Урок литературного чтения Н. Носов «На горке» 2 класс УМК "Перспектива"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Предмет: литературное чтение
Название учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы в учебнике: «Мы – друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.
Тема урока: Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
Цели урока:
- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
- Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.2 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Фамилия, имя, отчество учителя начальных классов: Копцева Галина Михайловна
Место работы: МБОУ «Школа № 6» г. Курчатова
Класс: 2 класс (КРО VII вида).
Предмет: литературное чтение
Название учебника: Климанова Л. Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.
Название раздела, темы в учебнике: «Мы – друзья», Н. Носов «На горке», стр. 119-122.
Тема урока: Н. Носов «На горке». Обучение творческому пересказу.
Цели урока:
- Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к героям художественного произведения; желание читать художественные произведения о дружбе.
- Научить составлять план текста; пересказывать текст, используя план и иллюстрации; пересказывать рассказ от лица главного героя; подбирать пословицы к содержанию текста; читать рассказ по ролям; формулировать правила дружеских отношений; адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Задачи урока:
образовательные:
- способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, находить в тексте ключевые слова, позволяющие характеризовать героя;
- создать условия для выразительного чтения;
- способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;
развивающие:
- формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;
воспитательные:
- воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
- воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.
Планируемые результаты
Предметные умения:
- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
- читать текст по ролям;
- составлять план текста, пересказывать, используя план и иллюстрации;
- пересказывать текст от лица главного героя;
-формулировать правила дружеских отношений.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
- проявлять желание читать произведения о дружбе;
- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Регулятивные:
- выполнять учебное задание по алгоритму;
- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.
Познавательные:
- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое мнение;
- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.
Коммуникативные:
адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания.
Средства обучения:
Климанова Л.Ф. Литературное чтение,2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. – М.: Просвещение, 2012.
Бойкина М. В. Уроки чтения, 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
http://www.uchportal.ru/_ld/155/15523_Nosov.rar
http://www.uchportal.ru/_ld/88/8889_literat_chtenie.rar
www.stoknig.ru/_ld/269/78047095,jpg
http://nigma.ru/index.php?startpos=140&t=img&s=%DO%BD%DO%B8%DO%BA%...
www.slideshare.net./lolita2703/ss-10793886#btnPrevious
№ п/п | Ход урока | Формируемые УУД | ||||||||||
Название этапа урока | Задачи этапа урока | Деятельность учителя и обучающихся | коммуникативные | познавательные | регулятивные | личностные | ||||||
1 | Мотивация учебной деятельности | Создать эмоциональный настрой | У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным. Начнем урок с приветствия. Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке. | планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | обеспечение учащимся их учебной деятельности | |||||||
2 | Речевая разминка. | Формировать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата. | - Чтобы выразительно и грамотно читать, проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.
К вам на варежку упала снежинка. Сделайте вдох и подуйте на снежинку, чтобы она улетела. - Посмотрите, куда опустились ваши снежинки.
Слайд 1. Снежинки ловит Тая, Они слетают тая. - Прочитайте глазами. -Прочитайте шепотом и медленно. -Прочитайте громко и медленно. - Прочитайте громко и быстро.
Слайд 2. | |||||||||
Целый день ребята строили снежную горку. - Прочитайте предложение. - Кто строил снежную горку? (Ребята). -Прочитаем, выделяя это слово голосом. - Что строили ребята? (Горку). -Прочитаем, выделяя это слово голосом. Какую горку строили ребята? (Снежную). -Прочитаем, выделяя это слово голосом. | ||||||||||||
3. | Актуализация знаний. | Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся. | -Ребята, кто-нибудь из вас догадался, из какого произведения это предложение? - Кто автор рассказа «На горке»? Слайд 3. - Что вы знаете о Н.Н. Носове? (Он сочинял веселые рассказы о детях, написал книги о Незнайке). - Какие произведения этого писателя вы читали? Поставьте эти книги на выставку. (Дети ставят на полку прочитанные ими книги). | анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу | ||||||||
4. 5.
| Целеполагание. Постановка проблемы, открытие нового. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Совместное целеполагание для планирования предстоящей деятельности (осмысление учащимися того, что они знают и того, что еще можно узнать для решения учебной задачи). Организовать самостоятельное выполнение учащимися определенных заданий. Организовать соотнесение с эталоном для самопроверки. Организовать рефлексию деятельности по данному этапу. | Сегодня мы продолжим работу над рассказом «На горке», выясним, с какой целью автор написал это произведение. - Назовите главного героя рассказа. - Каким вы представляете Котьку Чижова? Почему вы так считаете? Можно ли подтвердить ваше мнение словами текста? Прочитайте. ( Хитрый – не хотел строить горку, а когда ребята ушли, побежал кататься). (Глупый – посыпал горку песком, не догадался, что коньки по песку не поедут). (Трудолюбивый – так понравилось работать, что он еще и ступеньки сделал). - Как вы относитесь к этому поступку героя? - Изменился ли Котька в конце рассказа? - Кто помог мальчику измениться? (Его товарищи). - Хотели бы вы иметь таких друзей? Почему? - Какое задание вы выполняли дома? (Читали по ролям диалог Котьки и ребят). -Прочитаем его, но сначала подумаем, как вы будете произносить слова героев.
Работа в группах. Слайд 4. -Прочитаем (хором). 1-я группа выберет слова, указывающие на интонацию ребят. 2- группа выберет слова, указывающие на интонацию Котьки. Проверка выполненного задания (по 1 ученику от группы). Слайд 5. Чтение по ролям. -Удалось ли вам передать чувства ребят? Как вы оцениваете свое чтение? | учебное сотрудничество со сверстниками, умение выражать свои мысли, достижение договоренности и согласование общего решения | умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации | анализ характеров и поступков героя | ||||||
6. | Динамическая пауза. | Мы немножечко устали, А теперь все дружно встали. Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – ровно стать. - Покажите движениями, как Котька посыпал горку песком. - Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку. | формирование установки на здоровый образ жизни | |||||||||
7. 8. 9. | Закрепление во внешней речи. Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению. Включение в систему знаний и повторение. | Проговаривание нового знания во внешней речи. Организовать обсуждение домашнего задания разными группами обучающихся. Организовать нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | - Отдохнули, а теперь нам предстоит выполнить очень интересную и важную работу. Посмотрите, к нашей первой картинке добавились другие. Что на них изображено? (Отдельные эпизоды рассказа). Слайд 6. - Рассмотрите иллюстрации и попробуйте подобрать к ним заголовки. (Дети предлагают свои варианты заголовков, учитель корректирует). - Каких рисунков не хватает? (Котька пытается взобраться на скользкую горку). - Найдите нужный эпизод в рассказе, прочитайте его. Озаглавим этот фрагмент. (Хитрец на скользкой горке). - Какой еще картинки не хватает? Прочитайте нужный эпизод. Как можно его озаглавить? (Дружная работа). ( Котька трудится вместе с ребятами). - У нас получился план рассказа. Прочитайте его. Слайд 7.
-Откройте учебники на с. 122, найдите задание №6. Сравните наш план с планом учебника. - Для чего мы составили план? (С помощью плана легко пересказать текст). - Это и будет вашим домашним заданием. План рассказа напечатан на лежащих перед вами карточках, а на обратной стороне – задание. Нужно на выбор пересказать так, как написал автор, или подготовить пересказ от лица Котьки. В этом случае свой рассказ начните так: Однажды зимой я посмотрел в окно и увидел, как ребята… Слайд 8. -Может быть, кто-то попробует пересказать сейчас? (Желающие пересказывают текст по частям, учитель направляет и корректирует высказывания детей). -Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. Дома подготовьте пересказ всего текста. Возьмите карточку с тем заданием, которое вы хотите выполнить. - А теперь прочитайте следующие предложения. Что это? (Пословицы). Слайд 9. Ум хорошо, а два лучше. Поспешишь – людей насмешишь. Умел ошибиться, умей и исправиться. - В парах обсудите, к какому эпизоду рассказа можно отнести каждую пословицу. «Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату!.. Засыпай песок снегом!» (Ум хорошо, а два лучше.) «Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки-то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: - Как же теперь по песку кататься? И полез вниз на четвереньках». (Поспешишь – людей насмешишь). «Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили.…А Котьке так работать понравилось, что он еще сбоку лопатой ступеньки проделал». (Умел ошибиться, умей и исправиться). (Проверка выполнения задания, обоснование своего мнения). - А теперь подумайте, какая пословица выражает главную мысль рассказа. - Почему вы выбрали третью пословицу? (Котька допустил ошибку, когда испортил работу ребят, но с помощью друзей исправил свою ошибку – отремонтировал горку и даже ступеньки сделал). - Как вы думаете, исправлять ошибки легче самому или вместе с друзьями? Обоснуйте свое мнение. - Подумайте, что должен сделать Котька, чтобы подружиться с ребятами своего двора. Какие правила дружеского общения вы хотите ему напомнить? - Нравится ли Котька автору, Николаю Носову? Почему вы так считаете? (Автор не высмеивает героя, пишет о нем с доброй улыбкой). - С какой целью Н.Носов написал рассказ «На горке»? Выберите правильный ответ. Слайд 10. Развеселить читателя. Помочь увидеть поступки. Подшутить над кем-нибудь. - Итак, Николай Носов помог вам поразмышлять над поступками ребят, и я надеюсь, что вы сможете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок простить товарищу. А помогут вам в этом умные, добрые книги Николая Носова и других писателей: рассказы Виктора Драгунского о Дениске Кораблеве и его товарищах, повести Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот», «Крокодил Гена и его друзья». (Названные книги выставляются на книжную полку). | учет разных мнений, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью учет разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | анализ и синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу | сличение результата действия с эталоном, коррекция осознанное и произвольное построение речевого высказывания | нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала | |||||
10. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организовать самооценку деятельности на уроке. | - У вас на партах лежат снежинки. Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, работал самостоятельно, возьмите в руки самую большую снежинку. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите среднюю снежинку. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, - маленькую снежинку. А теперь мы построим свою горку. Выйдите к доске и прикрепите свои снежинки. Хорошая горка получилась! | контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-155439-1444398657.jpg)
Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива"
Презентация к уроку литературного чтения. Н. Носов "На горке" 2 класс УМК "Перспектива ....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-529357-1416154069.jpg)
технологическая карта урока литературного чтения Н. Носов. На горке.
Урокам литературного чтения уделяю самое серьезное внимание. Ведь не для кого не секрет, что в последнее время у детей пропал интерес к чтению. Уроки провожу, учитвая все требования ФГОС второго покол...
Урок литературного чтения Н.Носов На горке
Урок литературного чтения Н.Носов На горке...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/28/picture-480808-1490696771.jpg)
карточка к уроку литературного чтения Н.Носов "На горке"
Карточка содержит задания, направленные на формирование предметных и регулятивных УУД, ученику важно понять и удерживать учебную задачу, анализировать и сравнивать. Задания рас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-268511-1383839414.jpg)
Урок литературного чтения- Н.Носов "На горке"
Формировать у учащихся целостное представления об основной идее рассказа Н. Носова «На горке»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/04/picture-514552-1415081689.jpg)
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу"
Конспект урока литературного чтения по теме "Н.Носов "На горке". Обучение сжатому пересказу" 2 класс УМК Перспектива....