Конспект урока. Литературное чтение. 2 класс. Начальная школа XXI века. Тема урока: А. Куприн "Скворцы"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._literaturnoe_chtenie._2_klass._a.kuprin._skvortsy.docx | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. 2 класс. Начальная школа 21 века
Тема: А. Куприн «Скворцы»
Цели: познакомить учащихся с содержанием произведения А. Куприна «Скворцы»; формировать слуховое восприятие художественного произведения; расширять читательский кругозор; обогащать словарный запас; учить осознанному выразительному чтению; воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
Предметные: умение слушать и читать произведения писателей, объяснять смысл названия произведения, умение озаглавливать части произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Метапредметные:
- сравнение различных произведений по жанрам; умение находить общие и отличие.
- умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.
- умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков; умение высказывать свое отношение к персонажам произведений и оценивать высказывание партнера.
Личностные: умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал; умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников); умение четко и грамотно выражать свои мысли; умение аргументировать своё мнение; умение принимать позицию другого; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы.
Оборудование: учебник Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» 2 класс,
слайды скворца и скворечника, звукозапись пения скворца,
запись песни «Скворцы прилетели» стихи М. Матусовского, музыка И. Дунаевского
Ход урока.
- Мотивация урока:
Встали ровненько, красиво.
Посмотрю-ка я на вас.
Я желаю вам удачи.
За работу, в добрый час!
2. Проверка домашнего задания.
- Ребята, какое чудесное время года к нам пришло? (Весна)
- А какой большой раздел мы сейчас изучаем? («Весна, весна красна…»)
- Какие произведения вам больше понравились?
- Ребят, а кто знает стихотворение о весне и хочет выйти и рассказать его наизусть?
3. Актуализация знаний, формулирование темы и целей урока
1) - Какие изменения происходят в природе весной? Признаки весны
Весну открывают птицы. Прилетают: грачи, скворцы, жаворонки.
- Отгадайте загадку:
На шесте дворец
Во дворце певец
А зовут его (скворец)
- Как догадались, что это скворец? - Кто из вас видел скворца?
2) Обучающая структура «До и после». Карточки у учеников на партах
ДО | УТВЕРЖДЕНИЕ | ПОСЛЕ |
Скворца прилетают в наши края одними из первых | ||
В природе встречается 12 видов скворцов | ||
Скворцы всеядны | ||
Скворцы в период выкармливания птенцов прилетают к гнезду 300 раз за сутки, принося каждый раз по несколько жучков | ||
Скворцы – подражают звукам природы | ||
Скворцы – это важные борцы с насекомыми вредителями |
Слушание рассказа ученика о скворцах.
- Прочитай утверждения и запиши свой ответ (+ или -) в столбце ДО.
- Эти утверждения приведены, чтобы помочь нам сосредоточиться на сообщении, которое мы будем сейчас слушать.
- Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в столбце ПОСЛЕ.
- Ответьте на вопросы:
- Поменяли ли вы какой-либо из ваших ответов? Если да, какой и почему?
- Какие из этих утверждений наиболее важны для вас?
Одни из первых птиц, прилетающих в наши края – скворцы. В природе встречается 12 видов скворцов. Они заселили почти все части света. Скворец – небольшая птица длиной 19—22 см, весом не более 80 граммов. Продолжительность жизни скворца — 12 лет. Оперение у скворца черное с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, всюду усеяно серовато – белыми крапинками. У него прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков.
Скворцы всеядны — питаются как растительной, так и животной пищей. Они прилетают так рано, что не могут найти себе достаточно пропитания, вот люди и приходят им на помощь: строят скворечники и кормушки. Весной скворцы ходят по полям, паркам и садам, высматривая и поедая насекомых и личинок. Летом питаются гусеницами и жуками, а в период выкармливания птенцов прилетают к гнезду около 300 раз за сутки, принося по несколько жучков каждый раз. Одна пара скворцов истребляет около 8 тысяч майских жуков, а за время выкармливания птенцов уничтожает 6 кг насекомых. Этих птиц можно видеть на спинах овец и коров, где они собирают клещей и вшей. У скворцов есть особые способности защищаться – собираются в огромные стаи по несколько тысяч птиц.
Скворцы довольно красиво поют. Раньше скворцы были популярны в качестве декоративной певчей птицы. Ведь они не только красиво щебечут, но и умеют передразнивать – имитировать лай собаки, мяуканье кошки, дверной звонок, разные скрипы и звуки, подражают голосам других птиц.
Эти пичуги пользуются любовью и уважением людей уже давно. Скворцы – это важные борцы с насекомыми вредителями. Там, где много скворцов, сады и огороды всегда здоровые, зеленые.
-Хотите больше узнать о скворце? Сегодня мы познакомимся с рассказом Александра Ивановича Куприна «Скворцы», прочитаем отрывок из этого рассказа.
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН. Биография.
А.И. Куприн – талантливый русский писатель. Много странствовал по Европе, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своём веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
Куприна всегда волновал вопрос о том, какогО место человека в природе, как он влияет на неё! Современники Куприна не раз писали об отношении писателя к животным: «Перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку»
- А как вы думаете, для чего писатели вообще изображают природу?
- Все, что вы сказали – верно. Но очень часто изображение природы помогает поэтам, писателям, музыкантам и художникам охарактеризовать персонаж, и помочь нам через отношение к природе понять, насколько мы человечны, ответственны и добры. Именно такую задачу, прежде всего, ставят они перед нами, обращаясь к теме природы.
- Какую цель поставим перед собой? (как можно больше узнать о скворцах, учиться читать выразительно произведения об этой птице)
4. Подготовка к восприятию текста (Введение в тему урока).
Словарная работа
- При чтении вам встретятся следующие слова. Что они означают?
Скворечник – небольшая деревянная будочка для птиц, укреплённая на шесте или дерева около дома.
Беспечный – беззаботный.
Истребить – уничтожить, погубить.
Сажень – русская мера длины, равна трем аршинам (2,13 м).
5. Первичное восприятие текста.
Первичное чтение произведения «Скворцы» А. Куприна.
Чтение текста учителем.
6. Эмоционально-оценочная беседа (проверка первичного восприятия).
На доске модели обложки к произведению.
- Выберите модель обложки. (У доски работает 1 ученик) Докажите свой выбор.
- Какие слова в тексте вам были непонятны?
- Как понимаете выражение « Искоса, пристально взглядывают вниз» - внимательно
- Когда прилетели скворцы? Найдите точный ответ (информацию) в тексте.
Физминутка:
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, тихо встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - тоже покажем,
Крылья сложим вот так.
7. Повторное чтение и анализ содержания.
1. Чтение текста учащимися:
1 ч. – вслух цепочкой, 2 ч. – самостоятельно.
- А теперь прочитаем произведение еще раз. (1 часть – чтение по абзацам)
(чтение по цепочке и озаглавливание части) – Прилёт скворцов. Выселение воробьёв.
2. Беседа
- Как относится автор к своим героям?
- Как люди готовились к прилёту скворцов?
- Как вели себя птицы?
- Найдите и прочитайте, как скворцы выселяют воробьёв.
- Как ведут себя воробьи?
- Прочитайте 2 часть произведения. (2 часть – чтение про себя)
– Как озаглавим 2 ч? – Истребление вредных насекомых. Пение скворца.
- Итак, чем же питается скворец?
- Сколько истребляет в течение лета скворец вредных для сада и огорода насекомых? ( В тысячу раз больше собственного веса.)
– Когда лучше слушать песню скворцов? Найди ответ в тексте и прочитай.
3. Работа с иллюстрацией.
- Рассмотрите иллюстрацию, найдите в тексте слова, которым она соответствует.
- Какую пользу приносят скворцы?
8. Обобщающая беседа.
1. Работа в тетради
- Откройте тетради на печатной основе на с. 64. Выполним №4 устно. Разгадайте загадку, запишите ответ.
- Сделайте № 2 самостоятельно.
2. Работа с поговоркой
- В народе говорят: «Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли». Как вы понимаете эту пословицу? (С прилётом скворцов начинается настоящая весна)
- А вы замечали, прилетели ли скворцы к нам? Где вы их видели?
9. Итог урока. Рефлексия
- Чему мы сегодня учились на уроке?
1. Обучающая структура. Работа в паре.
- О пользе обыкновенного скворца знают практически все с детства.
Каждый участник на листочке пишет то, что узнал о скворцах (30 секунд). Стоп – хлопок. Черта. Ученики объединяются в пары, обмениваются короткими ответами по теме и записывают себе на листочек. Продолжительность 3 минуты.
- Ответьте на вопросы:
- Что на уроке узнали о скворцах? (о жизни скворцов и их повадках. Узнали, что они живут в скворечниках, выселяют воробьев, хитры, приносят огромную пользу природе, уничтожая гусениц и других вредителей растений)
Ребята подписывают листочки и сдают учителю.
-Как вы думаете, для чего А. Куприн написал это произведения о скворцах? (…Чтобы показать свое отношение к природе, к птицам, т. к. жить на нашей зеленой планете без птиц было бы ох как скучно. Чтобы вы, ребята, видели красоту природы, не проходили мимо этой красоты, берегли ее)
- С каким произведением познакомились? (А. Куприн. «Скворцы»)
- Понравилось ли вам оно? Какой момент больше всего запомнился?
- Давайте будем добрыми и внимательными к животным.
- Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и у кого всё получилось.
- Кому было трудно?
- Оцените свою работу на уроке (по трёх цветной шкале)
- Ребята, человек любит природу, любит птиц и даже посвящает им песни. Послушайте одну из таких песен. Она называется « Скворцы прилетели» на стихи М. Матусовского, музыка И. Дунаевского.
10. Задание на дом.
С. 108-111, пересказ (1 ч.), Т., с. 64, № 3, 5 (по выбору).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
Конспект урока и презентация по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...
Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе использования технологии продуктивного чтения....
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...
План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»Класс: 2.Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».Задачи:предметные: содействовать ...
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Домашние питомцы"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 28.02.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " В универсаме"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 04.04.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 3-2Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 202Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Селихова Флюра...
Конспект урока математики, 3 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Решение задач"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИДата: 03.09.2023Школа: МАОУ «СОШ №104»Класс: 3ТУрок: 2Время: 8:45-9:25 Кабинет: 207Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 41Учитель: Миронова Елена...