Урок литературного чтения в 4-ом классе по теме «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
Форма проведея: урок – игра.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.
Программа: УМК «Школа России».
Учебник: «Литературное чтение», составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс, часть 2.
Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_chten_4_kl.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению.
Класс: 4
Тема: «Обобщающий урок по теме « Природа и мы».
Форма проведеия: урок – игра.
Тип урока: закрепление и обобщение знаний, умений и навыков.
Программа: УМК «Школа России».
Учебник: «Литературное чтение», составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс, часть 2.
Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».
Задачи:
1. Образовательные: | закрепить и углубить знания детей о природе; развивать умение работать с текстом; обогащать словарный запас учащихся; расширить кругозор детей. |
2. Развивающие: | развивать познавательную активность и творческие способности; формировать коммуникативные способности и умение вести диалог; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, речь. |
3. Воспитательные: | Воспитать у детей интерес к чтению; воспитать любовь к природе, бережное отношение к ней; воспитывать любознательность и пытливость в процессе учения. |
Оборудование и наглядные пособия:
1. ТСО: проектор, компьютер, экран, презентация .
2. Для обучающихся: «Литературное чтение», составители: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 4 класс, часть 2. М.: Просвещение.
Ход урока:
Этапы урока | Требования к этапу | УУД, формирующиеся на данном этапе | Методы и приёмы | Ход урока |
1. Организационный | 1.Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Регулятивные: волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии). Личностные: Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия). | Приветствие Настрой на работу Деление на команды Сообщение плана урока | - Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуйте их. - Сегодня на уроке нам необходимо подвести итог знаний, которые вы получили при изучении раздела «Природа и мы». Осуществим мы это в ходе конкурса знатоков. Само понятие конкурс подразумевает какое-то соревнование. - Для этого весь класс поделён на две команды. У каждой команды было домашнее задание, которое мы проверим во время конкурсной программы. - Первым этапом конкурсной программы будет разминка, которая поможет вам настроиться на работу. На данном этапе каждая команда представит заранее подготовленные вопросы соперникам. Второй этап конкурса знатоков – творческий. Здесь каждая команда должна будет представить выразительное чтение отрывка произведения Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип» и чтение наизусть отрывка из любого произведения раздела «Природа и мы». Следующий этап конкурса - «Своя игра», подобная телевизионной программе. Только в телевизионной версии каждый игрок своим умом зарабатывает баллы для себя, а в нашей игре работать будет команда. - Я каждой команде желаю успехов. |
2. Подготовка к работе на основном этапе | Организовать актуализацию изученного. | Познавательные: общеучебные (умение структурировать знания, контроль процесса и результатов деятельности) | Ответить на вопросы | Ответьте на вопросы: - Объясните название раздела «Природа и мы». Можно ли его озаглавить иначе? Почему? - Что объединяет произведения, включённые в данный раздел? - Вспомните, чем отличаются художественные и научно-познавательные тексты. - Как вы думаете, автор какого текста: художественного или научно- познавательного – будет использовать эпитеты, сравнения и олицетворение при описании природы, животных, птиц и растений? |
3. Проверка домашнего задания | Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения конкурсной программы. Мотивировать к учебному действию (надо – хочу – могу) | Регулятивные: контроль и коррекция. Коммуникативные: постановка вопросов; управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли | Ответить на вопросы | 1) «Вопросы сопернику». Каждая команда должна была подготовить по 3 вопроса для команды соперников по произведениям раздела. 2) «Творческий этап»
|
4. Физкультминутка. | Организовать смену динамической позы ученика | Регулятивные: контроль и коррекция. | Игра «Найди пару» | «Найди пару» - На двух половинках доски записано задание, одинаковое для обоих команд. По моей команде вы все выходите к доске и вместе выполняете задание: соединить автора с его произведением. Какая команда быстрее и правильнее справится с работой? Д.Н.Мамин-Сибиряк «Выскочка» А.И.Куприн «Кабан» В.П.Астафьев «Приёмыш» Е.И.Чарушин «Стрижонок Скрип» М.М.Пришвин «Барбос и Жулька» Ответ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк - «Приёмыш», Александр Иванович.Куприн - «Барбос и Жулька», Виктор Петрович.Астафьев - «Стрижонок Скрип», Евгений Иванович Чарушин - «Кабан», Михаил Михайлович Пришвин - «Выскочка» |
5. Коррекция знаний | Организовать повторение учебного содержания. | Познавательные: общеучебные, логические | Конкурс знатоков | На экране вы видите табло с четырьмя категориями заданий: «Назови произведение», «Бюро находок», «Узнай по описанию», «Трудные слова». Каждый вопрос категории имеет свою цену. За верный ответ команда получает карточку с указанным количеством баллов – цена ответа. В конце турнира, подсчитав набранные баллы, мы узнаем команду победительницу турнира. Категория вопросов: «Назови произведения» 10 баллов. В этом произведении сорока лишилась хвоста ( М. М. Пришвин «Выскочка»). 20 баллов. Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И.Чарушин. «Кабан»). 30 баллов. Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип»). 40 баллов. Они были разными, но дружба их – крепкой.(А.И.Куприн. «Барбос и Жулька»). 50 баллов. Он был приёмным членом семьи, но очень любимым. (Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш»). Категория вопросов: «Бюро находок» Узнайте, из каких произведений эти предметы: 10 баллов. Норка ( Астафьев. «Стрижонок Скрип») 20 баллов. Рога ( Чарушин. «Кабан») 30 баллов. Хвост (Пришвин. «Выскочка») 40 баллов. Миска (Куприн. «Барбос и Жулька») 50 баллов. Лодка (Мамин-Сибиряк. «Приёмыш») Категория вопросов: «Узнай по описанию» 10 баллов. Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка,- он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа «Кабан» Е.И.Чарушина). 20 баллов. Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ «Барбос и Жулька». А.И.Куприн). 30 баллов. Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит…(Лебедь. Рассказ «Приёмыш». Д.Н.Мамин-Сибиряк). 40 баллов. Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха. «Стрижонок Скрип». В.П. Астафьев). 50 баллов. Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. «Выскочка». М.М.Пришвин). Категория вопросов: «Трудные слова» 10 баллов. Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост). 20 баллов. Яр (крутой берег). 30 баллов. Сайма (рыбацкая стоянка). 40 баллов. Марал (крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами). 50 баллов. Заполошно (суматошно, неспокойно, взбалмашно). |
6. Информация о домашней работе | Организовать обсуждение и запись домашнего задания | Регулятивные: прогнозирование | 2 вида домашнего задания | 1 уровень (стандартный): прочитать другие рассказы о природе этих же авторов. 2 уровень (творческий): к прочитанному произведению нарисовать рисунок. |
7. Подведение итогов урока | Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | Коммуникативные: умение выражать свои мысли | Подведение итогов урока учителем, учащимися | - Что мы узнали при изучении раздела «Природа и мы»? - Что больше всего понравилось при изучении произведений раздела? |
8. Рефлексия | Организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками | Коммуникативные: умение выражать свои мысли | рефлексия | «Состояние моей души»
|
Литература:
1) Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Учебник «Родная речь». Просвещение, 2009г.
2) С.В.Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению. Москва «Вако», 2010г.
3) С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина. «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград «Учитель», 2005г.
4) С.А.Лёвина. «Конспекты открытых уроков». Волгоград «Учитель», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"
Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...
Обобщающий урок по теме "Природа"
Конспект...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщающий урок по теме "Люби живое""
Обобщающий урок по теме "Люби живое", 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».
Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:• повторить и изученный материал;•...
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса по теме "Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" (УМК "Школа России") + презентация
Конспект урока по литературному чтениюТема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»»Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по про...
Презентация по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок. Люблю природу русскую" (зима)
Презентация составлена по литературному чтению 2 класс по теме " Новогодняя быль. Обобщающий урок"...
технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс по теме "Обобщающий урок по теме " О братьях наших меньших"
урок литературного чтения 2 класс по теме "Общающий урок по теме "О братьях наших меньших".Содержит проверочную работу и презентацию...