УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 4 КЛАСС
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Тибакумова Анна Владиславовна

 

Урок литературного чтения в 4 классе.

Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_.docx46.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Добро и зло в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

Педагогическая цель

1.Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

2.Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Тип урока

Комбинированный

Планируемые

результаты

(предметные)

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Личностные

результаты

положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока.

Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методические приемы

: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Сценарий урока

Этапы урока

Цель

деятельности

Действия учителя

Действия обучающихся

Планируемый результат

I. Организационный момент

Мотивирование
к учебной деятельности

Добрый день, мои дорогие друзья.

 Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные результаты:

проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Разминка

Подготовка

Артикуляционного аппарата.

Предлагает прочитать.

Начинаем наш урок с речевой разминки:

Сказки гуляют по свету,

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по зорьке в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает Добро!

                          М. Пляцковский

-Прочитайте, начиная медленно.

-Теперь с ускорением.

-А сейчас шёпотом,  постепенно увеличивая силу голоса.

А теперь с вопросительной интонацией, с радостью.

Читают по заданию учителя, увеличивая темп и громкость, меняя интонацию.

Регулятивные УУД: понимают учебную задачу

Познавательные УУД:
ориентируются по по знакам препинания в тексте, меняют интонацию

Коммуникативные УУД:

используют правила вежливости

III. Проверка домашнего задания

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания

Организует работу на проверку знания сюжета сказки.

 -Сегодня на уроке мы будем работать по группам, так как работа в группах более эффективная и интересная.

 -Задача каждой группы отвечать на вопросы и выполнять задания правильно.

-Ваше домашнее задание было познакомиться с текстом сказки  А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

-Давайте проверим как вы запомнили содержание сказки. Для этого я вам предлагаю  на карточках, которые находятся у вас на партах расположить эпизоды сказки по порядку (расставить нумерацию в хронологическом порядке).

1) Расположите эпизоды сказки по порядку каждой части.

5 «Вот Чернавка в лес пошла”

3 “А царевна все ж милее…”

2 “Но царевна молодая… между тем росла…”

1 “Царь женился на другой…”

10“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

9 “В руки яблочко взяла…”

8“… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

4 “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

7“Будь нам милая сестрица”

12“Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

11“Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

6 “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”

Оцените друг друга.

2) Демонстрация слайдов.

- А сейчас проверим как вы знаете текст и умеете читать выразительно.

 Дети находят строки, соответствующие иллюстрациям, в тексте, зачитывают наиболее точные слова к каждому слайду.

   -Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу.

Все очень хорошо поработали, я очень рада , что ни одной мелочи  из сказки вы не упустили.

Читают учебные задания.. Восстанавливают последовательность событий в сказке.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Личностные результаты:

проявляют интерес к учебному материалу.

Предметные результаты:

объясняют понятие.

Регулятивные УУД: принимают цель урока.

Коммуникативные УУД:

слушают и понимают речь других

IV. Постановка учебной задачи.

Постановка учебной задачи

А сейчас послушайте притчу. Её расскажет мой помощник, ваш одноклассник.

Подготовленный  ученик рассказывает притчу.  

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда. Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

-Какова главная мысль притчи?

- В чём сходство притчи и сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне»?

- Как вы думаете, о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С. Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).

- Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение  терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Принимают учебную задачу, формулирую тему урока.

Личностные результаты:

эмоционально воспринимают сказку.

Предметные результаты:

владеют литературоведческими понятиями.

Познавательные УУД: воспроизводят по памяти сюжет сказки, называют действующих лиц.

Работа по теме урока.

Развитие умений работать

в группе, ориентироваться в тексте сказки, находить в тексте ответы на вопросы

         Лишь добро одно бессмертно.

           Зло подолгу не живет.

                                                                               Шота Руставели.

- Как вы думаете, так ли это?

- Отвечают.

- Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С. Пушкина.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло».

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Можем ли мы  четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

Предлагаю составить группам кластер «Положительные  герои сказки».

(Ученики перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным )

Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.71-72 , царевну - стр.72.

А чтобы более точно представлять образы героинь предлагаю заполнить таблицу и записать все характерные эпитеты для каждой героини из сказки.

 Напомните, что такое эпитет?

Эпитет – это слово, которое придает последующему слову выразительность, образность.

Учитель: - А теперь проверим.

Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде.

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Ученики зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла. ”

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

Объясняют смысл незнакомых слов.

Выразительно читают отрывки из сказки

Заполняют таблицу «Сравнение героев по характеру, внешности, действиям».

Личностные результаты:

знают моральные нормы
и умеют выделять нравственный аспект поведения.

Предметные результаты: находят в тексте отличительные черты главных героев.

Рефлексия

Соотнесение цели с достигнутым результатом, фиксирование новых знаний.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Для того, чтобы нам сделать вывод по поставленной проблеме предлагаю сделать совместную работу, а именно  составить синквейн. Напомните, что это?

Ученики: Синквейн (сенкан) в переводе с французского означает «стихотворение из пяти строк».  Тема «Добро». Из представленных вам слов выберите самые подходящие.

А теперь все хором прочитаем. С какой интонацией? Выбирайте.

Регулятивные УУД: сверяют свои действия с целью; планируют решение возникших вопросов, определяют степень успешности своей работы

Итог урока

Выработка умения давать самооценку своей учебно-познавательной деятельности

Что было трудным на уроке? О чём хочется продолжить разговор?

Кого из одноклассников можете похвалить?  Довольны ли вы своей работой на уроке?    

Оценивают собственную
и коллективную деятельность («Сегодня я научился (лась)…», «Я еще не очень …, мне надо…»)

Регулятивные УУД: в диалоге с учителем оценивают степень успешности своей работы

Домашнее задание 

Развитие творческих навыков.

Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка дети определяют самостоятельно).

Записывают в дневник домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу

Приложение

 

Царица  - мачеха

Царевна

Внешность

Поведение характер

Цвет

        

 

Царица  - мачеха

Царевна

Внешность

Поведение характер

Цвет

Приложение 1.

 «Вот Чернавка в лес пошла”

 “А царевна все ж милее…”

 “Но царевна молодая… между тем росла…”

 “Царь женился на другой…”

“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

 “В руки яблочко взяла…”

 “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

 “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

 “Будь нам милая сестрица”

 “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

 “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

 “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”

 «Вот Чернавка в лес пошла”

 “А царевна все ж милее…”

 “Но царевна молодая… между тем росла…”

 “Царь женился на другой…”

“Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…”

 “В руки яблочко взяла…”

 “… нищая черница ходит по двору с клюкой…”

 “Царица злая… положила иль не жить, иль царевну погубить”

 “Будь нам милая сестрица”

 “Лишь ее похоронили, свадьбу тотчас учинили”

 “Гроб разбился. Дева вдруг ожила”

 “За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет”

Приложение 3.

                                                                 ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ СКАЗКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...