Урок литературного чтения "На горке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Соболева Тамара Васильевна

Надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_gorke_urok.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Н.Н. Носов «На горке».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: познакомить с биографией и творчеством Н. Носова, раскрыть тему и

идейный смысл рассказа Н. Носова «На горке», провести анализ данного эпического произведения.

Универсальные  учебные действия

Предметные:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;

- пересказывать текст, используя иллюстрации.

Познавательные: 

- самостоятельное выделение познавательной цели;

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- сопоставлять характер и поступки героев произведения и обосновывать своё мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

- рефлексия.

Регулятивные:

- целеполагание;

- прогнозирование;

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Личностные:

- самоопределение;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

Межпредметная связь: окружающий мир, музыка.

Ресурсы:  

- учебник «Литературное чтение», 2 класс, автор Климанова Л.Ф.(система учебников «Перспектива»);

- мультимедийная презентация;

- карточки с отдельными словами (на каждого ученика): дружба, зло, трудолюбие, лень, радость, зависть;

- карточка с пословицами (для работы в группе):

*Друзья познаются в беде

*Умел ошибиться – умей исправиться

*Делу время – потехе час;

- толковые словари русского языка Даля;

- выставка книг Н.Н. Носова.

Образовательные технологии, применяемые на уроке: деятельностный метод, здоровьесберегающая технология, ТРИЗ (игра).

Этапы

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

 учащегося

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 2

- Ребята, скажите, пожалуйста. Зачем нужны друзья?

- В каких ситуациях может помочь друг?

Учащиеся настраиваются на урок

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного детского писателя. А вот с кем… попробуйте догадаться сами, и поможет вам в этом, герой одного из произведений этого писателя.

Слайд 3 

- Вы, его наверно, все узнали?

- Догадались: кто о нём написал?

- И так, кто мне подскажет тему и цель нашего урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем работать на рабочих листах.

Отвечают на вопросы

Незнайка

Н.Н. Носов

Учащиеся формулируют тему и цели урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание.

Выявление места и причины затруднения.

Слайд 4

- Что вы знаете о Н. Н. Носове? Каким человеком вы его представляете? (источники получения информации о Н.Н. Носове: портрет; биография; выставка книг писателя). ВИДЕО

Ученики слушают биографию писателя (аудиозапись) и

обмениваются впечатлениями

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Постановка учебной задачи

- Герои большинства рассказов Н.Носова – ребята. Автор рассказывает забавные истории из их жизни. Сегодня мы будем читать рассказ о ребятах.

- Чтобы узнать название рассказа.

Слайд 5

Предлагаю вам, отгадать загадку.

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били,

Колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гурьбой

(ледяная горка)          

- Как вы думаете, как называется рассказ, который мы будем читать? (На горке)

- Кто из вас любит бывать на горке? Почему?

- Как вы думаете, какой случай будет описывать Носов в своем рассказе?

- Ребята, где нам проверить наши предположения? Где?

- Мы конечно же должны прочитать наше произведение.

- Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Мямлики и шустрики». Согласны.

Слайд 6.

- Хорошо. Сначала читаем медленно, по слогам, как мямлики. А затем целыми словами, быстро, как шустрики. Приготовились: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ - ТРУДЯТСЯ 
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ

ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ

ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ

НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ

Отгадайте загадку

Высказываются предположения.

Слушают рассказ.

Ответы учеников.

Ответы учеников.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели.

Построение плана выхода из затруднений

Слайд 7

- Итак «На горке» Николай Николаевич Носов.    

Задание 1. Запишите, пожалуйста в рабочих листах.

- Я начинаю читать, вы внимательно слушаете. Но будьте готовы в любой момент продолжить читать. Я могу любого из вас попросить продолжить. Приготовились.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

- Ребята,  а вам понравилось это произведение. Работа в парах.

- Задание 2 на рабочих листах.

- Проверим, как внимательно вы слушали рассказ, а для этого нужно ответь на вопросы, выбрав правильный ответ.

Слайд 8.  ПРОВЕРКА

 1. Ребята строили снежную горку …

1) на улице 2) на дороге 3) во дворе

2. Как долго ребята строили снежную горку?

1) с утра до вечера 2) целый день 3) до обеда

3. Горка была готова …                                                        1) к утру    2) к ужину     3) к обеду

4. Котька Чижов жил в квартире номер …                       1) 6     2) 66     3) 36

5. Ребята кричат, чтоб Котька шёл горку строить, а он только руками разводит, как будто ему …

1) не разрешают гулять     2) как будто ему нельзя

3) как будто он болен

6. На чём хотели кататься ребята, после того как замёрзнет горка?

1) на санках    2) на коньках    3) на санках и лыжах

7. Понимаясь на горку, Котька падал …                           1) 20 раз    2) 10 раз    3) 11 раз

ПРОВЕРКА

Чтение «цепочкой».

Ответы учеников.

Регулятивные: адекватно оценивать результат выполнения учебного задания; прогнозирование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выбор информации.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Предметные: читать текст осознанно, выразительно и без ошибок.

Личностные: проявлять

эмоционально-ценностное отношение к героям

художественного произведения.

Физминутка

Слайд 9

Мы хлопаем в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Мы топаем ногами – хлоп, хлоп, хлоп,

Качаем головой,

Мы руки поднимаем, мы руки опускаем

Мы низко приседаем,

И прямо все встаем.

Построение плана выхода из затруднений

- Ребята мы должны обогащать свой словарный запас. Посмотрите внимательно на это слово.  Это слово встретилось нам в произведение.

- Кто то может объяснить, что обозначает это слово.

Слайд 10

ДВОРНИЦКАЯ

– А в словаре ребята, я нашла вот такое значение

Помещение для дворника, который поддерживает чистоту и порядок на улице)
Слайд 11

- Еще нам встретилось такое слово ЧЕТВЕРЕНЬКИ Человек стоит одновременно опираясь на обе ноги и руки

Слайд 12

Чиркать - быстро, с резким звуком проводить чем-нибудь по чему-либо (в произведении - коньками по снегу).

Фанерка -  тонкий лист древесины.

Задание 3. Заполните свои рабочие листы.

- Ребята, кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?         

Слайд 13

 Горка-возвышенность, горка-полет спортивного самолета, горка-шкафчик для красивой посуды, горка-муки, семечек, соли.

Читают в словаре:

«Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

-А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

- Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

Предметные: пересказывать текст, используя иллюстрации.

Познавательные:

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознан-но и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Первичное закрепление

Ребята, сейчас вы будете работать самостоятельно в парах, как сидите. Работать вы будете с рабочими листами. Задание 4, 5, 6.

Слайд 14

Задание 4.

Установите соответствие картинного плана с цитатным.

Слайд 15

Задание 5.

Выбери пословицы, которые подходят к тексту.

  • Друзья познаются в беде.
  • Умел ошибиться – умей и исправится (Котька осознал свою ошибку и с радостью ее исправил. Ступеньки смастерил для всех, чтобы было легче на горку подниматься).
  • Делу время – потехе час.
  • Поспешишь – людей насмешишь (Котька поспешил посыпать горку песком, он не подумал, что по песку коньки ехать не будут. И тем самым всех и даже себя рассмешил).
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь.

Слайд 16

Задание 6.

С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»?  Чтобы:                                                                                         

Развеселить читателя.

Подшутить над кем - нибудь.

Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.

Разбудить фантазию.

Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?

(Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать).

ПРОВЕРКА

Работают в парах

Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания.

Предметные: пересказывать текст, используя иллюстрации.

Познавательные:

подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор;

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Итоги урока. Рефлексия

Слайд 17

Игра «Согласен – не согласен».

Если согласны показывайте зеленый кружок, если нет – красный.

*Действительно ли, что произведение «На горке» - это рассказ?

*Правда ли, что Котька Чижов был ленивым мальчиком?

*Верно ли, что рассказ «На горке» написал К. И. Чуковский?

Слайд 18

-  Нарисуйте смайлики на рабочем листе внизу. Оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.

Ответы детей.

Оценивают свою работу на уроке.

Коммуникативные: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

Личностные: самоопределение; адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения на тему: "Н.Носов на горке". Составление картинного плана.

Данный урок относится к 7 разделу учебника Литературное чтение (Любимые страницы) О.В. Кубасовой "Учимся работать с текстом: план и пересказ." Он завершает логическое звено: сначала дети устанавливают...

Урок литературного чтения Н. Носов «На горке» 2 класс УМК "Перспектива"

Предмет: литературное чтениеНазвание учебника:  Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.Название раздела, темы...

Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива"

Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива ....

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса по теме Н. Носов "На горке"

Данная презентация поможет провести урок - слушание по литературному чтению во 2 классе по программе    "Начальная школа ХХI века"...

Флипчарт "На горке" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Урок литературного чтения во 2 классе Н.Носов "На горке"

Содержит конспект урока, соответствующий ФГОС НОО...