урок по литературному чтению "Рукавичка"
план-конспект урока по чтению

Ижаева Фарида Муссаевна

план-конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_-rukavichka.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения, УМК «Школа России»

Дата проведения: 27.03.2020г.

Класс: 1-Г класс

Учитель: Юсуфова Лемара Шевкетовна

Тема: Русская народная сказка « Рукавичка».

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; научить различать народные и авторские сказки.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение выразительно читать целыми словами и по ролям, делить текст на части, различать народные и авторские сказки.

Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Регулятивные: умение различать способ и результат действия; планировать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: умение использовать речь для сравнения произведений художественной литературы (авторская или народная сказки) и выявления авторской точки зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Образовательные ресурсы: выставка книг со сказками (народными и авторскими); иллюстрации к сказке «Рукавичка»; рисунки с изображением героев сказки; схема; карточки с загадками; рисунок рукавички.


Ход урока

  1. Организационный момент.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведениями нового раздела. Вспомните, как он называется?Сказки, загадки, небылицы.

– А что же такое сказка? – мудрость народа, его мечты и желания?

– Прочтите записанную на доске пословицу.

«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

– Объясните смысл этой пословицы.

Во всех РНС встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели, можем получить урок. Каждая сказка учит чему – то. Нужно только присмотреться и прислушаться к ней.

- Как называется произведение, которое Вы начали самостоятельно читать на прошлом уроке? «Рукавичка»

- К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

- Какие бывают сказки? (народные и авторские)

- К какой группе отнесём сказку «Рукавичка»? (народная или фольклорная)

- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые,

о животных).

- К какому виду относится эта сказка?(о животных)

- Прежде чем мы продолжим изучать эту сказку, давайте решим, какие качества необходимо нам проявить сегодня на уроке. Выберите из предложенных, на карточке качеств, обсудите в паре и можете добавить, что-то своё (работа в паре).

Быстрота, уныние, веселье, сосредоточенность, внимание,медлительность, уверенность, страх, трудолюбие, взаимоподдержка, усидчивость – 1 мин.

- От каких качеств вы отказались?

Изучение нового материала.

Гимнастика для глаз.

  1. Речевая разминка.

- Проведём речевую разминку. Прочитайте скороговорку.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

- В каких сказках действующее лицо – Мышка?

Прочтите слова сначала по слогам, затем целыми словами.

Об-ро-нилобронил

Поп-ры-гуш-ка попрыгушка

По-скре-буш-капоскребушка

Спра-ши-ва-ет спрашивает

По-бе-гай-капобегайка

Сест-рич-ка сестричка

Бре-дётбредёт

Не по-вер-нуть-ся не повернуться

Врас-сып-ну-ю врассыпную

Ра-зо-рвёт-ся разорвётся

По-ше-ве-ли-ва-ет-ся пошевеливается

  1. Словарная работа.

- Давайте объясним значение выделенных слов.

Обронил - уронил

Бредёт – идёт медленно, с трудом

Врассыпную – в разные стороны

  1. Чтение сказки по цепочке.

5. Беседа по –прочитанному.

- Давайте вспомним действующих лиц сказки и запишем их в порядке поселения героев сказки в домике-рукавичке (работа в паре).https://fsd.multiurok.ru/html/2021/03/11/s_6049d50c46016/1652354_1.png

мм

- Все герои поселились в рукавичке?(сверим с доской, кто лишний)

- Кто за кем появлялся в сказке?

- Кто был последним?

- Пустили ли звери в рукавичку медведя?

- Давайте дадим характеристику каждому животному.

-Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке?

(наверно, они уступали друг другу, помогали и пр.)

- Кто испугал зверей?

-Чему учит сказка «Рукавичка»? ( доброте, дружбе…)

-Что такое дружба?

В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что

Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

6. Игра «Найди пару»

- Давайте подберём вторые части имён.

Мышкапопрыгушка

Лягушкапобегайчик

Зайчиксерый бочок

Лисичкапоскребушка

Волчокбатюшка

КабанКлыкан

Медведюшка сестричка

7. Физминутка

Мы летим, летим, летим.

В страну знаний прилетим.

Много знать мы все хотим и поэтому летим.

8. Сравнение сказок «Теремок» и «Рукавичка»(тетрадь стр.32)

- Сравните сказки «Теремок» и «Рукавичка»

_ Чем отличаются?

Название

Главные герои

Содержание сказки

Конец сказки

9. Работа с пословицами.

- Соберём пословицы и выберите пару.

- Выберем к какой сказке больше подходит каждая из пословиц.

_ Не учись разрушать, а учись строить.(т)

- Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.(р)

- Сила сломит всё, а ум- силу.(т)

Дружба и братство – дороже богатства.(к обеим)

- Объясните смысл этих пословиц.

Чему можно поучиться у героев?

Дети:

- дружелюбию

-взаимовыручке

-умению уступать

-желанию помочь

- Какой урок мы вынесли из этой сказки?

- Сказка преподнесла нам хороший урок, живя среди людей , надо быть терпимым к ним, учиться уступать , договариваться друг с другом, уживаться в согласии.

Физминутка

10. Чтение сказки по ролям(8 человек)

11. Рефлексия. На экран проецируется:
На уроке я узнал…
Я запомнил …
Мне понравилось…
Похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…

9.Итог урока.
-С какой сказкой мы познакомились?
-Что понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...