КТП Речь и коммуникация 2й класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Планирование по Речь и коммуникация 2й класс в школе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_2a.docx | 48.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ №172 От 31 августа 2021г. Директор ___________/Дюг С.А./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /Вдовенкова И.В./ «31» августа 2021г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на заседании МО «31» августа 2021г. _______________ Мартыненкова Л.В. |
Рабочая программа учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся
2 «А» класса
на 2021/2022 учебный год
Программу составила:
Катасонова Ю.С.
учитель начальных классов
первая категория
г. Смоленск
2021г.
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе: (выбрать нужное)
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цели:
Формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, умения пользоваться в процессе социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Задачи
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование умения употреблять слова и выражения: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет», «мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить», «стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение умению делить слова на слоги
- обучение правильной посадке при письме;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно-развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
- воспитывать умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета:
Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают основными средствами социального взаимодействия только с помощью взрослого при использовании специальных методов и приемов обучения, дидактических средств в практически значимых для обучающихся в практических ситуациях. Результатом продуктивного взаимодействия является способность ребенка проявлять и удерживать интерес к собеседнику, находить способы продолжения общения в разных ситуациях.
Учебный предмет включает 4 темы:
- «чтение» телесных и мимических движений.
- «чтение» изображений на картинках и пиктограммах.
- аудиальное чтение.
- глобальное «чтение».
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1.Горбацевич А.Д. Коноплева М.А. Речевая практика. Учебник для ОО реализующих ФГОС образования с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
2. Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1,2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
3. Комарова С. В. Речевая практика. 1 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
Основные направления коррекционной работы:
- Коррекция переключаемости и распределения внимания.
- Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.
- Коррекция слухового и зрительного восприятия.
- Коррекция произвольного внимания.
- Коррекция мышц мелкой моторики.
- Развитие самостоятельности, аккуратности
Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «А» классе.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные:
-Развитие навыков эффективной коммуникации на всех уровнях жизнедеятельности обучающихся (домашняя среда, общение со сверстниками, общение за пределами дома и школы, взаимодействие с персоналом учреждения);
-Развитие абстрактного мышления и символической деятельности способствуют пониманию и вербальной (звуковой) речи;
- Повышение уровня социализации обучающегося;
Предметные результаты:
-Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
-Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
-Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
-Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
-Использование доступных жестов для передачи сообщения
-Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
-Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
-Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
-Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
-передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Основное содержание
Коммуникация
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника.
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом, предложением).
Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением).
Выражение своих желаний звуком (словом, предложением).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением).
Ответы на вопросы словом (предложением).
Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Понимание простых по звуковому составу слов.
Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
Понимание слов, обозначающих предмет.
Понимание обобщающих понятий.
Понимание слов, обозначающих действия предмета.
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма)
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Называние собственного имени.
Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) слов, обозначающих предмет.
Называние (употребление) обобщающих понятий.
Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Чтение и письмо
Узнавание (различение) образов графем (букв).
Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).
Узнавание звука в слоге (слове).
Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).
Называние буквы.
Чтение слога (слова).
Написание буквы (слога).
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 2021/2022 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Катасонова Ю.С. 4ч в неделю; 136(131)ч за год
Количество часов: 62ч на первое полугодие 74ч (69ч) на второе полугодие
Всего 62ч., в неделю 4 ч. Всего 69 ч., в неделю 4 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программеспециальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Аксёнова А. К., Комарова С. В., Шишкова М. И. Букварь. 1 класс. В 2 частях. Часть 1,2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями).
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть – 34 часа | |||||
1 | Выполнение заданий по словесной инструкции: Сядь за парту, положи книгу на парту, возьми карандаш. | 1 | 01.09 | ||
2 | Различение звуков окружающей действительности (шуршание листьев, звуки звонков). | 1 | 02.09 | ||
3 | Ознакомление с шаблонами простой конфигурации, их соотнесение с предметами окружающей действительности. | 1 | 06.09 | ||
4 | Обводка по шаблону круга в воздухе, на доске, на парте | 1 | 07.09 | ||
5 | Экскурсия в природу. | 1 | 08.09 | ||
6 | Кто и как подаёт голос. | 1 | 09.09 | ||
7 | Обводка по шаблону квадрата в воздухе, на доске, на парте. | 1 | 13.09 | ||
8 | Рисование в альбоме круга по шаблону, штриховка. | 1 | 14.09 | ||
9 | Чтение коротких стихотворений, где обыгрываются голоса животных. | 1 | 15.09 | ||
10 | Рисование в альбоме квадрата по шаблону, штриховка. | 1 | 16.09 | ||
11 | Игры детей с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи. | 1 | 20.09 | ||
12 | Рисование в альбоме треугольника по шаблону, штриховка. | 1 | 21.09 | ||
13 | Сказка «Колобок». | 1 | 22.09 | ||
14 | Составление сказки «Колобок» по картинкам. | 1 | 23.09 | ||
15 | Конструирование из геометрических фигур. | 1 | 27.09 | ||
16 | Выделение первого звука в слове. | 1 | 28.09 | ||
17 | Раскрашивание штриховкой в различных направлениях. | 1 | 29.09 | ||
18 | Гласный звук. Выделение гласного звука. | 1 | 30.09 | ||
19 | Рисование в альбоме композиции из двух фигур по шаблонам с помощью учителя. | 1 | 04.10 | ||
20 | Сказка «Теремок». Составление сказки «Теремок» по картинкам. | 1 | 05.10 | ||
21 | Звуки согласные. Выделение согласного звука в словах. | 1 | 06.10 | ||
22 | Выделение согласного звука в словах. | 1 | 07.10 | ||
23 | Рисование геометрических фигур по клеткам. | 1 | 11.10 | ||
24 | Звук и буква А. Выделение звука [а] в разных частях слова | 1 | 12.10 | ||
25 | Конструирование буквы А. | 1 | 13.10 | ||
26 | Написание буквы А. | 1 | 14.10 | ||
27 | Звук и буква У. Выделение звука [у] в разных частях слова. | 1 | 18.10 | ||
28 | Конструирование буквы У. | 1 | 19.10 | ||
29 | Написание буквы У. | 1 | 20.10 | ||
30 | Узнавание, конструирование, печать букв А, У. | 1 | 21.10 | ||
31 | Чтение слов ау - уа. | 1 | 25.10 | ||
32 | Звук и буква О. Выделение звука [о] в разных частях слова. | 1 | 26.10 | ||
33 | Написание буквы О. | 1 | 27.10 | ||
34 | Узнавание, конструирование, печать букв А, У, О. | 1 | 28.10 | ||
II четверть – 28 часов | |||||
35 | Понятие слово, предложение. Условно-графическая схема слова, предложения. | 1 | 08.11 | ||
36 | Составление предложения по картинке. | 1 | 09.11 | ||
37 | Звук и буква М. Выделение звука [м] в словах. | 1 | 10.11 | ||
38 | Конструирование буквы М. | 1 | 11.11 | ||
39 | Чтение слогов с буквой М | 1 | 15.11 | ||
40 | Написание буквы М. | 1 | 16.11 | ||
41 | Звук и буква С. Выделение звука [с] в словах. | 1 | 17.11 | ||
42 | Чтение, составление слогов с буквой С. | 1 | 18.11 | ||
43 | Конструирование буквы С. | 1 | 22.11 | ||
44 | Написание буквы С. | 1 | 23.11 | ||
45 | Звук и буква Х. Выделение звука [х] в разных частях слова. | 1 | 24.11 | ||
46 | Конструирование буквы Х. | 1 | 25.11 | ||
47 | Чтение, составление слогов с буквой Х | 1 | 29.11 | ||
48 | Написание буквы Х | 1 | 30.11 | ||
49 | Звук и буква Ш. Выделение звука [ш] в разных частях слова. | 1 | 01.12 | ||
50 | Чтение слогов с буквой Ш | 1 | 02.12 | ||
51 | Дифференциация звуков с – ш. | 1 | 06.12 | ||
52 | Конструирование буквы Ш | 1 | 07.12 | ||
53 | Написание буквы Ш. | 1 | 08.12 | ||
54 | Звук и буква Л. Выделение звука [л] в разных частях слова. | 1 | 09.12 | ||
55 | Обратные и прямые открытые слоги и слова с буквой Л | 1 | 13.12 | ||
56 | Чтение слогов и слов с буквой Л | 1 | 14.12 | ||
57 | Написание буквы Л. | 1 | 15.12 | ||
58 | Составление и чтение слов, состоящих из одного закрытого слога «сом, лом, мал». | 1 | 16.12 | ||
59 | Чтение слов, предложений, коротких текстов. | 1 | 20.12 | ||
60 | Узнавание и нахождение изученных букв. | 1 | 21.12 | ||
61 62 | Написание изученных букв. | 1 1 | 22.12 23.12 | ||
III четверть – 40 ч (39ч - -1ч - 8.03.) | |||||
63 | Составление сказки «Репка» по картинке. Подбор слов к картинкам. | 1 | 10.01 | ||
64 65 | Чтение слогов и слов с изученными буквами. Написание изученных букв. | 1 1 | 11.01 12.01 | ||
66 | Называние и сопоставление картинки и слова. | 1 | 13.01 | ||
67 | Составление предложений по картинке (2 – 3 слова). | 1 | 17.01 | ||
68 | Звук и буква Н. Выделение звука [н] в разных частях слова. | 1 | 18.01 | ||
69 | Конструирование буквы Н | 1 | 19.01 | ||
70 | Написание буквы Н. | 1 | 20.01 | ||
71 | Чтение слогов и слов с буквой Н | 1 | 24.01 | ||
72 | Написание буквы Н. | 1 | 25.01 | ||
73 | Звук и буква Ы. Выделение звука [ы] в разных частях слова. | 1 | 26.01 | ||
74 | Конструирование буквы Ы. | 1 | 27.01 | ||
75 | Написание буквы ы. | 1 | 31.01 | ||
76 77 | Чтение слогов и слов с буквой ы. | 1 1 | 01.02 02.02 | ||
78 | Звук и буква Р. Выделение звука [р] в разных частях слова. | 1 | 03.02 | ||
79 | Конструирование буквы Р | 1 | 07.02 | ||
80 | Написание буквы Р | 1 | 08.02 | ||
81 | Чтение слогов и слов буквой Р | 1 | 09.02 | ||
82 83 | Различение звуков р – л. Упражнения в чтении слогов и слов с буквами р – л. | 1 1 | 10.02 14.02 | ||
84 | Предложения со словами, содержащими букву Р. | 1 | 15.02 | ||
85 | Звук и буква К. Выделение звука [к] в разных частях слова. | 1 | 16.02 | ||
86 | Конструирование буквы К | 1 | 17.02 | ||
87 | Написание буквы К | 1 | 28.02 | ||
88 | Чтение слогов и слов с буквой К | 1 | 01.03 | ||
89 90 | Узнавание и нахождение изученных букв. | 1 1 | 02.03 03.03 | ||
91 92 | Чтение слов, предложений, коротких текстов. | 1 (-1) | 05.03 08.03 | ||
93 94 | Составление предложений по картинкам (3-4 слова) | 1 1 | 09.03 10.03 | ||
95 96 | Разучивание чистоговорок с голоса учителя. | 1 1 | 14.03 15.03 | ||
97 98 | Конструирование изученных букв. | 1 1 | 16.03 17.03 | ||
99 100 | Написание слогов, слов с изученными буквами. | 1 1 | 21.03 22.03 | ||
101 102 | Нахождение изученных букв в зашумлённом изображении | 1 1 | 23.03 24.03 | ||
IV четверть – 34ч (30ч - -4ч -02.05, 03.05, 09.05, 10.05) | |||||
103 | Сказка «Под грибком» А. Сутеева. Составление сказки по картинкам. | 1 | 04.04 | ||
104 | Узнавание и нахождение изученных букв. | 1 | 05.04 | ||
105 | Звук и буква П. Выделение звука [п] в разных частях слова. | 1 | 06.04 | ||
106 | Конструирование буквы П | 1 | 07.04 | ||
107 | Чтение слогов и слов с буквой П | 1 | 11.04. | ||
108 | Написание буквы П. | 1 | 12.04. | ||
109 | Работа по картинкам. Чтение слов. | 1 | 13.04 | ||
110 | Составление предложений по теме «Домашние животные» | 1 | 14.04 | ||
111 112 | Написание слогов, слов с изученными буквами. | 1 1 | 18.04. 19.04. | ||
113 114 | Выборочное чтение слов, соотнесение слов с картинкой. | 1 1 | 20.04. 21.04 | ||
115 116 | Разучивание чистоговорок с голоса учителя. | 1 1 | 25.04 26.04 | ||
117 | Звук и буква И. Выделение звука [и] в разных частях слова. | 1 | 27.04 | ||
118 | Конструирование буквы И | 1 | 28.04 | ||
119 120 121 | Написание буквы И | 3 (-2) | 02.05 03.05 04.05 | ||
122 | Чтение слогов и слов с буквой И | 1 | 05.05 | ||
123 124 125 | Чтение и письмо слов с пройденными буквами. | 3 (-1) | 09.05 10.05 11.05 | ||
126 | Составление предложений по теме «Дикие животные» | 1 | 12.05 | ||
127 | Звук и буква З. Выделение звука [з] в разных частях слова. | 1 | 16.05 | ||
128 | Конструирование буквы З | 1 | 17.05 | ||
129 | Дифференциация звуков з и с. Упражнения в чтении слогов и слов с буквами з – с. | 1 | 18.05 | ||
130 | Написание буквы З | 1 | 19.05 | ||
131 | Чтение слогов и слов с буквой З | 1 | 23.05 | ||
132 | Составление предложений по теме «Мебель» | 1 | 24.05 | ||
133 | Нахождение изученных букв в зашумлённом изображении | 1 | 25.05 | ||
134 | Выборочное чтение слов, соотнесение слов с картинкой. | 1 | 26.05 | ||
135 136 | Разучивание чистоговорок с голоса учителя. | 1 1 | 30.05 31.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:
- уроки раздела III четверти «Чтение слов, предложений, коротких текстов» вместо 2-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;
- уроки раздела IV четверти «Написание буквы И» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов;
- уроки раздела IV четверти «Чтение и письмо слов с пройденными буквами» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету "Речь и коммуникация" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 3 класс
КТП по предмету :"Речь и альтернативная коммуникация " 3 класс...
КТП Речь и коммуникация 3й класс
КТП Речь и коммуникация 3й класс школа 8 вида...