стихотворение Эммы Мошковской «Здравствуй, лес!» в хрестоматии.
- С кем разговаривает герой стихотворения Эммы Мошковской ? - Герой разговаривает с лесом, как с живым существом, обращается к нему, задает вопросы . – Прочитайте слова и выражения, из которых видно, что герой относится к лесу, как к живому существу. - Герой хочет пожать его кленовую ладошку, потрогать еловую лапу. Практически каждая строчка текста это подтверждает . – Долгой ли была разлука? - Судя по вопросу, который задает герой стихотворения лесу: «Ты скучал по мне зимою?», разлука длилась всю зиму, с осени до весны. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.
– Действительно ли герой очень тосковал? - Герой очень тосковал, он спешил прийти в лес, дотронуться до листиков, прикоснуться к еловой веточке. – Взволнован ли герой? Обратите внимание на знаки в конце строчек. - Поскольку герой воспринимает лес как живое существо, он говорит, что соскучился, что, наконец, пришел. Эти слова героя звучат как восклицания и показывают, что он сильно взволнован . – Лес отвечает на вопросы мальчика? Еще раз прочитайте стихотворение. - В стихотворении нет ни одного слова, которое произнес бы лес. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.
– «В стихотворении нет слов, которые произносит лес! – сказала Маша. – Но ведь этот мальчик – поэт, – заметил Миша». Как вы думаете, о чем хочет сказать Миша? - Миша хочет сказать, что поэт – это человек, наделенный фантазией и воображением, человек, для которого Природа – живая. Поэт слышит и замечает то, что не слышат и не замечают другие. Мальчик – герой стихотворения – общается с лесом по-своему: ему представляется, что лес протягивает ему свою ладошку и здоровается с ним. Нажми, чтобы посмотреть ответ.
– Вспомнились ли вам какие – то произведения, изученные нами в теме “Природа для поэтов и художников – любимая и живая”, в которых говорится о лесе, о звуках и запахах его? * Э. Мошковская “Здравствуй, лес!” – Хр., С.126; – из каких слов и выражений видно, что герой относится к лесу, как к живому существу? * М.Пришвин . “Разговор деревьев”– Уч., с.118–119; – какими словами автор передает звуки, запахи? * М.Пришвин . “Расцвет шиповника” – Р.Т.,с . 29; – чем растения похожи на людей? (Делают подарки на именины, поют песни.) – Так, значит, лес – это не только растения? Кого же мы еще можем в нем встретить ? Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.
– А наши писатели, поэты и художники уделили внимание животным леса? В каких работах? *Л. Яхнин “Музыка леса”– Уч., с. 104 . – какое открытие сделал автор для себя? (Но целый мир вокруг меня летал, кружился, жил!) *Ю. Коваль “Три сойки” – Уч., с 106. – как автор для себя перевел язык птиц? * И. Пивоварова “Репетиция” -Р.Т., .26. – что же ей удалось расслышать в птичьих трелях ? Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.
– Ребята, так что же такое лес, как вы поняли из изученной темы? – А у какого автора мы читали об этом? *Э. Мошковская “Дедушка дерево” – Хр.,с.122. – Так кто же это – дедушка дерево? Кто выполнил иллюстрацию к этому стихотворению? * М. Чуракова “ Лесной старец” – Хр., с.124. Какой автор посвятил свое творение экологической проблеме? *Л. Яхнин “Пустяки”. – Что такое контраст? Где мы с этим понятием познакомились? – Уч., С.108. – Какое контрастное произведение стихотворению “ПУСТЯКИ” помещено в нашем учебнике? *Р. Сеф “Добрый человек” – Уч., с.110 – Наше путешествие подходит к завершению. Понравилось ли вам путешествовать? И мне очень приятно было с вами общаться в пути. Спасибо вам огромное! Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ. Нажми, чтобы посмотреть ответ.
Домашнее задание Выполнить иллюстрацию на тему: “Какой я хочу видеть планету Земля”? И подобрать к вашей работе подходящую цитату из изученных произведений в теме: “Природа для писателей любимая и живая”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению "Сила родительской любви в рассказе И.Тургенева "Воробей"" (УМК "ПНШ" 2 класс)
Данный конспект урока стал одним из этапов работы по самообразованию. Тема работы - "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"....
Конспект урока по литературному чтению с презентацией по теме "Первопечатник Иван Фёдоров" для 3 класса
Данная методическая разработка составлена по УМК "Школа России" для 3 класса, тема "Первопечатник Иван Фёдоров", в разработке есть презентация и присутствует ссылка на фрагмент из исторического фильма...
Конспект урока по литературному чтению «Стихотворения М. И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка ...», «Наши царства», 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....
Конспект урока по литературному чтению "Б. Шергин Собирай по ягодке – наберешь кузовок" УМК "Школа России", 3 класс
Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке ...
Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова; формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы; расширение читательского кругозора, обогащение сл...
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"
Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива" по теме: "Ребята и утята"...
Конспект урока по литературному чтению "Закрепление изученного по теме: «Части речи»." 3 класс
Конспект урока по литературному чтению для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2...