Литературное чтение М.М. Зощенко "Золотые слова"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и правильной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._chtenie_3_klass.docx | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Ф.И.О. учителя: Сысоева Татьяна Викторовна Дата: Школа:МБОУ СОШ№5 г. Грязи Класс: 3 |
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» .
Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; развитие умения анализировать художественное произведение; формирование навыка беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты:
Предметные:уметь выразительно и осознанно читать, ставить вопросы и находить в тексте ответы на вопросы, передавать свои мысли и чувства.
Личностные: высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами; понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; объяснять свое мнение.
Тип урока: «Открытие» нового знания
Оборудование: УМК «ШР» учебник Литературное чтение: 3 кл.: Учебник:в 2ч./Л.Ф Климанова, В.Г Горецкий М.:Просвещение/Учебник,2017.-Ч.2.; презентация, раздаточный материал
Этап урока | Время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределение к деятельности Психологический настрой, организация урока. Словесный: слово учителя Психологический настрой. | 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Каждый урок должен начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда на протяжении всего занятия дела будут идти хорошо и всё будет получаться. - Сделайте хлопок, если вы пришли на урок с хорошим настроением. - Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится! - Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок. | Приветствуют учителя. Психологически готовятся на урок. Слушают учителя. | Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический: артикуляционная разминка | 5 мин. | Фронтальная форма работы -На доске записаны два слова: Этика, этикет. -Что общего у этих слов? -Кто сможет дать объяснения эти словам? -У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения. /Ученик находит слова и читает объяснение./ Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. -Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? -Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом В. Осеевой, который называется «Навестила» После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся – воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте. /У каждого на парте лежит текст. Дети читают жужжащим чтением./ -Муся – воспитанный человек? -Кого же можно назвать воспитанным человеком? На экране появляется портрет писателя./ -Знаете ли вы, этого человека? -Что вы о нём знаете? | Это однокоренные слова. Высказывают свои предположения Человек, который следует правилам этика – это воспитанный человек. Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся – невоспитанный человек. Человек с хорошими манерами не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. Да, нет. Рассказывают, что знают. | Р.: принятие и сохранение учебной задачи, сличение с образцом, оценка работы К.: построение монологического высказывания; развитие речи |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа Фронтальный опрос | 4 мин. | - Тема нашего урока будет звучать «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова». - Какие цели мы с вами поставим? - Замечательно! | Тема нашего урока: «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова» - Познакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомиться с рассказом «Золотые слова». | К.: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р.: принятие и сохранение учебной задачи, П.: установление причинно-следственных связей, анализ объекты с целью выделения общих признаков, подведение под понятие. |
IV. «Открытие» детьми нового знания Словесный: слово об авторе Первоначальное знакомство с текстом. Словесный: анализ текса Практический: заполнение рабочего листа. | 8 мин. | Фронтальная форма работы Михаил Михайлович Зощенко(1894 – 1958 гг.). Родился писатель в семье художника. Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война – гражданская – позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко. -Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? /Если учащиеся знают, то говорят, если нет читают информацию на слайде./ -Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. -Какие произведения М.Зощенко вы читали? -Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем – сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. - Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя. - Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? -Какие слова могут считаться «золотыми»? -Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? -Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»? Парная форма работы - Сейчас вы поработаете в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают. Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами.
-Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. - Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова. Словарная работа. /На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./ Прельщала – стала заманчивой, приятной. (Во–первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.) Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший – отравился угаром. Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. (В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….) Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. /У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах. | Слушают учителя Перечисляют произведения. Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные. У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться. | П.: осуществляют сравнение и анализ, классификацию слов по самостоятельно определенным Р.:осознают и принимают К.: обмениваются мнениями; умеют слушать друг Л.: определение границ собственного знания и незнания |
V. Первичное закрепление Практический: выборочное чтение, выразительное чтение. Анализ выразительного чтения. | 5 мин. | Чтение с остановками.Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) -От чего имени ведётся рассказ? -Почему дети любили ужинать со взрослыми? Свои ответы дети подтверждают словами из текста. -Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? -Как наказал отец Миньку и Лёлю? -Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Лексическая работа. -Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. /Работа в группах по 4 человека. Дети советуются и дают объяснение./ Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение 2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) -Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? -Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? -Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. -Как изменилось поведение Лёли и Миньки? -Почему это произошло? -Как вы думаете, чем закончится рассказ? Чтение рассказа до конца. - Почему папа назвал их поведение глупым? | Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора. Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд. | К: выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
VI. Самостоятельная работа в парах Практический : выразительное чтение. | 5 мин. | Индивидуальная форма работы -Выполните тест. (На карточках)Дети работают самостоятельно. Проверка. Ответы на вопросы, является подготовкой для следующего этапа работы. | К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками, согласованно выполнять совместную деятельность | |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа | 8 мин. | Групповая форма работы
План: Помилование и папины условия. Папин совет или Золотые слова. Ужин со взрослыми. Плохое воспитание или История о пожарном. Наказание. Заключение или Золотые слова жизни. Главное преступление или случай с маслом в чае. Беседа о смысле выражения «золотые слова». -Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? -Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». -Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа? -В чем она заключается? -Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? -Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. -Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом. | Отвечают на вопросы и заполняют рабочий лис.. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.). Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений. | К.: построение речевых высказываний П.: восприятие информации. Р.: принимать и сохранять задачу |
VIII. Рефлексия Словесный: беседа | 3 мин. | - Какая тема нашего урока была? - Достигли ли мы поставленной цели? - Оцените свою работу. На слайде выберите фразу и продолжите её. (Сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…я попробую…меня удивило…) - Спасибо за урок. | Тема нашего урока: «Михаил Михайлович Зощенко. Золотые слова» - Познакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Познакомиться с рассказом «Золотые слова». Оценивают и анализируют свою деятельность. | Л: умение ставить оценку собственной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"
УМК "Гармония"3 класс...
Литературное чтение. Валентина Осеева "Волшебное слово", 3 класс, УМК "Гармония"
Урок литературного чтения по учебнику О. В Кубасовой с использованием презентации. 3 класс. Тема: В. Осеева "Волшебное слово".Цель: обогащение умственного потенциала детей путём целенаправленного форм...
Урок по литературному чтению Л. Пантелеев "Честное слово" для 3 класса.
Урок по литературному чтению Л.Пантелеев "Честное слово" для 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"...
Урок по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово" 3 класс
Конспект урока, презентация, текст- приложение...
Урок литературного чтения 2 класс "Волшебное слово"
"Волшебное слово" урок литературного чтения по программе "Школа России"...
Урок литературного чтения " К.Бальмонт "Золотое слово"
Представлена технологическая карта урока...