Развитие устной речи
методическая разработка (1 класс)
Предварительный просмотр:
«Развитие устной речи учащихся начальной школы»
Воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи учащихся в настоящее время является одной из приоритетных задач школы. Без систематического обогащения устной и письменной речи учащихся невозможно эффективное повышение культуры речи детей, их общего литературного развития. Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесед, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.
Развитие речи – одна из важнейших проблем в начальной школе. Свести обучение лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, так как речь связана с мышлением. Научить ребенка говорить - значит научить его мыслить. Развитие устной и письменной речи имеет в жизни человека большое значение. Это не только успешная учеба в школе, но и умение выразить свои мысли, чувства, быть интересным собеседником. Для школьника развитие связной речи имеет исключительное значение, особенно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, так как выступает решающим фактором успешного овладения всеми учебными предметами.
В современной педагогике превалирующим дидактическим принципом является принцип коммуникативности, предполагающий развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретного предмета, усвоение учащимися элементарных терминов и понятий, осознанное оперирование ими, что делает данную работу более актуальной.
С первых дней обучения в школе проводится целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме в виде различных упражнений.
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет точная четкая, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Поэтому в начале урока чтения я провожу речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
а) Артикуляционная гимнастика, которая полезна для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти;
б) Дыхательно-голосовые упражнения (дополнение к артикуляционной гимнастике);
в) Фонетическая зарядка (звукоподражание);
г) Пальчиковая гимнастика – является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму, является мощным средством, стимулирующим развитие мышления ребенка;
д) Чистоговорки, скороговорки – являются эффективным средством развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза.
В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги.
С этой целью использую дидактические игры: «Подбери слова», «Угадай-ка», «Сколько звуков» и др.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
Также, для расширения и обогащения активного словарного запаса мною на уроках используются элементы устного народного творчества, что помогает открыть учащимся «глаза в мир», активизирует их мыслительную деятельность, развивает их душевные качества, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.
Загадки требуют от отгадывающего неординарного мышления. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. В своей работе я использую загадки-вопросы, загадки-задачи, загадки-иносказания, загадки-описания. Все они помогают увидеть в обыкновенном – необыкновенное и, наоборот, в необычном – обычное, в быте – поэзию. Свое преподавание я стараюсь строить так, что бы оно не только захватило ум, но и развивало бы чувства ребенка. Ведь создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшения к урокам, а необходимое условие для получения знаний.
4. Формирование связной речи.
С целью формирования связной речи у этих детей, использую следующие приемы:
а) Обучение разным видам пересказа (подробный, краткий, выборочный, творческий);
б) Составление рассказа по серии картинок;
в) Составление рассказа по сюжетной картинке;
г) Составление рассказа по предложенному плану;
д) Составление рассказа по заданному началу и концу.
С первых дней детей в школе провожу в начале урока речевую разминку, в которую включаю различные речевые упражнения:
1. Фонетическая зарядка.
Как дудят в дудочку ? ( Ду-ду-ду…)
Как жужжит шмель ? ( Ж-ж-ж…)
Как кричит осел ? ( Иа-иа ! )
Как вскрикивают от испуга ? ( Ой ! )
2. Чтение чистоговорок, скороговорок.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу - стул стоит в углу.
Оль-оль-оль - мы купим соль.
Ра-ра-ра - начинается игра.
По слоговой таблице дети сами придумывают чистоговорки.
Скороговорки:
Лара у Вали
Играет на рояле.
Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
3. Проведение игры " Я начну, а вы продолжите…"
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе.
Злые люди бедной киске
Не дают украсть ……..!
Качу, лечу во весь опор.
Я сам шофер, я сам мотор.
Нажимаю на педаль
И машина мчится …….
Подарил мне папа льва,
Ох и струсил я сперва.
Я два дня его боялся,
А на третий он ……...
Целый день сегодня шью
Я одела всю семью.
Погоди немножко, кошка,
Будет и тебе ……….
В данном упражнении я люблю использовать небольшие стихи Б.Заходера, которые при чтении сопровождаются движениями, жестами, мимикой. Порою обычное чтение стихотворений превращается в мини- спектакли, где дети играют роль артистов.
4. Проведение диалогов в стихотворной форме.
Вместе : Мы идем лесной тропинкой.
А куда не знаем сами.
Учитель: За малиной ?
Дети: За малиной !
Учитель: За грибами ?
Дети: За грибами !
Вместе : Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Учитель: Может мы идём за солнцем ?
Дети: Что же
Может и за солнцем!
Вместе: Может, белка попадётся
Может, ёжик ждёт нас где-то.
Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету !
Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений. В качестве примера могу предложить следующие упражнения для развития речи:
"Волшебные кляксы".
Цель: развитие воображения и речи. Заранее изготавливается несколько различных клякс. Дети по желанию рассказывают, на что похожи кляксы.
"Сочиняем сказку".
Цель: развитие творческого воображения и речи на этапе повторения пройденного. Детям предлагается сочинить сказку: о теме можно договориться. Сказки обсуждаются.
Активизировать учебный процесс, сделать его интересным и творческим, мне помогает использование приема стихотворчества на уроках в начальных классах.
Начинаю работу с первого класса. На уроках обучения грамоте, при изучении букв, использую прием рифмования, начиная работу от простого к сложному. Например, дается задание закончить фразу в рифму. Для этого использую загадки, чистоговорки, перевертыши, путаницы. Данные упражнения могут использоваться при изучении новой буквы, звука, а также в целях языковой разминки. Дети учатся рифмовать. Даются задания типа:
1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, … (Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу.
2.Чистоговорки :
Са - са - са - у Марины есть коса..
Ок - ок - ок – нам понравился урок.
Да - да - да – в небе яркая звезда.
Ке - ке - ке – мы играем на катке.
3. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:
ка – ток Ан – тон
то - пот хло – пок
ту – ман ста - кан
мо - ток ше – пот
Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.
Мне хотелось бы рассказать о своём опыте работы по формированию положительной мотивации у детей начальных классов с помощью стихотворства.
Эта работа проходила сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, внеклассного чтения. Начинала я с того, что на уроках по обучению грамоте применяла очень много стихотворного материала: сказки, загадки, стихи о буквах и звуках. Например: «Эта буква хороша и похожа на жука», (С,Я. Маршак «Азбука в картинках», «Про всё на свете», «Забавная азбука» и др.).
С целью устранения разного рода неточностей в произношении и выработки чёткой дикции дыхания ритма чтения я использовала материал из книги «Учимся играя» В.В. Волиной.
В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов:
4. Дополни слоги до слов.
са - чай -
ка - май -
да - ма -
(сани, каша, Даша, Маша) (чайник, майка)
? – чик ? - лень
(мальчик, зайчик) (тюлень, олень)
5.Придумай рифму к слову:
Полка (пилка, булка, зайка, майка)
6. Игра «Доскажи словечко».
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи.
Скромный, полевой цветок,
Синеглазый … (василек).
7. Отгадай ребус и составь стишок.
- ечка
- ечка
- ечка
- ечка
(Печка, свечка, речка, овечка)
В доме затоплена печка,
Мигает зажженная свечка,
Льдом покрылася речка,
Дремлет в хлеву овечка.
8. Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.
Зелёное, шершавое,
Вкусное и длинное.
(Огурец.)
Проводимая мною работа с детьми по стихосложению, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства.
На уроках русского языка дети знакомятся с понятием рифма и задания усложняются. Ребята сами подбирают к определенным словам рифмованные слова. Например, маска – каска, краска и так далее. Упражнения можно разнообразить по фонетическим признакам: заменить звуки, добавить звук, убрать звук и т.д. Задания занимательного характера помогают формировать положительную мотивацию к учению, а также развивают творческое мышление.
Рифмование поговорок – это начало работы над культурой речи, так как особое внимание здесь уделяется правильному звукопроизношению слова и правильной постановке ударения. Данные упражнения способствуют формированию «языкового чутья», улавливание «на слух» неточностей, способствуют предупреждению ошибок. Например:
«Съел Валерик вареник,
А Валюшка ватрушку».
9. Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:
Например:
«Хороша у Тани строчка,
А в конце большая … (бочка, точка, почка)»
«Прыгал птенчик по дорожке,
И клевал большие … (мошки, крошки)».
«Взлетает вверх, как легкий пар,
Зовут его воздушный … (шар)».
10. Работа с фразеологизмами.
Чтобы речь стала легкой, понятной, выразительной, не изобиловала бы лишними словами, следует, конечно, потрудиться. Одними из помощников образной и выразительной речи являются фразеологизмы.
О ком так говорят?
Белая ворона звезд с неба не хватает
Гусь лапчатый правая рука
Желторотый птенец язык без костей
Собаку съел семь пядей во лбу
Замени фразеологические обороты словами-синонимами.
В час по чайной ложке (медленно)
Рукой подать (близко)
Кривить душой (лгать)
Повесить нос (грустить)
Себе на уме (хитрый)
Гонять лодыря (бездельничать)
Во все лопатки (быстро)
Раз два и обчелся (мало)
Куры не клюют (много)
Кожа да кости (худой)
На уроках дети учатся строить связные высказывания разных типов. Преобладает в знаниях по развитию речи по прежнему устная речь: устные рассказы о событиях из жизни, о своих впечатлениях, наблюдениях. Задача учителя состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, к знаниям в мир, богатый интеллектуальной жизнью. В современной начальной школе уделяется большое внимание развивающей направленности образовательного процесса. Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, овладение им учебной деятельностью, формирование у него общеучебных умений и навыков. Одним из таких общеучебных навыков является навык чтения. За последнее десятилетие не мало вопросов было посвящено этому вопросу-исследованию процесса чтения, особенно в начальной школе.
Зная уровень подготовки класса для посильного самостоятельного чтения (особенно для детей с низкой скоростью чтения) предлагаю перечитывание понравившихся стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие смысловой догадки, способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с любимой книгой.
Немалое значение в развитии интереса к чтению и повышение скорости чтения имеют каждодневные упражнения в аудировании. Убеждена в том, что если ученик следит глазами за неторопливым выразительным чтением учителя, то скорость восприятия графических знаков, а значит и скорость чтения у него увеличивается.
Для развития речи младших школьников можно вести работу по скороговорению. Для снятия напряжения во время урока провожу с детьми минутку скороговорок. Проговариваем в разном темпе, с разной интонацией. Например, скороговорка: «Белые бараны били в барабаны». Нужно проговорить её с чувством радости, удивления, грусти, с вопросительной интонацией. Иногда проговариваем, сопровождая хлопками, взмахами рук. Провожу в классе конкурс скороговорщиков. Для этого ребята заранее подбирают скороговорки. Опять же дети учатся находить новые скороговорки в журналах, различных книгах, тоесть привлекается дополнительная литература. Скороговорение способствует развитию коммуникативных навыков младших школьников, изменению отношения к слову, дарит великую эстетическую радость.
Так же ученики делают рисунки к произведениям, подбирают название, работают с карточками, где записаны предложения, которые нужно объединить в рассказ.
В обучении детей я использую различные виды пересказов, составление устных портретов, нахождение ключевых слов, инсценирование, рисование кадров к мультфильмам, отгадывание кроссвордов.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение; выполняя разнообразные виды упражнений: рассказы, сочинения, изложения, монологические задания: сжатые и подробные пересказы, по наблюдениям, по сериям картин, составление сказок, выполнение речевых разминок ведут к развитию речи учащихся. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учеников и учителей. Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.
Приложение
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРИК
1 класс
Голова как решето. | Забывчивость. |
Потерять голову. | Растеряться от волнения. |
Вешать нос. | Огорчаться. |
Зарубить на носу. | Запомнить крепко-накрепко, навсегда. |
Клевать носом. | Задремать на мгновение. |
Взять себя в руки. | Стать спокойнее, собраннее. |
Сложа руки. | Ничего не делая, бездельничая. |
Навострить уши. | С вниманием и интересом слушать. |
Пропустить мимо ушей. | Не обращать внимания на то, что говорят. |
Ушки на макушке. | Готов к неожиданному, внимателен. |
Лететь стрелой. | Бежать очень быстро. |
Льет как из ведра. | Сильный дождь, ливень. |
Сел в галошу. | Оказался в смешном положении. |
Проглотить язык. | Замолчать, перестать говорить, болтать. |
Слышно, как муха пролетит. | О полной тишине. |
2 класс
Голова идет кругом. | Множество дел, забот. |
Голова как решето. | Забывчивость. |
Как снег на голову. | Неожиданно, внезапно появляться. |
Глазом не моргнуть. | Не задуматься, не колебаться. |
Как зеницу ока. | Заботливо оберегать. |
Мозолить глаза. | Надоедать. |
На глазок. | Примерно, приблизительно. |
С глазу на глаз. | Наедине, без свидетелей, без посторонних (беседовать). |
Навязнуть в зубах. | Наскучить, надоесть. |
Задирать нос. | Зазнаваться, важничать. |
Вешать нос. | Огорчаться. |
Держать ухо востро. | Быть очень осторожным. |
Навострить уши. | С вниманием и интересом слушать. |
Прожужжать все уши. | Надоесть разговорами об одном и том же. |
Ушки на макушке. | Готов к неожиданному, внимателен. |
Взять себя в руки. | Стать спокойнее, собраннее. |
Все валится из рук. | Дело не ладится. Нет настроения, желания. |
Праздно проводить время, бездельничать. | |
Сложа руки. | Ничего не делая, бездельничая. |
Бросаться со всех ног. | Очень быстро убегать, прибегать. |
Очень быстро (бежать, ехать, мчаться). | |
Сломя голову. | Стремительно (бежать, мчаться). |
Удрал, сбежал, скрылся. | |
Только и видели. | Очень быстро, сразу, мгновенно исчез, скрылся. |
Рукой подать. | Совсем близко. |
С большим усердием, прилагая все силы (учиться, работать) | |
Засучив рукава. | Усердно, старательно, энергично (делать что-либо). |
Изо всех сил. | Делать все возможное. |
В час по чайной ложке. | Очень медленно и помалу. |
С гулькин (с воробьиный) нос. | Очень мало. |
Мало. | |
Куры не клюют. | Очень много, в избытке. |
Как курица лапой. | Неразборчивый почерк. |
Курам на смех. | Глупо, бессмысленно. |
Вилами на воде писано. | О чем-нибудь маловероятном. |
Видно как на ладони. | Очень ясно, отчетливо. |
Комар носа не подточит. | Не к чему придраться. |
Ходить гоголем. | Ходить важно, гордо. |
Сидеть как на иголках. | Беспокоиться, волноваться. |
Сел в галошу. | Оказался в смешном положении. |
Слышно, как муха пролетит. | О полной тишине. |
Льет как из ведра. | Сильный дождь, ливень. |
Лететь стрелой. | Бежать очень быстро. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
Лингвистические игры можно использовать на каждом этапе коррекции речевого развития. Цель этих игр – в непринужденной игровой, интересной ученику форме сформировать качественную сторону речевой ...
Упражнения по развитие устной речи. Тема "Овощи 1" у детей с умеренной умственной отсталостью в 1 классе
Упражнения способствующме развитию устной речи у детей УУО. Эти упражнения можно также использовать и на других уроках (живой мир, частично математика, чтение, рисование, для логопедических занятий и ...
упражнение по развитию устной речи. Тема "Овощи 2" для детей с умеренной умственной отсталостью 1 класс.
С помощью этого наглядного плана очень легко учить детей составлять рассказ. Задание: Составь рассказы об овощах по предложенному наглядному плану. Образец ответа: Помидор это овощ. Он красный, круглы...
Доклад "Работа по развитию устной речи"
Описание работы над своевременным формированием развития устной речи учащихся...
Конспек по развитию устной речи на тему: Зимующие птицы, подкормка птиц. 1 класс с умеренной умственной отсталостью.
Тип урока: обобщающийОбразовательные цели:Расширить представление о зимующих птицах. Формировать понятие зимующие птицы. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопрос...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."
Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....