Технологическая карта урока литературного чтения "В. Драгунский «Друг детства»" (УМК Школа России, 3 класс )
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства».

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать знания о творчестве В. Ю. Драгунского;
  2. развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать; 
  2. развивать умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к литературному чтению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 28.04.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 11:05 – 11:45

Кабинет:11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А._______________________

Тема урока «В.Ю. Драгунский «Друг детства»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю. Драгунского «Друг детства».

Задачи урока

Дидактические:

формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.

Успенского «Чебурашка»

  1. формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
  2. Успенского «Чебурашка»
  1. формировать знания о творчестве В. Ю. Драгунского;
  2. развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать;  
  2. развивать умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к литературному чтению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

Настройтесь на работу, сядьте ровно, спинка прямая, желаю вам продуктивной работы на уроке.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом..

Л.: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Речевая разминка:

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

- Прочитайте скороговорку.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

- Теперь прочитаем хором по слогам.

- Теперь прочитаем целыми словами в среднем темпе.

- А сейчас прочитаем быстро.

- А кто может прочитать очень быстро?

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

Слушают учителя.

- Болтливого человека сравнивают с сорокой.

Предметные: знать произведения Н.Н. Носова

Метапредметные:

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

Л.: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

- Послушайте отрывок песни и скажите, о чём она?

- Как вы думаете, о чём сегодня будет наше произведение?

- Верно, «Друг детства».

- Посмотрите на слайд, знаете ли вы этого человека?

- Это Виктор Юзефович  Драгунский.

- Скажите, какая тема и цель нашего урока?

Отвечают на вопросы:

- О дружбе.

- Нет.

- В.Ю. Драгунский «Друг детства», познакомиться с его произведением.

Предметные: уметь определять цель урока, ставить задачи

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.осознавать личностный смысл учения

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Объясняет новый материал:

- Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе? Какие произведения его вы читали?

Виктор Юзефович  Драгунский  (1 декабря 1913 - 6 мая 1972),  рано  лишился  отца.  Мама  очень  много  работала,

чтобы  что-то  заработать. Поэтому  большую  часть  времени  он  проводил  в  компании  таких  же  сорванцов.  Мальчик  был  весёлый,  подвижный,  выдумщик разных игр, и товарищи любили его за это. В.  Драгунский окончил  актёрскую школу, работал  в  Московском  Театре  сатиры.  После  войны  стал  работать  клоуном  на  манеже  Московского  цирка. Он говорил: «Я должен ежедневно доставлять детям радость. Смех –  это  радость.  Ни  одного  ребёнка  без  радости.  Спешите  приносить  детям радость».  И  только  в  40  лет  В.  Драгунский  начал  писать.  Это  были  рассказы  для  детей. Героем его произведений стал сын писателя Дениска. Вскоре начали  выходить книжки с рассказами о приключениях Дениски, его друга Мишки и других ребят.

- Что нового узнали о писателе?

- Посмотрите на выставку книг В.Ю. Драгунского.

 - Какие из них вы читали?

Слушают учителя:

- нет

Предметные:  уметь выразительно читать, выделять главную мысль текста; уметь определять главную мысль отрывка.

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Задает вопросы на закрепление нового материала:

- Перед чтением рассказа, проведем словарную работу.

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

Утиль 

Груша 
Астроном 

Отвечают на вопросы на закрепление нового материала:

Утиль – старые вещи
Груша – …. Какое значение может иметь это слово? (Фрукт, спортивный снаряд) Подобные слова, которые имеют несколько лексических значений, называются омонимами. Они украшают нашу речь, делают её более выразительной.
Астроном – специалист по астрономии, науке о небесных телах.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста.

Метапредметные:

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Словесный метод: беседа

Задает вопросы:

- Сегодня мы с вами будем воспринимать текст на слух. Слушайте внимательно. Читать будет диктор.

- Кем хотел  стать  Дениска?

- Что ему для этого понадобилось?

- Как  вы  думаете,  почему  папа  так  отреагировал  на  просьбу  сына?  

- Как вы думаете, что придумала мама? Почему вы так считаете?  

- Что  же  вспомнил  Дениска?

- Как он относился к мишке?

- Почему мальчик раздумал быть боксёром?

Выполняют самостоятельную работу.

- Он не  знал, кем будет. Ему  все  люди  вокруг

очень нравились и все  работы тоже. Он хотел  быть астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром.

- Боксёрская груша.

- Ему  нравились разные профессии.

- нашла старую большую мягкую игрушку.

- Не  расставался  с  ним  ни  на  одну минуту,

кормил  его  манной  кашей,  укладывал  с  собой  спать,  укачивал  как  маленького братишку, шептал разные сказки.

- Любил его.

- Он не хотел тренироваться  на мишке. Не хотел предавать друга. Он не может тренировать на нём  силу своего удара.  

Предметные:

знать содержание произведения

Метапредметные:

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная,групповая

Словесный метод: беседа

Практический: задание

Задает вопросы:

- Рассказ  посвящён  теме  настоящей  дружбы.  О  дружбе  сложено  много  пословиц  и  поговорок.  Посмотрите  на  экран.  Прочитайте  их, объясните смысл в парах.

1) Верному другу цены нет.

2) Всякий избирает друга по своему нраву.

3) Дерево держится корнем, а человек друзьями.

4) Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.

- Какие из них можно отнести к нашему рассказу? - Ребята, а у вас есть друзья?

- Кого можно назвать другом?

- За что вы любите своего друга? Расскажите о нём.

- Бывают ли у вас такие ситуации, когда вы остаётесь дома одни, а друг не

может к вам прийти?

- Каковы ваши ощущения?

- Кто или что помогает вам избежать одиночества?

Отвечают на вопросы.

- Старый друг проверен временем, поэтому составляет большую ценность для человека, чем новые друзья, от которых не знаешь, чего ожидать.

- Каждый хочет видеть рядом с собой человека, с которым были бы общие интересы, увлечения.

- Дерево растёт и именно корни его питают, благодаря им оно крепко держится и существует.

- Друг тебе подскажет, как лучше сделать. Подправит тебя, если ты сказал, сделал что-то не так.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста

Метапредметные:

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

Отвечают на вопросы:

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Карточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».Задачи урокаДидактические:1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева...