Урок по чтению 4 класс коррекционной школы для учащихся с ОВЗ "Однажды утром"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по чтению 4 класс коррекционной школы для учащихся с ОВЗ "Однажды утром" | 44.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель, ОУ | Кабакова Ольга Ивановна, учитель начальных классов ГКОУ школы № 8 г.Лабинска Ассистент Журавлёва А.А., воспитатель ГКОУ школы № 8 г.Лабинска | |
Программы обучения | Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | |
Предмет | Чтение Речь и альтернативная коммуникация (2 вариант СИПР) | |
Класс | 4 | |
Кол-во уч-ся, особенности контингента | По уровням освоения программы 1 вариант:Алёна С., Татьяна П., Даниил П.- 1 уровень; Дима Б., Степан С.-2 уровень; Дарья П., - 3 уровень; вариант 8.3 - Максим; 2 вариант СИПР: Салим, Евгений. | |
Тема урока | Произведение М. Пляцковского «Однажды утром» Понимание слов, обозначающих признак предмета (величина). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (2 вариант СИПР) | |
Тип урока | Комбинированный | |
Цель | Способствовать воспитанию устойчивого интереса к литературе, накоплению читательского опыта. |
Задачи | Образовательные: | Коррекционно – развивающие: | Воспитательные: | |||||||||
-учить выразительно читать, текстпо ролям, используя интонационные оттенки речи; -учитьнаходить в тексте диалогическую речь; -расширять словарный запас через понимание и умение употреблять в речи новых слов. | - развивать устную речь учащихся, воображение, внимание, память. -пополнять словарный запас. Развитие словесно – логического мышления, лексико – граммати-ческого строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения. | -прививать умение слушать и воспринимать эмоциональную вырази-тельность речи; -воспитывать интерес к изучению животных; -воспитывать дисциплину труда; -воспитывать чувство коллективизма; | ||||||||||
Методы и формы обучения | Методы: Словесные, наглядные, практические. (диалог, беседа; работа с наглядным материалом, использование электронных пособий; работа с учебной литературой) Формы работы: индивидуальная, фронтальная. | |||||||||||
Формируемые БУД 1 вариант | Личностные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | Предметные | Познавательные: | |||||||
Активно включаться в общую деятельность; эмоционально откликаться на произведения литератур-ного творчества; гордиться школьными успехами и достижениями [1]собственными и своих товарищей по классу | Вступать и поддерживать коммуникацию в разных учебных ситуациях взаимо-действия; уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; уметь использовать разные виды речевых высказываний (задавать вопросы, отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации | Принимать цели и задачи решения учеб-ных задач; поиск средств для их осущес-твления. Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вста-вать при ответе) Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабо-чее место | Воспринимать на слух текст про-изведения; выборочно перес-казывать текст; аргументированно высказывать своё отношение к прочи-танному, к героям, понимать и опреде-лять свои эмоции. | Работать с инфор-мацией (понимать инструкцию, изобра-жение). Сравнивать, анализироватьот-дельные части текстана доступ-ном вербальном материале. | ||||||||
Формируемые БУД вариант 8.3 | Овладевать элементар-ными навыками комму-никации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;развивать мотивацию к обучению; формировать навыки сотрудничества со свер-стниками и со взрослыми | Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; обращаться за помощью и принимать помощь; изменять своё поведение в соответствии с объективными требова-ниями учебной среды; взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения | Адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следо-вать предложенному плану и работать в общем темпе; соотно-сить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. | Воспринимать на слух текст короткого произве-дения; делать прос-тейшие обобщения, классифицировать на наглядном мате-риале; понимать изображение, текст, устное высказывание предъявленные на бумажных и элект-ронных носителях. | Выделять некоторые существенные, об-щие и отличитель-ные свойства хорошо знакомых предметов; наблюдать за пред-метами и явлениями окружающей действительности | |||||||
Формируемые БУД 2 вариант СИПР | Личностные: | Коммуникативные: | Регулятивные: | Предметные | Познавательные: | |||||||
Принятие роли обуча-ющегося; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем;личностное само-определение с учетом особых образовательных, в том числе и индивидуальных потреб-ностей; положительное отношение к окружа-ющей действительности. | Умение слушать и вступать в диалог; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; договари-ваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликт-ных или иных ситуациях взаимодействия с окружа-ющими; владение элемен-тарной диалогической речью. | Умение выполнять инструкции учителя; умение выполнять действия по образцу и по подражанию; использование в учебно-познавательной дея-тельности сохранных анализаторов; умение адекватно запра-шивать и принимать необходимую практи-ческую помощь для решения и достижения результата учебной деятельности. | Установление зрительного контак-та с собеседником, учет эмоциональ-ного состояния собе-седник; ответы на вопросы взглядом, жестом, словом. | Умение слушать учебные тексты; усвоение элементарных общих понятий. | ||||||||
Образовательные ресурсы | Учебник: Чтение.4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеобразоват. программы. Ч. 2 (авт.-сост. С.Ю.Ильина,) М.: Просвещение, 2018 Учебник: Чтение.2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основныеобщеобразоват. программы. Ч. 2 (авт.-сост. С.Ю.Ильина,) М.: Просвещение, 2018 |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Основные этапы организации учебной деятельности.Цели. | Оборудование | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | ||
Организационный момент. Цель: Организовать обучающихся на основную учебную деятельность. | Дневник, учебник | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Учитель: Прозвенел звонок, Начался урок. На уроке не скучать, | Слушают учителя Садятся на свои места. Проверяют свою готовность к уроку. | Обучающиеся будут уметь: организовывать рабочее место для предстоящей учебной деятельности; психологически настраиваться на освоение предметной области | ||
Проверка домашнего задания. Цель: Выявить знания учащихся по изученной теме. Задачи: Развитие словесно – логического мышления, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения. Фронтальный опрос Выборочное чтение | Учебник 4 кл. Составные из 3 частей картинки с подписями «котёнок», «собака» для варианта 8.3 карточка с заданиями Картинки: котёнок, щенок. Картинки: собака, щенок, кот, котёнок. Учебник 2 кл. | - Вспомните дети, какой раздел мы с вами читаем. - Как называлась весёлая история, которую вам задавали на дом? - Кто автор сказки? - Я вам прочитаю слова из этой сказки, а вы скажите, какому герою они принадлежат. -Я тебя не зову, это я так лаю: «Гав!» - Где же они, эти неприятности? Если они меня ждут, надо идти. -Кто предупреждал котёнка о неприятностях? - Ах, ты ещё дразнишься? Задание ученику варианта 8.3 Подчеркни правильный ответ -Что мальчик хотел получить в подарок: книжку со сказками, учебник, раскраску? - Кто должен подарить мальчику эту книгу? (Мама, учитель, волшебник) - Что мальчик хотел бы делать, когда у него будет волшебный учебник? (читать, отдыхать, учиться) Задания на карточках для учащихся 3 уровня Меня так зовут: котёнок Гав. Я тебя не зову. Это я просто лаю. «Гав». Задания для учащихся 2 варианта СИПР - Покажи, где большая собака, а где щенок. Покажи, где котёнок, а где большой кот. Как гавкает собака? Как мяукает котенок? Задание для ученика варианта 8.3 - прочитай, стихотворение «Петя мечтает» Задание для учеников 1 варианта. -Прочитайте выразительно разговор собаки с котёнком. Слова собаки надо читать грубым низким голосом, а слова котёнка тоненьким, высоким. -Что могло произойти с котёнком, если бы собака догнала его? -Почему котёнок так и не понял, что во дворе его ждут неприятности? Оценивание домашнего задания (смайлики) | -Мы читаем раздел «Весёлые истории» -«Одни неприятности» -Написал ее Григорий Остер. -Это слова щенка. -Слова котёнка, которого звали Гав. -Котёнка предупреждал чёрный кот. - Это слова собаки. ученик читает вопрос на карточке (если он не понял смысл вопроса, то читает тьютор) Ученик подчёркивает правильный ответ. Уч-ся 3 уровня - складывают разрезанные картинки и читают подпись. Уч-ся 2 варианта – показывают на картинке и отвечают на вопросы учителя. Максим Т. читает с тьютором стихотворение Б.Заходера «Петя мечтает» Выборочное чтение учащимися 1,2 уровней отрывка сказки по ролям. -Собака, возможно, покусала бы котёнка. -Котёнок ещё маленький и не знает значение слова «неприятности». Думает, что это друзья. | Будут уметь: анализировать, сравнивать, сопоставлять. Проявлятьпознавательный интерес к изучаемому предмету. Высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваться мнениями; достигать договорённости и согласования общего решения. (2 варианта СИПР) Будут уметь: Установление зрительного контак-та с собеседником, учет эмоционального состояния собеседник; ответы на вопросы взглядом, жестом, словом. (вариант8.3) Будут уметь: Воспринимать на слух текст короткого произведения; делать простейшие обобщения, понимать текст, предъявленный на бумажном носителе. | ||
Гимнастика для глаз Цель: Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью физкультминутки | Картинка «Солнышко» на палочке. | Смотрите за солнышком и повторяйте движения: Лучик солнца золотой, Поиграй-ка ты со мной. Ну-ка, лучик, повернись, На глаза мне покажись. Вверх посмотрим, глянем вниз. Взгляд налево отведем, Лучик солнца мы найдем. Теперь вправо посмотрите, Солнца лучик вы найдите. Закрываем мы глаза, Открываем мы глаза, вот такие чудеса | Дети следят глазами за движущимся элементом Дети моргают глазами. Круговые движения глазами Смотрят вверх, вниз, вправо, влево Закрывают, открывают глаза | Будут уметь: чередовать учебный труд и отдых. | ||
Актуализация новыхзнаний. Цель: Вовлечь учащихся в работу по изуче-нию новой темы, формировать мотивационный компонент. | Записи песен (отрывки) на слова Михаила Пляцковского. Песня «Улыбка», «Учат в школе». Слайд презентации с портретом М. Пляцковского | - Прежде, чем сформулировать тему урока, я предлагаю вам послушать песни и сказать известны они вам или нет. - Песни, которые вы прослушали – это песни на слова известного поэта Михаила Пляцковского. - Он писал не только стихи к песням, но и сказки для детей. | Дети отвечают на вопросы учителя: - Нам знакомы эти песни «Улыбка», «Чему учат в школе». | Будут уметь: анализировать, сравнивать, сопоставлять; проявлять познава-тельный интерес к изучаемому предмету, уметь использовать разные виды речевых высказываний (отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации; участвовать в коллективной деятельности. | ||
Сообщение темы и цели урока. Цель: обеспечить восприятие и осмысление обучающимися темы урока. | Презентация с иллюстрацией сказки. Работа с учебником. | -На сегодняшнем уроке мы познакомимся со сказкой М. Пляцковского «Однажды утром». -Посмотрите на текст учебника. Какую особенность текста вы заметили? Что означают «тире» в начале строки? -Какую цель мы поставим для себя на уроке? | - В тексте есть речь между героями сказки. -Мы будем учиться читать диалоги, читать по ролям. Будем учиться читать с правильной интонацией, с выражением. | Будут уметь: проявлять познавательный интерес к изучаемому предмету, осознавать ответственность за общее дело. | ||
Изучение нового материала Цель: Вовлечь учащихся в работу по изучению новой темы, формировать мотивационный компонент. | Картинки, изображающие героев сказки. Учебник. Карточки с кличками животных (К/крячик, Ф/фью, Т/тявка) Учебник 2 класса. | - Ребята, я сейчас прочитаю текст сказки. Вы должны внимательно слушать и запомнить героев, их имена. Обратите внимание на интонацию героев. Учитель читает текст сказки - Назовите героев этой сказки. На доске карточки с героями сказки, а под ними написаны имена. Проверьте, правильно ли они написаны. - С какой буквы пишутся клички животных? Вспомните правило, которое мы изучали на уроке русского языка Задание для учащегося 8.3 Тьютор, индивидуально, читает рассказ В. Витка «Мёд в кармане» Ученик читает рассказ под контролем тьютора. | Дети слушают. утёнок Крячик, цыплёнок Фью, щенок Тявка Ученики 2 варианта выходят к доске и показывают картинки с героями (на доске) Дети выходят к доске, проверяют правильность написания слов. Клички животных (имена собственные) пишутся с большой буквы Максим показывает ответы на вопросы по иллюстрациям учебника. | Будут уметь: активно включаться в общую деятельность. Эмоционально откликаться на произведения литературного творчества. Структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П) Высказывать свою точку зрения, вступать в диалог, обмениваться мнениями (К) Ориентироваться в учебнике; контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи (Р) Высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции (П) (вариант 8.3) Будет уметь: Воспринимать на слух текст короткого произведения; делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; понимать изображение, текст, устное высказывание предъявленные на бумажных носителях | ||
Работа с учебником (ролевое чтение) | Учебник. Карточка с текстом (для ученицы 3 уровня) Задания для уч-ся 2 варианта СИПР Карточки с изображением большого утёнка, маленького цыплёнка | - Прежде, чем начать читать поиграем в актеров. Произнесём слово утёнок с разной интонацией: ласково, обижено, с возмущением, позовем и т.д. - А теперь, давайте почитаем эту сказку по ролям. (Учитель обращает внимание на интонацию, с которой дети должны читать свою роль, чтобы передать характер своего героя). Работа под контролем учителя 2 варианта СИПР | Учитель, совместно с детьми с детьми распределяют роли. Автор – Таня П.; Утенок – Алёна С.; Цыплёнок – Дима Б; Щенок – Даниил П. Мама – Даша П. Ученики читают сказку по ролям. Ученик работает по карточке с изображением утёнка и цыпленка. Наклеивает на картинки большой и маленький комбинезон. Отвечает на вопросы учителя с помощью жеста и голоса. | Будут уметь: вступать и поддерживать коммуникацию в разных учебных ситуациях взаимодействия; уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Сравнивать, анализировать отдельные части текста на доступном вербальном материале. (вариант 8.3) Будут уметь: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседник; отвечать на вопросы взглядом, жестом, словом. | ||
Физкультминутка Цель: Соблюдать на уроке охранительный режим | Слайд презентации | Ребята, я вижу вы уже устали. Давайте отдохнём. Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам - Стыд и срам! Стыд и срам! Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок, И густой гребешок! Всегда и везде - Вечная слава воде! | Выполняют движения (Учащиеся выполняют движения соответствуют словам стихотворения) (Наклоны из стороны в сторону) (Движения соответствуют словам стихотворения) (Прыжки и хлопки руками над головой) | Будут уметь: чередовать учебный труд и отдых; осознавать ответственность за общее дело. | ||
Закрепление. Цель: Закрепить знания по теме; научить учащихся работать самостоятельно и в парах. | Карточки с изображением героев сказки (для учащихся 3 уровня, 2 варианта) Карточки –фразы на доске | -Сейчас закрепим знания, полученные на уроке. - Кто главный герой сказки? - Почему ему дали такое имя? - Что не любил делать Крячик? - Кто решил проучить утёнка? - Скажите, почему друзья не здоровались с утёнком? Что означает слово «Здравствуй» - Как же можно пожелать кому-то здоровья я, если он не моется, ходит грязный и от этого может заболеть. Давайте составим пословицы и поговорки о чистоте: Чистота – залог здоровья. Чисто жить – здоровым быть. Кто аккуратен – тот людям приятен. Кто чисто умывается, тому солнце улыбается. В то время, когда дети работают самостоятельно у доски, учитель опрашивает ученика (вариант 8.3): -Назови имена мальчиков, которые пошли в лес. - Что мама налила Юре в дорогу? - Кто прилетел на мёд? | Главный герой сказки утёнок Крячик. (дети 3 и 4 уровня показывают карточки –ответы) Ему дали имя Крячик потому, что когда он шел, то переваливался с ноги на ногу и был похож на мячик, при этом он крякал. Крячик не любил умываться и купаться. Друзья решили его проучить.(уч-ся 3-4 уровня показывают карточки –ответы) Слово «здравствуй - это пожелание здоровья Ученики работают у доски: подбирают по карточкам подходящие по смыслу продолжение пословицы. Ученик может найти ответ на вопрос в 1 предложении текста или назвать сам. -Мама налила мёд. -На мёд прилетели пчёлы. | Будут уметь: активно включаться в общую деятельность; эмоционально откликаться на произведения литературного творчества(Л). Уметь слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; уметь использовать разные виды речевых высказываний (отвечать на вопросы); использовать средства и источники получения информации (К). Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать при ответе). Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место (Р). Воспринимать на слух текст произведения; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции (П). (вариант 8.3) Будет уметь: Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; обращаться за помощью и принимать помощь; делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале; понимать изображение, текст, устное высказывание предъявленные на бумажном носителе. | ||
Подведение итогов Цель: учить подводить итог учебной деятельности (самоанализ); определять уровень успешности. | Карточки смайлики. | -Давайте оценим свою деятельность. Ученики оценивают свою деятельность смайликами. | Учащиеся подают дневники учителю для выставления отметок. | Будут уметь: объективно оценивать свои результаты работы на уроке. гордиться школьными успехами и достижениями собственными и своих товарищей по классу (Л) | ||
Рефлексия Цель: -учить анализировать: что получилось, что не получилось. | Ребята, как вы думаете, были ли решены задачи, которые мы поставили перед собой в начале урока? | Учащиеся дают анализ уроку, что у кого получилось. | Будут уметь: делать самоанализ, оценивать условия и результаты собственной деятельности и стараться адекватно оценивать деятельность других учащихся. | |||
Домашнее задание Цель: закрепить знания, полученные на уроке, через самоорганизацию учебной деятельности. | Учебник, дневник | вариант1 – 3.Учебник 4 класса: стр. 26-27, выразительно читать. Пересказывать сказку по иллюстрациям учебника. -Урок окончен. Спасибо за активную работу! вариант 8.3. Учебник 2 класса: стр. 16, 17, читать, отвечать на вопросы, с помощью иллюстрации учебника вариант 2 СИПР. Различать и показывать жестом и звуком предметы «больше, меньше» | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | Будут уметь: самостоятельно применять полученные на уроке знания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида
Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...
« Дикие животные . Медведь . » Конспект урока в 3 классе коррекционных школ 8 вида
Данный конспект урока даёт представление о диком животном - медведь.Помогает отрабатывать умение безошибочно описать его. Развивает внимание, речь, воспитывает бережное отношение к животным. ...
Урок в первом классе коррекционой школы VIII вида "Мыльные пузыри"
Цель: Обучение совместной деятельности. Задачи:> снятие эмоционального напряжения и агрессии;> преодоление стрессовых состояний у детей с СДА;> снижение излишней ...
Интегрированный урок в 1 классе коррекционной школы 8 вида Тема: Согласный звук [г] и буква Гг.
Урок обучения грамоте и логопедии для учащихся с легкой умственной отсталостью 1 класса коррекционной школы....
Урок математики. 2 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Треугольники.Построение треугольников по трем вершинам".
« Треугольник. Построение треугольника по трем вершинам» Цель урока: "Учить построению треугольника по трем вершинам.", которая реализуются с помощью образовательной, коррекционной, воспитательной зад...
Открытый урок по чтению в коррекционной школе 1 класс "Чтение слогов и слов с пройденными буквами"
Тема: Чтение слогов и слов с изученными буквами.Цель: Закрепить знания изученных букв.Задачи:-образовательныезакрепить изученные буквы;закрепить умение читать слоги и простые слова;формировать умение ...