Виктор Драгунский "Главные реки", 4 класс УМК "Школа России"-конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный конспект урока можно использовать для объяснения нового материала в 4-3 классе на уроке литературного чтения при изучении произведений В.Драгунского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В.Драгунский "Главные реки", 4 класс УМК "Школа России" | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки»
Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского, познакомить их с рассказом «Главные реки»; учить анализировать прочитанное;
2) развивать представление о способах создания юмористической ситуации, умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, объяснять значение слов, устойчивых выражений, пословиц; развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям;
3) воспитывать желание хорошо учиться, быть ответственным и прилежным, дорожить дружбой.
Оборудование: портрет писателя В.Ю.Драгунского, выставка книг автора, запись аудиоспектакля по рассказу В.Ю.Драгунского «Главные реки», пословицы на таблицах, список черт характера героев произведения (+\-), сообщения детей о жизни писателя.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Дыхательная гимнастика и речевая разминка.
А) Гимнастика по Стрельниковой
Б) Работа со скороговоркой
Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.
(произнесение с разной силой голоса, с разной интонацией).
3. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением познакомились на предыдущем занятии? (Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»)
- Работа с рабочей тетрадью.
- Найдитетв тексте ответ на вопрос: «В каком предложении заключалась главная мысль сказки?» (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет).
- Кто продолжит выражение «Сказка-ложь, да в ней намёк,……..( добрым молодцам урок)». Какой совет даёт в сказке Е.Шварц?
4. Сегодня мы продолжим знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час».
Знакомы ли вам эти названия рассказов?
«Он живой и светится», «Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур», «Тайное становится явным», «Друг детства», «Похититель собак» и др.) Кто автор этих рассказов? Что их объединяет?
Кто озвучит, чем мы будем заниматься на уроке?
Мы вспомним о творчестве замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского. Познакомимся с одним из рассказов писателя. Будем учиться анализировать прочитанное.
С чего начинаем знакомство? Что вам уже известно об этом человеке?
- Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жил с родителями. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в белорусском городе Гомеле.
- Отец его умер от тифа и Виктору рано пришлось начать работать, чтобы прокормить свою семью. Он работал шорником, лодочником, актёром в театре и в цирке.
- В детской литературе стал известен как автор серии замечательных рассказов под общим названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано не случайно, так звали младшего сына писателя.
- Самые первые рассказы были напечатаны в журнале «Мурзилка».
- Умер автор в Москве 6 мая 1972 года.
- Кто является главными героями его произведений? (Дениска и Мишка)
- Что объединяет все его произведения? (юмористическое содержание, смешные).
- А что такое юмор? (смех, смешная ситуация, когда мы шутим). А какие произведения можно назвать юмористическими? (особый вид произведений, представляющих изображаемое в комическом виде, с юмором; нечто смешное и комическое
Прочитаем в словаре Ожегова толкование этого слова ЮМОР (понимание комического, умение видеть и показывать смешное, насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая и шутливая речь)
5. ФИЗМИНУТКА (на расслабление мышц шеи и глаз)
А) Слушание рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки» (запись аудиоспектакля).
Б) Проверка первичного восприятия
- Понравился ли вам рассказ?
- С каким настроением вы его слушали?
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?
- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?
В) – Как вы думаете, мы слушали просто рассказ? (нет, это был аудиоспектакль).
- Чем отличается обычное выразительное чтение от услышанного? (здесь каждую роль играл отдельный актёр, меняли голос и интонации так, чтобы они соответствовали характеру и состоянию героя).
-РАБОТА С ВОПРОСАМИ К ТЕКСТУ: Вопрос №1. Кто рассказывал всю историю? (Дениска Кораблёв). Почему он попал в такую смешную и комичную ситуацию? (не выучил урока)
- По какой причине это произошло? (РАБОТА С ТЕКСТОМ -выборочное чтение)
Словарь: кругозор – объём интересов, знаний, декламировать – выразительно читать, наивное лицо, ежеминутно, не срамись, сговорились, сверх программы.
Г) Чтение рассказа детьми (комбинированное, по одному предложению)
Оценить свою работу на уроке.
Д) Анализ произведения
- Кто являлся рассказчиком в тексте? От чьего лица ведётся повествование? (от лица главного героя Дениски)
- Проследите путь Дениски до класса в то самое утро. Найдите глаголы, которые говорят о его действиях. (вскочил, глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел, примчался, бежал, припустился, обошёл, вскочил).
- Вызывают у нас улыбку его действия? О чём говорят все эти глаголы? (мальчик очень торопился).
- Давайте задумаемся, почему нам смешно было слушать и читать этот рассказ? Как автор сделал его смешным, комичным? (примеры из текста)
- Ученик соревновался с учителем (на 5 шагов обошёл Раису Ивановну)
- Читает не те стихи и думает, что учитель этого не заметит (несоответствие, наивность)
- Говорит запинаясь и повторяет вопрос «что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время (мужичонка с ноготком)
- Игра слов (неверно название реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)
- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)
Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.
- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)
- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?
- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?
- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)
Е) Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Делано наспех – сделано на смех.
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Враньё не ведёт в добро.
- Делу – время, потехе – час.
-Чему нас научил этот рассказ?
7. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.
- Могла ли такая история произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться с такими людьми, как Дениска и Мишка?
- Происходило ли с вами что-то похожее?
- Понравился вам наш урок? Что мы сегодня научились делать? (искать приёмы, с помощью которых автор сделал рассказ смешным)
- На следующем уроке мы научимся читать этот рассказ как радиоспектакль, а дома вы подготовите пока выразительное чтение по ролям.
добрый злой злопамятный
отзывчивый
храбрый
весёлый
находчивый
умный глупый
трудолюбивый
дружелюбный
ленивый
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делано наспех – сделано на смех.
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Враньё не ведёт в добро.
Делу – время, потехе – час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)
Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование представлений: «раньше», «позже», «...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"
Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....
Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"
Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»
Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока: знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...
УМК "Школа России" конспект урока. Тема: "Капалуха" 3 класс (1 урок)
Капалуха. Первый урок....
Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста (15 мин) Оформление предложений в тексте. 1 класс. "Школа России" Конспект урока.
Конспект урока по русскому языку. Послебукварный период. 1 класс, по программе "Школа России"...
- Мне нравится (1)