"Обучение оптимальному чтению"
статья по чтению на тему
Статья "Обучение оптимальному чтению" содержит краткое описание технологии Зайцева В.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_optimalnomu_chteniyu.docx | 36.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение
оптимальному чтению.
( Технология В.Н.Зайцева)
Современному обществу требуются высококлассные специалисты, знающие своё дело.
Работодатели выбирают специалиста, который не утонет в потоке бумаг, сможет быстро обработать информацию. А это возможно только в том случае, если человек быстро читает. Во многих странах на руководящую работу не принимают людей, которые медленно читают.
Большинство обучающихся наших школ читают медленно. Но не следует гнаться за скорочтением, так как скорочтение – это чтение со скоростью более300 слов в минуту.
Читать вслух с такой скоростью невозможно.
Чтение в темпе скороговорки - это от 180 до 300 слов в минуту. Это тоже невозможно.
Дикторы телевидения читают в пределах 90 – 170 слов в минуту. Среднее значение – 130.
Вот эта скорость и попадает в зону оптимального чтения.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, то есть в темпе 120 – 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие годы артикуляционный аппарат человека, именно при такой скорости достигается лучшее понимание смысла прочитанного.
Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное значение 80-90 слов в минуту для будущего пятиклассника. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи и поэтому порождает сомнение: не слишком ли занижен норматив?
Педагоги, сторонники достижения к концу начального обучения оптимальной скорости чтения, понимают, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость.
По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Конечно, все эти факторы учесть просто невозможно. Если в классе обучается 20-30 человек и на влияют 200 факторов, то для того, чтобы всё это учесть, надо собрать многотысячную информацию, обработать её, найти зависимость, оценить тесноту связи между факторами и успеваемостью. Может и не следует учитывать действие всех факторов на успеваемость.
Правда, есть демагогическое утверждение, что в педагогике всё важно. Это в какой-то степени верно, но всё важно в разной мере. Возможно, более важные факторы надо учитывать, а менее важные можно не учитывать, так как физически всё предусмотреть не может никто.
Опираясь на мнение учителей, в лаборатории педагогической диагностики Донецкого университета под руководством профессора В.Н.Зайцева были отобраны 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость; затем ввели их в тесты, анкеты, протестировали, проанкетировали более 2000 учеников – и оказалось, что существует фактор номер один, воздействие которого на успеваемость гораздо более сильно, чем воздействие всех остальных факторов. Этот фактор номер один – скорость чтения. Изложенный выше довод – не единственный в пользу совершенствования техники чтения.
Рассмотрим проблему в нескольких аспектах.
Аспект обучения.
Если ученик читает ниже нормы, то для приготовления домашнего задания он затрачивает несколько часов. При обследовании одной из школ был найден ученик 9 класса, который читал всего 38слов в минуту. Такую скорость имеют обучающиеся первого класса на конец учебного года. В 9 классе домашнее задание в среднем на один день составляет примерно 8 страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на38 получается примерно170 минут, или около 3 часов необходимо такому ученику, чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике чтения естественно, что он за один раз не поймёт то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже 9часов; ещё прибавим 6 часов, которые ребёнок провёл в школе, - то получится 15 часов, да при этом ещё не учли: ведь есть ещё письменные задания. А в 9 классе это задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому языку, сочинения по литературе. Если всё это сложить, то ясно, что 24 часов в сутки не хватит, чтобы выполнить домашние задания. Таким образом, этот ученик обречён на неуспеваемость. И никакой самый талантливый учитель не в состоянии ему помочь до тех пор, пока его не научат элементарному – читать.
Аспект развития.
Быстро читают обычно те дети, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Иногда противопоставляют навыки и мышление. Это широко распространённая ошибка, которая имеет чрезвычайно тяжёлые последствия для школы. На самом деле здесь нет альтернативы, более того, успешно развивать мышление можно, только опираясь на навыки. Если мы судим о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что элементарные умения надо сначала довести до автоматизма, до уровня навыка, чтобы успешно включать в состав сложных умений. Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.
Аспект воспитания.
Вряд ли кто будет сомневаться, что воспитательная работа зависит от отзывчивости учеников.
Поэтому было исследовано, каким образом меняется отзывчивость детей по годам обучения. Оказалось, что в 5 классе отзывчивость нарастает, в 6 классе становится ещё больше, а вот в 7 классе резко падает вниз, в 8 классе такого падения уже не наблюдается, в 9 классе отзывчивость снова немного повышается. Возник вопрос: «Почему в 7 классе отзывчивость падает?» Стали искать ответы. Протестировали в нескольких школах по 26 факторам учеников, собрали данные об их успеваемости, посмотрели, каким образом влияют различные факторы на отзывчивость, и оказалось, что наиболее сильное влияние на отзывчивость оказывает обязательность. Более того, обязательность и отзывчивость тесно связаны. Затем были найдены факторы, влияющие на обязательность. Оказалось, что здесь наиболее тесная связь с успеваемостью. А на успеваемость сильное влияние оказывает скорость чтения. Если в 3 классе дети плохо читают, то в 5 классе падает успеваемость. Теперь большинство детей учится на тройки. В классе преобладает психология троечника. Это пагубная психология; она приводит к явлению психологического заражения, подчиняя себе всё большее и большее количество детей.
В чём смысл психологического заражения в 5 классе? Большинство учеников рассуждают так: учиться хорошо недостижимо. Двойку всё равно не поставят. Значит, единственный вариант – тройка. Хоть учись, хоть не учись – всё равно тройка. Ну а если это так, то легче не учиться, чем учиться. К концу 5 класса дети начинают это хорошо понимать, а в 6 классе многие из них перестают выполнять самостоятельно домашние задания, относятся к учёбе, мягко говоря, наплевательски. Если посмотреть дальше, то мы увидим, что падение отзывчивости приводит к слому воспитательной работы. В 8 классе увеличивается число трудных учеников, в 9 классе некоторые из них совершают правонарушения.
Экономический аспект.
Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения. А без образования запросто можно остаться безработным или выполнять только чёрную работу.
Мы рассмотрели необходимость оптимального чтения в нескольких аспектах. Думается, что приведённых примеров достаточно, чтобы убедить в том, что оптимальное чтение действительно необходимо.
Самое слабое звено в этом – это начальные классы. Здесь теряется 60-70% учеников.
Далее они не могут учиться на 4 и 5. Дети переходят в 5 класс, где увеличивается объём информации, а низкая техника чтения не позволяет усваивать материал. В средних и старших классах тоже есть потери, но относительно небольшие. Наибольшие потери наблюдаются в начальных классах.
О скорости чтения говорится много.
В нормативах указана скорость чтения к концу начального обучения 80-90слов в минуту.
Доцент Московского государственного педагогического института Н.А.Лошкарёва рекомендует: к концу начального обучения желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.
Видный педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором школы» пишет, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300слов в минуту. Если даже взять нижнюю грань этой рекомендации, то есть150слов в минуту, то и тогда точка зрения Сухомлинского не совпадает с действующими нормами.
Как же выпутаться практикам из этой ситуации?
Посмотрим, как учатся дети в средних классах, по-разному закончившие начальные классы.
Оказалось, что те, кто в среднем и старшем звене стали отличниками, читали в конце начального обучения 130-170слов в минуту. В среднем это примерно 150 слов в минуту. Те, кто в 6-8 классах стали «хорошистами», имели в конце начального обучения 100-140слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90слов в минуту. Такова закономерность.
Эту закономерность надо учитывать в работе.
Значит, если учитель хочет, чтобы его ученики занимались преимущественно на 5, он должен выполнять рекомендацию Сухомлинского.
Если он ставит более скромные задачи, если он хочет, чтобы дети были хорошистами, то он должен прислушиваться к рекомендации Лошкарёвой. А если он хочет, чтобы все его ученики стали троечниками, тогда ему достаточно выполнять норматив.
Такова закономерность.
В реальных условиях вряд ли в какой школе возможно, чтобы все дети занимались на отлично. Коллективы школ не устраивает, когда большинство учеников троечники, так как это является причиной негативного психологического заражения, отрицательного отношения детей к учёбе.
Поэтому устроило бы такое положение, когда большая часть обучающихся, то есть больше, чем 50% занимались на 4. Для этого нужно, чтобы к концу начального обучения большая часть детей имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Может быть, это лишь благие пожелания, а выйти на этот уровень нельзя? Ведь разные ученики имеют разный темперамент.
Холерики говорят быстро и читают быстро, а вот флегматики говорят медленно и читают медленно. Каковы здесь возможности? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе скороговорки – это 180слов в минуту и более.
Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным диапазоном 120-130слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих детей вряд ли достижима такая скорость. Но природа преподнесла подарок. Дело в том, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками. По данным Научно-исследовательского института психологии Украины, более 90% учеников относятся к этим двум категориям. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, то есть не более 3-4 человек в классе.
Значит, большинству обучающихся вполне доступна скорость чтения 120слов в минуту.
Тогда возникает вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения здесь можно использовать7
Некоторые рекомендации - старые, давно известные. Другие отличаются новизной. Главное, что они полезные.
В идеале нужно снизить наполняемость классов до европейского уровня. Если в классе не более 20 человек, можно ожидать, что учитель добьётся средней скорости 120слов в минуту. При наполняемости же более 20 человек – максимум 90слов в минуту. Однако уменьшение наполняемости – не единственный способ улучшения навыка чтения.
Так же надо учитывать, что выше техника чтения у детей из интеллигентных семей, где есть заинтересованность в результатах обучения. Когда в классе большинство обучающихся из семей неблагополучных, малообеспеченных, неполных, результаты намного ниже. Во многих таких семьях кроме учебников вообще нет никаких детских книг. Дома эти дети не читают. А если в классе большинство учеников с задержкой психического развития, то результаты будут соответствующие.
Но в таких классах просто необходимо проводить в системе работу, о которой пойдёт речь далее.
Оказывается, важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создаёт раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени, мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается в семьях? Родители усаживают ребёнка – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, заставляют его прочитать произведение за один присест. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо много времени, чтобы прочитать это произведение. Это час – полтора очень трудной работы. Родители допускают серьёзную ошибку, подавляя у ребёнка желание читать.
Родителям своих учеников уже на первых родительских собраниях советую дробить чтение на несколько эпизодов. Читать по5-10минут несколько раз в день. Такая тренировка гораздо эффективнее, чем чтение за один приём.
Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А.Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах. Пожалуй, нет ни одного специалиста, который бы не удостоверился в эффективности жужжащего чтения. В самом деле, при обычных методах учитель опросит за урок не более 10 учеников. При этом каждый ребёнок поупражняется в течение не более 2 минут.
Что же такое жужжащее чтение? Это чтение, когда все дети читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать своим товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв был заимствован в школах Монголии. Группа учителей, работавших там, рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Это выглядело очень обидно и вызвало естественный интерес. Оказалось, что никакой особой методики нет: просто у каждого ребёнка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, математика, рисование – начинается с того, что все дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, а дальше идёт обычный урок.
Проанализируем, что же получается. Если учитель работает обычными методами и в неделю проводит3-4 урока чтения, то за неделю опросит каждого ученика не более 2 раз. При этом ребёнок будет иметь время для тренировки 2-3 минуты в неделю.
Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить детей нормально читать. Хорошо, если ребёнку повезло с семьёй. А если нет?
Проследим, что дают пятиминутки.
Пять минут за урок, четыре урока в день, пять дней в неделю. Недельная тренировка получается в объёме 100 минут. Сравните с 2-3 минутами при обычных методах.
Очевидно, что время тренировок увеличилось почти в 50 раз. И всё это без всяких методических ухищрений.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Известны примеры этой закономерности.
Ещё 200лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Очень часто взрослые советуют детям положить книжку под подушку. Этот совет означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним событием дня.
Общеизвестно, что в семье Ульяновых, как и во многих дворянских семьях, было традиционным вечернее чтение. Семья собиралась за столом, родители и дети по очереди читали книгу. Это было последним ярким впечатлением дня, это укрепляло интерес к чтению. Впоследствии, В.И.Ленин читал про себя более 600слов в минуту. К сожалению, в наш стремительный век книгу заменили телевизор и Интернет. И дети, придя домой из школы зачастую и не открывают книгу. Чтобы хоть как то заставить детей читать перед сном, на уроках чтения отвожу время, чтобы опросить ребят, что они читали перед сном.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он и не любит читать.
Режим щадящего чтения, о котором говорим, - это такой режим, когда ребёнок прочитает несколько строчек и отдыхает. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы, читает комиксы…
Этот приём обучения можно порекомендовать родителям, дети которых неохотно читают.
Многочисленные эксперименты показывают, что даже в старших классах ученик, который не любит читать, может быть приобщён к чтению с помощью режима щадящего чтения.
Развитие техники чтения также тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит?
Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение, состоящее из нескольких слов. Дочитав до 3-4 слова, он забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т.Федоренко. Он жил в Харькове, где руководил лабораторией экспериментальной дидактики.
Зрительные диктанты проводятся следующим образом.
В каждом из18 наборов, предложенных профессором, имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения; читать ему становится интереснее, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске пишутся 6 предложений набора и закрываются листом бумаги. Затем открывается первое предложение. Дети в течение определённого времени ( для каждого предложения оно разное) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции обычно небольшое, колеблется в пределах 4-7 секунд. По истечении этого времени предложение стирается и предлагается ученикам записать его по памяти. Затем следует работа над вторым предложением и т.д.
Если слишком много детей не успели запомнить предложения, то на следующий день этот же набор повторяется снова. Возможно, придётся повторить и третий раз. Только после того, как подавляющее большинство детей справятся с работой, можно переходить к следующему набору.
В среднем на каждый набор уходит 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2 месяцев. При данной работе необходимо соблюдать одно условие: зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если их писать через день, тренировка почти не даёт результатов. Если писать зрительные диктанты через2-3 дня, то можно совсем не писать – это уже ничего не даёт.
Обычно уже через месяц тренировок появляются первые результаты. Дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.
Если предложения не соответствуют теме урока, их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.
Тексты диктантов пишем на листке. Листочки не проверяются и не возвращаются. Достаточно просматривать работы.
Также целесообразно чередовать письмо зрительных диктантов И.Т.Федоренко с диктантами, основанными на русских народных пословицах и поговорках, так как они помимо основной задачи выполняют и воспитательные функции. (СоставителиЯ.В.,В.С.Беспаловы). Пословицы воспитывают доброту, справедливость, трудолюбие, смелость…
Наиболее эффективны из системы И.Т.Федоренко и И.Г.Пальченко оказались 3 упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Все 3 упражнения проводятся коллективно. Читают одновременно все ученики.(Каждый в своём темпе). Читают вполголоса, чтобы не мешать товарищам.
При проведении многократного чтения следует учитывать, что у разных учеников в классе скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объёму отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.
Практически это проводится таким образом. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано, осмыслено детьми, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение 1 минуты. По истечении 1 минуты каждый ученик замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ребёнок опять замечает, до какого слова он прочитал. Сравнивает результаты. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у детей, им хочется читать ещё раз. Но более 3 раз не следует читать один и тот же отрывок.
Лучше изменить характер упражнения и потренировать на этом же отрывке артикуляционный аппарат. Вот для этого предназначено следующее предложение системы Федоренко - Пальченко – чтение в темпе скороговорки.
При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание на выразительность чтения. Нельзя ставить две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к чёткости прочтения окончания слов.
Окончания слов не должны «проглатываться» детьми, они должны чётко проговариваться.
Упражнение длится не более 30секунд.
Затем останавливаем детей и начинаем третье упражнение. Теперь они должны читать медленнее, зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста и переходят на незнакомую часть. Учитель не останавливает их. И вот здесь происходит небольшое чудо. Чудо это состоит в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжают читать её в том же повышенном темпе.
Его возможности хватит на строчку. Полстрочки. Но если ежедневно проводить 3 таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться.
Через 2 – 3 недели чтение ребёнка заметно улучшится.
Учителя начальных классов имеют на своём вооружении много приёмов стимулирования.
Некоторые из них с успехом используются в 3 классах. Например, в конце урока учитель оставляет 1-2 минуты для самозамера техники чтения. Ребята в течение 1 минуты все одновременно вполголоса читают текст. Замечают, до какого места дочитали. Затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в читательские дневники или в свои обычные дневники. Изо дня в день проводится эта работа. Уже через несколько дней можно сравнить результаты. А результат всегда свидетельствует о повышении темпа чтения. Это благотворно сказывается на отношение к чтению. В процессе применения этого приёма создаются только положительные эмоции.
Для расширения поля чтения используются таблицы Шульте.
В этих таблицах написаны числа от1 до 25. Дети, пользуясь указкой, находят числа от1 до 25. Таких таблиц 8. Тренировка проводится 1 раз в день.
Подводя итоги выше сказанному, хочется обратить внимание на то, что школьная реформа может идти сверху и снизу. На верхних этажах пересматриваются цели,задачи, программы, учебники… На нижних этажах коллективы школ должны позаботиться о качестве обучения.
Первый шаг в улучшении качества обучения состоит как раз в обучении оптимальному чтению.
Учителя, которые добились успеха в своих классах, пришли к выводу, что необходимо использовать :
- ежеурочные пятиминутки чтения;
-ежедневные зрительные диктанты;
-для расширения поля чтения использовать таблицы Шульте;
-систематический замер и самозамер техники чтения.
Конечно, учителя не должны забывать и старые, испытанные временем виды работ по чтению. Это и чтение по ролям, инсценирование, чтение по цепочке. Чтение «Эхо» (читает учитель или сильный ученик, дети повторяют с этой же интонацией хором), устное рисование и многое другое.
В заключение можно добавить, что у некоторых учителей не получаются хорошие результаты из-за ошибок в использовании рекомендаций.
Вот наиболее типичные ошибки при обучении оптимальному чтению.
-Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями.
Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.
Надо стремиться достигнуть скорости чтения 80-90слов в минуту уже к концу 3 класса, а к концу 4 класса вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту.
-Учитель не проводит периодических замеров техники чтения, обучающиеся не могут судить, каковы их успехи.
-Зрительные диктанты проводятся не ежедневно.
Литература.
1.ЗайцевВ.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990год.
2.НикандровН.Д., СитниковаН.А. «Скорочтение: когда оно нужно, когда – вредно».
Журнал «Начальная школа», №4, 1994год.
3.БеспаловаЯ.В., БеспаловВ.С. « Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения». Журнал «Начальная школа», №6, 1994год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева
Обучение оптимальному чтению детей младшего школьного возраста по технологии В. Н. Зайцева.Применение зрительных диктантов, таблиц Шульте, упражнение Федоренко-Пальченко......
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Обучение оптимальному чтению детей с нарушением речи.
Чтение - это труд и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным - большая задача учителя-логопеда. Всем хорошо знаком эффект. В выпускном классе начальной школы 60-70 проценто...
Примение технологии В.Зайцева обучении оптимальному чтению
Материал для уроков чтения в начальных классах...
Обучение оптимальному чтению
Рекомендации для учителей и родителей по развитию оптимального чтения у учащихся начальных классов....
Статья на тему "Обучение оптимальному чтению младших школьников"
Статья касается проблемы обучения оптимальному чтению младших школьников, содержит методические разработки, помогающие сделать эту работу более эффективной....