Урок литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Григорянц Каринэ Григорьевна

Урок литературного чтения в 4 классе по теме Л.Н.Толстой "Акула".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_chteniya.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Григорянц К.Г.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Литературное чтение 4 класс Ефросинина Л.А.

Тема:Л.Н.Толстой. «Акула».

Тип урока: урок закрепления материала

Цель: развитие читательских умений., создание условий для полноценного восприятия художественного произведения

Задачи:

- продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н.Толстого:.
- работать над осознанностью чтения; над развитием читательских умений.
- расширять кругозор обучающихся; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам; любовь и уважение к близким. 

Планируемые результаты:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературных произведений;основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Технологии: развитие критического мышления через чтение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа и работа в паре, разноуровневое задание.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Оборудование урока:
 портрет Л. Н. Толстого, энциклопедия «Мир моря», карточки  для групповой работы; аудиозапись «Звуки моря», презентация, жетоны желтого и красного цвета.

Основные этапы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые

УУД

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель: организация направленного внимания на начало урока

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается  урок.

Сегодня у нас много гостей. Уделите своё внимание гостям, повернитесь, улыбнитесь  и поздоровайтесь – кивните головой.

А теперь, улыбнитесь друг другу. Мне.

Все за парты сели  дружно,

А теперь учиться нужно.

Девиз нашего урока: «Мы сможем, мы сумеем, у нас всё получится».

Китайская пословица гласит:

«Я слышу – я забываю,

Я вижу- я запоминаю,

Я делаю – я понимаю»

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления –пустое развлечение.

Дети проверяют готовность к уроку, настраиваются на   учебную деятельность

Настрой на работу, самоанализ готовности к уроку, планирование деятельности

(Регулятивные)

Умение договариваться с одноклассниками совместно с

учителем о

правилах

поведения и

 общения и

следовать им (Коммуникативные УУД).

2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка целей.

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Постановка цели и задачи урока.

Цель: формирование цели урока учителем

Речевая разминка

Я вижу море,

Голубую даль.

Как люблю я море.

-Прочитать с разной интонацией. (Грустно, быстро, медленно)

А сейчас с экрана прочитаем скороговорку (по строчке):

       Вез корабль карамель

       Наскочил корабль на мель

       И матросы три недели

       Карамель на мели ели.

 - читаем тихо;

 - читаем громко;

 - читаем быстро;

.

-Как вы думаете, почему для речевой разминки я вам предложила упражнения на морскую тематику?

 -С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

Что вы знаете о писателе?

О чем писал Л.Н.Толстой?

(О животных, о людях, о природе)

-К какому литературному жанру мы отнесем это произведение

(Рассказ- небольшое повествовательное произведение о каком- то событии в жизни героев)

-Назовите героев рассказа

(мальчик, матросы, капитан, старый артиллерист)

Проговаривают с нужной интонацией

Отвечают на вопросы учителя

Дети помогают учителю в формулировке задач урока

Проявление положительного отношения к учебной деятельности,  формирование мотивации к учению. (Личностные УУД)

Формирование умения сопоставлять, соотносить,

самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания  (Познавательные УУД)

Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

(Регулятивные УУД)

Создание проблемной ситуации и разрешение ее в ходе урока

Сообщение об акуле

 

-Давайте вместе отправимся в литературное путешествие.

Во время путешествия мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, научимся понимать мотивы их поведения, давать им оценку,
Будьте внимательны, чтобы курс был правильным, и мы не сбились с пути , вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

- А знаете ли вы что –нибудь об акулах?

 Акулы –это водные животные, принадлежащие классу рыб, если быть точнее- к классу хрящевых рыб, к которому принадлежат и их ближайшие родственники=скаты.

Не следует путать их с животными –млекопитающими, обитающими в морях и океанах-китами, дельфинами, касатками, тюленями. Акулы-это рыбы.

Все акулы –хищные рыбы.

Среда обитания акул –почти исключительно морские и океанические воды.

Среди редких исключений –разновидности серой бычьей акулы, которая может значительное время жить в опресненных и пресных водах.

-Что нового узнали об акулах?

-Как называется такой текст? (научно-познавательный)

Ответы детей

Ученик читает статью об акулах

Регулятивные УУД

Формулировка задач урока с помощью учителя

Словарно-лексическая работа.

Работа в парах.

Зрительная гимнастика

Физминутка-релакс

Задание в группе

- Обратите внимание на выставку книг?

- Кто автор этих книг?

 - Как назвать её?  Почему?  

- Произведения, каких жанров писал Л.Н.Толстой? (басни, были, рассказы, сказки)

-  О чём пишет этот автор? Что его волнует?  

(задание с карточками)

-Вспомним , как вы запомнили значение непонятных слов.

Соедините слово с правильным значением

Купальня- строение для купания

Артиллерист- военнослужащий артиллерии –огнестрельного оружия( пушки, минометы)

Палуба- часть судна

Фитиль- шнур. Который поджигают для произведения выстрела

Ропот- неуверенный тихий возглас

Подготовка глаз к работе с текстом.

-Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

 

-Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

-Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? (Зачитать)

-Когда артиллериста охватил страх? (Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние)

-Что делали взрослые, чтобы спасти детей? (Зачитать)

-Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

-Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?

-Опишите его чувства в этот момент.

-Зачитайте тот момент, который по вашему мнению самый волнительный.

-Найдите тот момент, как Толстой описал переживания старого артиллериста.

-Как дальше развивались события?

-Какой момент является кульминационным?

-Какова развязка сюжета?

-Восстановите последовательность событий в рассказе

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены

Закройте глаза. Представьте, что вы плывете на корабле по теплому синему морю. Светит ласковое солнышко, вам хорошо и тепло.

Звучит аудиозапись релакс «Одинокое море».

Название части

настроение

1.Купальня в парусе

Спокойное

2.Мальчики в открытом море

Волнение

3.Акула

Тревога, страх

4.Выстрел

Ужас

5.Дети спасены

Радость и облегчение

Сопоставить настроение героев с частями плана

-Какие чувства вызывает этот рассказ?

Вывод:

Да,  Лев Николаевич Толстой заставил нас пережить и тревогу, и беспокойство, и волнение, которые переходят в страх, а в конце рассказа – в радость и облегчение

-Из фразеологизмов выберите те, которые подходят к рассказу

Душа в пятки ушла

Держать ухо востро

Легок на помине

Сам не свой

Риск-благородное дело

Заполните схему:

Мальчики-…..(радостные, испуганные, беззаботные, безответственные)

Моряки-…( добрые, отзывчивые, сочувствующие, переживающие, быстрые в действиях)

-Осуждаете ли вы поведение мальчиков?

-Какие качества артиллериста проявились в рассказе?

Сильный духом

Мудрый

Честный

Храбрый

Веселый

Опытный

Дети повторяют по составленному кластеру.

.

Отвечают на вопросы.

Работают с текстом

Вступают в беседу, отвечают на вопросы учителя.

Работа с деформированным планом

Работа в группах

Коммуникативные УУД

Содействовать развитию у детей умений общаться , развитию монологической и диалогической речи

Формирование лексических умений (Познавательные УУД)

Понимание ценности здоровья ( Личностные УУД)

Умение классифицировать, аргументировать свой ответ

(Познавательные УУД)

Умения слушать, поддерживать беседу, высказывать своё мнение,

(Коммуникативные УУД)

Мотивационный компонент УД:

формирование эмоциональной мотивации

Метод активизации учебно-познавательной деятельности

Познавательные УУД

Обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать , группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятиввные УУД

Содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль , самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД

Создать условия для формирования положительного отношения к учению.

Рефлексия

- Выразите свои впечатления от работы на уроке. У вас на столе жетоны двух цветов: желтого и красного. На доске вы видите изображение  двух  парусников. Прикрепите жетоны красного цвета к парусу первого парусника, если вы довольны своей работой на уроке, жетоны жёлтого цвета на второй парусник, если своей работой на уроке вы не довольны.
-Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!»

 - Вы согласны?
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!

-Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок!

  Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Домашнее задание

1.Подготовить пересказ текста от лица одного мальчика

2.От лица артиллериста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...