Виктор Драгунский "Главные реки", 4 класс УМК "Школа России"-конспект урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Карташова Елена Валерьевна

Данный конспект урока можно использовать для объяснения нового материала в 4-3 классе на уроке литературного чтения при изучении произведений В.Драгунского.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В.Ю.Драгунский «Главные реки»

Цели: 1) продолжить знакомство учащихся с творчеством В.Ю.Драгунского, познакомить их с рассказом «Главные реки»; учить анализировать прочитанное;

2) развивать представление о способах создания юмористической ситуации, умение выделять главную мысль произведения, отвечать на вопросы по содержанию, объяснять значение слов, устойчивых выражений, пословиц; развивать навык выразительного чтения, чтения по ролям;

3) воспитывать желание хорошо учиться, быть ответственным и прилежным, дорожить дружбой.

Оборудование: портрет писателя В.Ю.Драгунского, выставка книг автора, запись аудиоспектакля по рассказу В.Ю.Драгунского «Главные реки», пословицы на таблицах, список черт характера героев произведения (+\-), сообщения детей о жизни писателя.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика и речевая разминка.

А) Гимнастика  по Стрельниковой

Б) Работа со скороговоркой

Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.

(произнесение с разной силой голоса, с разной интонацией).

3. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением познакомились на предыдущем занятии? (Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»)

- Работа с рабочей тетрадью.

-  Найдитетв тексте ответ на вопрос: «В каком предложении заключалась главная мысль сказки?» (Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет).

- Кто продолжит выражение «Сказка-ложь, да в ней намёк,……..( добрым молодцам урок)». Какой совет даёт в сказке Е.Шварц?

4. Сегодня мы продолжим знакомство с разделом «Делу – время, потехе – час».

Знакомы ли вам эти названия рассказов?

«Он живой и светится», «Заколдованная буква», «Расскажите мне про Сингапур», «Тайное становится явным», «Друг детства», «Похититель собак» и др.) Кто автор этих рассказов? Что их объединяет?

Кто озвучит, чем мы будем заниматься на уроке?

 Мы вспомним о творчестве замечательного детского писателя В.Ю. Драгунского. Познакомимся с одним из рассказов писателя. Будем учиться анализировать прочитанное.

С чего начинаем знакомство? Что вам уже известно об этом человеке?

  • Родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке, где жил с родителями. Вскоре после его рождения родители вернулись в Россию и поселились в белорусском городе Гомеле.
  • Отец его умер от тифа и Виктору рано пришлось начать работать, чтобы прокормить свою семью. Он работал шорником, лодочником, актёром в театре и в цирке.
  • В детской литературе стал известен как автор серии замечательных рассказов под общим названием «Денискины рассказы». Имя главного героя было выбрано не случайно, так звали младшего сына писателя.
  • Самые первые рассказы были напечатаны в журнале «Мурзилка».
  • Умер автор в Москве 6 мая 1972 года.

- Кто является главными героями его произведений? (Дениска и Мишка)

- Что объединяет все его произведения? (юмористическое содержание, смешные).

- А что такое юмор? (смех, смешная ситуация, когда мы шутим). А какие произведения можно назвать юмористическими? (особый вид произведений, представляющих изображаемое в комическом виде, с юмором; нечто смешное и комическое

Прочитаем в словаре Ожегова толкование этого слова ЮМОР (понимание комического, умение видеть и показывать смешное, насмешливое отношение к чему-нибудь; насмешливая и шутливая речь)

5. ФИЗМИНУТКА (на расслабление мышц шеи и глаз)

А) Слушание рассказа В.Ю.Драгунского «Главные реки» (запись аудиоспектакля).

Б) Проверка первичного восприятия

- Понравился ли вам рассказ?

- С каким настроением вы его слушали?

- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

- Какой момент рассказа показался вам самым смешным?

- Интересно ли вам было вновь встретиться с героями Дениской и Мишкой?

В) – Как вы думаете, мы слушали просто рассказ? (нет, это был аудиоспектакль).

- Чем отличается обычное выразительное чтение от услышанного? (здесь каждую роль играл отдельный актёр, меняли голос и интонации так, чтобы они соответствовали характеру и состоянию героя).

-РАБОТА С ВОПРОСАМИ К ТЕКСТУ: Вопрос №1. Кто рассказывал всю историю? (Дениска Кораблёв). Почему он попал в такую смешную и комичную ситуацию? (не выучил урока)

- По какой причине это произошло? (РАБОТА С ТЕКСТОМ -выборочное чтение)

Словарь: кругозор – объём интересов, знаний, декламировать – выразительно читать, наивное лицо, ежеминутно, не срамись, сговорились, сверх программы.

Г) Чтение рассказа детьми (комбинированное, по одному предложению)

Оценить свою работу на уроке.

Д) Анализ произведения

- Кто являлся рассказчиком в тексте? От чьего лица ведётся повествование? (от лица главного героя Дениски)

- Проследите путь Дениски до класса в то самое утро. Найдите глаголы, которые говорят о его действиях. (вскочил, глянул, оделся, зашнуровал, поспел, успел, примчался, бежал, припустился, обошёл, вскочил).

- Вызывают у нас улыбку его действия? О чём говорят все эти глаголы? (мальчик очень торопился).

- Давайте задумаемся, почему нам смешно было слушать и читать этот рассказ? Как автор сделал его смешным, комичным? (примеры из текста)

  • Ученик соревновался с учителем (на 5 шагов обошёл Раису Ивановну)
  • Читает не те стихи и думает, что учитель этого не заметит (несоответствие, наивность)
  • Говорит запинаясь и повторяет вопрос «что?», переспрашивает, говорит ерунду, тянет время (мужичонка с ноготком)
  • Игра слов (неверно название реки) Как верно назвать реку? (Миссисипи)

- Каким вы представляете себе Дениску? Назовите человеческие качества, которыми по-вашему мнению он обладает (выбор из списка подходящих качеств характера)

Добрый (не держит зла на учителя, а даже жалеет её) , злой, злопамятный, отзывчивый, исполнительный, храбрый, весёлый, находчивый, сообразительный, глупый, справедливый, дружелюбный, ленивый, трудолюбивый.

- Что вы можете рассказать о друзьях Дениски? (настоящий друг Мишка Слонов, пытается выручить друга)

- Какими способами он пытался помочь другу? Есть ли комизм в его действиях?

- Что вы можете сказать об учителе? Как менялось её настроение? Справедливо ли была поставлена двойка?

- Чему научила героя эта история? Какую клятву он дал? Что смешного есть в его клятве? (до глубокой старости будет учить уроки)

Е) Выбери пословицу, которая по твоему мнению подходит к этому произведению и отражает его смысл.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Делано наспех – сделано на смех.
  • Чем дальше в лес, тем больше дров.
  • Враньё не ведёт в добро.
  • Делу – время, потехе – час.

-Чему нас научил этот рассказ?

7. Итог урока. Домашнее задание. Оценки.

- Могла ли такая история произойти в реальной жизни? Интересно было бы пообщаться с такими людьми, как Дениска и Мишка?

- Происходило ли с вами что-то похожее?

- Понравился вам наш урок? Что мы сегодня научились делать? (искать приёмы, с помощью которых автор сделал рассказ смешным)

- На следующем уроке мы научимся читать этот рассказ как радиоспектакль, а дома вы подготовите пока выразительное чтение по ролям.

добрый    злой    злопамятный

отзывчивый

храбрый

весёлый

находчивый

умный    глупый

трудолюбивый

дружелюбный  

ленивый

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Делано наспех – сделано на смех.

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Враньё не ведёт в добро.

Делу – время, потехе – час.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока технологии в 1 классе УМК "Россия" Тема урока: "Ромашковое поле"

Материал содержит конспект урока технологии в 1 классе по теме "Ромашковое поле"....

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Урок-обобщение к разделу "Писатели-детям"

Предмет: Литературное чтениеКласс: 2 «А»Тема урока: Урок-обобщение к разделу «Писатели - детям».Цели урока: помочь детям повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание,...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 3 класса. Школа России. Тема урока: В. В.Бианки « Мышонок Пик»

Тема урока:  В. В.Бианки « Мышонок Пик»Цели урока:  знакомство с творчеством Виталия Бианки, раскрыть содержание сказки « Мышонок Пик», на примере прочитанной сказки показать, что в своих пр...