Урок литературного чтения . 4 класс . В гостях у сказки.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Грицевич Марина Юрьевна

За что мы так любим сказки? Почему их читают люди разного возраста ? На какие вопросы могут дать ответы сказки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx761.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Грицевич М.Ю.

Мастер – класс по литературному чтению

4 КЛАСС

 ТЕМА УРОКА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ (итоговый урок по народным и литературным сказкам)

 

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания обучающихся  о  сказках.

 

Задачи:

  1. образовательные: закрепить умения обучающихся классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;
  2.  развивающие: активизировать творческие способностей обучающихся, продолжить развитие умения  сопоставлять,   выделять главное,  приводить примеры, формировать умения работы с учебником;
  3. воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Мультимедиапроектор Презентации к уроку  
  2. Учебник
  3. Иллюстрации художников….
  4. Портреты сказочников
  5. Выставка книг по теме

.           Детские рисунки

 ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

 

Название  проекта:     «Сказка  ложь,  да  в  ней  намёк…»

Предмет  и  участники  проекта:   Литературное  чтение,  внеурочная  деятельность,  4  класс

Продолжительность  проекта:  1неделя

Вид  проекта:  практико-ориентированный

Аннотация  проекта:

Проект посвящен сказкам . Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку.

Целью проекта является развитие творческого потенциала детей через изучение сказок, привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь высказывать свое отношение.

Во время работы над проектом обучающиеся будут развивать навыки и умения решать практические задачи, развивать способности, применять уже имеющиеся умения, знания в поисках решений проблемных ситуаций. У обучающихся будет формироваться познавательный интерес к чтению.

Проект для учащихся 4  класса. Помогает детям понимать выразительность художественного слова. Учит отличать сказку от рассказа, выделять элементы сказки, изменять жанр произведения. Обогащает жизненный опыт учащихся, помогает увидеть положительные и отрицательные качества личности. Учит добру и справедливости.  Развивает речь, воображение.

Задачи проекта:

Обучающие: 

  1. Научить школьников различать виды сказок.
  2. Расширить читательский и культурный кругозор учащихся.
  3. Сформировать у учащихся навыки проектной и исследовательской  деятельности

Развивающие: 

  1. Развивать у учащихся познавательный интерес.
  2. Развивать творческие способности учащихся.
  3. Совершенствовать словарный запас учащихся.

Воспитательные: 

  1. Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре
  2. Совершенствовать навыки совместной коллективной работы.
  3. Приобщить детей к чтению художественной литературы.

Актуальность  проекта:

В настоящее время в нашу жизнь все более прочно входят новые информационные технологии. У большинства школьников имеется персональный компьютер, подключение к сети Интернет. Все  крупные литературные произведения из числа изучаемых в школе  можно найти в сокращенном или  экранизированном варианте. Причем, не всегда хорошего качества. Это приводит к  обеднению  словарного запаса обучающихся, к неумению грамотно и последовательно  анализировать имеющиеся тексты,  составлять самим  объемные рассуждения  по каким-либо проблемам. Задача начальной школы сводится к тому, чтобы помимо  простого научения школьников навыкам чтения привить им любовь к чтению как к процессу, научить читать вдумчиво, анализировать прочитанное, уметь  высказывать свое  отношение к нему. Кроме того, изучение именно русских народных сказок  позволяет отрабатывать все эти навыки в процессе, который большинство школьников воспринимают как   игру, как легкое и приятное занятие. Постепенно эти чувства легкости, интереса, переносятся на  чтение других видов литературных текстов.

Сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил. Причем  во всех без исключения сказках зло всегда имеет большой арсенал средств, с помощью которых оно вредит людям и животным, но всегда  находятся герои, которые могут все эти средства уничтожить и или полностью победить зло,  или перевоспитать  главного злодея сказки. Поэтому на таких текстах очень легко строить воспитательную работу с классом  по формированию чувства любви к Родине,  толерантности, формировать навыки  справедливости, добра, понимания в ходе совместных действий.

Методы:

  1. Накопление  научного  и  литературного  материала:  изучение  произведений  литературы,  статей  справочников,
  2. Ознакомление  с  теорией  вопроса;
  3. Осмысление  собранного  материала;
  4. Проверка  и  уточнение  фактов:  обсуждение  собранного  материала, корректировка, обсуждение  результатов
  5. Практическая  деятельность.

Гипотеза:

Из сказок можно извлекать жизненные уроки. Сказки влияют на формирование личности.   В  них  заложены  правила  поведения, уважительного  отношения  к  старшим, они учат  нас не грубить взрослым и помогать друг другу  в  трудную  минуту.

Основополагающий вопрос:

Сказки  учат  или  развлекают?

Проблемные вопросы:

-  Чему  учат  сказки?

- Как заинтересовать детей читать?

- Что, если сказок не будет?

Учебные вопросы:

- Что такое сказка?

- Какие  бывают  сказки?

- Как строятся  сказки?

Работа  в  группах

Группа  исследователей:  оформляют  тематическую  подборку  по  видам  сказок,  в  ходе  анализа  выясняют  «сказкины  слова»,  составляют  «Сказочный  словарь».    

Группа  художников:   в ходе  работы  рисуют  рисунки-иллюстрации  к  сказкам  для  выставки,   подбирают  оформительский  материал  для  проекта.

Группа  литературоведов:   на  примере  сказок  разобрать  тайный  смысл,  мораль  сказки  «Чему  учит  сказка?»,  подбирают  загадки  о  сказочных  героях.  

Описание  методов  оценивания.

Вхождение  в  проект  начинается  с  актуализации  знания  о  сказке,  объяснения  видов сказок,  объяснения  темы,  цели  и  задач  проекта,  деление  учащихся  на  группы.

Критерии оценивания будущих  работ обсуждаются с  учащимися в начале  проекта. На  всём протяжении работы  над  проектом критерии используются для организации контроля со стороны  учителя и самоконтроля в мини-группах.

После завершения  работы  над  проектом учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности.   Это, кроме предметных знаний, позволяет оценить развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения аргументировано и чётко излагать свою точку зрения, задавать вопросы, формулировать мнение и анализировать выступления других, формирует  навык выразительного  осознанного чтения, приводить примеры  по  видам сказок, знать структуру сказок,  умения  определять основную  мысль  сказки  её  значение.

Создание  комфортных  условий  для  дифференцированного  обучения.

Возможности  для  всех  учеников

Работа  в  группах  позволяет  учащимся  выбрать для себя  роль в  соответствии со  склонностями. Интересами, чтобы  быть успешным и внести свой вклад  в итоговую работу:

  1. анализ  источников;
  2. поиск  и  обработка необходимой  информации  по  теме  проекта;
  3. поиск  и подготовка к представлению  иллюстративного  материала  по  теме  проекта;
  4. организация и проведение совместного  обсуждения результатов  работы  группы;
  5. обработка  результатов и представление их средствами компьютерных технологий;
  6. представление результатов  работы

Для  одарённого  ученика

Для  одарённого  ученика  можно  использовать самостоятельные  исследования,  проведение  опросов,  подбор  примеров  сказок   по  видам.  Можно предложить сочинить  свою  сказку.

Этих  учеников  можно  ставить во  главе  группы.

Для  учеников, испытывающих  трудности в обучении

Проблемному  ученику можно  дать  задания  по  работе с художественной  литературой по подбору  загадок  о  сказочных  героях,  найти  «сказкины  слова»

 

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. Рефлексия.

  1. 1.Вступительное слово учителя .Видеофрагмент «В гостях у сказки»

2.Определение темы урока и его целей

            3.Беседа по сказкам.

            4.Сравнение народной сказки с литературной.

               Выполнение заданий.

  1. Итог урока. Оценивание. Рефлексия.  
  2. Домашнее задание по выбору учащихся.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу  - класс наш хоть куда!

Мы начнем урок,  друзья.

РЕФЛЕКСИЯ – Улыбнемся  друг другу и пожелаем хорошего настроения. Выберите себе смайлик, подтверждающий ваше настроение в начале урока.

II.1.Вступительное слово учителя.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Поэтому и символ нашего урока тоже  солнце. Вы  получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь и сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

 

Сейчас мы с вами посмотрим видеофрагмент и вы сможете догадаться о теме нашего урока.

2.Определение темы урока и его целей

- Как же будет называться наша тема урока? («В гостях у сказки»)

- Почему? Только ли по названию видеоролика?

 Где же и какая ожидает нас сказка? Где – в нашем школьном кабинете. Оглянитесь вокруг себя: на стенде волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.

Как часто на уроках литературы мы с вами говорим о сказках!   Мы любим читать их и пересказывать, иллюстрировать и инсценировать и даже сочинять.

Я предлагаю пройти сегодня еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках.

 

 Зачинается рассказ

От Ивановых проказ,

И от сивка и от бурка,

И от вещего каурка.

Козы на море ушли;

Горы лесом поросли;

Конь с златой узды срывался,

Прямо к солнцу поднимался;

Лес стоячий под ногой,

Сбоку облак громовой;

Ходит облак и сверкает,

Гром по небу рассыпает.

Это присказка: пожди,

Сказка ждет нас впереди.

-Но прежде вам предстоит пройти первое испытание- ответить на мои вопросы. А сколько я вам могу задать вопросов? Вспомним народные сказки! (3 – сказочное число).

Первый вопрос: Что такое сказка? (СКАЗКА Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях)

Второй вопрос: На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные)

Третий вопрос:  Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).

— Почему яблоко падает на землю? — спросят тебя на уроке физики.

— Потому что на него действует сила тяжести, — ответишь ты.

Спросим о том же волшебную сказку — и получим иные ответы:

— Яблоко упадёт или по воле главного героя сказки, или по воле его противника, или же по воле самого яблока.

При этом если сказка захочет, чтобы яблоко не упало, а, например, взлетело вверх, то оно непременно взлетит.

Мы видим: многое в сказке совершается вопреки законам природы. Каким же законам она подчиняется?

Закон 1: закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.

Как правило, сказка начинается плохо, а заканчивается хорошо.

Закон 2: закон сказочной справедливости.

Этот закон вытекает из первого. Всем известно: добро в сказке торжествует, зло должно быть повержено и посрамлено; герой оказывается победителем, его противник — побеждённым. При этом за добрые поступки и качества в сказке обязательно следует награда, за злые поступки и дурные качества — наказание.

Основные качества героев, за которые полагается награда, — это простота, смирение, милосердие, честность и бескорыстная преданность; наказание же полагается, конечно, за всевозможные злодейства, но также и за такие качества, как неблагодарность, зависть, гордыня и леность; за такие поступки, как обман, неверность и клевета.

Вот в зачине сказки появляются хорошая работница и её завистливые, ленивые сестры. Исход известен: первую должны одарить золотом, а последних — смолой.

Допустим, сказочная ведьма приготовила для героя ловушку. И что же? Она сама должна попасть в печь, в которой она собиралась зажарить свою жертву.

Представим себе коварную старую королеву, которая люто ненавидит свою невестку. Конечно же, злодейка сама сгорит на костре, который приготовили для оклеветанной ею молодой королевы.

Закон 3: закон превосходной степени

Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё “самое-самое”.

Красавицы — “первые красавицы на всём белом свете”. Страшилища такие, “каких свет не видывал”. Путь в дальнюю сторону столь далёк, что ни солнце, ни месяц не знают, как туда идти. Волшебное окно столь дальнозоркое, что в него можно видеть “всё и на земле, и под землёю”. Самый толстый может выпить море, самый чуткий услышать, как растёт трава, самый длинный — выше самой высокой горы на земле.

Мальчик-с-пальчик встречает великана (контраст высокого и низкого). Некий человек чувствует себя тем холоднее, чем жарче его печёт, и тем жарче, чем холоднее его морозит (контраст холодного и жаркого). Гордая красавица может отыскать всё на земле и под землёю, но не может найти то, что ищет, у себя под косой (контраст далёкого и близкого). Самые бедные превращаются в самых богатых; те, кого считают самыми глупыми, оказываются всех умнее — так положено по закону наибольшего контраста. Под мерзкой личиной лягушки скрывается прекрасный принц (контраст уродства и красоты). Добрый принц должен принять образ ужасного на вид медведя (контраст привлекательного и страшного).

Закон 4: закон всесильного желания и слова.

Чего мы прежде всего ждём от сказки? Разумеется, чудес. А в чём причина этих чудес? Волшебное желание.

Сказочный закон требует, чтобы желание героя в конце концов непременно осуществилось, вопреки всем препятствиям и испытаниям. Когда он говорит: “хочу!”, невозможное становится возможным, несбыточное сбывается.

От него требуют исполнения невыполнимых заданий — и он выполняет их. Ему угрожают коварные замыслы или злое волшебство — он спасается. Ему противостоит волшебная сила заклятия (“принцесса уколется веретеном и умрёт”) или запрета (“не срывай двенадцать цветов”, “не открывай запертую дверь”) — его расколдовывают. Когда герой не может справиться с вражеской волей сам, его выручают волшебные помощники и волшебные предметы.

Такую же волшебную силу имеет в сказке и сказанное слово. Слова в сказочном мире — это не просто слова. Всё сказанное, произнесённое прямо воздействует на то, о чём идёт речь, или на того, о ком идёт речь.

Поэтому если герой дал словесное обещание, то он должен выполнить его — иначе последует наказание. Если герою загадали загадку, то он должен разгадать её — иначе смерть. Предсказания в сказке всегда сбываются, заклинания достигают своей цели, произнесённые заклятия — не отменить.

Если мы говорим, что слёзы подобны жемчужинам, то сказка превратит их в жемчужины. В том, как сказочное слово становится делом, мы можем убедиться на примере эпитета “храбрый” из сказки «Храбрый портняжка». В начале он “храбрый” только на словах. Так, когда он хвалится: “Побил семерых одним махом”, это значит, что он прихлопнул семь мух. Но чем ближе к концу сказки, тем портняжка становится храбрее на самом деле: он побеждает свирепых великанов, единорога и вепря, с которыми никто не мог справиться.

В нашей речи постоянно встречаются фразеологизмы — устойчивые образные выражения, такие как “потерять голову от любви”, “отправиться к чёртовой бабушке”. Так вот: в сказке они сбываются, прямо воплощаются в действие.

Бесчисленные персонажи сказок действительно теряют голову от любви — поскольку им её отрубают. Когда же героям сказок хотят задать невыполнимое задание, их действительно отправляют к чёртовой бабушке — и те прекрасно находят с ней общий язык.

Такова сила сказочного слова.

Перечисленные нами законы определяют мир народной сказки. Кто же творец народной сказки? Конечно, не кто-то один, а многие и многие. Прилагательное “народная” подсказывает: народ. А существительное “сказка” добавляет: сказители. Народная сказка потому так и называется, что её рассказывают в народе, передают из уст в уста, из поколения в поколение.

-  А вот и эпиграф нашего урока:

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК – ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ - УРОК!!!

- Как вы понимаете эти слова? Какой урок  может дать сказка?

- Какую из этих пословиц вы считаете моралью к сказке?:

  1. Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
  2. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
  1. Рад не рад, а говори: милости просим!
  2. Гостю щей не жалей, а погуще лей.
  3. У жадного среди зимы снега не допросишься.
  4. Сметлив и хитер – пятерым нос утер.

- А какую из пословиц вы возьмете для себя, как гостеприимного хозяина или хозяйки?

(сказка открыто учит, как надо вести себя в обществе, учит русскому гостеприимству).

- Вспомним события сказки «Царевна-лягушка». Как вы думаете,  какие секреты о жизни древней Руси может поведать нам эта сказка?  (ответы детей).

Оказывается,  немалые.  Например,  из  нее  мы  узнаем,  что  за требования предъявляла семья мужа к будущей жене сына (невестке). Чего только она  должна была уметь: и вкусно готовить, и дом чисто убирать, и рубашки шить, и вышивать. Да еще во всем отцу и матери мужа подчиняться.

 - Какой же предстаёт перед нами царевна – лягушка, красавица Василиса Премудрая? (внимательная, добрая, заботливая и скромная).

- Какой она предстает на пиру? ( Красота царевны открылась всем. Она трудолюбивая:

Где кольнет иглой раз –

Цветок зацветает.

Где кольнёт другой раз –

Хитрые узоры идут.

Где кольнёт третий –

Птицы летят).

- Вспомните, какие поступки совершает Иван – царевич?

(Пощадив зверей, Иван – царевич совершает добрый поступок, вызванный душевным порывом: «Пожалел Иван – царевич селезня – не тронул его, пошёл дальше голодный… сжалился Иван – царевич над щукой, бросил её в море…»).

Именно эти поступки и раскрывают внутренний мир героя, его доброту, отзывчивость и доброжелательность. Поэтому и помогают Ивану – царевичу и звери, и люди найти Василису Премудрую.

 

-А как появились  литературные сказки?

(сообщение ученика: «Сначала сочинял сказки народ, мечтая о лучшей своей доле. Но  позже,  когда  люди  научились  писать,  сказки  начали  записывать,  чтобы  лучше

сохранить их до наших дней. По Германии ходили с перьями и бумагой братья Гримм,

по  Франции  –  Шарль  Перро,  по  великой  России  –  Владимир  Даль,  Александр

Афанасьев и многие другие.  А еще стали писатели специально переделывать народные сказки и придумывать свои собственные». Это А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.А.Жуковский, Антоний Погорельский и многие другие»).

Для учителя: Сюжеты самых известных сказок издавна проникали в литературу, а потом их стали записывать и перерабатывать в соответствии со вкусами образованной публики. Так более 400 лет назад появились первые европейские авторы-сказочники — сначала в Италии. Столетием позже итальянцам наследовал знаменитый француз Шарль Перро. Читали о Коте в сапогах, о Красной Шапочке? Эти сказки стали известны именно благодаря Перро.

Но должно было пройти ещё более ста лет, чтобы наконец возникла мысль записать сказки с голоса сказителя, запечатлеть на письме первоначальную устную форму сказки. Те, кто поставил перед собой задачу сохранить народные сказки в их подлинности, стали первыми настоящими собирателями сказок. Эта честь по праву принадлежит немецким учёным-филологам братьям Гримм.

Инсценировка разговора –спора А.С. Пушкина, В.А. Жуковского и Н. В. Гоголя

- А вы хорошо знаете сказки этих авторов? Сейчас проверим!  Вот вам задание:

Аксаков Сергей Тимофеевич

Пушкин Александр Сергеевич

Афанасьев Александр Николаевич

 Жуковский Василий Андреевич  

Антоний Погорельский

Якоб и Вильгельм Гримм

Шарль Перро

Ханс Кристиан Андерсен  

Ершов Пётр Павлович

1.Аленький цветочек

2.Конек-горбунок

3.Сказка о царе Салтане

4.Спящая царевна

5.Мальчик-с пальчик

6.Спящая красавица

7.Принцесса на горошине

8.Черная курица

3. Определение особенностей сказок.
-Вы знаете, что у каждого вида сказок свои особенности и вам предстоит их найти.
Каждой группе отобрать карточки с особенностями сказок.
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ» – волшебных,
«
художники» – о животных,
«литературоведы» – бытовых


волшебные  бытовые   о  животных
Герои-злодеи
Герои-помощники
Волшебство

Волшебные предметы
Необычные испытания
Троекратное повторение
Таинственное настроение

Герои – простые люди
Смешные ситуации
Высмеиваются плохие черты характера
Восторг умом, находчивостью

Веселое настроение
Герои-животные
Животные разговаривают

Конфликт из-за жилья и еды
Сильный защищает слабого
Веселое настроение

Вывод: все они создают хорошее настроение.


Когда вы открываете книгу со сказками, на что вы сразу обращаете внимание? (на иллюстрации)
А почему? (так как по иллюстрациям можно понять содержание сказки)
Издавна народ придавал большое значение цвету.

Красный цвет символизировал радость, красоту, красный любовь, но с другой стороны – это цвет войны, вражды. Красное обозначает также власть, величие. Красную одежду, сапожки могли носить только цари.
Жёлтый – цвет золота, осени. Жёлтый цвет служил отличительным признаком знатных особ.
Синий – символизирует небо и вечность, доброту, синий верность.
Зелёный – символизирует юность, веселье, действует успокаивающе, но может  действовать и угнетающе.
Недаром говорят - «тоска зелёная».
-Гармоничное (удачное) сочетание этих цветов называется ....
УЧЕНИК: По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным и напряжённым. Колорит называют холодным, если в произведении преобладают синие, зелёные, фиолетовые тона, а тёплым, если преобладают тона жёлтые, красные, оранжевые. Колорит выражает настроение картины.

Посмотрите на иллюстрации (2 иллюстрации в теплых и холодных тонах).
- Какое настроение создаёт 1–ая иллюстрация? 2-ая иллюстрация?
- Какой из этого можно сделать вывод?

УЧЕНИК: Вывод: по иллюстрации можно судить о характере сказки. Иллюстрация – это отражение особого колорита в сказках.

- На уроке мы изучали сказку А.С. Пушкина  о мёртвой царевне и о семи богатырях и говорили, что она близка к русским народным сказкам. Чем близка? (сюжет сказки, герои, строение, но отличается тем, что написана стихами). Давайте посмотрим  отрывок из этой сказки.

- Почему царица решила погубить царевну? (та была ее красивее).

- А царица – некрасивая? Докажите! (читаем описание царицы). А какой у нее был характер? («Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива).

- Что спасло царевну от смерти? (доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею).

Правильно! Истинная красота – в сочетании высоких душевных качеств с внешней красотой человека. Эта идея и выражается в столкновении царевны с царицей – мачехой, в борьбе двух начал жизни – доброты и зла. Царевну любят и защищают, видя в ней воплощение лучших человеческих достоинств, идеал красоты. Побеждает верность в любви, красота истинная над ложной. И даже природа  и животные на стороне добрых людей! (помогают солнце, месяц и ветер Елисею, царевне – собака).

 

Да, вежливость – великая сила. Если ты будешь вежливым с окружающими, то и они станут добрее к тебе. Какие вежливые и прекрасные слова возникли из этих сочетаний:

 

Спаси тебя Бог –  спасибо

Будьте здоровы, здоровья вам – здравствуйте

Дарить благо   –  благодарный.

- Но не менее важно – быть грамотным. Иначе как ты сможешь прочитать заклинания, а

тем более – объяснить их своим друзьям из других стран, чтобы вы смогли совершать

чудеса все вместе. Сказок не было бы на свете, если бы сказочники и сказители не знали в совершенстве  русского языка и не умели правильно обращаться с этим кладезем мудрости. Давайте прочитаем высказывания великих русских писателей о языке:

«Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего (А.В.Толстой)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи» (Н.В.Гоголь)

 

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» (К.Г.Паустовский)

смелость, отвага, храбрость, любовь к родине

гостеприимство, доброта, сметливость

трудолюбие, жалость, доброта сердечная, вера в справедливость

доброта, трудолюбие, честность, любовь к Елисею 

вежливость, воспитанность

- Какие из них вы хотели бы воспитать в себе?

- По каким законам живут герои сказок? (Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи).

IV.ИТОГ УРОКА:

- Словом можно убить, неверно использовав его, а можно – спасти, произнеся его в

нужный  момент.  Но  убить  можно  и  само  слово  –  сделав  ошибку,  написав  его

неправильно или неаккуратно. Берегите русский язык! Это величайшее наследие наших

предков.  

- Вернемся к эпиграфу нашего урока:

 «СКАЗКА -  ЛОЖЬ, ДА  В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ - УРОК!»

Дело в том, что сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она -  светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого,  кто сказывает.  Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех.

 Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.  Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.

РЕФЛЕКСИЯ. 
- Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней яблочек. Давайте украсим её яблочками.
Красное – всё получилось.
Жёлтое – испытывали затруднение.
Зелёное – было всё непонятно.

V.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (по выбору учащихся)

1) Найди в буквенном квадрате названия 9 волшебных предметов и скажи, кому из героев русских сказок принадлежали эти вещи и для чего они им были даны.

 

2) Сказочный тест

 1) Кто из героев русских сказок – сын служителя церкви:

  А) Иван-вдовий сын

  Б) Иван-поповий сын

  В) Иван-коровий сын

2) Куда должен направиться Иван, чтобы остаться в живых:

3) К кому наведался Иван-дурак, если съел он на завтрак блюдо русское, на обед –

украинское, а на ужин – татарское:

 

                          А)                                                   Б)                                           В)

         

 4) Что сказала герою в напутствие помощница-Яга:

 А) скатертью дорожка

Б) ни пуха ни пера

В) дело ли пытаешь или от дела лытаешь

 5)  Какая  черта  внешности  больше  подходит  для  создания  портрета  героя-

юноши:

 А) соболиные брови

Б) орлиный взор

В) лебединая походка

6) Что ответил братец Иванушка сестрице Аленушке, выпив из копытца:

 А) бэ-э

Б) мэ-э

В) иа-иа

 7) Какого персонажа нет ни в одной народной сказке:

  А) Водяного

  Б) Полевого

  В) Домового

8) Помнишь, что волк оживил убитого братьями Ивана-царевича, сбрызнув его сначала

мертвой, а затем живой водой.

Перед тобой – два стакана. Один – с морской водой, мертвой (заживляющей раны, потому что с ней много йода; но все же не дающей жизни земным растениям из-за большого содержания в ней соли);  другой – с родниковой, живой (выпьешь ее – и сразу лучше себя почувствуешь, так сила воды – в тебе самом:  ты на 75% cостоишь из воды).  

Задача – узнать, не пробуя на вкус и не нюхая, какая вода – живая, а какая мертвая.

Себе в помощь ты можешь взять один предмет, связанный с птицами.

3). Сочинение-отзыв  «Наш сказочный урок»

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. http://www.youtube.com/watch?v=vbVpb5A4pRQ
  2. http://www.youtube.com/watch?v=2LJjkyzZno0&feature=related 
  3. http://www.youtube.com/watch?v=mffhGM-IFhM
  4. http://www.youtube.com/watch?v=47JWGxCzXx4
  5. http://festival.1september.ru/articles/102803/

Директор МОУ СОШ №4 _______________________ Маслова А.Л.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс УМК «Перспективная начальная школа»

  Данная презентация создана к уроку литературного чтения по теме: «Японские народные сказки «Барсук-любитель стихов». 2 класс  УМК «Перспективная начальная школа»....

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Русская народная сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Выявление жанровой специфики и лирической тональности сказки".Система Занкова Л.В., 2 класс.

Урок построен в проблемно - диалогической технологии. С целью формирования познавательного интереса используется инсценирование, презентация, работа в парах и группах....

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" 3 класс

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц «Сказка о потерянном времени.» 3 «б» класс Антоновская средняя школа       учитель: Никулова Л.Е.  Цели: формирование литер...

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц "Сказка о потерянном времени" 3 класс

Урок литературного чтения по теме Е.Шварц «Сказка о потерянном времени.» 3 «б» класс Антоновская средняя школа       учитель: Никулова Л.Е.  Цели: формирование литер...

Разработка урока литературного чтения "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка "Умнее всех" (3 класс)

Разработка урока литературного чтения в 3 классе УМК "Начальная школа 21 века"...