Знакомство со сказкой Х.К.Андерсена "Дикие лебеди"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Филиппова Анастасия Сергеевна

Знакомство со сказкой Х.К.Андерсена "Дикие лебеди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26_11_urok_lit_chtenia.docx41.21 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Форма работы

Методы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Ф.

Беседа.

-Здравствуйте, ребята!
Проверьте все ли у вас готово к уроку.
Сегодня на уроке мы получим новые знания.
(СЛАЙД 1) Девиз нашего урока прочитаем все вместе: «У нас все получится!».
-Чтобы у нас все получилось, как мы должны работать?

Приветствуют учителя.
Читают все вместе девиз урока: «У нас все получится!».


-Мы должны работать сообща, быстро, активно, дружно и внимательно.

Актуализация знаний

Ф.

Беседа.

-О чём-то скрипит половица.
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки.
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходят …

- Совершенно верно. А вы любите читать и слушать сказки? Почему?
- Какие виды сказок вы знаете?

- Перед вами портрет великого сказочника. Вы его узнали?
- С какими произведениями Андерсена вы знакомы?

- В какой стране он родился?
-Что вы о нём еще знаете?

Проведем небольшую викторину по прочитанным сказкам Андерсона. Ответ принимаю только по поднятой руке.

  1. Кто эта прекрасная девушка, которая в сказочной истории оказалась настоящей принцессой?
  2. Как называется сказка, в которой перелетная птица спасает крохотную девочку?
  3. А какая  перелетная птица?
  4. Кто она? Та, что живет на дне морском, среди подводных чудес?
  5. Герой сказок Андерсена, который считал, что во всех несчастьях виновата его внешность?
  6. Узнай сказку по ее началу: «Много лет назад жил-был на свете король, он так любил наряжаться…»
  7. Узнай героя по описанию: «Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда, и все-таки живая! Глаза ее сверкали как звезды, но в них не было ни тепла, ни кротости».

Внимательно слушают, отгадывают загадку и отвечают на вопросы.

- Сказки.

Ответы детей.

- Бытовые, о животных, волшебные, народные и авторские.
- Это портрет Х. К. Андерсена

- «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Огниво», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» и т.д
- Андерсен родился и жил в Дании.

Ответы детей.

- «Принцесса на горошине».


- «Дюймовочка».
- Это ласточка.

- «Русалочка».

- «Гадкий утенок».

- «Новое платье короля».




- «Снежная королева».

Целеполагание и постановка проблемы

И,
Ф.

- Как вы думаете, с чем мы  сегодня познакомимся?
- А хотите узнать название сказки, с которой будем сегодня работать?
Обратите внимание на слайд. Разгадайте 2 ребуса, и вы узнаете название сказки.
- Вижу, что все закончили. Что у вас получилось?

- Назовите тему урока.
- Какую цель мы поставим перед собой?

-Ребята, что вы хотите узнать об этой сказке?

- С новым произведением Х.К. Андерсена.

- Да.

- «Дикие лебеди».


- Знакомство со сказкой Х.К. Андерсена «Дикие лебеди».

- Узнать героев сказки, какие они совершают поступки. Какое волшебство присутствует  в этой сказке. Какая эта сказка и чему она учит.

Открытие новых знаний

Ф,
И.

Беседа, рассказ, объяснение, чтение произведения, анализ художественного произведения, лексический разбор слова.

- Послушайте сообщение о Х.К. Андерсене. Но есть условие: старайтесь запомнить, о чём я говорю, т. к. потом вам нужно будет ответить на вопросы.
- Прежде всего, Х.К. Андерсен автор детских сказок, в которых сочетаются фантастика, романтика, юмор и все они пронизаны человечностью. Он родился в Дании 2 апреля 1805 года в небольшом городке Оденс в бедной семье. В возрасте 4 лет научился читать и сочинять небольшие произведения. Хоть талант появился еще в раннем детстве, его настоящая творческая литературная деятельность начинается в возрасте 24 лет. Книга «Сказки» приносит настоящую славу писателю. Он написал более 150 сказок. День рождения Андерсена объявлен Международным днем детской книги.

- Сейчас ребята возьмите кружочки зеленого и красного цветов.  Поиграем в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, покажите мне зелёный кружок, если нет, то красный.

1) Великий сказочник жил в Дании.

2) В возрасте 9 лет он научился читать.
А в каком возрасте он научился читать?
3) Ганс Христиан Андерсен родился в бедной семье

4) День рождения Андерсена объявлен Международным женским днём.  
Какой правильный ответ?

5) Андерсен написал 20 сказок.
Назовите правильный ответ.

- Перед тем как начать читать сказку «Дикие лебеди», мы узнаем значение следующих слов: алмазный грифель и хижина.
- Известно ли вам, что это такое?
- Алмазный грифель – палочка из грифельного сланца для писания на досках из специального материала.
- Хижина – жилище, ветхий домик.

Работа над 1 частью сказки.

- Откройте учебник чтения на с. 155. Произведение наше большое, поэтому оно дано в сокращении. Но несмотря на это, оно тоже большое, поэтому сегодня мы познакомимся лишь с несколькими частями.

Учитель читает 1 часть, а дети следят.

Где и с кем происходят события в этой части?
Сколько было детей в семье?

- Каким бы словом вы охарактеризовали жизнь детей, когда была жива их мать?
- Почему?
- Как изменилась чудесная жизнь героев во дворце? Почему?

- Какой стала их жизнь после появления мачехи? Докажите.

- Как мачеха хотела расправиться с сыновьями короля. Найдите в тексте
- Ребята, попробуйте объяснить почему не получилось у мачехи превратить принцев в чёрных воронов?
- Как мачеха поступила с Элизой?

- Посмотрите на иллюстрацию (стр.156). Найдите отрывок к ней.

- Откроем РТ на стр. 71 и выполним задание № 3. Прочитайте задание.

- Вам необходимо поработать с учебником и вставить пропущенные слова.
Если есть вопросы – поднимайте руку.
Проверим, что же у вас получилось.

 Работа со 2 частью сказки.
Читают сильные учащиеся.

- Почему мачеха ещё больше возненавидела Элизу? Подтвердите словами из текста.
Почему отец Элизы взглянув  на нее, испугался и сказал, что это не его дочь?

- Что дальше произошло с Элизой?
- Прочитав 2 части, скажите, какими характеристиками обладает мачеха? Элиза?

Продолжим работу в рабочей тетради с. 72 задание 4. Вам необходимо подчеркнуть в тексте какой была Элиза.

Проверка на слайде. О чём говорят эти слова? Какая была Элиза?

 Работа с 3 частью сказки
Сильные дети и учитель читают.

- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы?
- Как старушка помогла Элизе?

- Что она увидела, когда скрылось солнце?
- Кто из братьев поведал сестрице о печальной участи?
- Кто помнит, как в литературе называется речь одного человека?

- Поработаем подробнее с ним. Открываем РТ на стр. 72 №6. Нужно записать ответы на вопросы. Работаем все вместе.
1. Где жили принцы?

2. Сколько раз в год братья-принцы могут полететь на родину? Почему?

3. В какое время принцы – дикие лебеди могли лететь?
4. Когда они превратились в людей?

- Хорошо ребята! Вы молодцы.

6. Итог

Внимательно слушают и задают вопросы.

Поднимают соответствующий утверждению кружок.

Поднимают зеленый круг.

Поднимают красный кружок.
- В возрасте 4 лет.

Поднимают зеленый круг.


Поднимают красный круг.
- День рождение Андерсена объявлен Международным днем детской книги.
Поднимают красный круг.
- Андерсен написал более 150 сказок.

Ответы детей.

Открываю учебники, следят за текстом.

- 11 братьев и сестра Элиза.

- Жизнь была хорошая, полная счастья.
- Родители любили своих детей.
- Умерла мать и отец женился на другой. Мачеха оказалась очень злой и детей ненавидела.
- Несчастная, полная страха и ненависти. Мачеха хотела избавиться от детей.

- Пусть каждый из вас превратится в чёрного ворона … пропитание.

- У них была чистая душа. Принцы были добрыми.
- Мачеха отправила Элизу в деревню на воспитание.
- Целые дни она играла …своих братьев.

-Впишите пропущенные слова. В кого превратились принцы? В кого их хотела превратить мачеха? Подчеркните ответы разными цветами.


Дети зачитывают выполненное задание.

- Королева увидела … Элизу.

- Мачеха натерла соком грецкого ореха и бедная Элиза стала совсем черной.
- Она решает покинуть дом и уходит в лес.

Ответы детей.

Выполняют задание в рабочей тетради.

аккуратная, добрая.


- Встреча со старушкой.
- Она рассказала и показала, где видела 11 лебедей с коронами.
- Превращение лебедей в принцев.
- Старший брат.

- Она называется монологом.


- Принцы жили в другой прекрасной, но чужой стране.
- 2 раза в год. Потому что в самые длинные дни, крылья в силах перенести их через море.
- От восхода до заката солнца.

- Когда заходит солнце.

Закрепление полученных знаний

Ф,
И.

Беседа, чтение по ролям.

- Познакомимся с героями сказки. ( Каждой группе раздаются карточки с характеристикой героев: аккуратная, злая, равнодушная, добрая, дружные, любящая, безвольный…)

Каждая группа даёт характеристику одному из героев и доказывает. ( Элизе, королю, братьям, мачехе)
Вы все большие молодцы!

Чтение по ролям.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Ф.

Беседа.

- Почему Андерсен так назвал свою сказку?

- Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и её братьев?

- Вернёмся к вопросам, на которые хотели ответить.
1. Кто герои?

2. Сказка волшебная, потому что присутствует волшебство
3. Чему учит сказка?

Поднимите зеленый смайлик, если вам понравился урок, вам было все понятно. Поднимите красный смайлик, если урок был неинтересным, и вы ничего не поняли.

-

- Да.




-Элиза, братья, колдунья, мачеха, король, старушка.
- Превращение в лебедей.

- Не можем пока ответить, т. к. не прочитали до конца.
Поднимают соответствующий характеристике кружочек.

Задание на дом

Ф.

Объяснение.

- Дома вы еще раз перечитаете первые 3 части. 1 колонка готовит пересказ 1 части, вторая колонка – второй части, третья колонка – третьей части.  Спасибо за урок!

Внимательно слушают, задают вопросы.

Технологическая карта урока

Выполнила: Филиппова Анастасия Сергеевна.

Предмет: литературное чтение.              

Дата проведения: 26 ноября 2019 год.      Время урока: 40 минут.

УМК: «Начальная школа 21 века».

Класс: 4 «А»

Тип урока: комбинированный.

Тема: «Знакомство со сказкой Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»».

Цель: познакомить учащихся с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди».

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с интересными фактами из жизни и вспомнить основные моменты из биографии Х.К. Андерсена;

- вспомнить ранее изученные произведения Х.К. Андерсена;

- начать знакомство с произведением Х.К. Андерсена «Дикие лебеди»;

- формировать умение анализировать художественное произведение.

Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки, а также умение слушать и слышать друг друга;

- продолжить воспитывать нравственные черты характера учащихся: доброту , человеколюбие, любовь к Родине и близким людям;

- прививать интерес к чтению художественной литературы.

- продолжить работу по воспитанию эмоциональной отзывчивости учащихся.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к изучению литературного чтения;

- создать условия для повышения коммуникативной культуры: способности работать в коллективе, взаимодействовать с преподавателем и одноклассниками;

- продолжить работу по развитию наблюдательности, речи, творческого воображения, внимания обучающихся;

- содействовать развитию умения пользоваться ознакомительным, поисковым и просмотровым видами чтения;

- способствовать улучшению навыка выразительного чтения произведений.

Вид учебного занятия: урок

Форма педагогической работы, используемая на уроке: фронтальная, индивидуальная и парная.

Методы работы на уроке: рассказ, беседа, объяснительное чтение, анализ художественного произведения, лексический разбор слов.

Оборудование:

для педагога: мультимедийный комплекс (персональный компьютер, проектор, мультимедийная доска), презентация «Знакомство со сказкой Х.К. Андерсена «Дикие лебеди».

для обучающихся: раздаточный материал (кружочки зеленого и красного цветов для игры «Да-нет»).

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные:

- проявлять познавательный интерес и инициативу в ходе изучения нового материала;

- осознавать собственные достижения в ходе освоения темы;

- самостоятельно определять правила поведения при общении и сотрудничестве с коллективом;

- воспитывать нравственные качества личности на примере героев сказки Г.Х. Андерсена;

- быть терпеливым к своим и чужим ошибкам.

Регулятивные:

- понимать и принимать учебную задачу;

- уметь формулировать тему и цель урока;

- контролировать свою деятельность по ходу выполнения устных и письменных заданий;

- оценивать результат своей деятельности.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- формировать умение анализировать и сравнивать полученные знания, делать выводы;

- способствовать умению строить логическую цепь рассуждений;

- перерабатывать и применять полученную информацию;

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать друг друга;

- использовать в общении правила вежливости;

- способствовать развитию умения выражать свою точку зрения;

- принимать участие в обсуждении и вступать в диалог с учителем;

- строить грамотно речевые высказывания.

Планируемые предметные результаты:

- совершенствовать технику чтения;

- научиться задавать и отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- развивать внимание и желание читать другие сказки Х.К. Андерсена.

Список информационных источников:

  1. Ефросинина, Л.А., Оморокова, М.И. Литературное чтение: 4 класс. В 2 ч. Ч. 1: учебник / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 160 с.
  2. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 4 класс. Рабочая тетрадь №1 / Л.А. Ефросинина. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2018. – 96 с.

Подготовка к уроку.

  1. Подготовка плана и технологической карты урока на тему «Знакомство со сказкой Х.К. Андерсена «Дикие лебеди» и мультимедийной презентации. Организация учебного пространства.
  2. Формулировка домашнего задания: пересказ изученных частей (1 колонка готовит пересказ первой части, вторая -  пересказ второй части и 3 колонка – пересказ третьей части).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка по математике «Гуси-лебеди» «Закрепление счета в пределах 10 и решение задач изученных видов» 1 класс

Урок-сказка по математике «Гуси-лебеди» «Закрепление счета в пределах 10 и решение задач изученных видов» 1 класс...

Знакомство со сказкой «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Знакомство со сказкой  «Пузырь, Соломинка и Лапоть»....

Открытый урок по теме: "Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

"Знакомство со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке" 4 класс литературное чтение...

Разработка урока во 2 классе по литературному чтению "Знакомство со сказкой А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разработка урока по знакомству детей с биографией А.С. Пушкина и его сказкой "О рыбаке и рыбке"...

Конспект открытого занятия «Книжки-малышки»/ Знакомство со сказками народов разных стран. Восприятия художественного слова и искусства.

Конспект открытого занятия «Книжки-малышки»Цель занятия:1. Познакомить детей со сказками народов разных стран. (на этом занятии - Украинская сказка)2. Формировать элементарное воспри...

Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: Знакомство со сказкой С.Аксакова «Аленький цветочек»

Урок по литературному чтению в 4 классе, посвященный сказке С.Аксакова «Аленький цветочек»....