Звукоподражание в рассказе Ю.И.Коваля «Соловьи»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цель: Создать условия для ознакомления со звукоподражанием в рассказе Ю.И.Коваля «Соловьи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_literaturnomu_chteniyu_solovi.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Ю.И.Коваль «Соловьи»

Цель темы

Создать условия для ознакомления со звукоподражанием в рассказе Ю.И.Коваля «Соловьи»

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Обучающиеся научатся:

- определять звукоподражание в тексте.

- познакомятся с биографией писателя

Личностные:

- формирование интереса к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; самостоятельно работать с учебником.

Познавательные:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания.

Коммуникативные:

- договариваться, приходить к общему решению;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- использовать в общении правила вежливости;

- принимать другое мнение.

Тип урока

ОНЗ

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Литературное чтение 3 кл., автор В.А. Свиридова, пособие к учебнику, презентация.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Вот и прозвенел звонок.

Всех позвал он на урок.

В первом классе сейчас труд,

А в девятом химия.

У второго пение,

А у нас литературное чтение.

Актуализация знаний

-Что такое искусство?

-Какие виды искусства вы знаете?

-Какая может быть музыка, где она может встречаться?

Постановка целей и задач урока

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока.

УЗу: Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, я предлагаю вам отправиться в лес, но не обычный, а весенний. Поможет нам в этом художник Исаак Левитан.

ПЗ: Посмотрите внимательно на картину.

Ты будь внимателен,

Ведь здесь

Нас много ждет чудес:

И трели птичьих голосов,

И шум листвы родных лесов.

- Что вы увидели? Удалось ли вам узнать голоса птиц? О какой птице мы сегодня будем читать, вы узнаете, отгадав загадку. (слайд3)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Ю.И. Коваля «Соловьи».

- Соловей

Подготовка к восприятию

УЗУ: Познакомить учащихся с творчеством Ю.И. Коваля «Соловьи».

УЗу: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Юрия Иосифовича Коваля.

ПЗ: Для этого послушайте его биографию.

СУЗ:

Родился Ю.И. в 1938 г. в семье служащего. Он окончил Московский педагогический институт им. Ленина. После института уехал в глухую деревню, где в школе не хватало учителей. И поэтому кроме своих предметов, русского языка и литературы, он вёл историю, географию, рисование и даже пение.

Первые литературные произведения рождались прямо на уроках. Он их называл «учебные рассказы», а сочинял их для детей, чтобы они лучше усвоили учебный материал.

Когда Ю.И. Коваль вернулся в Москву, он стал печатать свои произведения исключительно в детских изданиях – чаще в журнале «Мурзилка». Его рассказы читают и взрослые, и дети. (Во время рассказа дети видят портрет писателя, обращаем внимание на выставку книг.)

ИВ:- На какие темы писал рассказы Ю.И.Коваль?

- Ответы детей.

Восприятие

Осмысление

Закрепление

Подведение итогов

Рефлексия

УЗ№1: Словарная работа.

УЗУ: Снять речевые трудности в понимании текста произведения.

УЗу: Перед чтением текста, давайте разберем трудные или незнакомые слова, которые нам встретятся.

ПЗ: Прочитаем следующие слова и попробуем их объяснить

СУЗ:

почин – начало;

язь – рыба из семейства карповых;

соловьиные колена – куплеты соловьиного пения;

юлиная стукотня – продолжительный стук;

Соловьи передают меня из рук в руки, т.е. один другому. Прошёл автор мимо одного соловья, запел другой. И так всю дорогу к озеру.

приозёрный – то есть  соловей, который живёт при озере или другими словами –  рядом с озером.

ОРД: Попробуйте объяснить  значение слов.

КВ: По правильности ответов детей.

УЗ№2: Знакомство с текстом произведения (чтение учителем)

УЗУ: Познакомить учащихся с произведением Ю.И.Коваля «Соловьи»

УЗу: Сейчас мы с вами познакомимся с текстом произведения Ю.И.Коваля «Соловьи».

ПЗ: Откройте учебник на стр. 55-57.

СУЗ: Текст произведения.

ОРД: Слушайте меня внимательно, следите вместе со мной за текстом. После прослушивания, я вам буду задавать вопросы.

КВ:

- Вам понравился рассказ?

- Чем?

- А о чём или о ком говорится в тексте?

- Кто главные герои?

- Почему так назван рассказ?

ИВ: Вы очень внимательно за мной следили, молодцы!

УЗ№ 1: «Работа по осмыслению содержания текста»

УЗУ: Обеспечить самостоятельное чтение рассказа, подготовиться к анализу.

УЗу: А сейчас пришло время поработать над осознанием прочитанного.

ПЗ: Для этого прочитаем его первую часть и проведем беседу по содержанию произведения.

СУЗ: Текст в учебнике.

ОРД: Прочитайте про себя первую часть рассказа.

КВ: Почему спешит автор рассказа? Прочитайте.

- Что значит утренний клёв?

- Что слышит Ю.И. по пути к озеру?

- Прочитайте, какими словами писатель передаёт пение соловьёв.

- А вам когда-нибудь доводилось слышать соловья или пение другой птички? Если да, то расскажите где и когда.

- Похоже описывает пение соловья писатель?

- Как вы думаете, как нужно читать те строчки, которые являются звукоподражанием: медленно или быстро?

- Хорошо, тогда скажите, что такое звукоподражание?

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ -  условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков,производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминаюттакие звуки (напр., в русском языке "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так").

ПЗ: Прочитаем его самостоятельно.

ОРД: Прочитайте вторую часть рассказа.

СУЗ: Текст в учебнике.

КВ: - Как автор описывает пение соловья, который спрятался в середине ольхи? Прочитайте.

- Как вы понимаете эти строчки?

- Есть ли такие слова как пульканье, клыканье, пленьканье?

- Да, а выражение «соловьиные колена и кольца» означает переливы, которые издаёт соловей. «Дробь, раскат, колокольца» тоже можно услышать в пении соловья. Как вы это понимаете?

- С чем ещё сравнил писатель соловьиную трель?

- Почему Ю.И. употребил именно эти слова?

- Как вы думаете, Ю.И. восхищается пением соловьёв?   Какие строчки показывают это? Прочитайте.

- Если бы герой не бежал бы всё время, а просто стоял в лесу и слушал соловьёв, впечатление изменилось бы? А почему?

КВ: По правильности ответов детей.

ПЗ: Прочитаем его самостоятельно.

ОРД: Прочитайте третью часть рассказа.

СУЗ: Текст в учебнике.

КВ:

- В каком месяце происходит действие рассказа? Найдите в тексте предложение, которое может подсказать это?

- Прочитайте, как описывает автор пение приозёрного соловья?

- Помогают ли вам слова, придуманные автором, представить пение соловьёв?

- Посмотри, чем отличаются слова в каждой паре придуманных слов, записанных лесенкой?

- Как ты думаешь, зачем писатель пользуется такими парами?

- О каких бусах идёт речь в рассказе?

- Почему, автор так отозвался о соловье: «Так холодом и ошпарит».

- Да, и это впечатление усиливает глагол «ошпарит», так как обычно ошпарить можно чем-то горячим. А здесь глагол употребляется, чтобы подчеркнуть силу воздействия соловьиной трели на писателя.

- Удалась ли рыбалка?

- Почему вы решили, что лещ – большой?

- А как называет приозёрного соловья автор? Почему?

УЗ№1: «Работа над выразительным чтением рассказа»

УЗУ: Обеспечить самостоятельное выразительное чтение рассказа.

УЗу: А сейчас, вы будете читать рассказ выразительно.

СУЗ: Текст в учебнике.

КВ:

- Как вы будете читать звуки, которые издаёт соловей?

ОРД: - Постарайтесь передать голосом и реакцию автора: то удивление, то восхищение, то радость от того, что удалось услышать такие чарующие соловьиные трели.

ИВ: Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось передать голосом соловьиные трели.

– Юрий Коваль создал необыкновенный по красоте текст, поскольку слово для него – это не просто то, что обозначает тот или иной предмет. Слово – это то, что, соединяясь с другими словами, может быть свежим и шершавым, гладким и звенящим, мокрым и вязким и т. д. Слово – это то, что может воздействовать на читателя своей формой, содержащейся в нем энергией звуков, а не только своим содержанием, тем, что оно обозначает.

Закончите предложения:

        * Сегодня на уроке я узнал …..

        * Мне показалось интересным ….

        * Меня удивило…..

        * Я хочу похвалить …., за …

- В тексте описывается природа.

- В тексте говорится о соловьях, которые сопровождали своим пением главного героя, когда он шёл на рыбалку.

- Главный герой – автор.

-Рассказ назван так, потому что в нём говорится о соловьях.

- Утром рыба ловится лучше. Днём, в жару рыба клевать уже не будет.

- Он слышит, как поют в лесу соловьи.

- «Пуль, пуль, пуль, пуль!»

«Клы, клы, клы, клы, клы!»

«Плен, плен, плен, плен!»

- Мне доводилось слышать пение соловья летом у бабушки в деревне. А я слышал пение птички в парке.

- Да.

- Быстро. Так как будет больше похоже на пение птиц.

- «… и летят мне вдогонку соловьиные колена и кольца: пульканье, клыканье, пленьканье, дробь, раскат, колокольца, летний громок, и юлиная стукотня».

- Писатель пытается передать соловьиную песню.

- Нет, их придумал автор, чтобы описать соловьиную трель.

- Песенка соловья звучит иногда как дробь и как раскат, т.е. звуки как бы посыпались, раскатились.

- С летним громком и юлиной стукотнёй.

- Наверное он хотел показать, что иногда в пении соловья слышится небольшой гром, писатель  сказал очень точно – громок. И что-то стучит, как юла, когда она кружится и падает.

- «Да что же это – голова крýгом! Впереди – пульканье, сзади – клыканье!» И т.д.

- Впечатление изменилось бы. Если главный герой шёл бы медленно, то можно было бы уловить все звуки. А так, возможно, он не услышал всех звуков.

- «А черёмуха цветёт, осыпается на чёрную дорогу… » Черёмуха цветёт в середине мая.

- «А новый певец, приозёрный уже… »

- Да, помогают.

- В каждой паре слова отличаются одной буквой:

пулькает-булькает,

клыкает-клокает,

пленькает-плинькает.

- Чтобы лучше передать разнообразные звуки, которые издают при пении соловьи.

- Это новое сравнение, которое придумал автор, чтобы описать соловьиную трель. Она прозвучала так, как будто по поверхности озера рассыпались бусы.

- Он хотел подчеркнуть своё впечатление от соловьиного пения. Сердце сжимается, как будто от холода.

-Да, писателю попался большой лещ.

- Ю.И. называет его лещище.

- Хрустальный Горошек. Это ещё одно яркое сравнение.

- Быстро, звонко и певуче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 1 классе "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"

Урок проводится в 1 классе в 4 четверти. Тема "Рассказы о животных. Ю. Коваль "Бабочка"Цели и задачи:1. Организовать деятельность детей по отработке правильности и выразительности чтения.  ...

Ю.Коваль Рассказы о природе

Подборка рассказов о природе Ю.Коваля для урока внеклассного чтения: "Букет", "В берёзах", "Стеклянный пруд", "Невидимка", "Эй", "Сковорода" и другие. Тексты рассказов можно распечатать для инди...

Ю.Коваль Рассказы о птицах

Подборка рассказов Ю.Коваля о птицах для уроков внеклассного чтения: "Грач", "Воздушный барашек", "Жеребчик", Бой зяблика" и другие....

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Житейская история в небольшом рассказе Ю.И.Коваля «Бабочка

          Актуальность урока заключается в развитии умений учащихся принимать взвешенные решения, в развитии таких базовых качеств личности, как критическое мышлен...

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника»

Урок внеклассного чтения по рассказу Юрия Коваля «Дик и черника». 2 класс...

Лаборатория искусств. Формотворчество в прозе. Ю. Коваль Соловьи.

Научить применять предметные ЗУН в условиях решения учебных задач повышенной сложности....