Система обучения оптимальному чтению.
консультация по чтению
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). Чтобы учиться на 4 и 5 в 5 классе необходимо стремиться, чтобы в конце начальной школы темп чтения у ребенка был не ниже 120 слов в минуту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obucheniya_optimalnomu_chteniyu.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Система обучения оптимальному чтению.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи (120-150 слов в минуту). Чтобы учиться на 4 и 5 в 5 классе необходимо стремиться, чтобы в конце начальной школы темп чтения у ребенка был не ниже 120 слов в минуту.
- Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой.
Домашняя тренировка в чтении должна проводиться 2-3 порциями по 5-7 минут. Ребенок просчитывает небольшой абзац и пересказывает его содержание. Через час ещё одна порция. Перед сном ещё одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
- Чтение перед сном. Эмоциональной памятью фиксируются последние события дня. И те 8-10 часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги перед сном укрепляют вкус к чтению.
- Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитывает 2-3 строчки и после этого получает кратковременный отдых. Это хорошо при просмотре диафильмов. Полезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Просмотр диафильмов лучше проводить перед сном.
- Многократное чтение. Ребенку предлагается начать чтение и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении минуты ученик замечает до какого слова успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом школьник снова замечает до какого слова успел дойти и сравнивать с первым результатом. Конечно, во 2 раз он прочитал на несколько слов больше. Это вызывает у ребенка положительные эмоции и ему хочется читать ещё раз. Однако более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок. Лучше читать этот кусочек в теме скороговорки (читать 30 секунд быстро, четко произнося, проговаривая окончания слов).
На этом же отрывке производится чтение с переходом на незнакомую часть текста. Доверия задание читать этот отрывок, но уже в необходимом теме, выразительно. Ученик прочитывает знакомую часть до конца и родитель не останавливает его. Он переходит на незнакомую часть текста.
Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать в том же повышенном теме. Его возможностей хватает ещё на полстрочки или строчку, но если ежедневно проводить 3 таких упражнения, то в конце концов длительность чтения в повышенном теме будет увеличиваться.
- Развитие оперативной памяти. Это делается с помощью зрительных диктантов, предложенных профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Если в первом наборе предложения из 8 букв, то в восемнадцатом – из 47 букв. Время работы с наборами составляет примерно два месяца. За это время память ребенка и скорость чтения развиваются настолько, что он может прочитать и запомнить за 8 секунд предложение из 11 слов. Непременное условие проведение диктантов – это проводить их ежедневно. Если проводить из через день, то такая тренировка не развивает.
В день ребенок пишет по одному набору. Сначала предложения закрыты. Открывается предложение №1 и в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) школьник читает его, запоминает и пишет в тетради. После этого следует чтение, запоминание и запись следующего предложения и т.д. этот же набор повторяют 3-4 дня подряд (последний раз, когда не будет ошибок).
Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи
- Стимулирование желание читать. Этому помогает ежедневный учёт успехов. В течение 1 минуты ребенок читает текст, замечает до какого слова достал, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневнике. Изо дня в день проводится эта работа. Последующие результаты свидетельствуют о прибавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ученика к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.
Иногда описанная работа положительных результатов не приносит.
Ошибки родителей.
- Отсутствие целевой установки. Родитель сам не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и не может убедить ребенка в необходимости тоннажа.
- Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам следить за своими успехами.
- Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...
Обучение оптимальному чтению
Рекомендации для учителей и родителей по развитию оптимального чтения у учащихся начальных классов....
"Обучение оптимальному чтению"
Статья "Обучение оптимальному чтению" содержит краткое описание технологии Зайцева В.Н....