Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа» Власова Н.А. - учитель начальных классов
Тема урока: Природа для поэта и художника – любимая и живая. Ю.Коваль «Три сойки». Поход в музейный Дом. А.Дюрер «Заяц» Цель : обнаружить вместе с детьми, что такие качества, как наблюдательность, развитое воображение и любовь к природе , позволяют поэтам и художникам очень убедительно , точно и интересно рассказывать о лесе и его обитателях; Задачи урока: на основе сравнения образов, их действий и признаков развивать речь обучающихся, желание и умение принимать активное участие в беседе; развивать умение осознавать и принимать учебную цель; проверять, правильно ли выполняется работа (её процесс и результат); развивать читательские навыки осознанного, беглого, выразительного чтения; развивать умения анализировать, сравнивать, выбирать объект для исследования, планировать работу, применять способы фиксирования результатов; формировать общеучебные навыки; формировать практические навыки исследовательской деятельности, формировать умение формулировать гипотезу, делать вывод; способствовать формированию интеллектуальных навыков; формировать умение ориентироваться в тексте, выделять средства художественной выразительности, работать с иллюстрациями воспитывать чуткое отношение к литературе как к виду искусства, потребность в чтении; учить вслушиваться в авторский голос. Демонстрационные материалы: электронная презентация портреты Ю.Коваля и А.Дюрера Раздаточный материал: словари лупы Ход урока: 1. Организация учебной деятельности У . - Прозвенел звонок – начинается урок. Выберите действие , которое вам хочется выполнить , чтобы проверить свою готовность к уроку (на слайде: посмотри, послушай, потрогай). Учитель перечисляет необходимые для урока материалы и инструменты. - Посмотрите на своего соседа и его парту. Подскажите, если что-то у него не так. - Посмотрите на соседа, улыбнитесь. - Начинаем урок. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии Цели: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала; 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала; 3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении нового задания; Слайд №1. Игра: «Кто играет в прятки»? Среди случайного набора букв надо найти и прочитать слова, узнать, кто играет в прятки: звери, птицы, насекомые. (Друг за другом появляются названия и изображения животных)
У. – В каком стихотворении встречались эти животные? Д. - Эти насекомые, птицы и маленькие зверьки встречались в стихотворении Леонида Яхнина «Музыка леса» У. – Прочитайте выразительно стихотворение. Д. Дети читают стихотворение по частям 2) Работа над содержанием стихотворения У. - С чем герой произведения сравнивает белку? Д. - Белку герой сравнивает с рыжей метелкой. У. - Как называет стрекоз? А паутину? А стрекот кузнечика? Д. - Стрекоз герой называет цветными крестиками, паутину — сачком, а стрекот кузнечика - музыкой. (Несмотря на кажущуюся простоту этих вопросов, детям нужно очень внимательно и не один раз перечитать стихотворение, чтобы на них ответить.) 3) У. - Какое открытие сделал герой этого стихотворения? Где об этом говорится? Д. - Об этом открытии говорится в последней части стихотворения: Я думал, что средь бела дня Один в лесу бродил. Но целый мир вокруг меня Летал, трудился, жил. 4) Выод: - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — целый мир. Слайд №2. На экране появляется изображение леса. Выявление места и причины затруднения Цели: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения - тех конкретных знаний, умений, которых не хватает для решения задания; У. - Герой обнаружил, что он в лесу не один, что вокруг него — целый мир. У. - Мог ли такое открытие сделать человек, который не любит природу, не умеет ее наблюдать? Подтверди свое мнение. Д. - Такое открытие мог сделать только очень наблюдательный, любящий природу человек. То, что герой стихотворения именно такой, подтверждает его чуткость к лесным звукам (он услышал и узнал стрекот кузнечика, крики грачей), его способность замечать то, что не сразу бросается в глаза (он заметил промелькнувшую мимо белку, пролетающую пчелу, мелькающих стрекоз; он разглядел паучка на паутинке, мышку в норке). IV. Построение проекта выхода из затруднения Цели: 1) организовать построение учащимися проекта выхода из затруднения: - постановка цели проекта; - уточнение темы урока; - определение средств ; - построение плана достижения цели У. - Название стихотворения выражает его ТЕМУ или его ос новную МЫСЛЬ? Д. - Тема стихотворения — это прогулка героя по лесу. А основная мысль — это то, что внимательному, любящему взгляду открывается нечто чудесное. Человек, наделенный таким взглядом, способен услышать музыку леса. Поэтому название стихотворения выражает его основную мысль, а не тему. У. – А теперь и мы прослушаем, какую же музыку услышал автор.
Слайд №3. Появляется портрет Ю.Коваля. Звучит фонограмма «Звуки леса». ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Дождик». (Дети, сидящие за первой партой начинают ритмично похлопывать по коленям. К ним постепенно, по цепочке, присоединяются остальные – «дождь усиливается». Так же, постепенно, дети прекращают похлопывание – «дождь прекращается».) V. Реализация построенного проекта Цели: 1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; 2)организовать фиксацию преодоления затруднения; 3) организовать уточнение общего характера нового знания У. - Сейчас мы познакомимся еще с одним произведением, с рассказом Юрия Коваля «Три сойки». У. – Объясните, пожалуйста, значения нескольких слов. Предлагаю вам поработать со словарями для определения значения слов: заблуждение палевая хохолок Д. Дети ищут значение слов в словарях Первичное чтение текста У. – Вам приходилось когда-нибудь видеть соек, слышать, как они «поют»? ( После первого прочтения текста благодаря ярким описания и сравнениям дети смогут себе это представить. Если дети видели соек, пусть расскажут о своих впечатлениях.) Слайд №4. Изображение сойки. Фонограмма «Крики соек». 4) Работа над текстом У. - Внешность соек соответствует их голосу? Или совсем не соответствует? (Школьники должны обратить внимание на следующий отрывок:«Одна кричит: «Дозреет! Дозреет!» Другая: «Догреет! Догреет!» А третья кричит: «Тринтрябрь!» В словах, которые слышатся автору, можно отметить повторяющиеся сочетания резких звуков: «зр», «гр», «тр», «бр».) У. - Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко? Д. - Слова-названия действий, которые школьники могут выписать, такие: кричать, орать, трещать, драть горло. У. - Найдите в тексте все сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении соек. Д. Устно дети могут отметить такие выражения из текста: «Когда в лесу кричит сойка — мне кажется, что огромная еловая шишка трется о сосновую кору». «...А уж голос, как у граблей — скрип да хрип». У. - Какие слова слышатся автору в пении соек? Проследите, какие звуки в них повторяются. Д. - Эти слова передают как раз такие резкие сочетания звуков: шишка трется о кору со звуком «тр»; грабли издают скрипящие и хрипящие звуки: «скр», «хр». Постановка проблемы: У. - Чем должен обладать человек, чтобы понимать речь животных? (Кот говорит: «Любовью к природе». Миша говорит: «Воображением».) У. - А вы как думаете? Вам понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек? Вывод. Чтобы понимать речь животных, человек должен любить при роду и обладать воображением. Заинтересованное, внимательное отношение к природе позволяет услышать голоса зверей и птиц, прислушаться к ним, а воображение помогает представить, что именно и о чем говорят животные. Юрий Коваль наделен и внимательным, любовным взглядом на окружающий мир, и развитым воображением. Именно поэтому его описания и сравнения очень точны и интересны. VI. Первичное закрепление. Цели: 1) организовать усвоение учащимися усвоения нового способа действий; Чтение текста по цепочке VII. Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цели: 1) организовать поход в «Музейный Дом»; У. - Сходите в «МУЗЕЙНЫЙ ДОМ». Найдите зайца, нарисованного художником Альбрехтом Дюрером. Вы помните название другой его работы? (Можете посмотреть в первой части учебника.) Слайд № 5. Портрет А.Дюрера Д. Школьники вспоминают работу Альбрехта Дюрера «Травы» . VIII. Включение в систему знаний и повторение. Цели: 1) организовать выявление заданий, где используется новый способ действия 2) рассмотреть «Зайца», нарисованного художником Альбрехтом Дюрером 1) Работа над картиной. Рассмотрение картины с помощью луп. У. - В какое время года художник писал зайца? (Обратите внимание на окраску шубки зайца.) Д. - У зайца «летняя» — серо-коричневая, пестренькая окраска. У. - Где он писал зайца: на улице или в комнате? (Всмотритесь: в зрачке у зайца отражается оконная рама.) Д. - Художник изображает зайца на нейтральном фоне, но, судя по отраженному в зрачке зайца переплету окна, заяц находится в комнате. У. - Заяц спокоен или напуган? (Посмотрите внимательно на то, как подобраны его лапки, как он держит ушки.) Д. - По тому, как сложены передние лапки, как раздвинуты уши и одно чуть-чуть наклонено в сторону, можно сказать, что заяц находится в состоянии напряжения, что ему неуютно. У. - Разная ли шерстка у зайца на ушках, на лапках, на боку, груди, спинке? Где она короткая и бархатистая? Где пожестче? Где самая длинная? Где самая пушистая? Где самая пестрая? Д. - Самая короткая и бархатистая на ощупь шерстка — на ушках; на лапках шерсть пожестче; самая пушистая шерсть у этого зайца на боках, а самая длинная, похожая по окраске на птичье оперение, — на его спинке. Разницу по цвету дети и сами без труда определят и озвучат. Постановка проблемы: У. - Можно ли сказать, что художник Дюрер любит мир при роды? Д. - Только художник, который любит мир природы, мог настолько внимательно рассмотреть зайца, так детально прописать его шерстку, передать его состояние. Слайд №6. Картина А.Дюрера «Заяц». IX. Рефлексия учебной деятельности Цели: 1) организовать оценивание собственной деятельности; 2) организовать обсуждение и запись домашнего задания У. – Что особенно заинтересовало вас на уроке? - Что вас взволновало? О чем задумались? - Достигли ли мы цели? - Оцените свою деятельность. Домашнее задание: Выберите задание, которое считаете наиболее подходящим для вас. - Подготовить пересказ «Три сойки». Выполнить задание в рабочей тетради с. 26-27
- Прочитать рассказ еще раз и нарисовать соек или выполнить объемную поделку из любого материала.
- Написать короткий рассказ о чем еще могут говорить сойки.
|