Конспект урока П.П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

На основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок литературного чтения

по теме:

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

4 класс  «А»

05.12.2022

учитель Кондратенко С.И

 Цель урока: на основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

 Задача урока заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

 Предметные :

-на основе анализа и составления сравнительной таблицы выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».

 Метапредметные:

- формировать читательскую самостоятельность учащихся через развитие таких познавательных универсальных учебных действий, как выявление в процессе сравнения и анализа особенностей изучаемых объектов,     использование таблицы как модели для получения и представления информации.

Личностные :

-развивать навыки сотрудничества при работе в малой группе, формировать отношение к чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.

Оборудование: компьютер, шаблон сравнительной таблицы (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы в паре, в  группе.

Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.

 

Ход урока

1.Вызов

 - Начинаем урок литературного чтения

Кошка сидит у окошка в избушке,

А маленький козлик стоит на опушке,

Ударит копытцем-каменья летят

И россыпи их под луною блестят.

- Назовите тему сегодняшнего урока?

ВЫЗОВ:

1. Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.

    -Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?

Ответы учеников, отражающие различные точки зрения:

(Я думаю, что прав …)

-Почему у детей возник спор?

(Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ.)

-Как помочь ребятам разрешить спор?          

2. Формулировка цели урока.

- Сформулируйте  цель урока?

-Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения.  

ТЕСТ , самооценка по шкале ( смотреть в конце конспекта)

ИГРА «ДАНЕТКА» (ученик выбирает карточку с героями и предметами, которые встречаются в  произведения, а остальные ребята задают вопросы, ученик с карточкой говорит только да или нет, и до тех пор пока  не назовут, то что было записано на карточке)

 

3. Составление сравнительной таблицы на основе плана исследования

    -Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу.

Ребята в паре  заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа)

Форма таблицы:

линия сравнения

сказка (+ или -)

рассказ (+ или -)

Зачин

Герои волшебные

 Герои, живущие в реальной жизни

 Реальные события

волшебство

повторы

Образ рассказчика

 Моделирование на доске при помощи  карточек.

 Проверка заполнения таблицы с использованием смайликов.

- Обведите те  сравнения в кружочек, которые есть в нашем произведении «Серебряное копытце».

- Докажите  каждое понятие из таблицы подтверждением из текста.

 

-Какой вывод мы можем сделать?!!!!!! Получается, что в сказе П. Бажова «Серебряное копытце» сочетаются жанры сказки и рассказа.

    -Попробуйте дать определение новому литературному жанру, к которому относится  «Серебряное копытце»( предложение детей)

-У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.( работа в группе)

Карточка:

 Это жанр, который описывает ________________________, как в_________, но имеет элемент _________________,_________________, как в _________.

 Слова помощники: сказка, реальные события,  рассказ, вымысел, волшебство,

Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.

-Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: НА ДОСКЕ  рассказ + сказка = ?  как бы вы назвали это произведение?  ОТВЕТЫ детей.    (СКАЗ)

вывод: «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.

(на доске   СКАЗ.)

А сейчас проверим , как вы поняли главную особенность сказа как жанра.

- Где происходят события?

- Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.(выборочное чтение)

- А почему вы думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите из текста.

- Прочитайте описание из текста.

- То что серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь подковал? Кто же меня убедит, что козленок - волшебный? (чтение отрывка «Тут прыгнул…)

Какими хочет видеть мудрый сказочник нас, читателей  и что нравится в людях Бажову.

Вывод: П.Бажов подчеркивал важность доброту, трудолюбие, щедрость, любовь к природе в человеке.
– Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?

- Прочитайте и выберите пословицу,  в которой заключена идея произведения. Объясни  ее смысл.

1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.

2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

3. Родина – мать, умей за нее постоять.

4.Жизнь дана на добрые дела

5. В гостях хорошо, а дома лучше.

6. Один в поле не воин.

Вывод:– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.

 Проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?»

(Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.)

 ВЫВОД УРОКА:

 Вернемся к цели нашего урока.  

Я думаю, что после нашей работы вы можете сделать вывод  и определить в чем же заключается творческий почерки писателя Павла Бажова.

Произведение «Серебряное копытце» написано в особом жанре сказа, в котором сочетаются черты сказки и рассказа. Язык писателя  напевный звучный, присущий только этому автору. Своих героев наделял добротой, трудолюбием, любовью к природе.

РЕФЛЕКСИЯ:

  1. Оцени при помощи смайлика, свою работу на уроке…
  2. .Сегодня на уроке  я для себя открыл, что…

             Сегодня на уроке я понял, что…

             Мне понравилось…

1. Чем летом занимался дед Кокованя?
А. пески промывал, золото добывал; Б. рыбу ловил, ягоды собирал;В. за козлом бегал
2. Как звали Дарёнкину кошку?
А. Муська Б. Манька В. Мурёнка
3. О ком каждый раз девочка заводила разговор с дедушкой?
А. о козле Б. о прежней семье В. о кошке
4. С каким инструментом дедушка сравнил девочкину кошку?
А. с балалайкой Б. с баяном в В. с гуслями
5. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя на работу уходил?
А. уходила по грибы да ягоды Б. в избе прибирала, похлёбку да кашу варила В. занималась шитьём
6. Сколько камней нагрёб дед?
А. полшапки Б. полведра В. 2 кг
7. Как называются эти зелёные камешки?
А. сапфиры Б. хризолиты В. нефрит

1. Чем летом занимался дед Кокованя?
А. пески промывал, золото добывал; Б. рыбу ловил, ягоды собирал;В. за козлом бегал
2. Как звали Дарёнкину кошку?
А. Муська Б. Манька В. Мурёнка
3. О ком каждый раз девочка заводила разговор с дедушкой?
А. о козле Б. о прежней семье В. о кошке
4. С каким инструментом дедушка сравнил

девочкину    кошку?
А. с балалайкой Б. с баяном в В. с гуслями
5. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя на работу уходил?
А. уходила по грибы да ягоды Б. в избе прибирала, похлёбку да кашу варила     В. занималась шитьём
6. Сколько камней нагрёб дед?
А. полшапки Б. полведра В. 2 кг
7. Как называются эти зелёные камешки?
А. сапфиры Б. хризолиты В. нефрит

1. Чем летом занимался дед Кокованя?
А. пески промывал, золото добывал; Б. рыбу ловил, ягоды собирал;В. за козлом бегал
2. Как звали Дарёнкину кошку?
А. Муська Б. Манька В. Мурёнка
3. О ком каждый раз девочка заводила разговор с дедушкой?
А. о козле Б. о прежней семье В. о кошке
4. С каким инструментом дедушка сравнил девочкину кошку?
А. с балалайкой Б. с баяном в В. с гуслями
5. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя на работу уходил?
А. уходила по грибы да ягоды Б. в избе прибирала, похлёбку да кашу варила В. занималась шитьём
6. Сколько камней нагрёб дед?
А. полшапки Б. полведра В. 2 кг
7. Как называются эти зелёные камешки?
А. сапфиры Б. хризолиты В. нефрит

1. Чем летом занимался дед Кокованя?
А. пески промывал, золото добывал; Б. рыбу ловил, ягоды собирал;В. за козлом бегал
2. Как звали Дарёнкину кошку?
А. Муська Б. Манька В. Мурёнка
3. О ком каждый раз девочка заводила разговор с дедушкой?
А. о козле Б. о прежней семье В. о кошке
4. С каким инструментом дедушка сравнил

девочкину    кошку?
А. с балалайкой Б. с баяном в В. с гуслями
5. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя на работу уходил?
А. уходила по грибы да ягоды Б. в избе прибирала, похлёбку да кашу варила     В. занималась шитьём
6. Сколько камней нагрёб дед?
А. полшапки Б. полведра В. 2 кг
7. Как называются эти зелёные камешки?
А. сапфиры Б. хризолиты В. нефрит

1. Чем летом занимался дед Кокованя?
А. пески промывал, золото добывал; Б. рыбу ловил, ягоды собирал;В. за козлом бегал
2. Как звали Дарёнкину кошку?
А. Муська Б. Манька В. Мурёнка
3. О ком каждый раз девочка заводила разговор с дедушкой?
А. о козле Б. о прежней семье В. о кошке
4. С каким инструментом дедушка сравнил девочкину кошку?
А. с балалайкой Б. с баяном в В. с гуслями
5. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя на работу уходил?
А. уходила по грибы да ягоды Б. в избе прибирала, похлёбку да кашу варила В. занималась шитьём
6. Сколько камней нагрёб дед?
А. полшапки Б. полведра В. 2 кг
7. Как называются эти зелёные камешки?
А. сапфиры Б. хризолиты В. нефрит

1. Чем летом занимался дед Кокованя?
А. пески промывал, золото добывал; Б. рыбу ловил, ягоды собирал;В. за козлом бегал
2. Как звали Дарёнкину кошку?
А. Муська Б. Манька В. Мурёнка
3. О ком каждый раз девочка заводила разговор с дедушкой?
А. о козле Б. о прежней семье В. о кошке
4. С каким инструментом дедушка сравнил

девочкину    кошку?
А. с балалайкой Б. с баяном в В. с гуслями
5. Чем занималась Дарёнка, когда Кокованя на работу уходил?
А. уходила по грибы да ягоды Б. в избе прибирала, похлёбку да кашу варила     В. занималась шитьём
6. Сколько камней нагрёб дед?
А. полшапки Б. полведра В. 2 кг
7. Как называются эти зелёные камешки?
А. сапфиры Б. хризолиты В. нефрит

линия сравнения

Сказка

 (+ или -)

рассказ

(+ или -)

Зачин

Герои волшебные

Герои, живущие в реальной жизни

Реальные события

волшебство

повторы

Образ рассказчика

линия сравнения

Сказка

 (+ или -)

рассказ

(+ или -)

Зачин

Герои волшебные

Герои, живущие в реальной жизни

Реальные события

волшебство

повторы

Образ рассказчика

линия сравнения

Сказка

 (+ или -)

рассказ

(+ или -)

Зачин

Герои волшебные

Герои, живущие в реальной жизни

Реальные события

волшебство

повторы

Образ рассказчика

 

Это жанр, который описывает ________________________, как в_________, но имеет элемент _________________,_________________,__________________, как в _________.

 Слова помощники: сказка, реальные события,  рассказ, вымысел, волшебство, таинствености


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: П.П. Бажов "Серебряное копытце"

Цели урокаОбучающие:   обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:  развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа ...

Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".

Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....

Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов

Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...

Конспект урока. П.П.Бажов "Серебряное копытце".

Пояснительная записка к уроку литературного чтения в 4 классепо программе МС(К)ОУ  VII видаУрок литературного чтения  по теме: «Знакомство с произведением  П.П.Бажова «Серебряное копытц...

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...