Урок литературного чтения в 1 классе "М. С. Пляцковский "Помощник" (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи)
план-конспект урока по чтению (1 класс)
1. Познакомить с произведение М. С. Пляцковского «Помощник»;
2. Развивать умение прогнозировать текст;
3. Обучать правильному, выразительному чтению;
4. Развивать умение анализировать текст, делить его на части;
5. Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям, чувство понимания юмора;
6. Обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 634.13 КБ |
Урок чтения в 1 классе | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У ленивого рыболова не бывает улова.
От улыбки хмурый день светлей, От улыбки в небе радуга проснётся ... Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз ещё вернётся. М. Пляцковский «Улыбка»
Михаил Спартакович Пляцковский
- Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область). Окончил Литера турный институт им. Горького (1961). Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Как правило, работу с композитором поэт начинал, имея уже готовые стихи. Многие песни рождались в совместных поездках. Так в результате поездки на Север - "Увезу тебя я в тундру"; с Шаинским по БАМу - "Дорога железная". Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать". В 1986 году поэт стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.
Учуял – почувствовал, уловил чутьем . Притворно – обманно . Управимся – справиться с чем-то . Словарная работа
по-стро-ить , Ко-че-рыж-ка, при- твор -но , нра-ви-лись , пе - ред -ник , кроль- чи -ха , ап- пе - тит -но- го , уп-ра-вим-ся
1. Каждый должен стараться. 2. Не забывай, что работаешь ты не один. Каждый хочет высказать своё мнение. Будь внимательным к своему товарищу. 3. Во время обсуждения бывает рабочий шум . Помни , в большом шуме не очень хорошо думается . 4. Умей выслушать другого, пойми его, а потом выскажись . 5. Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли. Правила взаимодействия в паре:
Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть. У меня голова болит. Помоги мне, ослик, дом построить. Я сейчас и без тебя обойдусь! А на обед ему крольчиха супу наварила. Кролик принялся за дело. Восстанови последовательность:
1. Помоги мне, ослик, дом построить. 2 . У меня голова болит. 3. Кролик принялся за дело. 4. А на обед ему крольчиха супу наварила. 5. Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть. 6. Я сейчас и без тебя обойдусь! План:
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе
№ п/п | Параметр | Описание | |
1 | Учебный предмет, класс | Литературное чтение, 1 класс | |
2 | Тема занятия/урока | М. С. Пляцковский «Помощник» | |
3 | Цель | Создать условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством М. С. Пляцковского, его произведениями, совершенствования навыков выразительного чтения, развитие речи, памяти и логического мышления. | |
4 | Задачи | 1. Познакомить с произведение М. С. Пляцковского «Помощник»; 2. Развивать умение прогнозировать текст; 3. Обучать правильному, выразительному чтению; 4. Развивать умение анализировать текст, делить его на части; 5. Воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям, чувство понимания юмора; 6. Обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность. | |
5 | Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия (Личностные и метапредметные результаты) |
6 | - развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; - овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к творчеству М. С. Пляцковского, пробуждение познавательного интереса к произведениям, стремления совершенствовать свою речь.
| Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Метапредметные: развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД); формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД); формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. | |
7 | Оборудование и материалы | Основные: Учебник Азбука, проектор, презентация, выставка книг М. С. Пляцковского, песенки на слова М. Пляцковского. Дополнительные: Ра раздаточный материал |
Этап урока (занятия) | Цель – результат (УУД) | Деятельность педагога | Деятельность ученика (воспитанника) | Формы работы, приёмы |
Мотивация (Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, артикуляционная разминка, самоопределение к деятельности.) | . Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать | – Здравствуйте, ребята! - Чем мы занимаемся на уроках литературного чтения? (читаем, рассуждаем, учимся думать, отвечать на вопросы) - А как надо работать на уроке, чтобы все получилось? - Правильно, а начнем мы с артикуляционной зарядки и поговорки . (Ребята выполняют упражнения: чищу зубы, варенье, индюк, лошадка, стук. Работают с поговоркой: «У ленивого рыболова не бывает улова» (чтение с разной интонацией). (слайд 2) - Молодцы! Запомните поговорку, она еще сегодня пригодится. | Приветствуют учителя. Артикуляционная гимнастика (Дети несколько раз тренируются) | Фронтальная. Словесный |
Введение в тему (Постановка учебной задачи , проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями.) | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Послушайте и скажите, что это? Звучит отрывок из песни «Улыбка». - Итак, что прозвучало? - А вас ничего не удивило? - Да урок чтения и почему то песня? Кто догадался, почему? Правильно, песня это стих и у него есть автор. (слайд 3) - Прочитайте имя автора слов песни «Улыбка» (Михаил Спартакович Пляцковский). (слайд 4) - Знакомо ли вам это имя? - Автор вам не знаком, но его произведения вы хорошо знаете. Сейчас он известен как поэт-песенник: «Чему учат в школе?», «Если добрый ты», «Дважды два – четыре», «Не дразните собак» и др. Но М. Пляцковский писал не только песни, но и сказки, по мотивам которых созданы мультфильмы, например «Приключения кузнечика Кузи» и другие. - А вы догадались, почему мы говорим о М. С. Пляцковском? | Дети отвечают на вопросы, вспоминают стихи, песенки, мультфильмы. | Индивидуальная. Словесный |
Открытие нового (знания, способа действия) (Привлечение уже изученного материала, формулирование вариантов выводов. Обобщение.) | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Открытие нового: - Да, сегодня мы познакомимся с биографией М. С. Пляцковского, будем учиться читать по ролям, определять главную мысль произведений. Работать с учебником. -Теперь я вам расскажу об этом авторе. Михаил Спартакович Пляцковский (слайд 6) (рассказ о биографии автора). - Михаил Спартакович Пляцковский (1935-1991) - известный поэт-песенник, драматург. Родился 2 ноября 1935 года в Енакиево (Донецкая область). - Прочитайте заглавие. - Кто не читал это произведение, выскажите предположения, о чем будем читать? Можно ли узнать из заглавия, кто герои произведения? - Рассмотрите иллюстрацию. Кто герои? Предположите, что с ними может произойти? - Как вы думаете, какое это произведение по жанру? Почему? - Прочитаем, проверим ваши предположения. -Давайте теперь прочитайте про себя. | Формулируют тему и задачу урока Знакомятся с биографией и творчеством М. С. Пляцковского. Работа с произведением стихотворением «Помощник» Словарная работа: | Фронтальная. Словесный, чтение, беседа. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового, включение будущего нового материала.) | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Итак, мы как думали вначале? Совпали наши представления? - Что вы чувствовали, когда узнали, что произошло? - Это сказка? Докажите. - Кто главные герои? Как их зовут? - Как вы думаете, почему автор дал им такие имена? - Попробуйте ответить, одним словом. Какой ослик? А кролик? (ленивый, трудолюбивый) - Какие незнакомые слова вам встретились в этом произведении? Учуял – почувствовал, уловил чутьем. Притворно – обманно. Управимся – справиться с чем-то. (слайд 7) - Чтобы вам было легче читать, потренируемся в чтении сложных слов. (Слайд 8) (по-стро-ить, Ко-че-рыж-ка, при-твор-но, нра-ви-лись, пе-ред-ник, кроль-чи-ха, ап-пе-тит-но-го, уп-ра-вим-ся) | Ребята отвечают на вопросы и высказывают своё мнение |
Словесный, практический |
Продолжение усвоения новых знаний (работа в паре) | Регулятивные: - формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом текста; - формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные : - формируем умение извлекать информацию из текста, иллюстраций, изученного ранее материала; - формируем умение выявлять сущность; - формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; - формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; Личностные : -формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Коммуникативные: - формируем умение слушать и понимать других; - формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; | - Найдите и прочитайте, о чем попросил кролик ослика? - Что ответил ослик? - У ослика действительно болела голова? - Прочитайте, какие слова это доказывают? - Объясните, притворно вздыхая – это как? - Подберите синоним к слову притворяться? (обманывать) - Прочитайте, что стал делать кролик после отказа ослика в помощи? - А что было у кролика на обед? - Как ослик об этом узнал? - Покажите, как это «учуял»? - Подберите, синоним к слову учуял. - Прочитайте, что предложил ослик кролику, когда учуял запах супа и что ответил кролик? Работаем в паре. Вспомните правила взаимодействия в паре: (слайд 9) 1. Каждый должен стараться. 2. Не забывай, что работаешь ты не один. Каждый хочет высказать своё мнение. Будь внимательным к своему товарищу. 3. Во время обсуждения бывает рабочий шум. Помни, в большом шуме не очень хорошо думается. 4. Умей выслушать другого, пойми его, а потом выскажись. 5. Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли: кто – зачитывает задание. - У вас на столе листочки. Прочитайте предложения и восстановите последовательность событий в сказке. Для этого расставьте цифры 1, 2 и т.д. (Слайд 10) (1. Вот я и пришел, чтобы помочь тебе суп есть. 2. У меня голова болит. 3. Помоги мне, ослик, дом построить. 4. Я сейчас и без тебя обойдусь! 5. А на обед ему крольчиха супу наварила. 6. Кролик принялся за дело. Проверка. (Слайд 11) (3, 2, 6, 5, 1, 4) - Посмотрите, что получилось? (План) | Ребята отвечают на вопросы, работают с текстом. | Индивидуальная, фронтальная. Чтение, беседа, работа в парах |
Итоговая рефлексия (Самоанализ и самооценка: личностные приращения.) Задание на дом (Детям даётся возможность реализовать личные образовательные потребности) | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. | - По этому плану дома попробуйте пересказать сказку. Но сначала прочитайте её с родителями еще раз. - А как лучше, интереснее прочитать сказку? - Какие роли выделим? - Как читать роль кролика, с какой интонацией? (вежливо, спокойно, доброжелательно) - А роль ослика? (тихо, притворно болен/ уверенно, с хитрецой) - Ребята, а вам ослика не жалко? Почему нет (да)? - Почему ослик попал в такую неприятную ситуацию? - Вспомните поговорку «У ленивого…» - А какие еще пословицы и поговорки подходят к содержанию этой сказки?
- Подумайте, а герои сказки – друзья? - На стр. 23 прочитайте пословицы. Какая пословица подходит каждому из героев?
- Что значит, потакает, подберите синоним. (Поощряет) - А что может сделать ослик Алфавит, чтобы изменить ситуацию? - Ребята, русские народные сказки часто заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему учит сказка М. Пляцковского? - Посмотрите на слайд 12 . Выберите смайлик, который отражает ваше настроение от работы на уроке. - А кто поработал больше других? - Что порадовало во время работы? - Что вызвало затруднения? - Какое произведение читали? - Кто автор? Что о нем узнали? - Спасибо за работу! | Проговаривают по плану новые знания, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. | Индивидуальная, Фронтальная. Словесный, беседа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственному воспитанию учащихся с тяжелыми нарушениями речи в начальной школе
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молод...
Рабочая программа психологического сопровождения учащегося с тяжелым нарушением речи
Рабочая программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ разработана для учащегося 1 класса с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) с учетом рекомендаций ЦПМПК...
Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
Нарушение внимания и памяти у учащихся с тяжелыми нарушениями речи.В детском возрасте отмечается своя специфика психических нарушений.С.Ю. Горбунова отмечает, что особенности мнестических процес...
Коррекция устной и письменной речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи.
В статье раскрывается система работы по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов....
Игровое сопровождение коррекционно-логопедической работы с учащимися, имеющими тяжелые нарушения речи.
Актуальность. В последнее время учителя-логопеды все чаще сталкиваются с «безречевыми детьми», часто имеющими комплексное органическое нарушение, что значительно затрудня...
Рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи
В данной статье даны рекомендации к оценке знаний учащихся с тяжелыми нарушениями речи...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...