КТП Альтернативная коммуникация 3й класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс)
Планирорвание Альтернативная коммуникация 3й класс школа 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10._alt_kommunikats.docx | 530.12 КБ |
Предварительный просмотр:
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Настоящая программа создана согласно ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации»; на основании нормативно-правовых документов РФ, регламентирующих деятельность образовательных учреждений в области коррекционного образования.
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080
Цели и задачи, решаемые при реализации программы
Цель – формирование умения обучающихся использовать доступные средства поддерживающей коммуникации в различных жизненных ситуациях, для объяснения своих потребностей, желаний и выражения себя.
Задачи курса:
- Формирование умения сообщать о своих потребностях, желаниях, а также выражать себя с помощью вербальных и невербальных средств коммуникации;
- Формирование умений пользоваться мимикой, жестами, функциональными словами, изображениями, фотографиями, пиктограммами, для объяснения своих потребностей и желаний
- Формирование пассивного словаря понятий, объясняющих основные действия
- Формирование умения ориентироваться в схеме собственного тела;
- Формирование и поддержание у учащихся интереса к общению;
- Формирование умений использовать разные средства коммуникации, доступные индивидуальным возможностям учащихся;
- Обучение отражению эмоций с помощью различных средств коммуникации;
- Формирование потребности в сопереживании;
- Формирование адекватного ситуации поведения ребенка в окружающей среде, необходимых умений и навыков социального взаимодействия.
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- умение использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них жестом, взглядом;
- использования доступных жестов для передачи сообщения;
- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы/, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях;
- обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах;
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова, копирование образца известных букв.
Планируемые результаты формирования базовых учебных действий
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения, пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с конкретным учеников на данном этапе обучения);
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
Формирование умения выполнять занятие:
1) в течение определённого периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнять посильное задание от начала до конца.
Содержание коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»
В содержании логопедических программ учтены общие специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста, а также особенности развития тяжело и умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Коммуникация
Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Альтернативная коммуникация»
на 2022/2023 учебный год
3 «А» класс
Учитель: Катасонова Ю.С. 3ч в неделю; 102(100) ч за год
Количество часов: 47 ч первое полугодие 55(53)ч второе полугодие
Всего 47ч., в неделю 3 ч. Всего 55(53)ч., в неделю3 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М. Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | План | Факт |
| 1 четверть – 26 часов |
|
|
|
1 2 | Обследование речи. | 2 | 01.09 02.09 |
|
3 4 5 | Упражнения на коррекцию дыхания, голоса, интонацинно-мелодической стороны речи. Школа, школьные принадлежности, класс. | 3 | 05.09 08.09 09.09 |
|
6 7 8 | Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением. Я, моя семья. | 3 | 12.09 15.09 16.09 |
|
9 10 11 | Упражнения на развитие артикуляционной моторики. Осень. | 3 | 19.09 22.09 23.09 |
|
12 13 14 | Уточнение артикуляции изученных звуков. Различие неречевых звуков. Овощи. | 3 | 26.09 29.09 30.09 |
|
15 16 17 18 19 | Гласные звуки [а], [у], [о]. Буквы: А, У, О. Звук [м]. Буква М. Осень, овощи, фрукты. | 5 | 03.10 06.10 07.10 10.10 13.10 |
|
20 21 22 | Анализ и синтез простых слов. Звук [ш]. Буква Ш. Деревья. | 3 | 14.10 17.10 20.10 |
|
23 24 25 26 | Звук [с], [ш]. Буквы: С, Ш. Дикие и домашние птицы (обзор). | 4 | 21.10 24.10 27.10 28.10 |
|
2 четверть–21 час |
| |||
27 28 29 30 | ПТБ на занятиях. Звук [с], [ш]. Буквы: С, Ш. Дикие и домашние птицы (обзор). | 4 | 07.11 10.11 11.11 14.11 |
|
31 32 33 | Уточнение артикуляции изученных звуков. Верхняя одежда. | 3 | 17.11 18.11 21.11 |
|
34 35 36 37 | Звуки [с], [ш], [х]. Буквы С, Ш, Х. Анализ и синтез слогов и звукосочетаний типа: ма, ам, иа, уа. Дикие и домашние животные (обзор): | 4 | 24.11 25.11 28.11 01.12 |
|
38 39 40 41 | Звуки [л], [ы]. Буквы Л, ы. Овощи и фрукты. | 4 | 02.12 05.12 08.12 09.12 |
|
42 43 44 | Анализ и синтез простых слов. Дикие животные. | 3 | 12.12 15.12 16.12 |
|
45 46 47 | Слоги и слова с буквой ы. Зима. | 2 | 19.12 22.12 23.12 |
|
3 четверть –30 часов |
| |||
48 49 50 51 | Анализ и синтез слогов и звукосочетании. Зимние забавы. | 4 | 09.01 12.01 13.01 16.01 |
|
52 53 54 55 56 | Звук [ш]. Согласная буква: Ш. Игрушки. | 5 | 19.01 20.01 23.01 26.01 27.01 |
|
57 58 59 60 61 | Слухопроизносительная дифференциация звуков: [с] – [ш]. Слоги: са-ша. Буква: С, Ш. Мебель. | 5 | 30.01 02.02 03.02 06.02 09.02 |
|
62 63 64 65 | Звук [х], Буква Х. Посуда. | 4 | 10.02 13.02 16.02 17.02 |
|
66 67 68 69 | Уточнение артикуляции изученных звуков. Различие неречевых звуков. Мама, мамин праздник. | 4 | 27.02 02.03 03.03 06.03 |
|
70 71 72 73 | Анализ и синтез слогов и звукосочетании. Транспорт | 4 | 09.03 10.03 13.03 16.03 |
|
74 75 76 77 | Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением. Профессии | 4 | 17.03 20.03 23.03 24.03 |
|
4 четверть –25(23) часов |
| |||
78 79 80 | Упражнения на развитие общей и мелкой моторики. Речь с движением. Профессии | 3 | 03.04 06.04 07.04 |
|
81 82 83 | Анализ и синтез слогов и звукосочетании; слов. Весна | 3 | 10.04 13.04 14.04 |
|
84 85 86 | Различные неречевые звуки. Весенние цветы | 3 | 17.04 20.04 21.04 |
|
87 88 89 90 91 | Гласные звуки. Согласные звуки [л], [ы]. Различение звуков речи, эмоции. Работа над темпом и ритмом речи. Работа над интонационной окрашенностью речи. Комнатные растения. | 5(-1) | 24.04 27.04 28.04 01.05 04.05 |
|
92 93 94 95 96 | Речевые и неречевые звуки. Насекомые | 5(-1) | 05.05 08.05 11.05 12.05 15.05 |
|
97 98 99 100 | Построение простой фразы. | 4 | 18.05 19.05 22.05 25.05 |
|
101 102 | Обобщающий урок. | 2 | 26.05 29.05 |
Пояснение к реализации программного материала
Количество учебных часов в год | Примечание | |
По плану | По факту | |
102 | 100 | 01.05,08.05 – Праздничный выходной день Принятые меры: Уплотнение программного материала в IV четверти, вместо 10-часового объема будут проводиться в рамках 8-часового занятия, следовательно, уплотнение на 2 часа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Календарно-тематическое планирование. Речь и альтернативная коммуникация. 2 класс, АООП 2 вариант, СИПР, 2017-2018 уч. год
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" во 2 классе. СИПР....
Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.
Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...