Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа, нравственному воспитанию учащихся; прививать интерес к творчеству П. П. Бажова; создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_litcht.docx | 25.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.
Тема урока: П. П. Бажов. «Серебряное копытце»
Цель урока: создать условия для достаточно глубокого понимания содержания произведения; способствовать формированию целостного представления об основной идее сказа, нравственному воспитанию учащихся; прививать интерес к творчеству П. П. Бажова; создать условия для осознания ценности духовно-нравственных качеств в жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала
Планируемые результаты:
Предметные: сравнивать литературные произведения (сказки и сказы), внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выполнять анализ художественного произведения: давать характеристику главных героев произведения, рассказывать об основной идее произведения на основе характеров главных героев, работать в парах, в группе.
Метапредметные:
Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке.
Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении.
Личностные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей; предлагать собственные правила работы в группе и на уроке в зависимости от формы урока.
Ход урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемы способы деятельности учащегося |
| Проверка готовности к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Мы рады приветствовать Вас в классе нашем! | Сообщают готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи. |
| Проверяет домашнее задание. Поводит беседу о проделанной работе. – Дома вы перечитали сказ П. Бажова «Серебряное копытце». Давайте проверим на сколько хорошо вы знаете текст. Перед каждым на парте лежит листок с текстом, в котором пропущены некоторые слова, восстановите их. | Учащиеся выразительно читают отрывки, которые им больше всего понравились. стараясь передать свои чувства, своё отношение к героям. Карточка: Так и стали жить вместе, дед ________ , _______ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили - _________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ___________ уходил, Дарёнка в избе _________ , похлёбку да _______ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей _________ . К вечеру соберутся, и _____ им. Слова для справок: Кокованя, сиротка, поживали, работу, прибирала, кашу, ловила, весело. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. |
| Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. Итак, продолжаем знакомиться с творчеством П. П. Бажова. – У него была белая борода и живые, необыкновен-но лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Слово “наш” часто добавлялось к имени писателя. Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. – Скажите, что вы чувствуете, когда слышите или произносите слово «добро», какие ассоциации возникают? Назовите пословицы о добре, которые вы знаете. – Посмотрите, ка много пословиц о добре сложил народ. А значит оно очень важно для людей. – А вот какое добро важнее для человека, мы и выясним на уроке. – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Расшифруйте запись на доске: Кквн, Дрнк, Мрнк, кзлк. – Что связывает все эти слова? – Сегодня на уроке мы будем говорить о героях сказа, чтобы понять какими хочет видеть мудрый сказочник нас с вами и что нравится в людях П. Бажову. – Что именно мы можем о них сказать? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Добрый волшебник с Урала Павел Петрович Бажов, Чтобы нам скучно не стало, Сказочник отпер засов. Только засов отворился, В сказку открылась нам дверь, Запах лесов заструился, В мир ты волшебный поверь! Дети составляют ассоциативный куст к слову «ДОБРО» – Кокованя, Дарёнка, Мурёнка, козлик. Это герои сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце». Описать внешность, характер, поступки героев. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
| Беседа по содержанию сказа. Ребята, какое это произведение по жанру? Но сначала давайте ещё раз вспомним, что такое сказка и сказ. Самостоятельно запишите, что вы узнали на уроке? А потом ваши ответы. – Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа. – Подберите слова с корнем сказ. – Итак, в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа. «Серебряное копытце» - это сказ. В нём умело переплетаются фантастика, элементы вымысла и реальность. | Дети отвечают на вопросы. Работают в тетрадях. Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чего имени ведётся повествование, например сказ «Малахитовая шкатулка» П. П. Бажова. – Сказочник, рассказ, сказка, рассказывать, присказка, подсказка. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. Рассказ – это прозаическое произведение, в котором происходят реальные события. | Осуществлять анализ произведения. Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. уметь слушать в соответствии с целевой установкой. |
| Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. | |
| Организует работу по составлению портретных характеристик героев произведения. – Вам необходимо расположить слова в правильном порядке и определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка. – Какие качества вы бы хотели взять у героев? – Давайте дадим характеристику главным героям сказа. – Кто готов прочитать свою характеристику Дарёнки и Коковани? – Что общего вы заметили в их описании? – Опишите волшебных животных. | Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Работа в группах. (Группы получают пословицы и вывешивают их в правильном порядке на доске, объясняя, к какому главному герою она подходит.) 1 группа 1.Землю красит солнце, а человека – труд. 2 группа
Работа в парах Характеризуют Дарёнку и Кокованю по плану. План
Дети зачитывают характеристики героев, отвечают на вопросы, дают описание волшебного козлика. | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. аргументировать свою позицию. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группах, в паре. |
| Объясняет домашнее задание. Первый уровень: выразительное чтение отрывка, который наиболее заинтересовал. Сделать рисунок. Второй уровень: подготовить пересказ по самостоятельно составленному плану. | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи. |
| Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Подведение итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. – Поделитесь своим мнением о сказе. Что вам особенно понравилось? – Чему нас учат герои П. П. Бажова? – Какая была цель урока? Достигли мы её? – Докажите? – Почему главные герои хотели увидеть козлика? – Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? – За что же герои были награждены? Закончите урок фразой Я понял… Я узнал…. Я хочу узнать… Я похвалил бы себя за….. После урока мне захотелось…. – Какая работа вызвала трудность?
| Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Дать характеристику героям и их поступкам. Определить ценные качества личности. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных побуждений. Серебряное копытце испытывает, искушает героев богатством, но они не поддаются искушению, не жадничают, прекрасно понимают, что богатство не синоним счастья. Они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку. | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности. Оценивают собственную деятельность на уроке. Проявляют интерес к предмету |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема:"Дети и война. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста". УМК "Планета знаний" Автор Э.Э.Кац
Урок проводится в 4 классе по теме: "Прошла по земле война". Этот урок расширяет знания детей о ВОв, развивает чувства патриотизма....
Конспект урока по литературному чтению (3 класс) Тема: Стихотворения о зиме.
Данный материал может быть использован при подготовке к уроку литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".
Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....
Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"
Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс. Тема: Тема: Агния Барто «В театре». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.Барто «В театре»; вспомнить о жизни итворчестве поэтессы; совершенствование навыка осознанного и выразительн...
Урок по литературному чтению в 4 классе. Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».
В процессе данного урока учащиеся определяют жанровые особенности произведения, своеобразие языка и характеров героев сказов П.П. Бажова и идею произведения....