Урок литературного чтения в 1 классе "М. С. Пляцковский "Помощник" (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи)
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Аглюлина Оксана Альфарисовна

1. Познакомить с произведение М. С. Пляцковского «Помощник»;

2. Развивать умение прогнозировать текст;

3. Обучать правильному, выразительному  чтению;

4. Развивать умение анализировать текст, делить его на части;

5. Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям, чувство  понимания юмора;

6. Обеспечить условия для включения учащихся в  активную читательскую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку634.13 КБ
Microsoft Office document icon Урок чтения в 1 классе78 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Пляцковский «Помощник» Урок литературного чтения (по программе «Школа России» в 1 классе для учащихся с тяжелыми нарушениями речи

Слайд 2

У ленивого рыболова не бывает улова.

Слайд 3

От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснётся ... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз ещё вернётся. М. Пляцковский «Улыбка»

Слайд 4

Михаил Спартакович Пляцковский

Слайд 5

- Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область). Окончил Литера турный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки на Север - "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная". Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать". В 1986 году поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.

Слайд 6

Учуял – почувствовал, уловил чутьем . Притворно – обманно . Управимся – справиться с чем-то . Словарная работа

Слайд 7

по-стро-ить , Ко-че-рыж-ка, при- твор -но , нра-ви-лись , пе - ред -ник , кроль- чи -ха , ап- пе - тит -но- го , уп-ра-вим-ся

Слайд 8

1. Каждый должен стараться. 2. Не забывай, что работаешь ты не один. Каждый хочет высказать своё мнение. Будь внимательным к своему товарищу. 3. Во время обсуждения бывает рабочий шум . Помни , в большом шуме не очень хорошо думается . 4. Умей выслушать другого, пойми его, а потом выскажись . 5. Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли. Правила взаимодействия в паре:

Слайд 9

Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть. У меня голова болит. Помоги мне, ослик, дом построить. Я сейчас и без тебя обойдусь! А на обед ему крольчиха супу наварила. Кролик принялся за дело. Восстанови последовательность:

Слайд 10

1. Помоги мне, ослик, дом построить. 2 . У меня голова болит. 3. Кролик принялся за дело. 4. А на обед ему крольчиха супу наварила. 5. Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть. 6. Я сейчас и без тебя обойдусь! План:

Слайд 12

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе

№ п/п

Параметр

Описание

1

Учебный предмет, класс

Литературное чтение, 1 класс

2

Тема занятия/урока

М. С. Пляцковский «Помощник»

3

Цель

Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. С. Пляцковского, его произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения, развитие речи, памяти и логического мышления.

4

Задачи

1. Познакомить с произведение М. С. Пляцковского «Помощник»;

2. Развивать умение прогнозировать текст;

3. Обучать правильному, выразительному  чтению;

4. Развивать умение анализировать текст, делить его на части;

5. Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям, чувство  понимания юмора;

6. Обеспечить условия для включения учащихся в  активную читательскую деятельность.

5

Ожидаемый учебный результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия

(Личностные и метапредметные результаты)

6

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству М. С. Пляцковского, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.

           

Личностные: 

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные:

развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД);

формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.

7

Оборудование и материалы

          Основные: 

      Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг М. С. Пляцковского, песенки на слова М. Пляцковского.

    Дополнительные:    

Ра    раздаточный материал

Этап урока (занятия)

Цель – результат

(УУД)

Деятельность

педагога

Деятельность

ученика (воспитанника)

Формы работы, приёмы

  Мотивация

(Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, артикуляционная разминка, самоопределение к деятельности.)

. Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать

– Здравствуйте, ребята! - Чем мы занимаемся на уроках литературного чтения?  (читаем, рассуждаем, учимся думать, отвечать на вопросы)

- А как надо работать на уроке, чтобы все получилось?

- Правильно, а начнем мы с артикуляционной зарядки и поговорки .

(Ребята выполняют упражнения: чищу зубы, варенье, индюк, лошадка, стук. Работают с поговоркой: «У ленивого рыболова не бывает улова» (чтение с разной интонацией). (слайд 2)

- Молодцы! Запомните поговорку, она еще сегодня пригодится.

  Приветствуют учителя.

 Артикуляционная гимнастика

 (Дети несколько раз      тренируются)

 Фронтальная.

Словесный

  Введение в тему  

(Постановка учебной задачи , проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.)

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Послушайте и скажите, что это?

Звучит отрывок из песни «Улыбка».

- Итак, что прозвучало?

- А вас ничего не удивило?

- Да урок чтения и почему то песня? Кто догадался, почему?

Правильно, песня это стих и у него есть автор. (слайд 3)

- Прочитайте имя автора слов песни «Улыбка» (Михаил Спартакович Пляцковский). (слайд 4)

- Знакомо ли вам это имя?

- Автор вам не знаком, но его произведения вы  хорошо знаете. Сейчас он известен как поэт-песенник: «Чему учат в школе?», «Если добрый ты», «Дважды два – четыре», «Не дразните собак» и др. Но М. Пляцковский писал не только песни, но и сказки, по мотивам которых созданы мультфильмы, например «Приключения кузнечика Кузи» и другие.

- А вы догадались, почему мы говорим о М. С.  Пляцковском?

  Дети  отвечают на вопросы, вспоминают стихи, песенки, мультфильмы.

 Индивидуальная.

Словесный

  Открытие нового (знания, способа действия)

(Привлечение уже изученного материала, формулирование вариантов выводов. Обобщение.)

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 Открытие нового:

- Да, сегодня мы познакомимся с биографией  М. С. Пляцковского,  будем учиться читать по ролям, определять главную мысль произведений. Работать с учебником.

-Теперь я вам расскажу об этом авторе. Михаил Спартакович Пляцковский (слайд 6)

(рассказ о биографии автора).

- Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область).
Окончил Литературный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки на Север - "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная".
Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать".
В 1986 году поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.

- Прочитайте заглавие.

- Кто не читал это произведение, выскажите предположения, о чем будем читать?  Можно ли узнать из заглавия, кто герои произведения?

 - Рассмотрите иллюстрацию.  Кто герои? Предположите, что  с ними может произойти?

- Как вы думаете, какое это произведение по жанру? Почему?

- Прочитаем, проверим ваши предположения.

-Давайте теперь прочитайте про себя.

  Формулируют тему и задачу урока

Знакомятся с биографией и творчеством М. С. Пляцковского.

Работа с произведением стихотворением «Помощник»

Словарная работа:

 Фронтальная.

Словесный,

чтение, беседа.

  Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным

Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.)

  Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Итак, мы как думали вначале? Совпали наши представления?

- Что вы чувствовали, когда узнали, что произошло?

- Это сказка? Докажите.

- Кто главные герои? Как их зовут?

- Как вы думаете, почему автор дал им такие имена?

- Попробуйте ответить, одним словом. Какой ослик? А кролик? (ленивый, трудолюбивый)

- Какие незнакомые слова вам встретились в этом произведении?

Учуял – почувствовал, уловил чутьем.

Притворно – обманно.

Управимся – справиться с чем-то. (слайд 7)

- Чтобы вам было легче читать,  потренируемся в чтении сложных слов.

(Слайд 8) (по-стро-ить, Ко-че-рыж-ка, при-твор-но, нра-ви-лись, пе-ред-ник, кроль-чи-ха, ап-пе-тит-но-го, уп-ра-вим-ся)

  Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение

 

Словесный, практический

Продолжение усвоения новых знаний
и способов действий

(работа в паре)

Регулятивные:

- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста;

- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные :

- формируем умение извлекать информацию из  текста, иллюстраций,  изученного ранее материала;

-  формируем умение выявлять сущность;

-  формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Личностные :

 -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные:

- формируем умение слушать и понимать других;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

- Найдите и прочитайте, о чем попросил кролик ослика?

- Что ответил ослик?

- У ослика действительно болела голова?

- Прочитайте, какие слова это доказывают?

- Объясните, притворно вздыхая – это как?

- Подберите синоним к слову притворяться? (обманывать)

- Прочитайте, что стал делать кролик после отказа ослика в помощи?

- А что было у кролика на обед?

- Как ослик об этом узнал?

- Покажите, как это «учуял»?

- Подберите, синоним к слову учуял.

- Прочитайте, что предложил ослик кролику, когда учуял запах супа и что ответил кролик?

Работаем в паре. Вспомните правила взаимодействия в паре: (слайд 9)

1.  Каждый должен стараться.

2.  Не забывай, что работаешь ты не один.

     Каждый хочет высказать своё мнение.

     Будь внимательным к своему товарищу.

3.  Во время обсуждения бывает рабочий шум.

     Помни, в большом шуме не очень хорошо думается.

4.  Умей выслушать другого, пойми его, а потом выскажись.

5.  Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли: кто – зачитывает задание.

- У вас на столе листочки. Прочитайте предложения и восстановите последовательность событий в сказке. Для этого расставьте цифры 1, 2 и т.д.

(Слайд 10)

(1. Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть.

2. У меня голова болит.

3. Помоги мне, ослик, дом построить.

4. Я сейчас и без тебя обойдусь!

5. А на обед ему крольчиха супу наварила.

6. Кролик принялся за дело.

Проверка. (Слайд 11) (3, 2, 6, 5, 1, 4)

- Посмотрите, что получилось? (План)

Ребята отвечают на вопросы, работают с текстом.

Индивидуальная, фронтальная.

Чтение, беседа, работа в парах

  Итоговая рефлексия

(Самоанализ и самооценка: личностные приращения.)

  Задание на дом

(Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности)

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

- По этому плану дома попробуйте пересказать сказку. Но сначала прочитайте её с родителями еще раз.

- А как лучше, интереснее прочитать сказку?

- Какие роли выделим?

- Как читать роль  кролика, с какой интонацией? (вежливо, спокойно, доброжелательно)

- А роль ослика? (тихо, притворно болен/ уверенно, с хитрецой)

- Ребята, а вам ослика не жалко? Почему нет (да)?

- Почему ослик попал в такую неприятную ситуацию?

- Вспомните поговорку «У ленивого…»

- А какие еще пословицы и поговорки подходят к содержанию этой сказки?

  • Труд кормит, а лень портит.
  • Как аукнется, так и откликнется.

- Подумайте, а герои сказки – друзья?

- На стр. 23 прочитайте пословицы. Какая пословица подходит каждому из героев?

  • Дружба заботой и подмогой крепка.
  • Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
  • Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.

- Что значит, потакает, подберите синоним. (Поощряет)

- А что может сделать ослик Алфавит, чтобы изменить ситуацию?

- Ребята, русские народные сказки часто заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему учит сказка М. Пляцковского? 

- Посмотрите на слайд 12 . Выберите смайлик, который отражает ваше настроение от работы на уроке.

- А кто поработал больше других?

- Что порадовало во время работы?

- Что вызвало затруднения?

- Какое произведение читали?

- Кто автор? Что о нем узнали?

- Спасибо за работу!

Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения.
Получают позитивный настрой от урока

  Индивидуальная,

Фронтальная.

Словесный, беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по нравственному воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молод...

Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи

Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи  (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...

Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает,  что особенности мнестических процес...

Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....

Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.

Актуальность.  В последнее время учителя-логопеды  все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими  комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...

Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье даны рекомендации  к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...