литературное чтение 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литературное чтение»
начального общего образования
3 «Б» класс
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 3 «Б» класса построена в соответствии с требованиями ФГОС, основной образовательной программой начального основного общего образования, программой по предмету «Литературное чтение»; авторы: Л. Ф. Климанова, М.В. Бойкина, система «Школа России» 1- 4 классы, М.: «Просвещение», 2015 г.
Учебник: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. Литературное чтение. 3 класс. В 2 частях, Москва «Просвещение» 2017 г.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Литературное чтение»
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
- с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним;
- самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
- читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно,по ролям, выразительно наизусть и пр.);
- составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
- выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
-оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
- определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме?Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
-анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
- фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
- предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
- формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами;
- читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочнои пр.);
- осмысливать коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока. Если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно (Что я уже знаю по данной теме?Что я уже умею?), связывать с индивидуальной учебной задачей;
- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»;
- записывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;
- предлагать свои варианты позитивных установок или способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и т. д.;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения;
- сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
- самостоятельно определять с помощью пословиц (поговорок) смысл читаемого произведения;
- понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей;
- определять основную идею произведения (эпического и лирического), объяснять смысл образных слов и выражений, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений;
- сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
- соотносить литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; самостоятельно подбирать к тексту произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основнуюмысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
-сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств
языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- понимать цель своего высказывания;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
- участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
- создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого;
- объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
- отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;
- опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
- формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на протяжении всей работы в группе, соотносить с планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
- определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям;
- определять критерии оценивания поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм;
- руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения;
- объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить пути выхода из создавшейся ситуации; приводить примеры похожих ситуаций из литературных произведений;
-находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
- готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
-пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
-использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
- находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели; представлять информацию разными способами;
- самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Предметные результаты освоения программы
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя причтении важные по смыслу
слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения;
- понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
- употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
- наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;
- рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих
оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
- самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
-делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
- пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения
литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;
- формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;
- делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной выразительности;
- готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в библиотеке;
- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленныйплан; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий
озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
- сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
- писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием;
- пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
- сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные
праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях.
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
- понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
-определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль
и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;
- понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;
- осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать на-родную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;
- находить в произведении средства художественной выразительности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Самое великое чудо на свете (4 часа)
Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров
Устное народное творчество (12 часов)
Русские народные песни. Докучные сказки. Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка». Художники – иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин
Поэтическая тетрадь 1 (10 часов)
1.Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А.А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»; 3. И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»; 4. И.З. Суриков «Детство», «Зима»
Великие русские писатели (24 часа)
1.А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки из романа), «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»; 2. И.А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень»; 4. Л.Н. Толстой «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)
1.Н.А. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К.Д. Бальмонт «Золотое слово»; 3. И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»
Литературные сказки (8 часов)
1.Д.Н. Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»; 3. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Были и небылицы (11 часов)
1.М. Горький «Случай с Евсейкой»; 2. К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»; 3. А.И. Куприн «Слон»
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)
1.С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»; 2. А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Сны», «Ворона»; 3. С.А. Есенин «Черёмуха»
Люби живое (16 часов)
1.М.М. Пришвин «Моя Родина»; 2. И.С. Соколов – Микитов «Листопадничек»; 3. В.И. Белов «Мальва провинилась», «Ещё про Мальву»; 4. В.В. Бианки «Мышонок Пик»; 5. Б.С. Житков «Про обезьянку»; 6. В.П. Астафьев «Капалуха»; 7. В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»
Поэтическая тетрадь 2 (9 часов)
1.С.Я Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной»; 2. А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; 3. С.В. Михалков «Если…»; 4. Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (13 часов)
1.Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»; 2. А.П. Платонов «Цветок на земле», «Ещё мама»; 3. М.М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н.Н. Носов «Федина задача», «Телефон»; 5. В.Ю. Драгунский «Друг детства»
По страницам детских журналов (10 часов)
1.Ю.И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»; 3. Г.Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 4. Р. Сеф «Весёлые стихи»
Зарубежная литература (5 часов)
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела, (количество часов) | Но мер урока | Тема урока | Дата урока по плану | Дата урока фактическая | Вид контроля |
I четверть (32 ч) | |||||
Самое великое чудо на свете (4 ч) | 1 | Введение. Знакомство с учебником. Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». | Текущий | ||
2 | Рукописные книги Древней Руси. | Текущий | |||
3 | Первопечатник Иван Федоров. | Текущий | |||
4 | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | Тематический | |||
Устное народное творчество (12 ч) Сказки | 5 | Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Русские народные песни. | Текущий | ||
6 | Докучные сказки. Произведения прикладного искусства. | Текущий | |||
7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Текущий | |||
8 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | Текущий | |||
9 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». | Текущий | |||
10 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». | Текущий | |||
11 | Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». | Текущий | |||
12 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Текущий | |||
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка». | Текущий | |||
14 | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин. | Текущий | |||
15 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество». | Текущий | |||
16 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | Тематический | |||
Поэтическая тетрадь 1 (10 ч) | 17 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». Проект «Как научиться читать стихи». | Текущий | ||
18 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза». | Текущий | |||
19 | Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | Текущий | |||
20 | А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой...» | Текущий | |||
21 | И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». | Текущий | |||
22 | И. Никитин «Встреча зимы». | Текущий | |||
23 | И. Суриков «Детство». | Текущий | |||
24 | И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | Текущий | |||
25 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Путешествие в Литературную страну. | Текущий | |||
26 | Оценка достижений. | Тематический | |||
Великие русские писатели (24 ч) | 27 | Знакомство с названием раздела «Великие русские писатели». | Текущий | ||
28 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». | Текущий | |||
29 | А. Пушкин. Лирические стихотворения | Текущий | |||
30 | А. Пушкин. «Зимнее утро». | Текущий | |||
31 | А. Пушкин. «Зимний вечер». | Текущий | |||
32 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | Текущий | |||
II четверть (34 ч) | |||||
33 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | Текущий | |||
34 | А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | Текущий | |||
35 | Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом. | Текущий | |||
36 | И. Крылов. Подготовка сообщения об И. Крылове на основе статьи учебника, книг. | Текущий | |||
37 | И. Крылов «Мартышка и очки». | Текущий | |||
38 | И. Крылов «Зеркало и Обезьяна». | Текущий | |||
39 | И. Крылов «Ворона и Лисица». | Текущий | |||
40 | М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | Текущий | |||
41 | М. Лермонтов «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». | Текущий | |||
42 | М. Лермонтов «Утёс», «Осень». | Текущий | |||
43 | Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. | Текущий | |||
44 | Л. Толстой «Акула». | Текущий | |||
45 | Л. Толстой «Прыжок». | Текущий | |||
46 | Л. Толстой «Лев и собачка». | Текущий | |||
47 | Л. Толстой «какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов. | Текущий | |||
48 | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели». Литературный праздник. | Текущий | |||
49 | Оценка достижений. | Тематический | |||
50 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». | Текущий | |||
Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | 51 | Н. Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...». | Текущий | ||
52 | Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Текущий | |||
53 | К. Бальмонт «Золотое слово». | Текущий | |||
54 | И. Бунин. Выразительное чтение стихотворений. | Текущий | |||
55 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений. | Тематический | |||
56 | Знакомство с названием раздела «Литературные сказки». | Текущий | |||
Литературные сказки (8 ч) | 57 | Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка). | Текущий | ||
58 | Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». | Текущий | |||
59 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». | Текущий | |||
60 | В. Одоевский «Мороз Иванович». | Текущий | |||
61 | В. Одоевский «Мороз Иванович». | Текущий | |||
62 | Обобщающий урок по 1 части учебника. Оценка достижений. Контрольная работа. | Итоговый | |||
63 | Повторение изученного. | Текущий | |||
III четверть (40ч) | |||||
64 | Знакомство с названием раздела «Были-небылицы». | Текущий | |||
Были и небылицы (11 часов) | 65 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | Текущий | ||
66 | М. Горький «Случай с Евсейкой». | ||||
67 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | Текущий | |||
68 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | Текущий | |||
69 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». | Текущий | |||
70 | А. Куприн «Слон». | Текущий | |||
71 | А. Куприн «Слон». | Текущий | |||
72 | А. Куприн «Слон». | Текущий | |||
73 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». | Текущий | |||
74 | Оценка достижений. | Тематический | |||
75 | Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 1». С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» | Текущий | |||
Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | 76 | С. Чёрный «Воробей», «Слон». | Текущий | ||
77 | А. Блок «Ветхая избушка». | Текущий | |||
78 | А. Блок «Сны», «Ворона». | Текущий | |||
79 | С. Есенин «Черёмуха». | Текущий | |||
80 | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений. | Тематический | |||
81 | Знакомство с названием раздела «Люби живое». | Текущий | |||
Люби живое (16 ч) | 82 | М. Пришвин «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста. | Текущий | ||
83 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Текущий | |||
84 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | Текущий | |||
85 | В. Белов «Малька провинилась». | Текущий | |||
86 | В. Белов «Ещё про Мальку». | Текущий | |||
87 | В. Бианки «Мышонок Пик». | Текущий | |||
88 | В. Бианки «Мышонок Пик». | Текущий | |||
89 | Б. Житков «Про обезьянку». | Текущий | |||
90 | Б. Житков «Про обезьянку». | Текущий | |||
91 | Б. Житков «Про обезьянку». | Текущий | |||
92 | В. Дуров «Наша Жучка». | Текущий | |||
93 | В. Астафьев «Капалуха». | Текущий | |||
94 | В. Драгунский «Он живой и светится…». | Текущий | |||
95 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое». | Текущий | |||
96 | Оценка достижений. Знакомство с названием раздела «Поэтическая тетрадь 2». | Тематический | |||
97 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной...». | Текущий | |||
Поэтическая тетрадь 2 (9 ч) | 98 | А. Барто «Разлука». | Текущий | ||
99 | А. Барто «В театре». | Текущий | |||
100 | С. Михалков «Если», «Рисунок». | Текущий | |||
101 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | Текущий | |||
102 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | Текущий | |||
IV четверть (29) | |||||
103 | Знакомство с названием раздела «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». | Текущий | |||
104 | Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | Тематический | |||
105 | А. Платонов «Цветок на земле» | Тематический | |||
106 | А. Платонов «Ещё мама». | ||||
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (13 ч) | 107 | М. Зощенко «Золотые слова». | Текущий | ||
108 | М. Зощенко «Великие путешественники». | Текущий | |||
109 | Н. Носов «Федина задача». | Текущий | |||
110 | Н. Носов «Телефон». | Текущий | |||
111 | В. Драгунский «Друг детства». | Текущий | |||
112 | Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок». | Текущий | |||
113 | Оценка достижений. | Тематический | |||
114 | Знакомство с названием раздела «По страницам детских журналов». | Текущий | |||
115 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | Текущий | |||
116 | Ю. Ермолаев «Проговорился». | Текущий | |||
117 | Ю. Ермолаев «Воспитатели». | Текущий | |||
118 | Г. Остер «Вредные советы». | Текущий | |||
119 | Г. Остер «Как получаются легенды». | Текущий | |||
По страницам детских журналов (10 ч) | 120 | Р. Сеф «Весёлые стихи», Вредные советы, Воспитатели, ОтметкиРиммы Лебедевой… | Текущий | ||
121 | «Как получаются легенды»; Ю.И. Ермолаев «Проговорился», | Текущий | |||
122 | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений. | Текущий | |||
123 | Знакомство с названием раздела «Зарубежная литература». | Текущий | |||
124 | Л. Кассиль « Отметки Риммы Лебедевой» | Текущий | |||
125 | Ю.Ермолаев «Проговорился» | Текущий | |||
126 | Ю.Ермолаев «Воспитатели» | Текущий | |||
127 | Г.Остер «Вредные советы» | Текущий | |||
128 | Г Остер «Как получаются легенды» | Текущий | |||
129 | Итоговая контрольная работа. | Итоговый | |||
Зарубежная литература (5 ч) | 130 | Мифы Древней Греции. | Текущий | ||
131 | Мифы Древней Греции. | Текущий | |||
132 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Текущий | |||
133 | Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | Текущий | |||
134 | Итоговый обобщающий урок за год. | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....