Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Литературное чтение». М.: «Просвещение», 2010 г.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpktp_4_klass_chtenie.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Анцирская средняя общеобразовательная школа»
"Утверждаю" директор школы Л.П.Витман " "29 " августа 2022г. | "Согласовано" зам. директора по УВР Н.С.Важенина " 29" августа 2022г. |
Адаптированная
рабочая программа
по литературному чтению
для детей с легкой умственной отсталостью
4 класс
2022-2023 уч.год
Составила: Батина Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2022 год
село Анцирь
Адаптированная рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлена на основе:
- Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Методических рекомендаций по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае, приложение к письму Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 г.;
- Адаптированной основной образовательной программы для учащихся с легкой степенью умственной отсталости МБОУ «Анцирская СОШ»
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов, под редакцией В. В. Воронковой по предмету «Литературное чтение». М.: «Просвещение», 2010 г.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Цель курса: направленность уроков чтения на социализацию личности умственно отсталого ребёнка на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения.
Задачи:
• воспитание у детей интереса к уроку чтения и к чтению как процессу;
• формирование техники чтения: правильного (без искажения звукового состава слов и с правильным ударением) и выразительного чтения, обеспечение постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
• формирование у детей навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст вслух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;
• развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы учителя, спрашивать одноклассников о непонятных словах, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ;
• развитие связной речи и обогащение словаря;
• развитие интереса к книгам, знакомство с доступными детскими книгами.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
3. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
4.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
5.Развитие речи, овладение техникой речи.
6.Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7.Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
В процессе реализации образовательной программы по чтению решаются коррекционно-развивающие задачи:
˗коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);
˗коррекция и развитие зрительного восприятия;
˗ развитие слухового восприятия;
˗коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);
˗ коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Планируемые результаты обучения.
Предметные:
Минимальный уровень:
• осознанное и правильное чтение текста вслух и про себя целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• использовать знако-символические средства с помощью учителя;
• участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
• пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию.
Достаточный уровень:
• чтение текста вслух целыми словами с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;
• ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
• определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
• чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
• определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;
• чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);
• пересказ текста полностью и выборочно;
• выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Личностными результатами изучения предмета «Чтение» являются следующие умения и качества:
- Выпускник научится:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установка на здоровый образ жизни;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметными результатами изучения курса «Чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
- основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
- строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной форме;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное желание и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Выпускник получит возможность научиться:
- задавать вопросы;
- контролировать свои и действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения
Содержание изучаемого предмета.
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и зарубежных писателей о природе родного края, о жизни детей и взрослых, о труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и пр.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы, поговорки, загадки, считалки, потешки.
Лексические темы: "Школьная жизнь", "Листьям время опадать", "Делу время, потехе - час", "О братьях наших меньших", "Поёт зима, аукает", "Жизнь дана на добрые дела", "В мире волшебной сказки", "Весна, весна! И все ей рады", "Смешные истории", "Родная земля", "Лето пришло".
Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.
Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографичекое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи соответствующего содержания читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т.д.). Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул и т.д.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи (добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с содержанием прочитанного. Выделение учащимися непонятных для них слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся). Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором. Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмом, приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на соревнование рядов, по «скрытой картинке», по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроках чтения.
Учебно-тематическое планирование программного материала.
На реализацию программы по чтению в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 136 часа (4 часа в неделю).
Формы обучения: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Класс | Содержание | Кол-во часов | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||
4 | Школьная жизнь. | 11 | - | - | - | |
Время листьям опадать. | 17 | - | - | - | ||
Делу – время, потехе – час. | 6 | 2 | - | - | ||
В мире животных. | - | 12 | - | - | ||
Жизнь дана на добрые дела. | - | 9 | - | - | ||
Зима наступила. | - | 8 | 15 | - | ||
Веселые истории. | - | - | 10 | - | ||
Полюбуйся, весна наступает. | - | - | 13 | - | ||
В мире волшебной сказки. | - | - | - | 11 | ||
Родная земля. | - | - | - | 11 | ||
Лето пришло. | - | - | - | 11 |
Календарно-тематическое планирование по чтению 4 класс
№ п\п | Тема раздела, тема и элементы содержания урока | Кол-во часов | Дата | |||||||||
по плану | по факту | |||||||||||
1 четверть 34 ч | ||||||||||||
Школьная жизнь 11ч | ||||||||||||
1. | Н. Носов «Снова в школу» Беседа по сюжетной картинке. | 1 | 01.09 | |||||||||
2. | Э. Мошковская «Жил-был Учитель» . Ответы на вопросы по содержанию. | 1 | 02.09 | |||||||||
3. | М. Пляцковский «Чему учат в школе» Заучивание стихотворения наизусть. | 1 | 05.09 | |||||||||
4. | Ю. Ермолаев «Поздравление» Поступками героев и их связь. | 1 | 06.09 | |||||||||
5. | Е. Шварц «Как Маруся дежурила» . Составление устного рассказа | 1 | 08.09 | |||||||||
6. | Е. Ильина «Шум и Шумок» Пересказ текста по картинному плану. | 1 | 09.09 | |||||||||
7. | В. Орлов «Почему сороконожки опоздали на урок» Выразительное чтение | 1 | 12.09 | |||||||||
8. | Входная контрольная работа | 1 | 13.09 | |||||||||
9. | По Л. Каминскому «Три желания Вити» Определение идеи произведения | 1 | 15.09 | |||||||||
10. | В. Берестов «Читалочка» . Заучивание наизусть. | 1 | 16.09 | |||||||||
11. | Обобщение по теме: «Школьная жизнь» Определение общей темы раздела | 1 | 19.09 | |||||||||
Время листьям опадать 17ч | ||||||||||||
12. | Н.Антонов «Желтой краской кто-то…» Выразительное чтение | 1 | 20.09 | |||||||||
13. | Н. Абрамцева«Осенняя сказка» Рассказывание сказки по плану | 1 | 22.09 | |||||||||
14. | Е. Благинина «Подарки осени» Графическое рисование по представлению | 1 | 23.09 | |||||||||
15. | Л. Воронкова «Лесные подарки» . Деление текста на части о картинному плану | 1 | 26.09 | |||||||||
16. | А. Твардовский «Лес осенью». Заучивание стихотворения наизусть. | 1 | 27.09 | |||||||||
17. | В. Путилина «В осеннем лесу» Свободные высказывания по теме | 1 | 29.09 | |||||||||
18. | Н. Некрасов «Славная осень!» Заучивание наизусть. | 1 | 30.09 | |||||||||
19. | Ю. Шим «Отчего Осень грустна» Выразительное чтение. | 1 | 03.10 | |||||||||
20. | К. Бальмонт «Осень» Выразительное чтение. | 1 | 04.10 | |||||||||
21. | Ю. Коваль «Три сойки» Выбор из текста отрывков, подтверждающих суждение. | 1 | 06.10 | |||||||||
22. | Н. Сладков «Холодная зимовка» | 1 | 07.10 | |||||||||
23. | А. Плещеев «Скучная картина!..» . Объяснение отдельных выражений текста. | 1 | 10.10 | |||||||||
24. | О. Иваненко «Сказка про маленького жучка» Составление рассказа | 1 | 11.10 | |||||||||
25. | К. Ушинский «Пчелы и мухи» Чтение по ролям. | 1 | 13.10 | |||||||||
26. | Г. Граубин «Время листьям опадать…» Ответы на вопросы. | 1 | 14.10 | |||||||||
27. | Обобщение по теме: «Время листьям опадать» | 1 | 17.10 | |||||||||
28. | «Здравствуй, осень, на КВН к нам просим!» | 1 | 18.10 | |||||||||
Делу – время, потехе – час. 8ч | ||||||||||||
29. | «Пекла кошка пирожки…» Русская потешка. Заучивание наизусть. | 1 | 20.10 | |||||||||
30. | «Сенокос» Чешская потешка. Драматизация потешки. | 1 | 21.10 | |||||||||
31. | Л. Пантелеев «Карусели» | 1 | 24.10 | |||||||||
32. | Проверка уровня сформированности навыков чтения. ТЧ | 1 | 25.10 | |||||||||
33 | Н. Носов «Прятки». Определение идеи рассказа. | 1 | 27.10 | |||||||||
34 | Считалки. Распределение ролей при использовании считалки. | 1 | 28.10 | |||||||||
2 четверть 32 ч | ||||||||||||
35 | М. Булатов «Жмурки» Ответы на вопросы словами текста. | 1 | 07.11 | |||||||||
36 | Обобщение по теме: «Делу-время, потехе-час» Определение общей темы произведений, представленных в разделе. | 1 | 08.11 | |||||||||
В мире животных. 12ч | ||||||||||||
37 | К. Ушинский «Бодливая корова» Элементарная оценка поступков героев | 1 | 10.11 | |||||||||
38 | В. Бирюков «Упрямый котенок» Рассказывание сказки с опорой на картинный план. | 1 | 11.11 | |||||||||
39 | В. Гаранжин «Пушок» Определение черт характера персонажа. | 1 | 14.11 | |||||||||
40 | Е. Чарушин «Томка» Сравнение черт характера отдельных персонажей. | 1 | 15.11 | |||||||||
41 | Б. Житков «Охотник и собаки» Выбор из текста отрывка, подходящего по смыслу к иллюстрации. | 1 | 17.11 | |||||||||
42 | Л. Матвеева «Чук заболел» Выявление эмоционального отношения к героям и их поступкам. | 1 | 18.11 | |||||||||
43 | Г. Снегирев «Хитрый бурундук» Ответы на вопросы словами из текста. | 1 | 21.11 | |||||||||
44 | А. Барков «Барсучья кладовая» Ответы на вопросы словами из текста. | 1 | 22.11 | |||||||||
45 | А. Дорохов «Гостья» Определение отношения автора к героям и событиям. | 1 | 24.11 | |||||||||
46 | Г. Корольков «Игрушки лисят» Выбор из текста отрывков, подходящих по смыслу к иллюстрации. | 1 | 25.11 | |||||||||
47 | Ю. Дмитриев «Лиса» Доказательство суждений примерами из текста | 1 | 28.11 | |||||||||
48 | Обобщение по разделу «В мире животных». Загадки. Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. | 1 | 29.11 | |||||||||
Жизнь дана на добрые дела. 9ч | ||||||||||||
49 | Г. Ладонщиков «Миша – мастер» Определение собственного отношения к герою стихотворения. | 1 | 01.12 | |||||||||
50 | Е. Пермяк «Пичугин мост» Ответы на вопросы словами из текста. | 1 | 02.12 | |||||||||
51 | Е. Пермяк «Пичугин мост» Коллективное определение идеи текста. | 1 | 05.12 | |||||||||
52 | В. Хомченко «Михаськин сад» Пересказ текста по плану. | 1 | 06.12 | |||||||||
53 | С. Баруздин «Как люди радуются» Объяснение образного выражения. | 1 | 08.12 | |||||||||
54 | Ю. Ермолаев «Про каникулы и полезные дела» Сравнение поступков двух героев. | 1 | 09.12 | |||||||||
55 | Е. Благинина «Котенок». Определение тона голоса, подходящего для передачи | 1 | 12.12 | |||||||||
56 | Административная контрольная работа | 1 | 13.12 | |||||||||
57 | Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела» . Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. | 1 | 15.12 | |||||||||
Зима наступила. 23ч | ||||||||||||
58 | Л. Воронкова «Снег идет» Выбор из текста образных сравнений | 1 | 16.12 | |||||||||
59 | А. Слащев «Снегурочка» Объяснение образных выражений (фразеологизмов). | 1 | 19.12 | |||||||||
60 | И Суриков «Зима» (отрывок) Выразительное чтение. ТЧ | 1 | 20.12 | |||||||||
61 | С Маршак «Декабрь» (отрывок) Словесное рисование. Заучивание наизусть. | 1 | 22.12 | |||||||||
62 | В. Сутеев «Елка» Знакомство с книгами В Сутеева | 1 | 23.12 | |||||||||
63 | В. Сутеев «Елка» Пересказ отдельных частей текста с порой на картинный и словесно-логический планы. | 1 | 26.12 | |||||||||
64 | Л. Клавдина «Вечер под рождество» Свободные высказывания о праздновании рождества. | 1 | 27.12 |
65 | Р. Тимершин «Где лежало «спасибо»? Ответы на вопросы словами из текста, выборочное | 1 | 29.12 | |
66 | Н. Носов «На горке» Элементарная оценка героев и их поступков | 1 | 30.12 | |
3 четверть 36 ч | ||||
67 | Н. Носов «На горке» Пересказ рассказа по картинкам. Ответы на вопросы словами из текста, выборочное | 1 | 09.01 | |
68 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Определение основных черт характеров героев. | 1 | 10.01 | |
69 | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Рассказывание сказки по картинному плану. | 1 | 12.01 | |
70 | А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились» Чтение по ролям. | 1 | 13.01 | |
71 | А. Бродский «Как Солнце с Морозом поссорились» Ответы на вопросы словами из текста, выборочное чтение. | 1 | 16.01 | |
72 | П. Головкин «Зимняя сказка» . Коллективное определение основной мысли сказки. | 1 | 17.01 | |
73 | Г. Скребицкий «Митины друзья» Элементарная оценка характера главного героя. | 1 | 19.01 | |
74 | Г. Скребицкий «Митины друзья» Составление рассказа с опорой на иллюстрацию. | 1 | 20.01 | |
75 | В. Бирюков «Снежная шапка». Ответы на вопросы словами из текста, выборочное | 1 | 23.01 | |
76 | А. Тумбасов «В шубах и шапках». Коллективное определение основной мысли сказки. | 1 | 24.01 | |
77 | Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором…».Выразительное чтение. | 1 | 26.01 | |
78 | В. Бианки «Находчивый медведь». Элементарная оценка характера главного героя. | 1 | 27.01 | |
79 | А. Спирин «Зимние приметы» Ответы на вопросы словами из текста, выборочное | 1 | 30.01 | |
80 | Обобщение по разделу «Зима наступила». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. | 1 | 31.01 | |
Веселые истории. 10ч | ||||
81 | Н. Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» Анализ содержания иллюстрации с опорой на текст и вопросы. | 1 | 02.02 | |
82 | Н. Носов «Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» Составление рассказа по картинке. | 1 | 03.02 | |
83 | Г. Остер «Одни неприятности» . Чтение по ролям. | 1 | 06.02 | |
84 | М. Пляцковский «Однажды утром» Пересказ текста на основе готового план | 1 | 07.02 | |
85 | В. Бирюков «Почему комары кусаются» Полный подробный пересказ. | 1 | 09.02 | |
86 | С. Маршак «Вот какой рассеянный» . Составление рассказа по иллюстрации. | 1 | 10.02 | |
87 | О. Кургузов «Две лишние коробки» Словесное рисование. | 1 | 13.02 | |
88 | Г. Чичинадзе «Отвечайте, правда ли?» Выбор из текста отрывков к иллюстрации. | 1 | 14.02 | |
89 | Обобщение по разделу «Веселые истории». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. | 1 | 16.02 | |
90 | Внеклассное чтение. С. Маршак «Вот какой рассеянный». | 1 | 17.02 | |
Полюбуйся, весна наступает… 13ч | ||||
91 | В. Алферов «Март» Составление рассказа по сюжетной картинке. Графическое рисование по представлению | 1 | 20.02 | |
92 | М. Фролова «Восьмое марта» Определение собственного отношения к рассказу. | 1 | 21.02 | |
93 | М. Фролова «Восьмое марта» Рисование открыток на заданную тему | 1 | 27.02 | |
94 | Е. Благинина «Забота» Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 28.02 | |
95 | А. Соколовский «Бабушкина вешалка» Понимание мотивов поступков героя. | 1 | 02.03 | |
96 | В. Бианки «Последняя льдина» . Объяснение значения смысла слов | 1 | 03.03 | |
97 | А. Плещеев «Весна» Заучивание стихотворения наизусть. | 1 | 06.03 | наизусть |
98 | А. Барков «Скворцы прилетели». Словесное рисование. | 1 | 07.03 | |
99 | Э. Шим «Всему свой срок». Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 09.03 | |
100 | И. Никитин «Полюбуйся, весна наступает…» . Словесное рисование. | 1 | 10.03 | наизусть |
101 | Ю. Коваль «Весенний вечер» Ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 | 13.03 | |
102 | Ю. Дмитриев «Опасная красавица». Ответы на вопросы по содержанию текста. ТЧ. Проверка уровня сформированности навыков чтения | 1 | 14.03 | |
103 | Обобщающий урок по разделу «Полюбуйся, весна наступает…» . Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. | 1 | 16.03 |
В мире волшебной сказки. 11ч | |||||||
104 | «Хаврошечка» Русская народная сказка. Определение волшебного и реального в сказке. | 1 | 17.03 | ||||
4 четверть 34 ч | |||||||
105 | Хаврошечка». Нравственный смысл сказки. Определение основных черт характеров героев. | 1 | 30.03 | ||||
106 | «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» Русская народная сказка. | 1 | 31.03 | ||||
107 | «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке» Умение ориентироваться в тексте. | 1 | 03.04 | ||||
108 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…». Словесное рисование. | 1 | 04.04 | наизусть | |||
109 | Ш. Перро «Подарки феи». Определение основных черт характеров героев. | 1 | 06.04 | ||||
110 | Ш. Перро «Подарки феи» Определение волшебного и реального в сказке. | 1 | 07.04 | ||||
111 | Братья Гримм «Горшочек каши». Определение основных черт характеров героев. | 1 | 10.04 | ||||
112 | В. Порудоминский «Наши сказки». Элементарная оценка характера главного героя. | 1 | 11.04 | ||||
113 | В.ч. Русская народная сказка. «Сивка-Бурка». Определение волшебного и реального в сказке. | 1 | 13.04 | ||||
114 | Обобщающий урок по разделу «В мире волшебной сказки». Ориентировка в учебнике с помощью оглавления. | 1 | 14.04 | ||||
Родная земля. 12ч | |||||||
115 | М. Ильин «Царь – колокол» | 1 | 17.04 | ||||
116 | С. Васильева «Город на Неве» . | 1 | 18.04 | ||||
117 | Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле» | 1 | 20.04 | ||||
118 | С. Вербова «Сочинение на тему» Объяснение смысла пословиц о Родине. | 1 | 21.04 | ||||
119 | Л. Кассилю «Какое это слово?» | 1 | 24.04 | ||||
120 | Б. Никольскому «Главное дело» | 1 | 25.04 | ||||
121 | А. Усачев «Защита» | 1 | 27.04 | ||||
122 | Л.Кассилю «Никто не знает, но помнят все» | 1 | 28.04 | наизусть | |||
123 | Промежуточная аттестация | 1 | 02.05 |
| |||
124 | Стихи о Дне Победы. Беседа о празднике. | 1 | 04.05 | ||||
125 | Т. Белозеров «День Победы» Беседа о подвиге народа. | 1 | 05.05 | наизусть | |||
126 | Обобщающий урок по разделу. | 1 | 11.05 |
| |||
Лето пришло. 10ч | |||||||
127 | С. Козлов «Ливень» ; Г. Граубин «Тучка» | 1 | 12.05 | ||||
128 | Н. Павлова «Хитрый одуванчик». | 1 | 15.05 | ||||
129 | Н. Павлова «Хитрый одуванчик» Выборочный пересказ. | 1 | 16.05 | ||||
130 | Е. Благинина «Одуванчик» Выразительное чтение. | 1 | 17.05 | ||||
131 | А. Дорохову «Встреча со змеей» ТЧ Проверка уровня сформированности навыков чтения | 1 | 18.05 | ||||
132 | А. Бродский «Летний снег» | 1 | 19.05 | ||||
133 | В. Голявкин «После зимы будет лето» | 1 | 22.05 | ||||
134 | А. Спирину «Летние приметы» | 1 | 23.05 | ||||
135 | Обобщающий урок по разделу «Лето пришло». | 1 | 24.05 | ||||
136 | Путешествие по Литературии | 1 | 25.05 |
Приложение
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ И ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Технические средства обучения.
- Компьютер.
- Мультимедиапроектор.
- Интерактивная доска.
Учебно-практическое оборудование.
- Классная доска
- Магнитная доска.
- Наборное полотно.
- Слоговые таблицы.
Информационно-образовательные ресурсы.
- Дидактический демонстрационный материал.
- Электронные учебные издания.
- Тематические мультимедийные презентации.
- Интернет – ресурсы.
Учебно-методический комплекс.
Для обучающихся:
С.Ю. Ильина. «Чтение», 4 класс. Учебник в 2-х частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, Москва «Просвещение», 2018г.
Для учителя:
С.Ю. Ильина, А.А. Богданова, Т.М. Головкина Методические рекомендации «Чтение 2-4 классы». Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва, «Просвещение», 2017г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы), Москва, «Просвещение», 2011 г. под редакцией Бгажноковой И.М.
Программа В.В. Воронковой Русский язык / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 класс - под ред. В.В. Воронковой. - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М. "Просвещение», 2008.
Методические пособия:
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку и чтению в школе VIII вида» (М., «Просвещение», 2000 г.)
В. Волина «Русский язык. Учимся играя» (Екатеринбург, «Арго», 1996 г.)
В.В. Воронкова «Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М., 2009.
Р. И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах» ( М, Владос, 1999г)
М.Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения» (М., «Просвещение», 2000 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для детей с нарушением зрения 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению для детей с нарушением зрения, обучающихся по системе Брайля. 1 класс, УМК "Школа России"...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Рабочая программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий по литературному чтению для детей c ОВЗ, имеющие справку по ПМПК во 2 классе
Рабочая программа для детей с ОВЗ в рамках ведения учебного предмета "Литературное чтение" -2 класс (УМК Школа России, уч. Л.Ф.Климанова, 2016 г.)...
Календарно - тематическое планирование по "Литературному чтению" для детей с ОВЗ (VII вид) 2 класс
Календарно - тематическое планирование для детей с ОВЗ...
Адаптированная рабочая программа "Литературное чтение" для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс
Адаптированная образовательная программа составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минис...
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе
Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья в 3 классе, можно использовать на обобщающих уроках литературного чтения....
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 3 класс
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» направлена на оказание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы ...