План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»
Класс: 2.
Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».
Задачи:
- предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл рассказа, рассказывать о героях произведения , составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- метапредметные: способствовать формированию УУД:
- регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 2 класс, часть 2; презентация; мультимедийное оборудование; заготовки для модели, солнышки для рефлексии, утверждения для рефлексии, маски для театрализации, заголовки к плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 212.29 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературного чтения
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»
Класс: 2.
Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».
Задачи:
- предметные: содействовать полноценному восприятию литературного текста; совершенствованию навыка правильного сознательного и беглого чтения; развитие умения определять жанр произведения и его особенности, понимать нравственный смысл рассказа, рассказывать о героях произведения , составлять их характеристику; формированию личностных УУД: умение нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- метапредметные: способствовать формированию УУД:
- регулятивных: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;
- познавательных: определять тему и главную мысль литературного произведения, строить речевое высказывание в устной форме, самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- коммуникативных: формировать собственное мнение и позицию, принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Л.А. Ефросинина, 2 класс, часть 2; презентация; мультимедийное оборудование; заготовки для модели, солнышки для рефлексии, утверждения для рефлексии, маски для театрализации, заголовки к плану.
Ход урока
Этапы урока | Время | Содержание работы на уроке |
1.Орг. момент | 2 мин. | 1.Проверка готовности учащихся к уроку. -Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Светлана Тиграновна. Сегодня я у вас проведу урок. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, внимательно, Работаем старательно. (Слайд) 2.Речевая разминка: а) постановка правильного речевого дыхания: упр. «Подуй на пёрышко!». Исходное положение. Встать ровно, расправить плечи, голову держать прямо, улыбаться. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленькое перышко. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на перышко так, чтобы он полетел далеко-далеко; б) развитие интонационной выразительности речи. - На слайде вы видите скороговорку (Слайд). Послушайте: Воробей просил Ворону Ерша вызвать к телефону. - А вам известно, о каком произведении эти строчки? Сейчас давайте прочитаем ее все вместе. Громко и четко. - Молодцы! А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно! - Отлично! Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? |
2. Проверка дом.зад. | 3 мин. | Театрализация (Слайд). На слайде иллюстрация к сказке. -Какую сказку вы читали дома? («Про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»). (Шлыков Степан – Воробей, Дмитриев Матвей – Ёж, Севрюкова Надя – автор) |
3.Подготовительная работа перед чтением текста | 8 мин. | 1.Определение и формулировка темы и задач урока. -Разгадайте кроссворд (Слайд). Разгадав его, вы поймете о чем пойдет речь на уроке. 1) Гордая птица, 2) В это время все растет, Созревает огород. (лето) 3) Фазановых семейка, отряд – курообразных, Ест хвою, как индейка, да насекомых разных. Тяжеловат в полёте – шумит, когда «взмывает», К тому ж про осторожность, токуя, забывает. Эта птица по названию должна быть глухая, но на самом деле — нет. (Глухарь) (Демонстрация изображения глухаря) 4) Я раскрываю почки, 5) Близко – широка, От дома начинается, 6) " В ней всегда конец хороший, 7) Запорошила дорожки, -Какие слова получились? (Белые перышки) (Слайд) -Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Белые перышки». Русская народная сказка (Слайд). (Учитель открывает на доске написанную тему урока) -Определите цель урока по опорным словам (Слайд): Мы познакомимся с… Мы узнаем… Сможем поразмышлять… -Откройте учебник на стр. 34 и прочитайте заголовок произведения, с чем будем знакомиться. 2.Беседа, настраивающая на восприятие в произведении. Игра «Фотоглаз». -Сейчас я открою вам опорные слова к нашему произведению, а вы в течении 20 секунд должны их запомнить и назвать как можно больше. Опорные слова (Слайд): Зима Птицы Холода Глухарь Юг Лебеди Дорога Пёрышки -Давайте проверим, что забыли назвать? (Слайд) -На основе кроссворда, заголовка, иллюстрации на стр. 35 и опорных слов подумайте и скажите, о чем пойдет речь в произведении? 3.Словарная работа: -Кто знает, кто такой глухарь? (Слайд) -У меня есть помощники, которые подготовили сообщения, давайте их послушаем. (Слайд). (Данилов Никита и Елагина Полина) Глуха́рь — крупная птица из семейства фазановых, отряда курообразных. Названием «глухарь» птица обязана известной особенности токующего в брачный период самца утрачивать чуткость и бдительность, чем часто пользуются охотники. Глухарь окрашен в бурые, черные и темно-серые тона, с белыми пятнами на брюхе и на нижней стороне крыла, мощным светлым клювом. Летом питается травой, семенами, ягодами; зимой — хвоей сосны, почками осины и лиственницы. -А кто такой лебедь? (Слайд) -А про лебедей нам расскажут Мироненко Дима и Дубцова Катя (Слайд). Лебеди - это гордые птицы из семейства утиных. Лебеди – птицы долгоживущие, сообразительные и величественные Размах их крыльев достигает двух метров. Лебеди – перелётные птицы. У них очень развита летательная мускулатура , позволяющая им преодолевать тысячи километров на их ежегодных перелётах на юг и обратно. Лебедь по своей силе и красоте недаром назван царём птиц. Всё в нём прекрасно : и белое пушистое оперение , и чёрные глаза , и гибкая красивая шея . Особенно лебедь красив , когда он плавно и спокойно скользит между зелёных камней по тихой заводи лесного озера. (Дети выступают с сообщениями, рассматривание иллюстраций глухаря и лебедя.) |
4.Первичное чтение текста | 3-4 мин. | Чтение текста учителем и проверка высказанных предположений по содержанию (Слайд). (На слайде иллюстрация к сказке.) |
5.Беседа после первичного чтения текста | 2-3 мин. | Беседа по вопросам. -Ребята, подтвердились ли ваши предположения по содержанию текста? -А какие чувства вы испытывали, когда я читала это произведение? - Какой жанр этого произведения? (сказка) А почему вы решили, что это сказка? Докажите. - А какие бывают сказки? (народные и авторские) - А это какая сказка: народная или авторская? -Назовите действующих лиц в этой сказке? |
6.Повторное чтение по частям и анализ каждой части | 10 мин. | 1. Чтение первой части по цепочке и беседа по вопросам (Слайд). Учитель следит за чтением и исправляет речевые ошибки. Работа с планом (на доске вразнобой висят заголовки к плану). - Какими словами начинается сказка? (Давным-давно это было) -Какое сравнение приведено в первой части, чтобы показать, насколько холодной была зима? (Такая холодная, что все от холода замерзли) -Кто выжил после этой трудной зимы? (глухарь) -Как мы можем озаглавить эту часть? Выберете из всех заголовков подходящий (1. Холодная зима) (На доске вывешивается первый пункт плана) 2. Чтение второй части про себя. -А вторую часть вы прочитайте самостоятельно про себя, чтобы ответить на вопрос: «Как себя чувствовал глухарь, когда летел в дальние края?» (Слайд) -Почему глухарь собрался лететь в тёплые края? - К кому он обратился за помощью? - Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря? - Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде? (добрые, отзывчивые, внимательные, неравнодушные, благородные, умные, находчивые) -Как лебеди облегчили перелет глухарю? -Найдите описание красоты осеннего леса. Какая эта осень? Какую осень называют золотой? -Что кричали деревья вслед улетающим лебедям? (До свиданья, лебеди! До свиданья, белые! Счастливого пути! -Найдите в сказке выражение, слова, когда нам было очень тревожно, мы понимаем: глухарю очень трудно, он очень устал. (Летит он и едва-едва крыльями машет. Трудно ему.) -Как мы можем озаглавить эту часть? Выберете из всех подходящий заголовок. (2. Дальняя дорога.) 3. Чтение третьей части и ее пересказ. -Третью часть вам необходимо прочитать так, чтобы вы могли пересказать эту часть. (После прочтения учитель вызывает троих учащихся.) -Зачем лебедь подарил глухарю свои перышки? -Как можно озаглавить эту часть? (3. Белые перышки) |
7.Физкультминутка | 2 мин. | Дидактическая игра. -А теперь немного поиграем. Я буду читать предложение, если оно верное, то вы хлопаете в ладоши, а если неверное, то вы топаете ногами.
Гимнастика для глаз по тренажеру. (Слайд) |
8.Анализ произведения | 8-10 мин. | 1. Работа с иллюстрацией. -Рассмотрите иллюстрацию на стр.35 и расскажите своими словами, что вы видите? - Найдите и прочитайте в тексте отрывок, подходящий по содержанию к данной иллюстрации. -Сравните иллюстрацию и содержание отрывка, все ли совпадает? Или художник по-своему изобразил этот эпизод? 2. Моделирование. Работа в группах. (Учитель раздает файлы с заготовками модели обложки.) -Давайте с вами изобразим модель этой сказки. Разбейтесь по группам (5 групп). -Выберете подходящие фрагменты и приклейте их к листочку. -Кто справится с заданием, вывешивайте модель обложки на доску. Дети на листочках приклеивают заготовки (круг коричневого цвета, Русская народная сказка, «Белые перышки»). -Сверьте свои модели с экраном, все ли правильно сделали? (Слайд) |
9.Обобщающая беседа | 3 мин. | 1. Беседа по вопросам. -С каким произведением мы сегодня познакомились? -Назовите героев произведения. -Что в этой сказке правда, а что вымысел? 2. Формулировка идеи произведения. -Как вы думаете, дети, что хотел сказать автор произведения? - Чему учит сказка? (Эта сказка учит тому, что всегда нужно правильно рассчитывать свои силы.) -Сегодня мы поработали с народной сказкой. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить. |
10.Рефлексия | 1 мин. | -Что понравилось на уроке? (Слайд) -Что узнали нового? На доске заранее вывешены опорные слова, дети по очереди выходят и приклеивают солнышки к тем утверждениям, которые им подходят. На партах заранее лежат солнышки. -Каким был для вас урок? Познавательным Интересным Деловым Полезным Игровым -Выберете подходящее для вас утверждение и приклейте к нему солнышко. |
11.Информация о домашнем задании | 1-2 мин. | Домашнее задание на выбор (Слайд):
|
12.Подведение итогов урока | 1 мин. | Оценка учителем работы класса и отдельных учащихся. - Я очень рада, что многие из вас со всем справились! Молодцы! Желаю вам дальнейших успехов. - Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было приятно с вами работать! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению УМК "Начальная школа 21 века" Тема урока: В. Драгунский "Он живой и светится"
Цель урока: познакомить с рассказом В. Драгунского "Он живой и светится", развивать навык осознанного, выразительного чтения, способствовать развитию познавательного интереса, уменияработать в коллект...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-90198-1358005197.jpg)
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - русская народная сказка "Журавль и цапля"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-90198-1358005197.jpg)
Самоанализ открытого урока по литературному чтению УМК «Начальная школа XXI века» - В.Осеева "Сыновья"
Самоанализ открытого урока по литературному чтениюУМК «Начальная школа XXI века»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-877613-1650216203.jpg)
Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
Конспект урока и презентация по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368698-1387207219.jpg)
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-535684-1416584406.jpg)
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/29/picture-126854-1590760759.jpg)
Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
конспект урока с технологической картой...