КТП Альтернативная коммуникация 2й класс
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс)
Планирование по Альтернативной коммуникации 2й класс школа 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alternativnaya_kommunikatsiya_2a.docx | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
Утверждаю: Приказ №172 от 31 августа 2021г. Директор ___________/Дюг С.А./ | Согласовано: Зам.директора по УВР:______________ /Вдовенкова И.В./ «31» августа 2021г. | Принята на педагогическом совете протокол №1 от «31» августа 2021г. | Рассмотрено: на МО учителей начальных классов и воспитателей «31» августа 2021г. _______________ Мартыненкова Л.В. |
Рабочая программа учебного предмета
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся
2 «А» класса
на 2021/2022 учебный год
Программу составила:
Катасонова Ю.С.
учитель начальных классов
первая категория
г. Смоленск
2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа содержания обучения данному предмету:
Программа составлена на основе:
- Образовательной программы ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом № 097 от 01.09.2016 г.
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12. 2014 № 1599
- АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска» утв. приказом №097/2 от 31.08.2016 г
- Программы специальных коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1), под редакцией И.М. Бгажноковой, допущенной Министерством образования РФ, 2014 год.
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002г «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска».
- УМК для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида, соответствует Федеральному перечню учебников, утверждённому приказом МОиН РФ от 24.12.2010 г №2080
Цели и задачи, решаемые при реализации программы.
Цель - подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения выполнять несложные инструкции;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование правильной артикуляции и дикции;
- формирование представление о понятиях: «слово», «предложение», «слог»;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.
Программа адресована обучающимся 2 «А» класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Общая характеристика учебного предмета:
У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графическое изображение) могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Коррекционный курс включает следующие разделы:
Коммуникация с использованием вербальных средств:
Установление зрительного контакта с собеседником
Реагирование на собственное имя.
Приветствие собеседника звуком (словом).
Привлечение к себе внимания звуком (словом).
Выражение своих желаний звуком (словом).
Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом).
Выражение согласия (несогласия) звуком (словом).
Выражение благодарности звуком (словом).
Прощание с собеседником звуком (словом).
Коммуникация с использованием невербальных средств:
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).
Импрессивная речь (умение понимать обращенную речь):
Реагирование на собственное имя.
Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).
Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации
Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
Называние (употребление) простых по звуковому составу слов (мама, папа и др.)
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
Использование графического изображения для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.).
Планируемые результаты освоения учебного материала в 2 «А» классе.
Предметные результаты:
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
Использование доступных средств коммуникации для передачи сообщения
Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
Узнавание, называние буквы; чтение простого гласного слога
Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
Личностные результаты:
Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Базовые учебные действия
Формирование базовых учебных действий направлено на развитие у обучающегося готовности к овладению содержанием программы коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и включает следующие задачи:
Подготовка обучающегося к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогом.
Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); желание выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов;
Формирование умения выполнять действия по образцу и по подражанию.
Календарно-тематическое планирование
по Альтернативной коммуникации на 2021/2022 учебный год
2 «А» класс
Учитель: Катасонова Ю.С. 3ч в неделю; 102ч (97ч) за год
Количество часов: 46ч на первое полугодие 56ч (51ч) на второе полугодие
Всего 46ч., в неделю 3 ч. Всего 51 ч., в неделю 3 ч.
Административных контрольных работ - (всего за уч. год).
Плановых контрольных (самостоятельных) работ __,
Планирование составлено по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Бгажноковой И.М.Москва, «Просвещение» 2014 год Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием приёмов альтернативной коммуникации: Методическое пособие – Смоленск ГАУ ДПО СОИРО, 2019
№ п/п | Содержание тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 четверть 25 часов | ||||
1 | Слова-приветствия. Слова-прощания. Умение использовать символы и жесты приветствия, прощания. | 1 | 02.09 | |
2 3 | Умение определять источник звука. Распознавать речевые и неречевые звуки. Игра «Громко-тихо» | 1 1 | 06.09 07.09 | |
4 5 | Формирование умения обводить фигуры пальцем в воздухе, на доске, парте. Шаблоны. Умение пользоваться шаблонами. | 1 1 | 09.09 13.09 | |
6 | Рот, что умеет язычок. Артикуляция гласных звуков. | 1 | 14.09 | |
7 | Знакомство со звукоподражанием. Звукоподражание на звук [А] | 1 | 16.09 | |
8 | Дыхательные упражнения. | 1 | 20.09 | |
9 | Звукоподражание на звук [У] | 1 | 21.09 | |
10 | Умение отличать и имитировать речевые и неречевые звуки. | 1 | 23.09 | |
11 12 | Составление композиций из геометрических фигур. | 1 1 | 27.09 28.09 | |
13 | Звукоподражание на звук [И] | 1 | 30.09 | |
14 15 | Умение рисовать по шаблонам самостоятельно. Раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 1 1 | 04.10 05.10 | |
16 | Звукоподражание на звук [П, пь] | 1 | 07.10 | |
17 | Описание предмета по основным признакам: цвет, форма, величина. | 1 | 11.10 | |
18 | Рисование на доске, в альбоме (не в строке) вертикальных линий по начальной точке. | 1 | 12.10 | |
19 | Звукоподражание на звук [Т, ть] | 1 | 14.10 | |
20 | Дыхательные упражнения. | 1 | 18.10 | |
21 | Активизация и обогащение словаря по теме «Фрукты» | 1 | 19.10 | |
22 | Звукоподражание на звук [К, кь] | 1 | 21.10 | |
23 | Рисование бордюра из вертикальных линий по заданным точкам (в альбоме, в строке цветными карандашами) | 1 | 25.10 | |
24 | Звукоподражание на звук [О] | 1 | 26.10 | |
25 | Пальчиковые упражнения. | 1 | 28.10 | |
2 четверть 21 час | ||||
26 | Рот, что умеет язычок. Артикуляция гласных звуков. | 1 | 08.11 | |
27 | Игровые ситуации. Игры с куклой. | 1 | 09.11 | |
28 | Упражнение в рисовании на доске, в альбоме (не в строке) горизонтальных линий по начальной точке. | 1 | 11.11 | |
29 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | 1 | 15.11 | |
30 | Звукоподражание на звук [Н, нь] | 1 | 16.11 | |
31 | Активизация и обогащение словаря по теме «Овощи» | 1 | 18.11 | |
32 33 | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 1 1 | 22.11 23.11 | |
34 | Звукоподражание на звуки [М, мь] и [Л, ль] | 1 | 25.11 | |
35 | Игровые ситуации. Игры с водой. | 1 | 29.11 | |
36 | Подбор картинок к заданному предложению. | 1 | 30.11 | |
37 | Дыхательные упражнения. | 1 | 02.12 | |
38 | Обводка по контуру квадратов различной величины с последующим раскрашиванием. | 1 | 06.12 | |
39 | Звукоподражание на звуки [Ы] и [Э] | 1 | 07.12 | |
40 | Активизация и обогащение словаря по теме «Мебель» | 1 | 09.12 | |
41 42 | Умение работать с шаблонами. Раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 1 1 | 13.12 14.12 | |
43 | Пальчиковые упражнения. | 1 | 16.12 | |
44 | Звукоподражание на звук [Б, бь] | 1 | 20.12 | |
45 | Обводка по контуру треугольников различной величины с последующим раскрашиванием. | 1 | 21.12 | |
46 | Дыхательные упражнения. | 1 | 23.12 | |
3 четверть – 30ч (29ч - -1ч 08.03) | ||||
47 | Пальчиковые упражнения. | 1 | 10.01 | |
48 | Звукоподражание на звук [Д, дь] и [Г, гь] | 1 | 11.01 | |
49 50 | Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием. | 1 1 | 13.01 17.01 | |
51 52 | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по сюжетным картинкам. | 1 1 | 18.01 20.01 | |
53 | Игровые ситуации. Игра «Строим дом» | 1 | 24.01 | |
54 | Описание предмета по основным признакам. | 1 | 25.01 | |
55 | Звукоподражание на звук [С, сь] и [З, зь] | 1 | 27.01 | |
56 | Обводка по контуру кругов различной величины с последующей штриховкой. | 1 | 31.01 | |
57 | Дыхательные упражнения. | 1 | 01.02 | |
58 | Активизация и обогащение словаря по теме «Посуда» | 1 | 03.02 | |
59 | Предметы. Соотнесение предметов и их названий. | 1 | 07.02 | |
60 61 | Умение работать с шаблонами. Раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 1 1 | 08.02 10.02 | |
62 | Звукоподражание на звук [В, вь] и [Ф, фь] | 1 | 14.02 | |
63 | Обводка по контуру прямоугольников различной величины с последующей штриховкой. | 1 | 15.02 | |
64 | Игровые ситуации. Игра «Едем, плывём, летим» | 1 | 17.02 | |
65 | Пальчиковые игры. | 1 | 28.02 | |
66 67 | Закрепление умений обводить фигуры по шаблону, трафарету, с последующим раскрашиванием. | 1 1 | 01.03 03.03 | |
68 69 70 | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным картинкам. | 2 (-1) 1 | 05.03 08.03 10.03 | |
71 | Звукоподражание на звук [Ж] и [Ш] | 1 | 14.03 | |
72 | Игра «Найди предмет по описанию» | 1 | 15.03 | |
73 | Дыхательные упражнения. | 1 | 17.03 | |
74 75 | Обводка по контуру композиции из геометрических фигур с раскрашиванием. | 1 1 | 21.03 22.03 | |
76 | Пальчиковый театр. | 1 | 24.03 | |
4 четверть – 26ч (22ч) | ||||
77 | Игровые ситуации. Игра «Играем на музыкальных инструментах» | 1 | 04.04 | |
78 79 | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным картинкам. | 1 1 | 05.04 07.04 | |
80 81 | Умение работать с шаблонами. Раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 1 1 | 11.04 12.04 | |
82 | Активизация и обогащение словаря по теме «Одежда» | 1 | 14.04 | |
83 | Звукоподражание на звук [Х, хь] | 1 | 18.04 | |
84 | Дыхательные упражнения. | 1 | 19.04 | |
85 | Подбор картинок к заданному предложению. | 1 | 21.04 | |
86 | Звукоподражание на звук [Р, рь] | 1 | 25.04 | |
87 88 | Чистоговорки. | 1 1 | 26.04 28.04 | |
89 90 91 | Раскрашивание фигур с дорисовыванием. | 3 (-2) | 02.05 03.05 05.05 | |
92 93 94 | Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным и сюжетным картинкам. | 3 (-2) | 09.05 10.05 12.05 | |
95 | Звукоподражание на звук [Ц] и [Ч] | 1 | 16.05 | |
96 | Дыхательные упражнения. | 1 | 17.05 | |
97 | Активизация и обогащение словаря по теме «Продукты питания» | 1 | 19.05 | |
98 | Звукоподражание на звук [Щ] | 1 | 23.05 | |
99 | Пальчиковая гимнастика. | 1 | 24.05 | |
100 101 102 | Работа с текстами на звукоподражание. | 1 1 1 | 26.05 30.05 31.05 |
Пояснение к выполнению рабочей программы
В связи с тем, что в этом учебном году уроки по предмету «Альтернативная коммуникация», согласно учебного расписания, выпадают на мартовские и майские праздничные дни, то:
- уроки раздела III четверти «Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным картинкам» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 2-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 1-го часа;
- уроки раздела IV четверти «Раскрашивание фигур с дорисовыванием» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов;
- уроки раздела IV четверти «Формирование умения составлять предложения по схеме – Кто? Что делает? – по предметным и сюжетным картинкам» вместо 3-часового объёма будут проводиться в рамках 1-часового занятия, соответственно происходит уплотнение материала в объёме 2-х часов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, II вариант....
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация", 2 класс, II вариант
Рабочая программа по курсу "Речь и альтернативная коммуникация, 2 класс, II вариант....
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Календарно-тематическое планирование. Речь и альтернативная коммуникация. 2 класс, АООП 2 вариант, СИПР, 2017-2018 уч. год
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" во 2 классе. СИПР....
Технологическая карта урока. Речь и альтернативная коммуникация, 1 класс. Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Сказка «Репка», постановка-импровизация.
Технологическая карта урока. ФГОС, вариант (II). Подробно описана деятельность учителя и обучающихся. Используемые технологии - игровая и здоровьесберегающая....
Календарно-тематическое планирование по предмету "Речь и альтернативная коммуникация, "Альтернативная коммуникация" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по предметам :" Альтернативная коммуникация ", "Речь и альтернативная коммуникация"...