Урок литературного чтения во 2 классе (Школа России) "Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Барабаш Ирина Сергеевна

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе (Школа России) "Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Открытие нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет, класс

Литературное чтение, 2 класс

Тема

Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды».

Тип урока

Открытие нового знания

Цели

Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи.

Задачи урока:

- показать что и музыкальные Вивальди «Весна», и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели" могут создавать образ, выражать настроение;

- при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения;

- показать что такие тропы, как олицетворение, метафора, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.

Планируемый результат

Предметные: развивать умение анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; формировать умения выявлять авторское отношение к героям произведений; развивать навыки чтения: ознакомительного, поискового; овладеть навыками смыслового чтения лирических произведений.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать умения соотносить поведение героев с нравственными нормами.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять задачу учебной деятельности;  развивать навыки осуществления пошагового контроля и оценки правильности выполнения работы по результату прочтения текста; развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение; развивать умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту; развивать у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста

Коммуникативные: развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений; формировать умение слушать других; развивать умения излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

Межпредметные связи

Литература, музыка, изобразительное искусство

Ресурсы

- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 2;

- произведение П.И.Чайковского «Весна», произведение А.Вивальди «Весна», звуки весны;

- репродукции картин И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели";

- презентация.

Формы работы

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах


Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Солнце радостно проснулось

Осторожно потянулось

Лучикам пора вставать

И урок наш начинать

Эмоциональный настрой на работу

Коммуникативные: умение слушать других

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?

Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова.

1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное.

2. Это стихи, произведения, написанные стихами.

3. Это изящество и красота чего-либо.

Ответы учащихся

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать

– оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации.

Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами.

Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие:

Сиренью пахнет, небо ясно,

Трава нежна и зелена.

И в сарафане ярко – красном

Шагает по земле:

Назовите тему урока.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Федора Тютчева «Зима недаром злится» «Ещё в полях белеет снег». (Сл.)

Что помогло определить тему урока?

Весна

Ученики определяют тему урока.

Музыка, стихи

Регулятивные: умение следить за чтением другого и продолжать чтение текста

Коммуникативные: уметь воспринимать тест на слух; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Построение проекта выхода из затруднения.

Как вы узнаёте весну?

А только ли видно весну?

Давайте послушаем голоса весеннего леса.

- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.

- Как вы думаете, почему?

- Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы.

Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора А.Вивальди «Весна» (Сл. 3). И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками (Сл. 4).

Какое настроение создало увиденное и услышанное вами?

Кто из вас знает названия и фамилии авторов этих картин? (Левитан "Весна. Большая вода", "Март", Саврасов «Грачи прилетели»)

Какой весну нам представили художники? Какими красками они её изобразили?

Что вы услышали в музыке?

Что почувствовали?

Что представили?

Кто-нибудь узнал это произведение?

- Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях.

Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника.

- С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение (Сл. 5). С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.

Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы.

Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут.

Слушают фонограмму звуков весны.

Ответы детей.

Слушают муз. произведение, рассматривают картины.

Ответы детей

Коммуникативные: излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение слушать и вступать в диалог

Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу.

Реализация проекта выхода из затруднения.

Физминутка

- Прежде, чем мы познакомимся со стихотворение Тютчева «Зима недаром злится», выясним значение некоторых слов, которые могут быть вам не понятны (Сл. 6,7).

А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Слушайте очень внимательно и определите, кто являются героями стихотворения.

Закройте свои глаза и попробуйте представить картины, которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения.

Понравилось ли вам стихотворение? Какие картины вы представляли во время слушания? Какие чувства, эмоции испытывали?

- О чём рассказал нам автор?

- Как названа Зима?

- А весна?

- Кого они вам напоминают?

- Что делает Весна? А Зима?

- На чьей стороне автор?

-Почему автор слова «Зима» и «Весна» пишет с заглавной буквы?

Посмотрите, как Тютчев называет Зиму, а Весну?

А на самом деле Весна и Зима живые существа?

Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых.

Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем, что оно означает (Сл. 8).

Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора? Почему? Докажи.

Зима не хочет уходить почему?

Как шумит весна?

Как в природе зима хлопочет, ворчит?

Как отреагировала весна?

Почему?

Слушают учителя

Ответы детей.

О борьбе Зимы и Весны.

Ведьма злая.

Прекрасное дитя.

Ответы детей

Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит.

Зима и Весна - как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди.

Ведьма злая, прекрасное дитя.

Нет.

Читают понятие.

Читают.

Потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить.

Ручьями, пением птиц.

Вьюгами, метелями, пургой.

С забавой, с задором

Потому что она молодая, энергичная.

Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять задачу учебной деятельности; умение следить за чтением другого.

Коммуникативные: умение внимательно слушать, умение формулировать собственное мнение о героях произведений;

Познавательные: развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту; развивать у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста

Первичное закрепление

Как называется оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения?

Правильно. Метафора может состоять из 6 характеристик и располагается в такой последовательности:

-------- цвет.

-------- вкус.

-------- запах.

-------- внешность.

-------- звук.

-------- качество переживаний (Сл. 10).

Например, Мама – это белокурые волосы.

Мама – это вкус любимой еды.

Мама – это запах свежего хлеба.

Мама – это самая красивая женщина в мире.

Мама – это нежный звук колыбельных песен.

Мама – это самый дорогой человек на земле! (Сл. 11)

А есть ли в этом стихотворении метафоры? Давайте вместе найдём их.

Зачем поэты используют метафоры в стихотворениях?

Сейчас мы с вами разделимся на две группы.

(Сл. 12)

Первая группа составит метафоры о зиме, используя характеристики.

Вторая группа составит метафоры о весне, используя характеристики.

Повторим правила работы в группе, распределим роли.

Оцените работу в группах.

Предлагаю вам послушать еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Чтение стихотворения учителем.

Словарная работа (Сл. 15)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Чем похожи оба произведения?

Какое объяснение можно найти в стихотворении?

С какой интонацией, в каком темпе нужно читать стихотворение?

Какие слова передают движение воды?

Найдите в тексте примеры олицетворения, метафоры.

Проверьте себя по слайду (Сл. 16).

Кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? (Сл. 17)

Метафора.

«Взбесилась ведьма злая»,

«В прекрасное дитя»

Метафора помогает кратко и ярко выразить важную мысль или «нарисовать» образ. Читая стихи, в которых есть метафора, мы развиваем воображение, мышление, учимся смотреть на мир со всех сторон.

Делятся на две группы (самостоятельно или с помощью учителя).

Зима (цвет) – это ...

Зима (вкус) – это ...

Зима (запах) – это ...

Зима (внешность) – это ...

Зима (звук) – это ...

Зима (качество переживаний)

                       – это ...(Сл. 13)

Весна (цвет) – это ...

Весна (вкус) – это ...

Весна (запах) – это ...

Весна (внешность) – это ...

Весна (звук) – это ...

Весна (качество переживаний)

                       – это ...(Сл. 14)

Повторяют правила работы в группе и распределяют роли.

По окончанию работы представители от каждой групп зачитывают получившиеся метафоры.

Капитаны оценивают работу группы.

Ответы детей.

Находят в тексте.

Дети ищут.

Проверяют.

Выразительное чтение стихотворения.

Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату прослушивания задания; умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений; формировать умение слушать других

Познавательные: развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(Сл. 18) Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как?

-А почувствовать различие их характеров? С помощью чего?

-Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди, Левитана, Саврасова и Тютчева?

-Какое настроение у вас возникло на уроке?

-За что могли бы себя похвалить?

(Сл. 19) «Словарь настроения»

Ответы детей

Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Домашнее задание

На выбор:

1.Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева.

2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений.

3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения.

Записывают д.з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)

Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....

Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)

Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...