I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Какие чувства вызывала рождавшаяся музыка у тех, кто ее слышал? – А что чувствовали вы? – Как изменилось бы произведение, если бы писатель не использовал данные приемы? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Учащиеся читают используемые К. Г. Паустовским в рассказе «Корзина с еловыми шишками» сравнения, олицетворения. Читают выбранный ими отрывок, объяснив свой выбор. Из рисунков учащихся организуется выставка. Учащиеся рассказывают о том, что хотели передать своей работой. Затем ученики читают прочитанные ими дома части рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Сегодня на уроке мы вновь встретимся с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей. – Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой? А еще эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами. – Я думаю, что вы помните также, что из мальчика Миньки впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко, а события и приключения, которые случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлек урок. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? – Сегодня мы познакомимся еще с одним эпизодом из жизни Лёли и Миньки. Рассказ, который мы прочитаем, поведает нам о том, как дети ждали веселый новогодний праздник, гостей и, конечно, подарки | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Сегодня на уроке нам предстоит: • Вспомнить биографию и творчество М. Зо- щенко. • Провести словарную работу, выяснить значение непонятных слов. • Познакомиться с произведением. • Проанализировать произведение и понять его основную мысль | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией М. М. Зо- щенко | Рассказывает о творчестве писателя, свой рассказ сопровождает показом его портрета. Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет Первая мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т. д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и тот высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность М. Зощенко. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в Первой мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64 лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. – Когда родился? Где? Что запомнили о семье писателя? – Что вы можете сказать о нем как о гражданине? – Какие качества характера можете еще перечислить? | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет М. Зощенко. Задают вопросы о его творчестве. Отвечают на вопросы учителя | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.
Первичное чтение произ-ведения | Проводит словарную работу. – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
Читает рассказ М. М. Зощенко «Елка» (некоторые отрывки из рассказа могут читать учащиеся). – Понравился рассказ? – Кто главные герои рассказа? – От чьего лица ведется рассказ? – Какими вам показались дети? – Почему долгожданный праздник был испорчен? – Какие слова в рассказе вы считаете самыми главными, самыми важными? Прочитайте их. – Как вы думаете, почему писатель запомнил эту елку на всю жизнь? – Чему учит этот рассказ? – Как вы считаете, прав ли Михаил Михайлович в том, что об этом событии из своего детства он решил рассказать и другим детям? Почему так решили? – Чем наряжали елку в то время?
– Как вы думаете, ребята, праздник получился веселым? – А рассказ получился веселым? – Почему веселый и смешной рассказ создает немного грустное настроение? | Работают с толковым словарем. Золотушный ребенок – больной ребенок. Длинновязая – высокая. Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара. Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение. Крымские яблоки – яблоки, привезенные с Крыма… Фарфоровая ручка – сделанная из высококачественной глины. Не ручаюсь – не уверена. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Лёля и Минька, и их родители.
– Елку наряжали бусами, флагами, фонариками, золотыми орехами, пастилками, яблоками... – Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёля и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре |
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Выслушивает мнения, подводит итог.
– Сколько лет было автору, когда произошел этот случай? – Как отмечали Новый год в их семье?
– Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?
– Как оцениваете вы их поступок? Почему они так поступили, что их подтолкнуло к этому?
– Какой сюрприз приготовили родители для гостей?
– Обиженная тетя предсказала Миньке будущее, что он будет… – Как хотела наказать мама Лёлю? – Какую пословицу использует одна из приглашенных мам? – Что произошло с фарфоровой куклой? – Что хотела мама подарить Миньке? – Чему удивилась мама? – В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
– Чему учит этот рассказ? – Обратите внимание на слова «тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых? – Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? – Прочитайте и объясните пословицы: • На что и клад, если в семье лад. • Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. • Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. – Почему не нужен клад, если в семье дружно? – Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. – Сравните двух главных героев – Лёлю и Миньку. Заполните таблицу | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Автору было 5 лет.
– Наряжали елку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник. – Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям. – Они поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия. Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть. – Каждому ребенку хотели преподнести подарок и угощение. – Он будет разбойником.
– Хотела поставить в угол носом. – C вами водиться, что в крапиву садиться!
– У куклы отломили ручку. – Мама хотела подарить паровозик. – Мама удивилась тому, что дети остались одни. Читают слова: «И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный».
Заполняют таблицу. У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Лёле, а мальчики Миньке. Герой | Лёля | Минька | Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет | Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста | Характер | Исключительно бойкая | Тихий | Что могут достать? | Могла высоко достать | Ничего нельзя достать | Как ест? | Моментально съедает | Откусывает | Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
| Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию |
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу. – Наш урок мне хочется закончить словами М. М. Зощенко: «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился». – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? – Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными – желтый цвет, если вы были артистичными – зеленый. Пожалуйста, покажите свой выбор. – Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.
Продолжают предложения: Урок интересный, потому что… взволновал… заставил задуматься… дал понять… навел меня на мысль | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |