Урок литературного чтения во 2 классе (Школа России) "Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе (Школа России) "Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."
Открытие нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет, класс | Литературное чтение, 2 класс |
Тема | Ф. И. Тютчев «Зима недаром злится …», «Весенние воды». |
Тип урока | Открытие нового знания |
Цели | Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства и обратить внимание детей на специфику его выражения языком поэзии, музыки и живописи. |
Задачи урока: | - показать что и музыкальные Вивальди «Весна», и литературные (стихотворения), и живописные произведения И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели" могут создавать образ, выражать настроение; - при анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Зима недаром злится" обратить внимание детей на важную роль олицетворения и сравнения для создания поэтического образа и передачи настроения; - показать что такие тропы, как олицетворение, метафора, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны. |
Планируемый результат | Предметные: развивать умение анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать; формировать умения выявлять авторское отношение к героям произведений; развивать навыки чтения: ознакомительного, поискового; овладеть навыками смыслового чтения лирических произведений. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать умения соотносить поведение героев с нравственными нормами. Метапредметные: Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять задачу учебной деятельности; развивать навыки осуществления пошагового контроля и оценки правильности выполнения работы по результату прочтения текста; развивать умение следить за чтением другого и продолжать чтение; развивать умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту; развивать у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста Коммуникативные: развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений; формировать умение слушать других; развивать умения излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. |
Межпредметные связи | Литература, музыка, изобразительное искусство |
Ресурсы | - Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 2; - произведение П.И.Чайковского «Весна», произведение А.Вивальди «Весна», звуки весны; - репродукции картин И.И.Левитана "Весна. Большая вода", "Март", А.К.Саврасова "Грачи прилетели"; - презентация. |
Формы работы | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
Мотивация к учебной деятельности. | Солнце радостно проснулось Осторожно потянулось Лучикам пора вставать И урок наш начинать | Эмоциональный настрой на работу | Коммуникативные: умение слушать других |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия? Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся три значения слова. 1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное. 2. Это стихи, произведения, написанные стихами. 3. Это изящество и красота чего-либо. | Ответы учащихся | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать – оформлять свои мысли в устной речи с учётом речевой ситуации. |
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности | А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. Звучит музыка из цикла "Времена года" ("Весна") П.И.Чайковского. На её фоне читаю четверостишие: Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена. И в сарафане ярко – красном Шагает по земле: Назовите тему урока. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Федора Тютчева «Зима недаром злится» «Ещё в полях белеет снег». (Сл.) Что помогло определить тему урока? | Весна Ученики определяют тему урока. Музыка, стихи | Регулятивные: умение следить за чтением другого и продолжать чтение текста Коммуникативные: уметь воспринимать тест на слух; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Как вы узнаёте весну? А только ли видно весну? Давайте послушаем голоса весеннего леса. - Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне. - Как вы думаете, почему? - Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора А.Вивальди «Весна» (Сл. 3). И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками (Сл. 4). Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? Кто из вас знает названия и фамилии авторов этих картин? (Левитан "Весна. Большая вода", "Март", Саврасов «Грачи прилетели») Какой весну нам представили художники? Какими красками они её изобразили? Что вы услышали в музыке? Что почувствовали? Что представили? Кто-нибудь узнал это произведение? - Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя этого поэта мы уже с вами встревали на страничках учебника. - С детства Ф.И. Тютчев писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение (Сл. 5). С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся. | Дети говорят о приметах: пригревает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, тёплая погода чередуется с метелями, начинает зеленеть трава, появляются листья, расцветают цветы. Её ещё слышно. Журчат ручьи, капель, птички щебечут. Слушают фонограмму звуков весны. Ответы детей. Слушают муз. произведение, рассматривают картины. Ответы детей | Коммуникативные: излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно; умение слушать и вступать в диалог Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. |
Реализация проекта выхода из затруднения. Физминутка | - Прежде, чем мы познакомимся со стихотворение Тютчева «Зима недаром злится», выясним значение некоторых слов, которые могут быть вам не понятны (Сл. 6,7). А сейчас я познакомлю вас со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится…» Слушайте очень внимательно и определите, кто являются героями стихотворения. Закройте свои глаза и попробуйте представить картины, которые возникают у вас при прослушивании этого стихотворения. Понравилось ли вам стихотворение? Какие картины вы представляли во время слушания? Какие чувства, эмоции испытывали? - О чём рассказал нам автор? - Как названа Зима? - А весна? - Кого они вам напоминают? - Что делает Весна? А Зима? - На чьей стороне автор? -Почему автор слова «Зима» и «Весна» пишет с заглавной буквы? Посмотрите, как Тютчев называет Зиму, а Весну? А на самом деле Весна и Зима живые существа? Тютчев использует в своём стихотворении такой поэтический приём, когда не живые существа предстают перед нами в роли живых. Такой приём называется олицетворение. Давайте прочитаем, что оно означает (Сл. 8). Поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах. Найдите и прочитайте эти строчки. Какое настроение у автора? Почему? Докажи. Зима не хочет уходить почему? Как шумит весна? Как в природе зима хлопочет, ворчит? Как отреагировала весна? Почему? | Слушают учителя Ответы детей. О борьбе Зимы и Весны. Ведьма злая. Прекрасное дитя. Ответы детей Поэту симпатична Весна, он радуется Весне и осуждает Зиму за то, что она не уходит. Зима и Весна - как живые существа, главные герои произведения. У поэта они ведут себя как люди. Ведьма злая, прекрасное дитя. Нет. Читают понятие. Читают. Потому что ей понравилось, что всё белое, холодное, в сосульках, что проявляются уже проталинки, и ей пора уходить. Ручьями, пением птиц. Вьюгами, метелями, пургой. С забавой, с задором Потому что она молодая, энергичная. | Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять задачу учебной деятельности; умение следить за чтением другого. Коммуникативные: умение внимательно слушать, умение формулировать собственное мнение о героях произведений; Познавательные: развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту; развивать у учащихся осознанного восприятия основной и дополнительной информации текста |
Первичное закрепление | Как называется оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле, на основе какого-то сходства, сравнения? Правильно. Метафора может состоять из 6 характеристик и располагается в такой последовательности: -------- цвет. -------- вкус. -------- запах. -------- внешность. -------- звук. -------- качество переживаний (Сл. 10). Например, Мама – это белокурые волосы. Мама – это вкус любимой еды. Мама – это запах свежего хлеба. Мама – это самая красивая женщина в мире. Мама – это нежный звук колыбельных песен. Мама – это самый дорогой человек на земле! (Сл. 11) А есть ли в этом стихотворении метафоры? Давайте вместе найдём их. Зачем поэты используют метафоры в стихотворениях? Сейчас мы с вами разделимся на две группы. (Сл. 12) Первая группа составит метафоры о зиме, используя характеристики. Вторая группа составит метафоры о весне, используя характеристики. Повторим правила работы в группе, распределим роли. Оцените работу в группах. Предлагаю вам послушать еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Чтение стихотворения учителем. Словарная работа (Сл. 15) Каким настроением проникнуто стихотворение? Чем похожи оба произведения? Какое объяснение можно найти в стихотворении? С какой интонацией, в каком темпе нужно читать стихотворение? Какие слова передают движение воды? Найдите в тексте примеры олицетворения, метафоры. Проверьте себя по слайду (Сл. 16). Кто хочет прочитать всё стихотворение выразительно? (Сл. 17) | Метафора. «Взбесилась ведьма злая», «В прекрасное дитя» Метафора помогает кратко и ярко выразить важную мысль или «нарисовать» образ. Читая стихи, в которых есть метафора, мы развиваем воображение, мышление, учимся смотреть на мир со всех сторон. Делятся на две группы (самостоятельно или с помощью учителя). Зима (цвет) – это ... Зима (вкус) – это ... Зима (запах) – это ... Зима (внешность) – это ... Зима (звук) – это ... Зима (качество переживаний) – это ...(Сл. 13) Весна (цвет) – это ... Весна (вкус) – это ... Весна (запах) – это ... Весна (внешность) – это ... Весна (звук) – это ... Весна (качество переживаний) – это ...(Сл. 14) Повторяют правила работы в группе и распределяют роли. По окончанию работы представители от каждой групп зачитывают получившиеся метафоры. Капитаны оценивают работу группы. Ответы детей. Находят в тексте. Дети ищут. Проверяют. Выразительное чтение стихотворения. | Регулятивные: умение осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату прослушивания задания; умение сравнивать работу с критериями оценки и определять степень успешности работы других в соответствии с этими критериями. Коммуникативные: развитие умений формулировать собственное мнение о героях произведений; формировать умение слушать других Познавательные: развивать умения осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя по прочитанному тексту. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. | (Сл. 18) Удалось ли нам увидеть образы весны и зимы? Как? -А почувствовать различие их характеров? С помощью чего? -Почувствовали общее в передаче образов весны и зимы у Вивальди, Левитана, Саврасова и Тютчева? -Какое настроение у вас возникло на уроке? -За что могли бы себя похвалить? (Сл. 19) «Словарь настроения» | Ответы детей | Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. |
Домашнее задание | На выбор: 1.Выучить наизусть понравившееся стихотворение Ф.И.Тютчева. 2. Подготовить выразительное стихотворение обоих стихотворений. 3. Подготовить выразительное чтение одного понравившегося стихотворения. | Записывают д.з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»
Конспект урока-обобщения в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...
УРОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»)
Конспекты уроков по литератуному чтению второй класс....
Материалы к урокам литературного чтения 4 класс (Школа России)
Данная презентация содержит материалы к первым урокам литературного чтения для 4 класса к учебнику Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого. Это речевые разминки, рефлексия, игровой и информационный материал....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов
Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...
Урок литературного чтения 3 класс Школа России Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды».
Изучение нового материала...
Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.
Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...