Технологическая карта к уроку литературного чтения в 3 классе по теме: "Иван-царевич и серый волк"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Изучение новой сказки "Иван-царевич и серый волк", знакомство с главными геоями.На уроке проходит знакомство с новым материалом по данной теме. Для более глубокого понимания материала используется такой прием как, учебный диалог. В ходе урока, дети самостоятельно определяют тему. Задания построены в соответствии с требованиями ФГОС, происходит частая смена деятельности. Раскрытие образов главных героев строится на их сопоставлении с героями других сказок, что позволяет более детально разобрать образы. Также учитель знакомит детей с произведением художественного искусства, а именно, с картиной В. Васнецова. Стоит отметить, что актуализация знаний учащихся прослеживается на всех этапах урока, н-р, дети вспоминают типы сказок и их особенности. Проводится словарная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 44.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока | Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк» | ||||||||
Место урока в разделе | 1 урок | ||||||||
Тип урока | Усвоение новых знаний | ||||||||
Цель урока | Способствование формированию читательской компетентности младшего школьника на основе знакомства со сказкой «Иван-царевич и серый волк» | ||||||||
Задачи урока |
Развивающие: формировать представление о выразительных возможностях слова и речевых оборотов как средства передачи эмоциональной окраски текста; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев; развивать навыки осмысленного, выразительного чтения;
| ||||||||
Планируемые результаты изучения темы | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
| Познавательные УУД Ученик получит возможность научиться:1)ориентироваться в своей системе знаний; 2) строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом; 3) ориентироваться на разнообразие способов решения задач. Регулятивные УУД Ученик получит возможность научиться:1) определять тему урока и план собственных действий; 2) действовать по плану; 3)оценивать свой результат и результат товарища; 4) организовывать свое рабочее место; 5) анализировать, сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать. Коммуникативные УУД Ученик получит возможность научиться:1) соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; 2)слушать и понимать речь других; 3) сотрудничать с товарищами; 4) участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. | Ученик получит возможность формирования: 1)внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения; 2)представления о причинах успеха в учебе
| |||||||
Ресурсы | |||||||||
Учебно-методическое сопровождение | Дидактические материалы | ИКТ | |||||||
Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.; «Поурочные планы» по учебнику Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. | – | Презентация к уроку | |||||||
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир | ||||||||
Организация пространства | Индивидуальная работа, фронтальная работа | ||||||||
Этапы урока | |||||||||
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Деятельность учеников | УУД | |||
I. | Организационный момент (2 мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | - Здравствуйте, ребята! Сейчас урок Литературного чтения. Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Я надеюсь, что мы проведем этот урок с пользой для всех нас! А так же на протяжении всего урока не забывайте следить за правильностью вашей осанки. | Фронтальная форма работы Методы: словесный | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Оценивают своё настроение. | Р-4 К-1 К-2 Л-1 | |||
II. | Актуализация знаний (6 мин) | Актуализация субъективного опыта учащихся | - Прочитайте жужжащим способом. - Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? Закрываю слова на доске. - Попробуйте прочитать строки выразительно по памяти. Я спрошу 3 человек, и выставим оценки. - Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? -Молодцы, помните сказку, которую мы прошли. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русскими народными сказками. | Методы: словесный, практический Формы работы: фронтальная, индивидуальная Приемы: учебный диалог, выполнение устного задания | Читают отрывок текста. - Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! - На прошлых уроках мы изучали русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И эти слова говорил брат Иванушка, который стал козленочком. Он с берега реки звал свою сестрицу. Вспоминают слова, выразительно проговаривают. 3 ученика отвечают. Выставление оценок. - Ах, братец мой Иванушка! Тяжел камень на дно тянет, Шелкова трава ноги спутала, Желты пески на груди легли. | П-1 П-2 Р-5 К-2 К-4 Л-2 | |||
III. | Постановка цели и задач (5 мин) | Направить деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации. | - А что бы узнать, о какой сказке пойдет речь нужно отгадать загадки: 1.Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.) 2. У кого ты ни спроси — Всем известно на Руси: То он царь, то из крестьян, А зовут его... (Иван). Записываю отгадки на доске. - Так о какой же сказке сегодня у нас пойдет речь? Как думаете? - Давайте откроем учебник на стр. 28. Прочитайте название сказки. - Кто автор этой сказки? | Методы: словесный Фронтальная форма работы Приемы: диалог по теме урока | Отгадывают загадки. Предполагают. - «Иван-царевич и Серый Волк» - У неё нет автора. Это русская народная сказка. | П-1 П-2 Р-1 Р-2 К-2 К-3 | |||
IV. | Первичное усвоение новых знаний (15 мин) | Обеспечить восприятие, осмысление. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - В сказках, и авторских, и народных, очень часто главным героем выступает волк. Попробуем вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою: 1. «Красная Шапочка» - Кто автор сказки? - Вспомните, каким волк был в этой сказке. 2. «Три поросёнка» - А кто написал эту сказку? - А каким волк был в этой сказке? 3. «Волк и семеро козлят» - Назовите автора этой сказки. - А какой же волк здесь? 4. «Волк и лиса» - Кто написал? - Какими качествами обладает волк в этой сказке? - Вы обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы думаете, почему? - Во многих русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с участием Иванушек: 1. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Кто написал сказку? - Какой в этой сказке Иванушка? 2. «Иван Крестьянский сын и чудо-юдо» - Кто написал? - Какой здесь Иван? 3. «Сивка-Бурка» - Кто автор? - Какой здесь Иван? - Что общего у Иванов из разных сказок? -Откройте учебник на стр. 28 и посмотрите, все ли слова вам понятны? Найдите выделенные слова. - Значение слова караулы вы можете найти в словарике в конце учебника, прочитайте. - Слово похитник от слова похищать, воровать. -А теперь давайте посмотрим какими являются волк и Иван в нашей сказки, для этого начнем ее читать. Я начну читать, а вы следите по тексту, после я остановлюсь и попрошу продолжить одного и вас. (читаем до слов «Слушай меня Иван-царевич, запоминай…»). Выставление оценок. | Методы: Словесный, практический; Фронтальная форма работы Приёмы: выполнение устного задания, учебный диалог, чтение |
- Автор сказки «Красная Шапочка» Ш. Перро. - Волк в этой сказке злой, хитрый. - Автор этой сказки тоже Ш. Перро. - В этой сказке волк тоже злой, хитрый. - Это русская народная сказка. - Волк тоже злой, хитрый. - Это русская народная сказка. - Волк добрый, отзывчивый, даже немного глупый. Предполагают. - Волков всегда боялись и с помощью сказки хотели показать, какой он коварный. - Русская народная сказка. - Иванушка добрый, ласковый, непослушный. - Русская народная сказка. - Иван храбрый, смелый, добрый. - Русская народная сказка. - Иван храбрый, смелый, добрый. - Они добрые, помогают людям. Работа над значениями слов. Смотрят значение слова «караулы» Чтение 1 части сказки. | П-1 П-2 П-3 Р-2 Р-5 К-2 К-3 К-4 | |||
Физкультминутка (1 мин) | Показ движений на слайде. - Выполните движения. | Выполняют разминку. | |||||||
V. | Первичная проверка понимания (5 мин) | Установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести их коррекцию. | - Захотелось ли вам прочесть сказку до конца? -Изменилось ли ваше отношение к героям? - Можно ли назвать эту сказку волшебной? Почему? - Почему старшие сыновья не смогли поймать вора? - Какой вы представляете себе Жар-птицу? | Методы: словесный; Фронтальная, индивидуальная работа Приемы: учебный диалог | - (Ответы). - 1. Волшебный помощник (жар-птица) 2. Предмет из золота (яблоки) 3.Наличие числа 3 (3 сына) Смотрят значение слова «караулы» - (Ответы). | П-1 П-2 П-3 Р-2 Р-5 К-2 К-4 | |||
VI. | Первичное закрепление (5 мин) | Формирование умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях. | - Посмотрите на слайд. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде) - Её написал замечательный русский художник В. Васнецов. -Кто изображён на картине? - Где находятся герои? -Какие чувства испытываете вы, глядя на картину? - Что вы можете сказать о главных героях и их отношениях? - Как вы думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал верным другом? - Какие пословицы о хорошем отношении вы знаете? | Методы: наглядный, практический Фронтальная, индивидуальная работа Приемы: учебный диалог | Рассматривают иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка. - (Ответы). - Серый волк помогает Ивану царевичу. - Иван царевич хорошо к нему относится. Ответы детей, пример учителя: Доброе слово и камень точит; Плохо тому, кто добра не делает никому | П-2 П-3 Р-5 К-2 К-3 К-4 | |||
VII. | Домашнее задание (1 мин) | Обеспечение осмысления | - Вам необходимо дочитать сказку до конца и приготовиться к выразительному чтению. А еще подумайте, на какие 3 части ее можно разделить. | Методы: словесный; Фронтальная работа Приемы: учебный диалог | Задают вопросы по заданию. | П-1 Р-4 К-2 | |||
VIII. | Контроль усвоения. Рефлексия (5 мин) | Обсуждение и коррекция информации. Анализ психического состояния учащихся. | - К концу подходит наш урок Пора нам подвести итог. - С какой сказкой мы начали сегодня знакомиться? - Давайте вспомним, какие признаки волшебной сказки мы уже нашли, хотя только начали читать? - Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения: - Сегодня на уроке я узнал … - Теперь я умею … Выставление отметок. | Методы: наглядный, словесный Индивидуальная, фронтальная формы работы Приёмы: анализ, диалог | - (Ответы). 1. Волшебный помощник 2. Предмет из золота 3.Наличие числа 3 | П-1 П-2 Р-3 К-1 К-2 Л-1 Л-2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературное чтение 4 класс П.Бажов "Серебряное копытце"
Урок составлен в соответствие с ФГОС....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж».
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме : "Твёрдый согласный звук [ж]. Буквы «Ж, ж» и презентация к нему....
Технологические карты к урокам литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"
Технологические карты в помощь учителю при составлении плана урока....
Технологические карты к урокам литературного чтения 3 класс "Школа России"
Представленные технологические карты уроков по предмету " Литературное чтение" для обучающихся 3 класса, разработанны в соответствии с требованиями ФГОС. В картах отражены цели и ...
Технологическая карта к уроку литературного чтения 1 класс по теме: "Буква Ю, ю и звуки, которые она обозначает"
Знакомство с буквой Ю, обозначение буквы звуками....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс, П.П.Ершов "Конёк-горбунок"
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс, П.П.Ершов "Конёк-горбунок" составлена согласно ФГОС....
Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....