Конспект урока литературного чтения 4 класс П.П. Бажов "Серебряное копытце".
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Данный урок является первым в теме. К конспекту прилагается презентация. Слайды биографии выполнены ученицей 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc | 623 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению 4 класс
Автор: Куликова М.П.
Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце».
Цель: определить нравственное кредо П.П. Бажова на основе его творчества.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с биографией П.П. Бажова;
- помочь сформулировать отличительные особенности жанра «сказ»;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать навык выразительного, беглого, осознанного чтения;
- развивать навык работы с текстом.
Развивающие:
- развивать зрительную память учащихся;
- развивать связную устную речь;
- развивать логическое и креативное мышление;
- развивать коммуникативные умения (работа в группе, парах)
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников при работе в группе;
- помочь осознать нравственные ценности человеческих отношений.
Здоровьесберегающие:
- следить за сменой видов деятельности;
- своевременно выполнять гимнастику, с целью снятия физического и зрительного утомления и избежания переутомления;
Оборудование: учебник «Родная речь», проектор, презентация «Биография П.П. Бажова», книжная выставка, карточки для групповой работы, краткий словарь.
План урока
- Организационный момент - 1 мин
- Постановка цели урока - 3 мин
- Актуализация знаний – 10 мин
- Работа по теме урока – 5 мин
- Физминутка - 2 мин
- Продолжение работы по теме урока – 19 мин
- Итог урока – 3 мин.
- Рефлексия – 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок, но прежде давайте поприветствуем наших гостей.
2. Постановка цели урока
- Начать урок хотелось бы с выражения: «В книге ищи не буквы, а мысли» (Слайд 1)
- Как вы понимаете смысл данного выражения? (ответы детей)
- Кто сможет сформулировать цель нашего урока? (Будем отыскивать скрытые мысли автора, его мнение к изложенному).
- Какие качества нам потребуются для достижения цели? (Хорошо уметь читать, иметь зрительную память, внимание, уметь логически рассуждать).
- А чтобы узнать с каким произведением мы познакомимся, вы должны отгадать шифровку.
«Србрн кптц» - «Серебряное копытце» (Слайд 2)
- Кто знает фамилию автора этого произведения? (Павел Петрович Бажов)
Тема: П.П. Бажов «Серебряное копытце» (Слайд 3)
3. Актуализация знаний
Но прежде выполним упражнение для развития зрительной памяти и небольшую творческую работу.
- Развитие зрительной памяти. Игра «День - ночь». (Слайд 4,5).
- Прочитать текст.
«Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом, пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул он первый раз, и полетели первые три птицы».
- Кто такой старик-годовик?
- Сколько в году месяцев?
- Что за птиц он выпускал?
- Каких птиц старик-годовик выпустил
на данный момент времени?
- А теперь поиграем.
(На слово «Ночь!» дети закрывают глаза, некоторые из слов в тексте исчезают (махать, птиц, особым, три). На слово «День!» дети восстанавливают текст.)
- По-старославянски зимние месяцы имели такие названия: (Слайд 6).
Декабрь - студень;
январь - сечень;
февраль - лютень
- Творческая работа. Работа в группах.
- Составить «синквейн» на слово «Зима».
(Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Это короткая стихотворная форма. Состоит из пяти строк. Пишется такое стихотворение по особым правилам. Существительное - ЗИМА, два прилагательных, раскрывающие характерные признаки предмета, три глагола, раскрывающие действия предмета. Затем предложение, указывающее суть предмета, усиливающее предыдущие две строки. Слово, связанное с первым словом, отражающее сущность темы.
– Зиму можно не только увидеть, но и услышать.
Зима!
Морозная и снежная
Запорошил, замела, завьюжила,
Зиму можно не только увидеть, но и услышать.
Прислушайся!
4. Работа по теме урока.
- Биография автора П.П. Бажова.
- Перед тем, как начать изучать произведение, мы познакомимся с биографией П.П. Бажова. Санькова Ксения приготовила презентацию. (Презентация - Слайды 7-12)
- Бажов писал сказы. Подберите однокоренные слова: рассказ, сказка, пересказ, рассказчик и т.д.
- Выдвиньте предположение! Сказ и сказка это одни и тот же жанр литературы? (предположения детей). На этот вопрос ответ мы сможем дать в конце урока, если будем внимательны.
5. Физминутка.
- Подготовка к чтению. Проговаривание в различном темпе и с различной интонацией.
По сугробам я иду, шаркая ногами,
И снежинки налету я ловлю губами.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Словарная работа. Краткий словарь к произведению.
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Взъедается – упрекает, бранится, ругается.
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Горюн – горевать
Дивуются - удивляются
Душа в пятки ушла – сильно испугаться чего-либо
Душной – запах, идущий от животного
Лукаво – хитро, коварно.
Не досыта - не до ощущения сытости
Несподручно – неудобно, затруднительно
Очаг - устройство для разведения и поддерживания огня
Подарёнка – от слова дарить
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Попрекает – ставить в урок, делать попрёки
Пособник – помощник
Потешил – позабавил, развлёк
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Разумница - умница
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Сиротка - ребенок, оставшийся без родителей
Солонина - засоленное мясо
Статочное дело – может быть, статься
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Хризолиты – прозрачный драгоценный камень
- Чтение и слушание произведения. (Различные виды: сильными учениками, глазами, шепотом, жужжащее, по цепочке).
- Эмоциональный отклик на прочитанное произведение.
- Понравился ли сказ? Чем? Обоснуйте свое мнение.
- Работа с образами.
-Кто герои сказа? Вымышленные они или реальные?
- Работа по отыскиванию прочитанного. Игра «Прятки» - учитель начинает предложение, дети находят его в тексте и читают продолжение.
7. Итог урока
- Какие нравственные качества человека ценит автор? (Слайд 13)
Выберите самую точную формулировку:
А) Человек должен любить животных
Б) Очень важно быть скромным
В) Трудолюбие, бескорыстие и доброта обязательно будут вознаграждены.
- Чем отличаются сказ и сказка? (Слайд 14)
Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
Сказка | Сказ |
Вымысел | Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла |
Сказочные герои | Жизнь и быт рабочих Урала |
Сказочные предметы | Главные герои – рабочие, мастера, добытчики. Есть волшебные предметы. Есть сказочные герои и события. Рассказчик. |
8. Рефлексия
- Оцените свою работу? Кому было легко? Какие трудности встретились?
- Отметки в виде камней!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения Тема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни
Конспект урока литературного чтенияТема: Сказ П. П. Бажова «Серебряное копытце». Отражение в сказке реальной жизни 4 классЦель: анализ литературного произведения сказки П.П. Бажова «...
Презентация и конспект к уроку литературного чтения П.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
Данная презентация и конспект урока составлены к уроку литературного чтения в 4 классе на тему:"П.П.Бажов "Серебряное копытце" . Анализ сказки,Характеристика героев"...
Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»
Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...
конспект урока литературного чтения для 4 класса П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Урок-путешествие в сказку...
План-конспект урока литературного чтения по теме: П.П. Бажов «Серебряное копытце»
Цели урока:Обучающие: повышать интерес к чтению литературных произведений на основе их исследования, обучать умению рассматривать характеры героев и их взаимоотношения.Развивающие:...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе П.П. Бажов «Серебряное копытце» с презентацией
Цели урока: познакомить обучающихся с жизнью и творчеством уральского сказочника Павла Петровича Бажова;познакомить со сказом П.П. Бажова «Серебряное копытце»...
Конспект урока литературного чтения "«Павел Петрович Бажов. Серебряное копытце»", УМК "Школа России", 4 класс.
Цели деятельности учителя: Знакомство с творчеством П.П. Бажова;Отработка навыков правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения;Обогащение словарного запаса учащихся;Планируемые результаты...