Открытый урок литературного чтения во 2 классе по теме В. Бианки «Сова»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Макарова Рина Александровна

Цель: продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки: познакомить с произведением "Сова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_makarovoy_r.a.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения во 2 классе по теме В. Бианки «Сова»

Тема : В.Бианки «Сова»

Тип урока:  открытие новых знаний

Цель: продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с произведением «Сова»

Задачи:

Обучающие:

познакомить с произведением «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка».

Развивающие:

развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планирумые результаты:

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;
  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;
  • участвовать в диалоге;
  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;
  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Методы обучения: проблемный метод, частично - поисковый

Технология: проблемное обучение, проектная деятельность

Форма обучения:  индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование:

  • презентация
  • учебник
  • карточки для построения «Цепочка взаимосвязи»
  • карточки с деформированным текстом

Проект урока

  1. Мотивация к учебной деятельности:

- Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

Здравствуйте, дорогие ребята! Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне.

- А когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него всё хорошо, настроение хорошее). Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Начинаем наш урок как всегда с речевой разминки.

- Ребята, а для чего мы её проводим? (Чтобы правильно, четко произносить звуки, выразительно говорить). Молодцы!

Ребята, прошу обратить внимание на экран. Учитель читает стихотворение.

- Вам надо прочитать это стихотворение всем вместе по вариантам.

  1. вариант  – читает стихотворение с восторгом.
  2. вариант – читает стихотворение с удивлением.

1 вариант готов? Читаем.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

                Молодцы!

Слушаем 2 вариант. Молодцы!

3. Актуализация знаний.

- Ребята, фамилия какого писателя встретилась вам в этом стихотворении? (Виталия Валентиновича Бианки).

- Что вы можете о нём сказать? Что вы запомнили о В. Бианки с прошлого урока? (на доске портрет В.Бианки)

Ответы детей: Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Для маленьких читателей написал около 300 произведений о природе, героями которых являются звери, птицы, растения.

- Спасибо.

-  Когда В.В.Бианки был такого же возраста, как и вы, он часто гулял по лесу вместе с отцом, который учил узнавать мальчика каждую травинку, каждую птицу и зверюшку. Звери и птицы даже  жили у В.В. Бианки дома.)

Ребята, а с каким произведением В.Бианки мы уже познакомились? («Музыкант»)

- Сейчас мы проверим, как же вы  запомнили содержание рассказа. Проведём блиц – опрос по рассказу В.Бианки «Музыкант».

1. На каком музыкальном инструменте любил играть старый медвежатник? (скрипка) С

2. Кто сказал старику, чтобы он бросил свою скрипку? (колхозник) к

3.Что взял с собою в лес старый медвежатник?( ружьё) р

4. Откуда слышался звук «Дзен!» (с опушки) О

5. Какой предмет издавал этот звук? (щепка) щ

6. Какое имя у писателя Бианки? (Виталий) В

7. Что объединило старика и медведя? (музыка) Какая последняя буква в этом слове? А

- Молодцы! Справились с блиц – опросом. А сейчас, ребята, давайте мы  соберём первые буквы ответов, а в последнем ответе  возьмём последнюю букву, то есть  а

    Скрощва  - запись на доске.

- Попробуйте отгадать зашифрованное здесь слово. Какое же слово спряталось среди данных букв? (Сова). На доску вывешивается картинка Совы.

- Сегодня у нас на уроке в  гостях  сова.

 Ребята, скажите мне, пожалуйста, а к какой группе животных относится сова? (к птицам) Молодцы!

- Сейчас мы послушаем Фонареву Марию (мини - проект – знакомство  с птицей)

Сова – очень умная,  ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место занимают северные гости. 

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали «совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах  о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

- Спасибо, Маша  за интересную и полезную информацию.

Ребята, посмотрите на сову. Это непростая сова, а мудрая.

Ребята, а как вы думаете, почему она прилетела к нам? (Ответы детей)

- Правильно, она желает нас познакомить своей историей.

4. Постановка темы, цели и задач урока..

 - Итак, с каким произведением мы сегодня познакомимся? Кто автор?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема нашего урока: В.Бианки «Сова».

 Чему мы  должны научиться сегодня на уроке?

Какая нам предстоит работа?

Пользуясь опорными словами, поставьте цель урока и составьте план к нему.

Цель: познакомимся с произведением В.Бианки «Сова»

План урока:

научимся :

  • правильно выразительно читать
  • отвечать на вопросы к тексту
  • анализировать текст
  • высказывать своё отношение к прочитанному.

5. Физкультминутка  на фоне музыки

Ребята, пришло время немножко подвигаться. Все встали.

В лесу темно,
Все спят давно
. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят...
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова.
(Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит,
(Присесть.)
Головой вертит,
(Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

6. Открытие новых знаний

   6.1.  Первичное восприятие нового материала.

- Ребята, как вы думаете, о чём будет это произведение? Ваши предположения? (О пользе совы)

Подтвердятся ли наши предположения, мы узнаем после знакомства произведения.

6.2. Словарная работа

Но вначале проведем словарную работу.

В данном произведении нам встретятся незнакомые слова и выражения. Давайте узнаем их значение. А поможет нам в этом что?

(Словарь в учебнике и толковый словарь С.Ожегова).

Утекает

 

убегает.

Кормовистый клевер

 

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

 

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

 

прятаться, таиться.

Раздолье

 

много места.

Как бы худа не вышло

 

как бы беды не было.

Чай белить

 

добавлять молоко в чай.

Пойло  

 

 

питательное питьё для скота

6.3.Первичное знакомство с произведением

 Чтобы проверить  наши предположения,  я предлагаю   вашему   вниманию  послушать произведение (включается аудиозапись).

- Ребята, вы послушали произведение. О ком оно? (о пользе совы)

 Наши предположения подтвердились? (да). Они оказались верными.

6.4 Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка

- Ребята, а как вы думаете,  это сказка или рассказ? (сказка)

- К какому виду сказок отнесёте эту сказку? (Сказку о животных).

А это какая сказка: авторская или народная? (Авторская)

- Что здесь было сказочного? (звери разговаривают, с ними происходят приключения, встретились сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы.).

- А ещё В.Бианки называл свои истории « сказки – не сказки», так как они содержат много достоверного и правдивого материала о природе. А сведения, из которых мы получаем какую – нибудь полезную информацию, называются познавательными.

Таким образом, В.Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

7. Анализ  литературного произведения

А сейчас, ребята, мы  немного поиграем – и узнаем кто в классе самый внимательный, кто из вас  внимательно слушал сказку.  

Приготовились. Кто помнит:

- Как обратилась Сова к старику? (Она назвала его другом.)

- Что он ей ответил. (Я тебе не друг.)  

- Почему Сова рассердилась на старика? (Старик ее прогнал.)

- Что же произошло, когда она перестала летать на луг? (На лугу появилось много мышей.)

- Что стали делать мыши на лугу? (Стали разорять шмелиные гнезда.)

- Какую пользу шмели  приносят лугу? (Цветень с цветка на цветок переносят.)

- Что произошло с клевером на лугу? (Клевер перестал родиться.) На ком это отразилось? (На корове, молоко стало жиже.)

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.)  

А сейчас мы поработаем  рядами.

- Найдите  и выразительно прочитайте три предупреждения совы на стр. 126.

1 ряд  ищет 1 предупреждение,   2 ряд ищет 2 предупреждение, 3 ряд  - 3 предупреждение.

1 ряд - стр. 147, 2 ряд - стр.148 начало, 3 ряд – стр.148 середина.  

1)  Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.

2)  Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.

3)  Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.

 - Что отвечал старик на предупреждения совы? (А, пускай идут, пускай летят… Он не задумывался о последствиях).

- Когда старик  понял свою ошибку? (Когда ему нечем стало чай белить.) Что он сделал? . (Пошел просить у совы прощения.)

- Давайте найдем ответ  в тексте – стр.127

- Простила старика сова? (Простила, т.к. ей нужно было питаться.)

- Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо – хо – хо, Старик!»

- Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы).

(прослушивание аудиозаписи «крик совы» (музыкальный файл)

8. Закрепление

8.1. Работа с пословицей.

На экране:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молоко.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое из этих предложений можно назвать пословицей? Объясните её значение. (Любое дело нужно делать вместе дружно, тогда и толк будет.)

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста? (Да, можно. В природе всё взаимосвязано).

- Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья).

8.2. Построение «Ценочки взаимосвязи» и объяснение6 значения каждого звена в этой цепочке.

- Ребята, подумайте: какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд. Никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В.В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к ней зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. 

- Попробуем  восстановить эту цепочку.  Будем работать в группах, для этого повернитесь друг к другу лицом.  Это ваша группа. Возьмите листок белого цвета: на нем изображены объекты живой и неживой природы, которые встретились в сказке. Вам нужно с помощью стрелочек найти взаимосвязь между ними.

 (Сова – мыши – шмели – клевер – корова – молоко - чай)

- Молодцы!. Группы Справились с заданием.

8.3. Карточка с деформированным  текстом (самостоятельная работа в парах)

- Ребята, убедил ли вас писатель в том, что человек связан с природой и зависит от неё? (Ответы детей)

- А сейчас немножко поработаем самостоятельно. Работать будете парами. Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Ученики читают по 1 предложению, по цепочке.  (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________.  ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок  летать. _________ красный стал на лугу наливаться.

(Старика, мышей, норы, шмели, клевер)

9. Рефлексия. Итог урока.

- Наша сова разлеталась по классу и сбросила  свои перышки, которые лежат у вас на партах. Давайте их соберем и вернём сове.

- Ребята,  Если вы на уроке были активными и справились со  всеми  заданиями, то берете белое перышко; если были на уроке менее активными и не справились с некоторыми заданиями, то берете серое перышко. Выбранное вами перо вы вешаете на изображение совы.

- Ребята, посмотрите, какая у нас получилась красивая сова. Она вновь обрела свои перья, а значит нашла новых друзей.

- А теперь вернемся к началу урока. Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили в начале урока? Выполнили ее?

- Скажите, ребята, чему учит сказка? (ответы детей)

-  Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

 Было трудно…

Сегодняшний урок я хочу закончить словами Ивана Тургенева:

Природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник.

 -Ребята, я благодарна вам за работу на уроке.  Всем большое спасибо.

10. Домашнее задание

по выбору:

  1. Подготовить выразительное чтение отрывка и нарисовать иллюстрацию к нему
  2. Составить кроссворд по сказке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Урок литературного чтения, 1 класс. «По следам» В. Бианки

Цель: Помочь учащимся понять взаимоотношения человека и природы.Задачи:-Познакомить детей с новым произведением «По следам» и биографией писателя В. Бианки.-Раскрыть содержание и идею его сказки; доби...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класса по теме "В. Бианки "Сова" УМК "Школа России"

В презентации представлена небольшая информация из биографии В. Бианки, работа с текстом произведения, физминутки...