Урок литературного чтения. Тема: Джонатан Свифт "Путешествие Гулливера" (отрывок). Развитие речи: пересказ от лица героя.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» (отрывок).
Развитие речи: пересказ от лица главного героя

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства учащихся с зарубежными писателями и зарубежной литературой; дать первичное представление о произведении Джонатана Свифта «Приключения Гулливера»; совершенствовать умение пересказывать эпизоды
из изученных произведений; содействовать формированию умения выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений; работать с приключенческой литературой; работать в команде; прививать ученикам интерес к литературе, любовь
к чтению

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомятся: с произведениями о путешествиях, приключениях, фантастикой, с произведением Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»;

Научатся: выполнять работы в группах, давать характеристику героям приключенческой литературы и фантастики (описание внешнего вида, поступков, отношения к миру), определять тему и основную мысль произведения, называть заголовки и авторов приключенческих и фантастических произведений, пересказывать эпизоды из изученных произведений, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений

Метапредметные:

Познавательные: прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения.

Коммуникативные: озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения; осознавать, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка, дыхательная гимнастика

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.

– А начнем мы наш урок со стихотворения.

– Прочитайте его по слогам.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте скороговоркой.

– Как вы, думаете, о чем стихотворение?

– А вы хотите оказаться в такой стране? Что нам нужно для этого сделать?

– Хотите, я открою вам секрет? Нам нужно просто открыть книгу, и мы окажемся там. А девизом нашего путешествия я предлагаю взять следующее высказывание: «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой груз от поколения к поколению».

– Все готовы совершить такое путешествие? Итак, открываем книгу

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.

Они не испаряются, они не растворяются,

Рассказанные сказки, промелькнувшие во сне.

В страну чудес волшебную они переселяются,

Мы их, конечно, встретим в этой сказочной

стране…

И не такие странности в стране чудес случаются,

В ней нет границ, не нужно плыть, бежать

или лететь,

Попасть туда несложно, никому не запрещается,

В ней можно оказаться, стоит только захотеть…

И если кто-то снова вдруг проникнуть попытается

В страну чудес волшебную в красивом добром сне,

То даже то, что кажется, что только представляется,

Найдет в своей загадочной и сказочной стране.

В. Высоцкий

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

II. Конкурс «Знаете ли вы сказки?»

Организует работу в группах.

– За каждый правильный ответ группа (участник) получает жетон.

– Из какой сказки прозвучавшая песня? Кто автор сказки?

– Как звали девочку, у которой «скорлупка грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом»? Кто рассказал о ней?

– В какой сказке следовало дернуть за веревочку, чтобы дверь открылась? Кто ее автор?

– Героиня какой сказки на вопрос о том, как «она почивала», ответила следующими словами: «Ах, очень дурно! Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чем-то твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто ужасно!».

– Из какой сказки эти предметы: тыква, часы, карета, туфелька?

– В какой сказке нас ожидает встреча с Мартовским Зайцем, Шалтаем-Болтаем, Чеширским Котом, Белым Рыцарем? Кто сочинил эту сказку?

Работают в группах. Отвечают на вопросы конкурса.

– Братья Гримм «Бременские музыканты».

– Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

–  Шарль Перро «Красная Шапочка».

– Г.-Х. Андерсен «Принцесса на горошине».

– Шарль Перро «Золушка».

– Льюис Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Конкурс «Знаете ли вы сказки?» открыл новый, заключительный раздел, который нам предстоит изучить в этом году. Может быть, вы уже догадались о том, что объединяет все узнанные вами сказки и произведения каких писателей мы будем изучать в новом разделе?

– Совершенно верно, все эти сказки принадлежат перу зарубежных сказочников, а раздел, который мы начинаем изучать, называется «Зарубежная литература».

– Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.

– Открывает раздел отрывок из сказки английского писателя Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

– Как вы думаете, о чем это произведение?

– Знакомы ли вы с этим произведением? Кто такой Гулливер?

– Сегодня мы прочитаем о том, как Гулливер попал в страну лилипутов

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Приключение – это захватывающее происшествие, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев, интересное испытание

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Подготовка к восприятию произведения.

Знакомство
с биографией писателя

Рассказывает о творчестве Джонатана Свифта, свой рассказ сопровождает показом его
портрета.

Джонатан Свифт (1667–1745)  родился в ирландском городе Дублине, в небогатой протестантской семье. Его отец – мелкий судейский чиновник – умер, когда сын еще не родился, оставив семью
(жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в колледж Дублинского университета, затем Свифт получил звание магистра в Оксфорде и принял духовный сан англиканской церкви. Он был назначен священником в ирландский поселок Килрут. Растет авторитет Свифта как писателя и мыслителя. В эти годы Свифт часто посещает Англию, заводит знакомства в литературных кругах. Издается его книга «Сказка бочки», которая сразу становится очень популярной. Но самыми популярными стали книги о путешествиях Гулливера. Их читали и читают во многих странах мира, снимают по ним фильмы

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

Осуществлять анализ объектов с опорой
на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета

V. Первичное чтение произведения

Проводит словарную работу.

– Предлагаю вам узнать несколько интересных фактов о книге Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера».

– Придуманное Свифтом слово «лилипут» вошло во многие языки мира.

– В «Путешествиях Гулливера» упоминаются два спутника Марса, открытые только в XIX веке, а книги появились в XVIII веке.

– Первый русский перевод «Путешествия Гулливера» вышел в 1772 году под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы, Гуигнгмскую страну или к лошадям».

– Что вы узнали из прочитанного? Что вам показалось самым удивительным, интересным?

– Что ж, готовы окунуться в океан приключений?

Учитель и учащиеся читают отрывок из произведения.

– Что хотите сказать? Что вас особенно поразило?

– Каким вам показался Гулливер?

– А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране?

Объясняют значения новых слов:

Лилипут – человек очень маленького роста, карлик.

Бриг – парусный корабль.

Южный океан – условное название вод трех океанов (Тихого, Атлантического и Индийского), окружающих Антарктиду.

Бристоль – один из крупнейших городов Англии.

Врассыпную – разбежались в разные стороны.

Колчан – чехол для стрел.

Мальчик-паж – мальчик 7–10 лет из дворянской семьи, состоявший на службе у знатной особы.

Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение

VI. Повторное чтение и анализ произведения

Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Почему пробуждение Гулливера было непривычным?

– Что необычного произошло дальше?

– Кого увидел Гулливер?

– Что сделал Гулливер, и что предприняли лилипуты в ответ?

– Что построили лилипуты и зачем?

– Как вы думаете, о чем читал маленький человек?

– Как повел себя путешественник? Покажите, как он это сделал.

– Существуют такие жесты, которые понятны в любой стране. И Гулливер, как опытный путешественник, согласился с намерениями маленьких хозяев, кивнув головой, и заверил их в доброжелательном отношении, приложив руку к сердцу.

– Чем потчевали лилипуты своего гостя?

– Почему они принесли ему так много еды?

– Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков?

– Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см

Сразу сможем ответить на вопрос задачи?

– Что произошло с Гулливером после еды?

– Почему корабельный врач не отреагировал на человечков, мешающих ему спать? Как вы думаете, зачем они усыпили Гулливера?

– Какова основная мысль прочитанного произведения?

– Заполните анкету страны, в которую попал Гулливер.

Анкета

1. Название страны – ...

2. Столица – ...

3. Форма правления – ...

4. Кто правит страной – ...

5. Кто подчинялся императору – …

6. Денежная единица – ...

Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.

– Существует язык жестов. Этот язык помогает людям понять друг друга, даже тогда когда они не могут понять друг друга с помощью слов.

– Решение: 96 : 12 = 8 см.

Заполняют анкету.

1. Название страны – Лилипутия.

2. Столица – Мидлендо.

3. Форма правления – монархия.

4. Кто правит страной – император.

5. Кто подчинялся императору – придворные, нарданы.

6. Денежная единица – жажда

Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обуча-ющихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия, заданному эталону. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать
информацию
из различных источников

VII. Проверочная
работа

Проводит графический диктант.

– Если высказывание верно, то поставьте знак «+». Если высказывание неверно, то знак «–».

1. Империя, в которой жил Гулливер, называлась Блефуску.

2. Гулливера прозвали Человек-Гора.

3. Он мечтал поехать в аквапарк «Лимпопо».

4. Гулливер нашел в море медузу.

5. Император подарил Гулливеру на прощание свой портрет.

6. Монеты лилипутов нужно было рассматривать через увеличительное стекло.

7. Гулливер отплывая на лодке захватил с собой
6 крокодилов и 5 жирафов.

8. Гулливера спас английский корабль.

9. Коровы и овцы Гулливера могли бегать по столу каюты.

10. Главного героя в Англии встречал царь

Выполняют графический диктант.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

+

+

+

+

+

Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

VIII. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Прочитать произведение Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера», подготовить пересказ отрывка

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Сохранять учебные задачи

IX. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения.

Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке? С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие
чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

– Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.

– Можно взять книгу в библиотеке и прочитать, придумать самому продолжение

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения "В открытом космосе" в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ

Урок литературного чтения в 4 классе УМК "Гармония" , разработанный в технологии развития критического мышления с использованием ИКТ.Содержит вступительное слово о ТРКМ, технологическую карту занятия,...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Урок литературного чтения. Тема урока "Фестиваль сказочных героев"

ЦЕЛИ: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных            сказках...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.УМК "Школа России".

Тема:Б.С.Жидков. «Про обезьянку». Герои произведения.Цели деятельности учителя: учить видеть  и понимать поступки героев;рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определени...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема: Характеристика героев рассказа Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». 4 класс

Данный материал нацелен на знакомство с произведением Мамина - Сибиряка "Приемыш". Урок был проведен во время дистанционного обучения по платформе ZOOM....