Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Батина Наталья Юрьевна

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  2. Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
  3. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Литературное чтение». М.: «Просвещение», 2010 г.

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpktp_4_klass_chtenie.doc333.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Анцирская средняя общеобразовательная школа»

"Утверждаю"

директор школы

Л.П.Витман

"  "29 " августа 2022г.

"Согласовано"

зам. директора по УВР

Н.С.Важенина

" 29" августа 2022г.

Адаптированная

рабочая программа

 по литературному чтению

для детей с легкой умственной отсталостью  

4 класс

2022-2023 уч.год

Составила: Батина Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории

2022 год

село Анцирь

Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  2. Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
  3. Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Литературное чтение». М.: «Просвещение», 2010 г.

Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Цель курса: направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.

Задачи:

• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;

• формирование  техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;

• формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ;

• развитие связной речи и обогащение словаря;

• развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами.

Основные направления коррекционной работы:

1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- развитие зрительного восприятия и узнавания;

- развитие зрительной памяти и внимания;

- развитие пространственных представлений ориентации;

- развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

- навыков группировки и классификации;

- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

- умения планировать деятельность;

 - развитие комбинаторных способностей.

3. Развитие различных видов мышления:

- развитие наглядно-образного мышления;

- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

5.Развитие речи, овладение техникой речи.

6.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

7.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются коррекционно-развивающие задачи:

˗коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

˗коррекция и развитие зрительного восприятия;

˗ развитие слухового восприятия;

˗коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.

Планируемые результаты обучения.

Предметные:

Минимальный уровень:

• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

• использовать знако-символические средства с помощью учителя;

• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.

Достаточный уровень:

 • чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;

• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;

• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;

• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

 • чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

• пересказ текста полностью и выборочно;

 • выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.

Личностными результатами изучения  предмета «Чтение» являются следующие умения и качества: 

  • Выпускник научится:
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; 
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности  деятельности;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметными результатами изучения курса «Чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные); 
  • основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной  форме;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное желание и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; 

Выпускник получит возможность научиться:

  • задавать вопросы;
  • контролировать свои и действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения

 Содержание изучаемого предмета.

 Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.

        Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.

Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".

 Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

 Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.

 Учебно-тематическое планирование программного материала.

На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 часа  (4 часа в неделю).

Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.

Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:

Класс

Содержание

Кол-во часов

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

4

Школьная жизнь.

11

-

-

-

Время листьям опадать.

17

       -

       -

-

Делу – время, потехе – час.

6

2

-

-

В мире животных.

-

12

-

-

Жизнь дана на добрые дела.

-

9

-

-

Зима наступила.

-

8

15

-

Веселые истории.

-

-

10

-

Полюбуйся, весна наступает.

-

-

13

-

В мире волшебной сказки.

-

-

-

11

Родная земля.

-

-

-

11

Лето пришло.

-

-

-

11

Календарно-тематическое планирование по чтению 4 класс

№ п\п

Тема раздела, тема и элементы содержания урока

Кол-во   часов

Дата

по плану

по факту

1 четверть   34 ч

Школьная жизнь   11ч

1.

 Н. Носов «Снова в школу» Беседа по сюжетной картинке.

1

01.09

2.

Э. Мошковская «Жил-был Учитель» . Ответы на вопросы по содержанию.

1

02.09

3.

М. Пляцковский «Чему учат в школе» Заучивание стихотворения наизусть.

1

05.09

4.

Ю. Ермолаев «Поздравление» Поступками героев и их связь.

1

06.09

5.

Е. Шварц «Как Маруся дежурила» . Составление устного рассказа

1

08.09

6.

Е. Ильина «Шум и Шумок» Пересказ текста по картинному плану.

1

09.09

7.

В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок» Выразительное чтение  

1

12.09

8.

Входная контрольная работа 

1

13.09

9.

 По Л. Каминскому «Три желания Вити» Определение идеи произведения  

1

15.09

10.

В. Берестов «Читалочка» . Заучивание наизусть.  

1

16.09

11.

Обобщение по теме: «Школьная жизнь» Определение общей темы раздела

1

19.09

Время листьям опадать   17ч

12.

Н.Антонов «Желтой краской кто-то…» Выразительное чтение

1

20.09

13.

Н. Абрамцева«Осенняя сказка» Рассказывание сказки по плану

1

22.09

14.

Е. Благинина «Подарки осени» Графическое рисование по представлению

1

23.09

15.

Л. Воронкова «Лесные подарки» . Деление текста на части о картинному плану

1

26.09

16.

А. Твардовский «Лес осенью». Заучивание стихотворения наизусть.

1

27.09

17.

В. Путилина «В осеннем лесу»   Свободные высказывания  по теме

1

29.09

18.

Н. Некрасов «Славная осень!» Заучивание наизусть.

1

30.09

19.

Ю. Шим «Отчего Осень грустна» Выразительное чтение.

1

03.10

20.

К. Бальмонт «Осень» Выразительное чтение.

1

04.10

21.

Ю. Коваль «Три сойки» Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение.

1

06.10

22.

Н. Сладков «Холодная зимовка»

1

07.10

23.

А. Плещеев «Скучная картина!..» . Объяснение отдельных выражений текста.

1

10.10

24.

О. Иваненко «Сказка про маленького жучка» Составление рассказа

1

11.10

25.

К. Ушинский  «Пчелы и мухи» Чтение по ролям.

1

13.10

26.

 Г. Граубин «Время листьям опадать…» Ответы на вопросы.

1

14.10

27.

Обобщение по теме: «Время листьям опадать»

1

17.10

28.

 «Здравствуй, осень, на КВН к нам просим!»

1

18.10

Делу – время, потехе – час. 8ч

29.

«Пекла кошка пирожки…» Русская потешка. Заучивание наизусть.  

1

20.10

30.

«Сенокос» Чешская потешка. Драматизация потешки.

1

21.10

31.

  Л. Пантелеев «Карусели»  

1

24.10

32.

Проверка уровня сформированности навыков чтения.    ТЧ   

1

25.10

33

Н. Носов «Прятки». Определение идеи рассказа.

1

27.10

34

Считалки. Распределение ролей при использовании считалки.

1

28.10

2 четверть   32 ч

35

М. Булатов «Жмурки» Ответы на вопросы словами текста.

1

07.11

36

Обобщение по теме: «Делу-время, потехе-час» Определение общей темы произведений, представленных в разделе.

1

08.11

В мире животных. 12ч

37

К. Ушинский «Бодливая корова» Элементарная оценка поступков героев

1

10.11

38

В. Бирюков «Упрямый котенок» Рассказывание сказки с опорой на картинный план.

1

11.11

39

В. Гаранжин «Пушок» Определение черт характера персонажа.

1

14.11

40

Е. Чарушин «Томка» Сравнение черт характера отдельных персонажей.

1

15.11

41

Б. Житков «Охотник и собаки» Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации.

1

17.11

42

Л. Матвеева  «Чук заболел» Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам.

1

18.11

43

Г. Снегирев  «Хитрый бурундук» Ответы на вопросы словами из текста.

1

21.11

44

А. Барков «Барсучья кладовая» Ответы на вопросы словами из текста.

1

22.11

45

А. Дорохов «Гостья» Определение отношения автора к героям и событиям.

1

24.11

46

Г. Корольков  «Игрушки лисят» Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации.

1

25.11

47

Ю. Дмитриев «Лиса» Доказательство суждений примерами из текста

1

28.11

48

Обобщение по разделу «В мире животных». Загадки. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.

1

29.11

Жизнь дана на добрые дела. 9ч

49

Г. Ладонщиков «Миша – мастер» Определение собственного отношения к герою стихотворения.

1

01.12

50

Е. Пермяк «Пичугин мост» Ответы на вопросы словами из текста.

1

02.12

51

Е. Пермяк  «Пичугин мост» Коллективное определение идеи текста.

1

05.12

52

В. Хомченко «Михаськин сад» Пересказ текста по плану.

1

06.12

53

С. Баруздин «Как люди радуются» Объяснение образного выражения.

1

08.12

54

Ю. Ермолаев «Про каникулы и полезные дела» Сравнение поступков двух героев.

1

09.12

55

Е. Благинина  «Котенок». Определение тона голоса, подходящего для передачи

1

12.12

56

 Административная контрольная работа   

1

13.12

57

Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела» .  Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.

1

15.12

Зима наступила.  23ч

58

Л. Воронкова «Снег идет» Выбор из текста образных сравнений

1

16.12

59

А. Слащев «Снегурочка» Объяснение образных выражений (фразеологизмов). 

1

19.12

60

И Суриков «Зима» (отрывок) Выразительное чтение.   ТЧ

1

20.12

61

С Маршак «Декабрь» (отрывок) Словесное рисование. Заучивание наизусть.

1

22.12

62

В. Сутеев «Елка» Знакомство с книгами В Сутеева

1

23.12

63

В. Сутеев «Елка» Пересказ отдельных частей текста с порой на картинный и словесно-логический планы.

1

26.12

64

Л. Клавдина «Вечер под рождество» Свободные высказывания о праздновании рождества.

1

27.12

65

Р. Тимершин  «Где лежало «спасибо»? Ответы на вопросы словами из текста, выборочное

1

29.12

66

Н. Носов «На горке» Элементарная оценка героев и их поступков  

1

30.12

3 четверть  36 ч

67

Н. Носов «На горке» Пересказ рассказа по картинкам. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное

1

09.01

68

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Определение основных черт характеров героев.

1

10.01

69

Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Рассказывание сказки по картинному плану.

1

12.01

70

А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились» Чтение по ролям.

1

13.01

71

А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились» Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение.

1

16.01

72

П. Головкин  «Зимняя сказка» . Коллективное определение основной мысли сказки.

1

17.01

73

Г. Скребицкий «Митины друзья» Элементарная оценка характера главного героя.

1

19.01

74

Г. Скребицкий «Митины друзья» Составление рассказа с опорой на иллюстрацию.

1

20.01

75

В. Бирюков  «Снежная шапка». Ответы на вопросы словами из текста, выборочное

1

23.01

76

А. Тумбасов «В шубах и шапках». Коллективное определение основной мысли сказки.

1

24.01

77

Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».Выразительное чтение.

1

26.01

78

В. Бианки «Находчивый медведь». Элементарная оценка характера главного героя.

1

27.01

79

А. Спирин «Зимние приметы» Ответы на вопросы словами из текста, выборочное

1

30.01

80

Обобщение по разделу «Зима наступила». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.

1

31.01

Веселые истории.  10ч

81

Н. Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы.

1

02.02

82

Н. Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» Составление рассказа по картинке.

1

03.02

83

Г. Остер  «Одни неприятности» . Чтение по ролям.

1

06.02

84

М. Пляцковский «Однажды утром» Пересказ текста на основе готового план

1

07.02

85

В. Бирюков «Почему комары кусаются» Полный подробный пересказ.

1

09.02

86

С. Маршак  «Вот какой рассеянный» . Составление рассказа по иллюстрации.

1

10.02

87

О. Кургузов  «Две лишние коробки» Словесное рисование.  

1

13.02

88

Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?»  Выбор из текста отрывков  к иллюстрации.

1

14.02

89

Обобщение по разделу «Веселые истории».  Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.

1

16.02

90

Внеклассное чтение. С. Маршак «Вот какой рассеянный».

1

17.02

Полюбуйся, весна наступает… 13ч

91

В. Алферов «Март» Составление рассказа по сюжетной картинке. Графическое рисование по представлению

1

20.02

92

М. Фролова «Восьмое марта»  Определение собственного отношения к рассказу.

1

21.02

93

М. Фролова «Восьмое марта» Рисование открыток на заданную тему

1

27.02

94

Е. Благинина «Забота» Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

28.02

95

А. Соколовский «Бабушкина вешалка» Понимание мотивов поступков героя.

1

02.03

96

В. Бианки «Последняя льдина» . Объяснение значения смысла слов

1

03.03

97

А. Плещеев  «Весна» Заучивание стихотворения наизусть.

1

06.03

наизусть

98

А. Барков  «Скворцы прилетели». Словесное рисование.    

1

07.03

99

Э. Шим  «Всему свой срок».  Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

09.03

100

И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…» .  Словесное рисование.  

1

10.03

наизусть

101

Ю. Коваль «Весенний вечер»     Ответы на вопросы по содержанию текста.

1

13.03

102

Ю. Дмитриев «Опасная красавица». Ответы на вопросы по содержанию текста. ТЧ.  Проверка уровня сформированности навыков чтения

1

14.03

103

Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает…» .  Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.  

1

16.03

В мире волшебной сказки.  11ч

104

«Хаврошечка»  Русская народная сказка. Определение волшебного и реального в сказке.

1

17.03

4 четверть   34 ч

105

Хаврошечка». Нравственный смысл сказки. Определение основных черт характеров героев.

1

30.03

106

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» Русская народная сказка.

1

31.03

107

«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» Умение ориентироваться в тексте.

1

03.04

108

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Словесное рисование.  

1

04.04

наизусть

109

Ш. Перро  «Подарки феи».  Определение основных черт характеров героев.

1

06.04

110

Ш. Перро «Подарки феи» Определение волшебного и реального в сказке.

1

07.04

111

Братья Гримм «Горшочек каши». Определение основных черт характеров героев.

1

10.04

112

 В. Порудоминский «Наши сказки». Элементарная оценка характера главного героя.

1

11.04

113

В.ч. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Определение волшебного и реального в сказке.

1

13.04

114

Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления.  

1

14.04

Родная земля.  12ч

115

М. Ильин «Царь – колокол»

1

17.04

116

С. Васильева  «Город на Неве» .

1

18.04

117

Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»  

1

20.04

118

С. Вербова «Сочинение на тему» Объяснение смысла пословиц о Родине.

1

21.04

119

Л. Кассилю «Какое это слово?»  

1

24.04

120

Б. Никольскому «Главное дело»  

1

25.04

121

А. Усачев «Защита»  

1

27.04

122

Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все» 

1

28.04

наизусть

123

Промежуточная аттестация   

1

02.05

 

124

Стихи о Дне Победы. Беседа о празднике.  

1

04.05

125

Т. Белозеров «День Победы» Беседа о подвиге народа.  

1

05.05

наизусть

126

Обобщающий урок по разделу.

1

11.05

 

Лето пришло.  10ч

127

С. Козлов «Ливень» ; Г. Граубин «Тучка»    

1

12.05

128

Н. Павлова «Хитрый одуванчик».

1

15.05

129

Н. Павлова «Хитрый одуванчик» Выборочный пересказ.

1

16.05

130

Е. Благинина «Одуванчик» Выразительное чтение.  

1

17.05

131

А. Дорохову «Встреча со змеей»     ТЧ Проверка уровня сформированности навыков чтения

1

18.05

132

А. Бродский «Летний снег»  

1

19.05

133

В. Голявкин «После зимы будет лето»  

1

22.05

134

 А. Спирину «Летние приметы»  

1

23.05

135

Обобщающий урок по разделу «Лето пришло».

1

24.05

136

Путешествие по Литературии

1

25.05

Приложение

Критерии оценивания достижений обучающихся

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

 

 

 

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Технические средства обучения.

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Интерактивная доска.

Учебно-практическое оборудование.

  1. Классная доска
  2. Магнитная доска.
  3. Наборное полотно.
  4. Слоговые таблицы.

Информационно-образовательные ресурсы.

  1. Дидактический демонстрационный материал.
  2.  Электронные учебные издания.
  3. Тематические мультимедийные презентации.
  4. Интернет – ресурсы.

Учебно-методический комплекс.

Для обучающихся:

С.Ю. Ильина.  «Чтение», 4 класс. Учебник в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2018г.

Для учителя:

С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, Т.М. Головкина Методические рекомендации «Чтение 2-4 классы». Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2017г.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.

Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. "Просвещение», 2008.

Методические  пособия:

А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку и чтению в школе VIII вида» (М., «Просвещение», 2000 г.)

В. Волина «Русский язык. Учимся играя» (Екатеринбург, «Арго», 1996 г.)

В.В. Воронкова «Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М., 2009.

Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» ( М, Владос, 1999г)

        М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» (М., «Просвещение», 2000 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для детей с нарушением зрения 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению для детей с нарушением зрения, обучающихся по системе Брайля. 1 класс, УМК "Школа России"...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе

Рабочая программа  для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...

Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе

Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе, можно использовать на обобщающих уроках литературного чтения....

Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...