Технологическая урока литературного чтения по серии рисунков "Редкая гостья"
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока предназначена в помощь учителям начальных классов, как образец проведения урока развития речи. Сдержит разные формы и методы устной и письменной работы с серией рисунков. урок направлен на обогощение словарного запаса детей, на формирование связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Четверть: 2
Тема урока: «Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорным словам»
Тип урока: развитие речи.
Цель урока: создать условия для развития связной речи, умения составлять коллективный рассказ по репродукции картины и опорным словам.
Задачи урока:
Образовательные: совершенствовать умения составлять план текста, умения собирать и систематизировать лексический материал для написания сочинения-описания по картине.
Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарный запас обучающихся, развивать умения формулировать и высказывать свое мнение.
Воспитательные: воспитывать любовь к живописи, животным.
Этап урока | Образовательная задача | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||
1.Организационный момент | Подготовить обучающихся к работе на уроке | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте вашу готовность к уроку. На парте у вас должны быть учебник, тетрадь, дневник, канцелярские принадлежности. Садитесь. Проконтролируйте себя, чтобы каждый сидел за партой правильно. (на слайде правильная посадка) - Все готовы, тогда начнем. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Ф | Компьютер, проектор, презентация | Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, прогнозирование содержания учебной деятельности. Коммуникативные: восприятие информации. Эмоциональный и интеллектуальный настрой на предстоящую работу | Формирование внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к уроку | ||
2.Актуализация знаний | Проверить знания (умения) обучающихся, необходимые для изучения нового материала, выявить причины обнаруженных недостатков и пробелов, сообщить пути их ликвидации | Мотивирующий диалог (вызов знаний) | - Ребята, сейчас мы с вами отправимся в удивительное место, в зоопарк. - А что такое зоопарк? - Совершенно верно! Поднимите руки те из вас, кто уже был в зоопарке? - Хорошо, молодцы! - Посмотрите, что это за животное, у клетки которого мы остановились? - Правильно, это лось. - Как вы думаете, можно ли встретить этих животных в дикой природе? - А что это за животные? В ы что-нибудь о них знаете? - Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Каким видом деятельности можно заниматься на подобных уроках? - Правильно, молодцы! - Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ. - О каких животных будет этот рассказ? - Но мы не просто будем сочинять рассказ, а описывать репродукцию картины по плану. | - Зоопарк – это сокращенное название зоологического парка, где содержат диких животных. Поднимают руки. редположения детей. - Лось - Да, можно встретить лося в лесу. Высказывания детей. - Нет - Писать сочинения, рассказы. - О лосях. | Ф | Компьютер, проектор, презентация | Познавательные: проводить умозаключения Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Развитие мышления, памяти, внимания, речи | |
3.Целеполагание | Организовать и направить к достижению поставленной цели урока деятельность обучающихся | Проблемный диалог | - Предположите, какую цель мы можем перед собой поставить? - А как можно добиться поставленной цели? Что мы будем делать на уроке? - Посмотрите на слайд. 1. Беседа о художнике. 2. Анализ картины «Лоси» 3.Коллективное составление рассказа по картине. | Составить рассказ по картине. Познакомиться с художником, его картиной. Анализируют план урока. | Ф | Компьютер, проектор, презентация | Познавательные: проводить умозаключения Коммуникативные: умение строить речевое высказывание Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Развитие мышления, памяти, внимания, речи | |
4.Изучение нового учебного материала | Дать обучающимся конкретные представления об изучаемых фактах, явлениях, закономерностях, добиться восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. | Беседа | - Откроем тетради, красиво и аккуратно запишем число и классную работу. В случае необходимости оказывается консультационная помощь. - Теперь мы с вами из зоопарка, где мы видели могучего лося, отправляемся в картинную галерею нашего учебника и познакомимся с репродукцией картины А.С.Степанова «Лоси». В случае необходимости оказывается консультационная помощь. - А вы знаете, что такое репродукция картины? Чем отличается репродукция от самой картины? - Репродукции картин – это воспроизведение оригинала с помощью какого-либо печатного оборудования, например, цветного принтера, то есть так, как у нас в учебнике. - Алексей Степанович Степанов Родился в Симферополе, в семье офицера. Рано осиротел. Опекуны увезли мальчика в Москву, поместили в Николаевский сиротский институт. Заметив у Степы способность к рисованию, отдали в гимназический класс. Затем Степанов поступил в Московское Училище живописи и начал заниматься рисованием. Знаменитое произведение «Лоси» написал в 1889 году. - В каком городе учился А. Степанов? - Как называется его знаменитая картина, написанная в 1889 году? - Молодцы! - Переходим к следующему пункту плана нашего урока: проанализируем картину. - Каких животных изобразил художник? - Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2, 3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг. Это почти столько же, сколько весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападет. - Говорят, что лось трубит. Предлагаю послушать голос могучего лося. - Каким вы себе представили лося? - Итак, вернемся к репродукции. - Какое время года изобразил художник? - Что мы видим в центре картины? - А кто может сказать, откуда на лесной опушке появился стог сена? Кто догадался? - Чем занялись лосята? - Кто их охраняет? - Кто может описать взрослых лосей? - Что вы видите на втором плане картины? - Какое настроение создаётся у вас, когда вы смотрите на эту картину? - Скажите, а просто ли так создаются тексты? - Есть ли какое-то строение у текста? - Совершенно верно! - Текст-описание состоит из следующих частей: 1.Вступление (необходимо указать, что мы видим перед собой); 2.Основная часть (Описываем, что видим на переднем, дальнем плане картины); 3.Заключение (Выражаем свое мнение о картине). - А вы знаете, почему происходит деление текста на части? - Части – это абзацы, в которых заключена микротема. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью. Предлагает отдохнуть. Физминутка: Непоседа потянулся, Влево-вправо повернулся, Руки вытянул, согнул И тихонько сел на стул. | Записывают в тетради число и классную работу. Открывают в учебнике картинную галерею, а именно репродукцию картины А.С.Степанова «Лоси». - Нет, не знаем. - В Москве - Лоси - Лосей - Большим, грозным с виду, но добрым - Зима - Стог сена, а рядом семья лосей - Может быть, люди приготовили его для своих коров и вовремя не вывезли. А может быть, лесничий со своими помощниками приготовил специально для лесных животных. - Лосята кушают сено. - Их охраняет папа. - Величественные, сильные, крепкие животные. Шерсть у животных тёмная, ноги длинные и сильные. Папа лось не ест сено, а прислушивается. Он очень осторожный и заботливый. - Темной стеной стоит лес, как бы защищая животных от ветра и холода, небо низко висит над землёй и кажется, что вот – вот упадет. - Грустно, потому что краски для картины художник выбрал темные. Печально от того, что животным зимой очень голодно. - Нет - Да - Нет - Выполняют физминутку. | Ф, И | Компьютер, проектор, презентация, учебник, аудиофрагмент | Составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством А.С.Степанова, формирование умения рассматривать и анализировать картину | Познавательные: отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию. Регулятивные: фиксировать по ходу урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке; оценивать свои достижения и результаты в процессе работы; Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Овладеть навыками конструктивного сотрудничества, умение слушать товарища, чувство сотрудничества, развитие речи обучающихся |
5.Закрепление учебного материала | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в стандартных и нестандартных ситуациях. | Беседа | - Продолжим работать. - Ребята, дальше мы будем составлять коллективный рассказ по картине. - Подумайте и скажите, к какому типу речи будет относиться наш рассказ? - Если мы будем описывать животных по картине, то тип речи, который мы будем использовать, называется? - Нам необходимо ответить на вопрос: какой?, т.е. главная часть речи, которую мы будем использовать – имя прилагательное. - Для того, чтобы описать этих удивительных животных, составим и запишем в тетрадь план нашего рассказа. В случае необходимости оказывается консультационная помощь. - В тетрадях красиво и аккуратно записываем «План», далее цифру 1 – это будет первый пункт нашего плана (первая часть, первый абзац, вступление). В первой части мы должны написать про художника и его картину, поэтому записываем…Художник А.С.Степанов и его картина. Второй пункт плана – основная часть. На новой строке напишите цифру 2. Запишите …Семья лосей возле стога сена. Третий пункт плана – заключение. На новой строке напишите цифру 3. Моё отношение к картине. - Итак, составим рассказ по цепочке, придерживаясь плана. Пользуйтесь опорными словами, которые лежат у вас на партах, а также глядя на репродукцию картины. Приложение 1. Начинает один, остальные продолжают. В случае затруднения оказывает консультационную помощь. | - Описание Записывают в тетради пункты плана. С каждого ряда по несколько учащихся. - Передо мной картина А. Степанова «Лоси». Пасмурный день, небо серое, низко висит над землёй. На заднем плане видны деревья, которые плотной стеной защищают животных от ветра и холода. В центре картины А.Степанов нарисовал семью лосей, которые вышли к стогу сена. Взрослые животные сильные и величественные. У лося большие рога, он смотрит в сторону, наверное, прислушивается. Шерсть у лосей грубая, коричневая. Ноги стройные и сильные. Голова у животных большая с вытянутой мордой. Два лосёнка, совсем ещё дети. Один лакомится сеном, а другой прижался к матери. Мама лосиха с удовольствием насыщается сеном, ведь не каждый день это можно себе позволить. Трудно приходится животным в лесу зимой, хорошо, что лесничие пришли на помощь. Мне понравилась эта картина, хотя и немного грустная. Хочется, чтобы люди больше заботились о животных, живущих в лесу. | Ф, И | Компьютер, проектор, презентация, учебник | |||
6.Подведение итогов | Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Беседа | Наш урок подходит к концу. - Что нового вы узнали сегодня на уроке? - Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Добились ли мы ее? - Возникли ли у вас какие-нибудь трудности в течение урока? Какие? | - Узнали, что такое репродукция картины, что такое микротема. - Составить рассказ по картине. Познакомиться с художником, его картиной. - Да. - Да / Нет | Ф | Умение ориентироваться в своей системе знаний | |||
7.Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. | Домашним заданием для вас будет выполнить упражнение 191 на странице 118 . Ваша задача написать сочинение-описание по картине А.С.Степанова «Лоси», опираясь на тот план, который мы записали в тетради. Ваш рассказ может состоять из 3-4 предложений. Также в учебнике представлены опорные слова, которые вы можете использовать при написании. | Записывают домашнее задание в дневник | Ф | |||||
8.Рефлексия | Анализ и оценка успешности достижения цели | Проводит оценивание. Выставляет отметку (выборочно) за активную работу на уроке (отлично, хорошо). - Оцените свою работу: - большой палец вверх, если вы усвоили новый материал, вам все было понятно; - Большой палец вниз, если вы материал не усвоили. | Проводят самоанализ | Ф | Умение фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой |
Приложение 1.
Вопросы | Опорные слова | |
Вступление (Перед нами…) | Что художник изобразил на картине? | картина, полотно, известного русского пейзажиста, А.С.Степанов, семья лосей. |
Основная часть | Какое время года изображено? | зима, наступила |
Откуда вышли лоси? | из леса, семья лосей | |
Что они увидели? | стог сена, поле, в | |
Что стали делать лосята и лосиха? | душистое сено, принялись есть | |
Что делал лось? Каким был старый лось? | старый лось, огромные ветвистые рога, настороженно прислушивался, нет ли опасности, сильный | |
Куда отправилась семья после еды? | зимний лес | |
Заключение (Твое отношение к картине) | Понравилась ли вам эта картина? Чем? | Мне понравилась… Художник показал… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Серая Шейка".
Урок с большим воспитательным потенциалом....
Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.
За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?...
Презентация к уроку литературного чтения по теме " В гостях у К.И. Чуковского"
Презентация к уроку литературного чтения по теме "В гостях у К.И.Чуковского" 1 класс....
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Интегрированный урок литературного чтения и музыки "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи".
Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированного урока по литературному чтению и музыке на тему "В гостях у колокольчиков. Звучащие стихи". Программа: "Перспективная начальная школа". 1 класс....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: "Иван-царевич и серый волк"
Изучение новой сказки "Иван-царевич и серый волк", знакомство с главными геоями.На уроке проходит знакомство с новым материалом по данной теме. Для более глубокого понимания материала исполь...