Конспект урока П.П.Бажов "Серебряное копытце"
план-конспект урока по чтению (4 класс)
На основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения
по теме:
П.П.Бажов «Серебряное копытце»
4 класс «А»
05.12.2022
учитель Кондратенко С.И
Цель урока: на основе анализа и создания сравнительной таблицы выявить основные особенности сказа как литературного жанра, определить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».
Задача урока заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Планируемые результаты
Предметные :
-на основе анализа и составления сравнительной таблицы выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка».
Метапредметные:
- формировать читательскую самостоятельность учащихся через развитие таких познавательных универсальных учебных действий, как выявление в процессе сравнения и анализа особенностей изучаемых объектов, использование таблицы как модели для получения и представления информации.
Личностные :
-развивать навыки сотрудничества при работе в малой группе, формировать отношение к чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.
Оборудование: компьютер, шаблон сравнительной таблицы (для заполнения и коррекции в интерактивном режиме); учебник; раздаточный материал для работы в паре, в группе.
Ведущая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, приемы технологии сотрудничества.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
В соответствии с технологией развития критического мышления урок состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия.
Ход урока
1.Вызов
- Начинаем урок литературного чтения
Кошка сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке,
Ударит копытцем-каменья летят
И россыпи их под луною блестят.
- Назовите тему сегодняшнего урока?
ВЫЗОВ:
1. Целеполагание – эвристическая беседа на стадии вызова.
-Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил: «Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?
Ответы учеников, отражающие различные точки зрения:
(Я думаю, что прав …)
-Почему у детей возник спор?
(Потому что произведение похоже на сказку и на рассказ.)
-Как помочь ребятам разрешить спор?
2. Формулировка цели урока.
- Сформулируйте цель урока?
-Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения.
ТЕСТ , самооценка по шкале ( смотреть в конце конспекта)
ИГРА «ДАНЕТКА» (ученик выбирает карточку с героями и предметами, которые встречаются в произведения, а остальные ребята задают вопросы, ученик с карточкой говорит только да или нет, и до тех пор пока не назовут, то что было записано на карточке)
3. Составление сравнительной таблицы на основе плана исследования
-Для того, чтобы мы помогли ребятам разрешить спор, я предлагаю вам провести исследование. Каждая из групп будет исследовать литературное произведение по плану. Вы заполните и представите сравнительную таблицу.
Ребята в паре заполняют таблицу на основе анализа предложенных им произведений (сказки, рассказа)
Форма таблицы:
линия сравнения | сказка (+ или -) | рассказ (+ или -) |
Зачин | ||
Герои волшебные | ||
Герои, живущие в реальной жизни | ||
Реальные события | ||
волшебство | ||
повторы | ||
Образ рассказчика |
Моделирование на доске при помощи карточек.
Проверка заполнения таблицы с использованием смайликов.
- Обведите те сравнения в кружочек, которые есть в нашем произведении «Серебряное копытце».
- Докажите каждое понятие из таблицы подтверждением из текста.
-Какой вывод мы можем сделать?!!!!!! Получается, что в сказе П. Бажова «Серебряное копытце» сочетаются жанры сказки и рассказа.
-Попробуйте дать определение новому литературному жанру, к которому относится «Серебряное копытце»( предложение детей)
-У вас лежат на партах карточки, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.( работа в группе)
Карточка:
Это жанр, который описывает ________________________, как в_________, но имеет элемент _________________,_________________, как в _________.
Слова помощники: сказка, реальные события, рассказ, вымысел, волшебство,
Результат: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.
-Проанализируйте название знакомых жанров и определите общую часть данных слов, которое и будет названием нового литературного жанра: НА ДОСКЕ рассказ + сказка = ? как бы вы назвали это произведение? ОТВЕТЫ детей. (СКАЗ)
вывод: «Серебряное копытце» – это сказ, так как в нем умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность.
(на доске СКАЗ.)
А сейчас проверим , как вы поняли главную особенность сказа как жанра.
- Где происходят события?
- Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.(выборочное чтение)
- А почему вы думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите из текста.
- Прочитайте описание из текста.
- То что серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь подковал? Кто же меня убедит, что козленок - волшебный? (чтение отрывка «Тут прыгнул…)
Какими хочет видеть мудрый сказочник нас, читателей и что нравится в людях Бажову.
Вывод: П.Бажов подчеркивал важность доброту, трудолюбие, щедрость, любовь к природе в человеке.
– Какие черты характера главных героев близки вам или хотели бы их иметь?
- Прочитайте и выберите пословицу, в которой заключена идея произведения. Объясни ее смысл.
1.Семь раз отмерь – один раз отрежь.
2. Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
3. Родина – мать, умей за нее постоять.
4.Жизнь дана на добрые дела
5. В гостях хорошо, а дома лучше.
6. Один в поле не воин.
Вывод:– Уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть добрее, мудрее, внимательнее друг другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живём. Он ценил в людях доброту, честность, упорство, поэтому самых лучших своих героев он наделил именно этими качествами.
Проблемный вопрос: «А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?»
(Смысл ответа: Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.)
ВЫВОД УРОКА:
Вернемся к цели нашего урока.
Я думаю, что после нашей работы вы можете сделать вывод и определить в чем же заключается творческий почерки писателя Павла Бажова.
Произведение «Серебряное копытце» написано в особом жанре сказа, в котором сочетаются черты сказки и рассказа. Язык писателя напевный звучный, присущий только этому автору. Своих героев наделял добротой, трудолюбием, любовью к природе.
РЕФЛЕКСИЯ:
- Оцени при помощи смайлика, свою работу на уроке…
- .Сегодня на уроке я для себя открыл, что…
Сегодня на уроке я понял, что…
Мне понравилось…
1. Чем летом занимался дед Кокованя? | 1. Чем летом занимался дед Кокованя? девочкину кошку? |
1. Чем летом занимался дед Кокованя? | 1. Чем летом занимался дед Кокованя? девочкину кошку? |
1. Чем летом занимался дед Кокованя? | 1. Чем летом занимался дед Кокованя? девочкину кошку? |
линия сравнения | Сказка (+ или -) | рассказ (+ или -) |
Зачин | ||
Герои волшебные | ||
Герои, живущие в реальной жизни | ||
Реальные события | ||
волшебство | ||
повторы | ||
Образ рассказчика |
линия сравнения | Сказка (+ или -) | рассказ (+ или -) |
Зачин | ||
Герои волшебные | ||
Герои, живущие в реальной жизни | ||
Реальные события | ||
волшебство | ||
повторы | ||
Образ рассказчика |
линия сравнения | Сказка (+ или -) | рассказ (+ или -) |
Зачин | ||
Герои волшебные | ||
Герои, живущие в реальной жизни | ||
Реальные события | ||
волшебство | ||
повторы | ||
Образ рассказчика |
Это жанр, который описывает ________________________, как в_________, но имеет элемент _________________,_________________,__________________, как в _________.
Слова помощники: сказка, реальные события, рассказ, вымысел, волшебство, таинствености
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: П.П. Бажов "Серебряное копытце"
Цели урокаОбучающие: обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.Развивающие: развивать умения работать с текстом, продолжить формировать навыки анализа ...
Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".
Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....
Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса....
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов
Конспект урока по литературному чтению 4 класс на тему: "Серебряное копытце" П. П. Божов...
Конспект урока. П.П.Бажов "Серебряное копытце".
Пояснительная записка к уроку литературного чтения в 4 классепо программе МС(К)ОУ VII видаУрок литературного чтения по теме: «Знакомство с произведением П.П.Бажова «Серебряное копытц...
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа,...