Звукоподражание в рассказе Ю.И.Коваля «Соловьи»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: Создать условия для ознакомления со звукоподражанием в рассказе Ю.И.Коваля «Соловьи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_solovi.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема | Ю.И.Коваль «Соловьи» | |
Цель темы | Создать условия для ознакомления со звукоподражанием в рассказе Ю.И.Коваля «Соловьи» | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
Обучающиеся научатся: - определять звукоподражание в тексте. - познакомятся с биографией писателя | Личностные: - формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником. Познавательные: - выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания. Коммуникативные: - договариваться, приходить к общему решению; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - использовать в общении правила вежливости; - принимать другое мнение. | |
Тип урока | ОНЗ | |
Ресурсы | Система Л.В. Занкова Учебник Литературное чтение 3 кл., автор В.А. Свиридова, пособие к учебнику, презентация. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Вот и прозвенел звонок. Всех позвал он на урок. В первом классе сейчас труд, А в девятом химия. У второго пение, А у нас литературное чтение. | |
Актуализация знаний | -Что такое искусство? -Какие виды искусства вы знаете? -Какая может быть музыка, где она может встречаться? | |
Постановка целей и задач урока | УЗУ: Сообщить цели и задачи урока. УЗу: Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, я предлагаю вам отправиться в лес, но не обычный, а весенний. Поможет нам в этом художник Исаак Левитан. ПЗ: Посмотрите внимательно на картину. Ты будь внимателен, Ведь здесь Нас много ждет чудес: И трели птичьих голосов, И шум листвы родных лесов. - Что вы увидели? Удалось ли вам узнать голоса птиц? О какой птице мы сегодня будем читать, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд3) Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? - Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Ю.И. Коваля «Соловьи». | - Соловей |
Подготовка к восприятию | УЗУ: Познакомить учащихся с творчеством Ю.И. Коваля «Соловьи». УЗу: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля. ПЗ: Для этого послушайте его биографию. СУЗ: Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение. Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал. Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во время рассказа дети видят портрет писателя, обращаем внимание на выставку книг.) ИВ:- На какие темы писал рассказы Ю.И.Коваль? | - Ответы детей. |
Восприятие Осмысление Закрепление Подведение итогов Рефлексия | УЗ№1: Словарная работа. УЗУ: Снять речевые трудности в понимании текста произведения. УЗу: Перед чтением текста, давайте разберем трудные или незнакомые слова, которые нам встретятся. ПЗ: Прочитаем следующие слова и попробуем их объяснить СУЗ: почин – начало; язь – рыба из семейства карповых; соловьиные колена – куплеты соловьиного пения; юлиная стукотня – продолжительный стук; Соловьи передают меня из рук в руки, т.е. один другому. Прошёл автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру. приозёрный – то есть соловей, который живёт при озере или другими словами – рядом с озером. ОРД: Попробуйте объяснить значение слов. КВ: По правильности ответов детей. УЗ№2: Знакомство с текстом произведения (чтение учителем) УЗУ: Познакомить учащихся с произведением Ю.И.Коваля «Соловьи» УЗу: Сейчас мы с вами познакомимся с текстом произведения Ю.И.Коваля «Соловьи». ПЗ: Откройте учебник на стр. 55-57. СУЗ: Текст произведения. ОРД: Слушайте меня внимательно, следите вместе со мной за текстом. После прослушивания, я вам буду задавать вопросы. КВ: - Вам понравился рассказ? - Чем? - А о чём или о ком говорится в тексте? - Кто главные герои? - Почему так назван рассказ? ИВ: Вы очень внимательно за мной следили, молодцы! УЗ№ 1: «Работа по осмыслению содержания текста» УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение рассказа, подготовиться к анализу. УЗу: А сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного. ПЗ: Для этого прочитаем его первую часть и проведем беседу по содержанию произведения. СУЗ: Текст в учебнике. ОРД: Прочитайте про себя первую часть рассказа. КВ: Почему спешит автор рассказа? Прочитайте. - Что значит утренний клёв? - Что слышит Ю.И. по пути к озеру? - Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв. - А вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Если да, то расскажите где и когда. - Похоже описывает пение соловья писатель? - Как вы думаете, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро? - Хорошо, тогда скажите, что такое звукоподражание? ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков,производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминаюттакие звуки (напр., в русском языке "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так"). ПЗ: Прочитаем его самостоятельно. ОРД: Прочитайте вторую часть рассказа. СУЗ: Текст в учебнике. КВ: - Как автор описывает пение соловья, который спрятался в середине ольхи? Прочитайте. - Как вы понимаете эти строчки? - Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье? - Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей. «Дробь, раскат, колокольца» тоже можно услышать в пении соловья. Как вы это понимаете? - С чем ещё сравнил писатель соловьиную трель? - Почему Ю.И. употребил именно эти слова? - Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв? Какие строчки показывают это? Прочитайте. - Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал соловьёв, впечатление изменилось бы? А почему? КВ: По правильности ответов детей. ПЗ: Прочитаем его самостоятельно. ОРД: Прочитайте третью часть рассказа. СУЗ: Текст в учебнике. КВ: - В каком месяце происходит действие рассказа? Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это? - Прочитайте, как описывает автор пение приозёрного соловья? - Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьёв? - Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой? - Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами? - О каких бусах идёт речь в рассказе? - Почему, автор так отозвался о соловье: «Так холодом и ошпарит». - Да, и это впечатление усиливает глагол «ошпарит», так как обычно ошпарить можно чем-то горячим. А здесь глагол употребляется, чтобы подчеркнуть силу воздействия соловьиной трели на писателя. - Удалась ли рыбалка? - Почему вы решили, что лещ – большой? - А как называет приозёрного соловья автор? Почему? УЗ№1: «Работа над выразительным чтением рассказа» УЗУ: Обеспечить самостоятельное выразительное чтение рассказа. УЗу: А сейчас, вы будете читать рассказ выразительно. СУЗ: Текст в учебнике. КВ: - Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей? ОРД: - Постарайтесь передать голосом и реакцию автора: то удивление, то восхищение, то радость от того, что удалось услышать такие чарующие соловьиные трели. ИВ: Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось передать голосом соловьиные трели. – Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или иной предмет. Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и т. д. Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим содержанием, тем, что оно обозначает. Закончите предложения: * Сегодня на уроке я узнал ….. * Мне показалось интересным …. * Меня удивило….. * Я хочу похвалить …., за … | - В тексте описывается природа. - В тексте говорится о соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя, когда он шёл на рыбалку. - Главный герой – автор. -Рассказ назван так, потому что в нём говорится о соловьях. - Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет. - Он слышит, как поют в лесу соловьи. - «Пуль, пуль, пуль, пуль!» «Клы, клы, клы, клы, клы!» «Плен, плен, плен, плен!» - Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке. - Да. - Быстро. Так как будет больше похоже на пение птиц. - «… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца: пульканье, клыканье, пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня». - Писатель пытается передать соловьиную песню. - Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. - Песенка соловья звучит иногда как дробь и как раскат, т.е. звуки как бы посыпались, раскатились. - С летним громком и юлиной стукотнёй. - Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель сказал очень точно – громок. И что-то стучит, как юла, когда она кружится и падает. - «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д. - Впечатление изменилось бы. Если главный герой шёл бы медленно, то можно было бы уловить все звуки. А так, возможно, он не услышал всех звуков. - «А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая. - «А новый певец, приозёрный уже… » - Да, помогают. - В каждой паре слова отличаются одной буквой: пулькает-булькает, клыкает-клокает, пленькает-плинькает. - Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи. - Это новое сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала так, как будто по поверхности озера рассыпались бусы. - Он хотел подчеркнуть своё впечатление от соловьиного пения. Сердце сжимается, как будто от холода. -Да, писателю попался большой лещ. - Ю.И. называет его лещище. - Хрустальный Горошек. Это ещё одно яркое сравнение. - Быстро, звонко и певуче. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"
Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения. ...
Ю.Коваль Рассказы о природе
Подборка рассказов о природе Ю.Коваля для урока внеклассного чтения: "Букет", "В берёзах", "Стеклянный пруд", "Невидимка", "Эй", "Сковорода" и другие. Тексты рассказов можно распечатать для инди...
Ю.Коваль Рассказы о птицах
Подборка рассказов Ю.Коваля о птицах для уроков внеклассного чтения: "Грач", "Воздушный барашек", "Жеребчик", Бой зяблика" и другие....
Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).
Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация к уроку....
Житейская история в небольшом рассказе Ю.И.Коваля «Бабочка
Актуальность урока заключается в развитии умений учащихся принимать взвешенные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как критическое мышлен...
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»
Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс...
Лаборатория искусств. Формотворчество в прозе. Ю. Коваль Соловьи.
Научить применять предметные ЗУН в условиях решения учебных задач повышенной сложности....