Конспект урока по литературному чтению В. Осеева "Волшебное слово"
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: В. Осеева «Волшебное слово»
УМК «Гармония» 3 класс
Цели:
- познакомить с произведением русской писательницы В. Осеевой «Волшебное слово», биографией писательницы; закреплять умение работать с текстом, подтверждать ответ отрывками из текста;
- способствовать развитию концентрации внимания и через организацию учебного диалога способствовать активизации словарного запаса; развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;
- через содержание языкового материала воспитывать нравственные качества, вежливость, уважение к старшим; интерес к писателям и произведениям русской литературы.
Оборудование: О.В. Кубасова «Литературное чтение 3 класс» часть 2; рабочая тетрадь, презентация, плакаты с пословицами.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажем вам:
«Будет интересно!»
2. Подготовка учащихся к осознанному усвоению нового материала.
- Ребята, с каким разделом мы с вами начали знакомиться на прошлом уроке? (Ежели вы вежливы)
О чем этот раздел, как вы думаете? (О вежливости, о вежливом отношении к людям)
-Верно, молодцы!
Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями этого раздела.
3. Работа по теме урока
1) Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, когда вы слышите слова «вежливость» что вам представляется? Как вы понимаете значение этого слова? (ответы детей)
Сегодня на уроке мы продолжим говорить о вежливости и познакомимся с произведением русской писательницы Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово» (слайд).
Слушайте внимательно и запоминайте для того, чтобы в конце урока ответить на вопросы викторины.
2) Справка об авторе.
- Осеева – Хмелёва (настоящая фамилия) Валентина Александровна родилась 15 апреля в г. Киеве (слайд).
В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой.
Но, к сожалению, мечта не сбылась, но Валентина Александровна стала работать с беспризорными детьми и малолетними правонарушителями, помогая им.
В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы и ставила их вместе с детьми, любила придумывать игры, увлекалась ими не меньше самих ребят.
Валентина Осеева написала много интересных и замечательных стихов, сказок и рассказов для детей (слайды): «Рыжий кот», «Волшебное слово», «Мой товарищ», «Простое дело», «Синие листья».
Валентине Осеевой даже была присуждена Государственная премия СССР за произведение «Васек Трубачев и его товарищи».
«Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной» - такой запомнил писатель Анатолий Алексин Валентину Осееву.
- Сегодня мы с вами тоже познакомимся с одним из интересных рассказов этой замечательной писательницы, который называется «Волшебное слово» (слайд).
3) Первичное восприятие (чтение учителем)
- Ребята, когда вы слышите слова «волшебник», «волшебное», что вы представляете? (ответы учащихся).
- Как вы понимаете значение этих слов?
- Я вам прочитаю часть рассказа «Волшебное слово», а вы внимательно послушаете и ответите на вопрос: как можно назвать эту часть рассказа? (Чтение рассказа учителем, учащиеся внимательно слушают учителя).
4) Работа по содержанию I части
- Какое название вы бы дали этой части рассказа? (Встреча со старичком, Павлик узнал волшебное слово)
- Каким мы видим Павлика в первой части рассказа? Как он разговаривает с окружающими. Найдите ответ в тексте. (Ответы детей)
(На доске появляются слова: красное сердитое лицо, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды).
- Каким предстает перед нами Павлик? Нравится ли он вам? Кому можно посочувствовать: Лене, бабушке или Павлику? (Нет, старику)
- Но у этого рассказа есть продолжение. Как вам кажется, что произойдет дальше? (ответы детей)
-Давайте выясним правы ли вы и прочитаем вторую часть рассказа.
5) Вторичное восприятие (чтение учащимися).
Откройте учебник на странице 170. Читаем по одному предложению по цепочке, начиная с первого ряда, следите внимательно и прочитывайте каждое предложение про себя.
6. Работа по содержанию II части
- Ребята, как подействовали на окружающих, на Лену, бабушку и брата слова Павлика, найдите эти строчки в тексте. («Лена широко раскрыла глаза…», «Бабушка выпрямилась…», «За столом все сразу замолчали…», «Брат громко засмеялся…»)
- Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебные слова? (хорошим, радостным)
- Изменился ли Павлик после того, как стал говорить волшебное слово? Что с ним хорошего произошло? (ответы детей)
Как вы думаете, можно ли назвать старичка волшебником? Почему? Что он волшебного сделал? (Старичок был очень мудрым человеком. Он знал тайну доброго отношения к людям, открыл эту маленькую тайну Павлику, чтобы тот сумел достойно прожить жизнь)
- Молодцы! Действительно, старика можно назвать волшебником, ведь он помог Павлику измениться, стать вежливее, добрее к близким людям.
- Ребята, в жизни очень важно быть вежливым и стараться как можно чаще говорить людям волшебные слова.
- А какие волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Подумайте, какая пословица подходит к этому рассказу: Доброе слово путь к сердцу открывает и Вежливость украшает человека. (на доске) (Обе пословицы подходят, потому что доброе слово, сказанное человеку помогает, это мы увидели, когда Павлик просил у Лены краски, у бабушки пирожок, у брата – покататься, а вежливость важна для человека и украшает его)
4. Закрепление нового материала.
- Сегодня мы познакомились с еще одним произведением из раздела «Ежели вы вежливы» и узнали, что вежливость украшает человека, помогает ему и что волшебные слова приятны всем.
- А сейчас для того, чтобы проверить, как вы запомнили материал урока давайте проведем викторину, я задаю вопрос, а вы на него отвечаете (слайды).
5. Итог урока
- Ребята, с каким произведением познакомились сегодня на уроке? («Волшебное слово»)
- Понравилось ли вам это произведение? Что в этом рассказе можно назвать волшебным? Какие еще волшебные слова вы знаете? (ответы детей)
- Приведите примеры из своей жизни, когда вежливость помогала, а грубость мешала добиться чего-либо.
6. Домашнее задание
Прочитать рассказ, вопрос 5 с 172
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/06/picture-214830-1375800570.jpg)
Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень
Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268274-1371649775.jpg)
Конспект урока по литературному чтению "В.А. Осеева Волшебное слово».
Конспект урока сопровождается презентацией для интерактивной доски "Волшебное слово"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-973980-1541262167.jpg)
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2
Конспект урока по литературному чтению«Волшебное слово» В.А.Осеевой УМК «Школа России» Урок 2. Цель урока : обучение анализу текста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/09/picture-1197576-1575913326.jpg)
Конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу"
План-конспект урока по литературному чтению (период обучения грамоте) 1 класс "Чтение слов с буквой Ч. Орфограмма ча-чу" УМК "Школа России"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-1170976-1570277705.jpg)
Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")
Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/14/picture-1102426-1547495214.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: «Чтение слов и предложений на Ща-Щу»
Эскиз оформления тетради:02 февраляКлассная работаПравило: «ча-ща пиши с буквой, ачу-щу пиши с буквой у» Ф.И.О. Вахеркина Маргарита ГригорьевнаПредмет: Литературное чтениеКласс:...
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Чтение слогов и слов с буквой ж
Конспект урока по литературному чтению для 1 класса про программе "Школа России"...