Методическая разработка урока литературное чтение 2 класс
методическая разработка по чтению (2 класс)

Светлана Петровна Груздева

Обобщить знания обучающихся по разделу; развивать память, мышление, внимание, умение связно излагать свои мысли; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22»

Урок литературного чтения

во 2а классе

ТЕМА:  Обобщение по разделу

 «О братьях наших меньших».

Разработала: Груздева Светлана Петровна

 учитель начальных классов

I квалификационной категории

п. Магистральный

2019 – 2020 учебный год

Урок литературного чтения. 2класс.

Тема: Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний.

Педагогические цели

Обобщить знания обучающихся по разделу; развивать память, мышление, внимание, умение связно излагать свои мысли; прививать любовь к природе, воспитывать доброе отношение к животным.

Планируемые результаты (предметные)

Умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают нужные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний.

Личностные результаты

Выполнять различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формировать уважительное отношения к иному мнению.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

логические -  владеют основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, умеют выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения.

Оборудование

презентация по теме, портреты писателей, листы  с напечатанным текстом, выставка книг, оценочные листы.

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Прозвенел и смолк звонок. Всех собрал нас на урок.

Все у парты ровно встали, улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

Ребята!

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно, работаем старательно!

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

Настраиваются на урок.

II. Актуализация знаний

  1. Пятиминутка

                          (краткий опрос учащихся о прочитанном)

  1. Речевая разминка. Слайд 2.

- У вас на столах лежат листочки с напечатанным текстом. Прочитайте текст три раза (1-ый – по слогам, 2-ой – целыми словами, 3-ий – выразительно, соблюдая все знаки препинания)

Образец текста на листочках:

                  По  реке плывёт кораблик.

                  Он плывёт издалека.

                  На кораблике четыре

                  Очень храбрых моряка.

                  У них ушки на макушке,

                  У них длинные хвосты,

                  И страшны им только кошки,

                 Только кошки да коты!

-Прочитайте стихотворение медленно.

-Начните читать медленно и ускоряйте темп.

-Прочитайте весело (ещё: с удивлением, с восхищением, с грустью).

Читают художественную книгу по желанию

Учащиеся читают стихотворение на листах с разной интонацией.

Выполняют задания учителя

III. Постановка учебной задачи

- А начать наш урок  мне хотелось бы с красивой музыки  французского композитора Поля Мориа «Алуэтт» ( в переводе – жаворонок), эта музыка являлась основной темой к телепередаче «В мире животных».

- А вы, слушая музыку, постарайтесь найти «потерявшееся» слово.

 Слайд 3.

                    Ажуишувлог                    

                    Авшлиармер

                    Одживотные                  

                    Рклоовеулев

Слайд 4.  ЖИВОТНЫЕ

-Кто нашёл слово? Где находится это слово?

- Правильно,ребята. Это слово – животные.

- А как, мы называем животных?  Кем они для нас являются?

       Много тысячелетий  живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы.

       Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

Слайд 5.

                «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Слайд 6.

        Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими». Они живут рядом с нами, и  мы их любим.

- Исходя из всего вышесказанного  определите тему урока.

- Каковы задачи урока? Для чего нам нужен этот урок?

Слайд 7.

- Да, тема нашего урока « Обобщение по теме « О братьях наших меньших».

- Давайте вспомним как надо относиться к животным.

Слайд 8.

- Сегодня мы должны вспомнить все произведения, которые  изучили по этой теме и их авторов. А вспомним в виде игры.  

Слайд 9.

Наши  правила. 

  • Не  выкрикиваем.
  • Не  перебиваем  друг  друга.
  • Мы  слышим  друг  друга.
  • Учимся  работать  сообща.

 

На 3-ей строчке. Это слово животные.

Братьями нашими меньшими.

Читают

Определяют тему урока, ставят задачи. Чтобы сравнить произведения, выявить общую проблему.

Высказывания учащихся.

IV. Работа по теме урока

На доске портреты писателей:

C:\Users\Владелец\Desktop\ПОРТРЕТЫ\1.jpeg     C:\Users\Владелец\Desktop\ПОРТРЕТЫ\2.jpeg    C:\Users\Владелец\Desktop\ПОРТРЕТЫ\3.jpeg    C:\Users\Владелец\Desktop\ПОРТРЕТЫ\4.jpeg

Слайды 10 – 14.

  1. Игра «Отгадай название рассказа».

-  По опорным словам отгадайте название рассказа.

    Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.

     Д. («Музыкант»).

Старик, мыши, клевер, корова.

Д. («Сова»).

    Дача, мальчики, ёжик.

Д. («Страшный рассказ»).

    Утята, стрекоза, Алёша.

Д. («Храбрый утёнок»).

Утка, мальчики, утята.

     Д. («Ребята и утята»).

Слайд 15.                   

  1. Игра «Отгадай произведение».

Карточка1.

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

- Здорово, - говорит, - друг!

А Старик ей:

- Ты, Сова, - отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, - какой я тебе друг?

Карточка 2.

  Старик подкрался из–за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела.

Карточка 3.

Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта.

Карточка 4.

- Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо- тихо, чтобы их никто не услышал.

- Не дыши, - говорит Шура Пете.

- Я не дышу.

Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и топает.

Карточка 5.

Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец – то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной  это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу.

 Карточка 6.

Был у кошки сын приёмный,

Не котёнок, а щенок,

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Слайд 16.

  1. Тест по разделу «О братьях наших меньших» (Приложение 1.)

Слайд 17. Взаимопроверка 

Учащиеся отгадывают по опорным словам название произведения и находят портрет писателя.

Ученики выходят к доске по «цепочке», выбирают карточку, выразительно читают отрывок из произведения, называют автора и название произведения, остальные ребята слушают и помогают

«Сова» В. Бианки

«Музыкант» В. Бианки

«Храбрый утёнок» Б. Житков

«Страшный рассказ» Е. Чарушин

«Ребята и утята» М. Пришвин

 «Кошкин Щенок» В. Берестов

Учащиеся самостоятельно выполняют тестовую работу. Взаимопроверка в парах по эталону на слайдах. Оценивают.

V. Закрепление знаний.

Слайд 18.

                    Вопрос 12 из учебника, стр. 156

- С какими мыслями хочет поделиться с вами писатель? О чем заставляют нас задуматься писатели? Как нужно обращаться с животными?

- Что вы взяли для себя из прочитанных произведений?

-  Содержание рассказов учит быть наблюдательными, любить природу, беречь её, уметь находить и замечать в природе необычное, такое, что может увидеть лишь человек, влюблённый в мир красоты.

Дети читают отрывок  из книги

Н. Сладкова и высказывают своё мнение.

Высказывают своё мнение.

VI. Рефлексия

Итог урока

 - Мы многое повторили, вспомнили.

- Кого называю нашими братьями меньшими? Почему?  

 -Как мы должны относиться к животным.

Слайд 19.

                    Доброта, ответственность, трудолюбие,      жалость,     любовь, понимание,  злость, жестокость, безразличие, грубость.

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы заботиться о братьях наших меньших?

-        В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркни их. Из оставшихся букв сложи слово и ты получишь свою оценку за урок.

Слайд 20.

X

Т

В

А

Н

Ж

3

0

3

X

Ч

И

Л

А

Ж

В

Учащиеся выбирают подходящие слова и обосновывают свой выбор.

Составили слово:

«отлично»

VII. Домашнее задание

-Выполнить задание на с. 154-156. Ответы на вопросы. Либо -

Сочинить сказку про животных, нарисовать иллюстрацию.

Задают уточняющие вопросы.

Дети записывают задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...