Обучение оптимальному чтению
учебно-методический материал по чтению на тему
Рекомендации для учителей и родителей по развитию оптимального чтения у учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_optimalnomu_chteniyu.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 станицы Владимирской муниципального образования Лабинский район
Обучение младших школьников оптимальному
чтению
Учитель начальных классов Катасонова Наталья Григорьевна
Можно и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать .Тот, кому недоступно искусство чтения- невоспитанный человек, нравственный невежда, перед которым закрыто окно в мир…Плохое чтение- забрызганное грязью окошко, через которое ничего не видно.»
В.А. Сухомлинский
Чтение - это раздел практического курса родного языка. Язык - универсальное средство хранения и передачи информации. Мы видим и слышим язык только в конкретных речевых высказываниях, в текстах. А чтение - это вид речевой деятельности. Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать – вступать в осмысленное речевое общение с любым собеседником, через написанный им текст, т.е. подготовить из ребенка читателя. Младший школьник при выходе из начальной школы должен овладеть синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. Психологи утверждают, что понимание читаемого тем полнее. Чем быстрее читает ребенок. Следовательно, необходимо научить читать ребенка в оптимальном для него темпе(в зависимости от темперамента) Заботясь о формировании оптимального чтения, нужно помнить, что чтение должно быть: беглым, безошибочным, плавным (слоги, слова),
сознательным, выразительным.
Многие учащиеся общеобразовательных школ испытывают трудности при чтении, которые приводят к затруднению в выполнении домашних заданий. Также пропадает интерес на уроках: ребёнок неусидчив, безразличен. Не будет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения - это не столько удовольствие, сколько мука. Быстро и выразительно читают обычно те ученики, которые много читают. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. С первого класса я начала работать над развитием оптимального чтения.
Изучив методические пособия А.Ф.Банновой «Обучение младших школьников оптимальному чтению» и «Развитие оперативной памяти у младших школьников», В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению», О.В.Узоровой «Практическое пособие для обучения детей чтению», я начала использовать многие упражнения и задания на уроках. По книге О.В.Узоровой составила индивидуальные карточки для формирования навыка чтения. (Приложение №1 Нумерация карточек соответствует изучению букв по программе «Школа России»). Составила словесные горки к каждому уроку чтения для работы в послебукварный период. Из книги Зайцева В.Н. использую некоторые рекомендации обучения оптимальному чтению. С этими рекомендациями я познакомила родителей на собрании. Они помогают правильно выполнять домашние задания, а также дополнительно читать книги, не переутомляя ребёнка и не подавляя желание читать, а также читать быстро и осмысленно.
Как добиться оптимальной скорости чтения.
Данные рекомендации предлагает в своей книге В.Н.Зайцев, которые использую в работе.
- Важна не длительность, а ч а с т о т а тренировочных упражнений.
Ежедневно, через определенные промежутки времени и небольшие по объему упражнения. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает. Через 1-2 еще одна порция, перед сном еще одна порция. Такое упражнение рекомендую для родителей для домашней тренировки.
- Ж у ж ж а щ е е чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
- Е ж е у р о ч н ы е п т и м и н у т к и ч т е н и я. У каждого ребенка на парте лежит книга, с любимыми произведениями. И любой урок начинается с чтения ровно 5 минут в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок.
- Хорошие результаты дает ч т е н и е п е р е д с н о м.
- Развитие о п е р а т и в н о й п а м я т и. Делаю это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны профессором И.Т. Федоренко.(Приложение №2)
- Из системы Федоренко И.Т. заимствовала 3 у п р а ж н е н и я: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...
"Обучение оптимальному чтению"
Статья "Обучение оптимальному чтению" содержит краткое описание технологии Зайцева В.Н....
Статья на тему "Обучение оптимальному чтению младших школьников"
Статья касается проблемы обучения оптимальному чтению младших школьников, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....