Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Куликова Мария Петровна

Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc623 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 4 класс

Автор: Куликова М.П.

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Цель: определить нравственное кредо П.П. Бажова на основе его творчества.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с биографией П.П. Бажова;
  • помочь сформулировать отличительные особенности жанра «сказ»;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать навык выразительного, беглого, осознанного чтения;
  • развивать навык работы с текстом.

Развивающие:

  • развивать зрительную память учащихся;
  • развивать связную устную речь;
  • развивать логическое и креативное мышление;
  • развивать коммуникативные умения (работа в группе, парах)

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников при работе в группе;
  • помочь осознать нравственные ценности человеческих отношений.

Здоровьесберегающие:

  • следить за сменой видов деятельности;
  • своевременно выполнять гимнастику,  с целью снятия физического и зрительного утомления и избежания переутомления;

Оборудование: учебник «Родная речь», проектор, презентация «Биография П.П. Бажова», книжная выставка, карточки для групповой работы, краткий словарь.

План урока

  1. Организационный момент  - 1 мин
  2. Постановка цели урока -  3 мин
  3. Актуализация знаний – 10 мин
  4. Работа по теме урока – 5 мин
  5. Физминутка - 2 мин
  6. Продолжение работы по теме урока – 19 мин
  7. Итог урока – 3 мин.
  8. Рефлексия – 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок, но прежде давайте поприветствуем наших гостей.

2.   Постановка цели урока

 - Начать урок хотелось бы с выражения: «В книге ищи не буквы, а мысли» (Слайд 1)

- Как вы понимаете смысл данного выражения? (ответы детей)

- Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Будем отыскивать скрытые мысли автора, его мнение к изложенному).

- Какие качества нам потребуются для достижения цели? (Хорошо уметь читать, иметь зрительную память, внимание, уметь логически рассуждать).

- А чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся, вы должны отгадать шифровку.

«Србрн кптц» - «Серебряное копытце» (Слайд 2)

- Кто знает фамилию автора этого произведения? (Павел Петрович Бажов)

Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» (Слайд 3)

3. Актуализация знаний

    Но прежде выполним упражнение для развития зрительной памяти и небольшую творческую работу.

  • Развитие зрительной памяти. Игра «День - ночь».    (Слайд 4,5).
  • Прочитать текст.

  «Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом, пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул он первый раз, и полетели первые три птицы».

 - Кто такой старик-годовик?

-  Сколько в году месяцев?

-  Что за птиц он выпускал?

-  Каких птиц старик-годовик выпустил

на данный момент времени?

- А теперь поиграем.

(На слово «Ночь!» дети закрывают глаза, некоторые из слов в тексте исчезают (махать, птиц, особым, три). На слово «День!» дети восстанавливают текст.)

- По-старославянски зимние  месяцы имели такие названия: (Слайд 6).         

     Декабрь - студень;

январь   - сечень;

февраль  - лютень

  • Творческая работа. Работа в группах.
  • Составить  «синквейн»   на слово «Зима».

(Слово  «синквейн»  происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное  - ЗИМА,  два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее  суть предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы.

 – Зиму можно не только увидеть, но и услышать.  

 

Зима!

Морозная и снежная

Запорошил, замела, завьюжила,

Зиму можно не только увидеть, но и услышать.

Прислушайся!

4. Работа по теме урока.

  • Биография автора П.П. Бажова.

- Перед тем, как начать изучать произведение, мы познакомимся с биографией П.П. Бажова. Санькова Ксения приготовила презентацию. (Презентация  - Слайды 7-12)

- Бажов писал сказы. Подберите однокоренные слова: рассказ, сказка, пересказ, рассказчик и т.д.

- Выдвиньте предположение! Сказ и сказка это одни и тот же жанр литературы? (предположения детей). На этот вопрос ответ мы сможем дать в конце урока, если будем внимательны.

5. Физминутка.

  • Подготовка к чтению. Проговаривание в различном темпе и с различной интонацией.

По сугробам я иду, шаркая ногами,

И снежинки налету я ловлю губами.

6. Продолжение работы по теме урока.

  • Словарная работа. Краткий словарь к произведению.

Балаган – временная легкая деревянная постройка

Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет

Взъедается – упрекает, бранится, ругается.

Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь

Горюн – горевать

Дивуются - удивляются

Душа в пятки ушла – сильно испугаться чего-либо

Душной – запах, идущий от животного

Лукаво – хитро, коварно.

Не досыта - не до ощущения сытости

Несподручно – неудобно, затруднительно

Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня

Подарёнка – от слова дарить

Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи

Попрекает – ставить в урок, делать попрёки

Пособник – помощник

Потешил – позабавил, развлёк

Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы

Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)

Разумница - умница

Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)

Сиротка - ребенок, оставшийся без родителей

Солонина - засоленное мясо

Статочное дело – может быть, статься

Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег

Хризолиты – прозрачный драгоценный камень

  • Чтение и слушание произведения. (Различные виды: сильными учениками, глазами, шепотом, жужжащее, по цепочке).
  • Эмоциональный отклик на прочитанное произведение.

- Понравился ли сказ? Чем? Обоснуйте свое мнение.

  • Работа с образами.

-Кто герои сказа? Вымышленные они или реальные?

  • Работа по отыскиванию прочитанного. Игра «Прятки» - учитель начинает предложение, дети находят его в тексте и читают продолжение.

7. Итог урока

- Какие нравственные качества человека ценит автор? (Слайд 13)

Выберите самую точную формулировку:

А) Человек должен любить животных

Б) Очень важно быть скромным

В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.

- Чем отличаются сказ и сказка? (Слайд 14)

Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.

Сказка

Сказ

Вымысел

Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла

Сказочные герои

Жизнь и быт рабочих Урала

Сказочные предметы

Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.

Есть волшебные предметы.

Есть сказочные герои и события.

Рассказчик.

8. Рефлексия

- Оцените свою работу? Кому было легко? Какие трудности встретились?

 - Отметки в виде камней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни

Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни  4 классЦель:  анализ литературного произведения сказки  П.П. Бажова «...

Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Данная презентация и конспект урока  составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»

Цели урока:Обучающие:  повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования,  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения.Развивающие:...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе П.П. Бажов «Серебряное копытце» с презентацией

Цели урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством уральского  сказочника  Павла  Петровича  Бажова;познакомить со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце»...

Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.

Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...