Духовно-нравственное воспитание на уроках литературного чтения 2 класс
проект по чтению (2 класс)
Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Так как воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическое проектирование
Проблема: Процесс ДНВ обучающихся начальной школы
Проблематизация:
Педагоги уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания. В своей деятельности они больше делают акцент на учебной деятельности.
Концептуализация:
Организованная работа внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно: развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, обеспечить воспитание свободной личности. Так как воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Ведущей идеей нашего проекта является создание программы поурочной деятельности по предмету литературной чтение для 2 класса.
Были изучены общеобразовательные стандарты, учебная литература.
Итак, мы хотим представить наш проект. (Приложение 1)
Приложение 1
Программа поурочной деятельности по предмету литературное чтение «Книжные герои»
2 класс
Пояснительная записка
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится: способствовать формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа. В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.
Важнейшая задача, которая стоит перед учителем, заключается в том, чтобы формировать такие личные качества как совесть, долг, честь, достоинство. Наибольшим потенциалом в реализации этой задачи обладают уроки литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям.
Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, но читатель должен суметь их извлечь, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературного чтения организует учитель.
Цель данной работы:
1. На основе изученного материала познакомиться с традиционными ценностями и смыслами;
2. На примере героев произведений сформировать у детей модель поведения и реакции на разные жизненные ситуации;
3. Воспитать у детей желание соответствовать нравственным идеалам.
Задачи:
1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся.
2. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания.
3. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Формы и режим занятий
Опираясь на имеющийся у детей опыт и знания, приобретенные на уроках чтения, уже во 2 классе важно приучить детей размышлять над книгой; вырабатывать свой взгляд на события, формировать чувство личной ответственности за происходящее. Важно использовать методы и приемы обучения, которые пробуждают у детей нравственные чувства, наполняя ими прочитанные слова, предложения, абзацы, части текста и целые произведения. Наиболее эффективны:
1) анализ прочитанного произведения методом чтения - рассматривания;
2) выразительное чтение;
3) чтение в лицах;
Представляя, как выглядел герой, учащиеся в той или иной мере перевоплощаются в определенного героя, проникаются тем или иным «авторским» чувством, учатся эти чувства переживать, а не просто называть.
Чтобы воспринимать эстетические и нравственные ценности нужно, чтобы дети на уроке:
-думали над прочитанным;
-сопереживали героям;
-оценивали их поступки;
-осмысливали их проблемы;
-соотносили их жизнь со своей жизнью;
Задача учителя - организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Другими словами: сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
- умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
- умение сопереживать героям и автору;
- умение понять главную мысль произведения, его идею;
- осознать свою позицию и передать ее в форме устной и письменной речи.
Таким образом, эффективность нравственного воспитания зависит от системы методов и приемов, способствующих глубокому и эмоциональному усвоению младшими школьниками литературно-художественного произведения. А систематическая работа по нравственному воспитанию на уроках литературного чтения позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать в них доброту, честность, чувство долга, формировать чувство патриотизма, учить уважать людей.
Ожидаемые результаты:
Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам учебного года в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
- тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;
- самооценочные суждения детей.
В результате работы по программе «Книжные герои» обучающиеся познакомятся с духовными произведениями различных писателей, направленными на воспитание любви к ближнему, доброты, милосердия;
Поурочное планирование
п/п | Название произведения | Дата |
Сказка «У страха глаза велики» | ||
Сказка «Каша из топора» | ||
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки» | ||
И. Крылов «Лебедь рак и щука» | ||
И. Крылов «Стрекоза и муравей» | ||
Л. Толстой «Старый дед и внучек» | ||
Л. Толстой «Филипок» | ||
Л. Толстой «Правда всего дороже» | ||
Л. Толстой «Котёнок» | ||
Н.Сладков «Они и мы» | ||
И. Павоварова «Жилы была собака» | ||
Б. Житков «Храбрый утенок» | ||
А. Введенский «Учёный Петя» | ||
К. Чуковский «Фёдорино горе» | ||
С. Михалков «Сила воли» | ||
А. Барто «В школу» | ||
А. Барто «Вовка – добрая душа» | ||
Н. Носов «Затейники» | ||
Н. Носов «На горке» | ||
В. Лунин «Я и Вовка» | ||
В. Осеева «Волшебное слово» | ||
И. Бунин «Матери» | ||
Э. Мошковская «Я маму свою обидел» | ||
Э. Успенский «Чебурашка» | ||
Э. Успенский «Память» | ||
Г. Остер «Будем знакомы» | ||
В. Драгунский «Тайное становится явным» |
Используемая литература:
1. Учебник 2 класса по литературному чтению 1 часть. Серия «Школа России» 2020 год. Л.Ф. Климанова .
2. Учебник 2 класса по литературному чтению 2 часть. Серия «Школа России» 2020 год. Л.Ф. Климанова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: Процесс ДНВ обучающихся начальной школы Проблематизация : Педагоги уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания. В своей деятельности они больше делают акцент на учебной деятельности. Есть необходимость педагогам найти подход, позволяющий совмещать обучение и воспитание. Ведущей идеей нашего проекта является корректировкой программы и принципов поурочной деятельности по предмету литературной чтение для 2 класса.
Цель данной работы: На примере героев произведений сформировать у детей нравственный идеал поведения и реакции на разные жизненные ситуации.
Задачи: 1. Вырабатывать основные этические понятия, нравственные основы мировоззрения, оценочные моральные принципы, представления у обучающихся. 2. Способствовать усвоению нравственных норм, правил, требований и овладению основами нравственного самовоспитания. 3. Формировать систему духовно-нравственных ценностей, культуру нравственного поведения.
Ожидаемые результаты : Результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся оцениваются по итогам учебного года в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: - тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; - самооценочные суждения детей. В результате работы по программе «Книжные герои» обучающиеся познакомятся с духовными произведениями различных писателей, направленными на воспитание любви к ближнему, доброты, милосердия.
Принципы подхода: 1. Время: уделить каждому рассказу 2 урока. 2. Работа с текстом: - включить воображение: что окружало героев? - включить эмпатию: что чувствует герой? - опираться на ценности: что важно для героев? - опираться на убеждения: давайте сформулируем убеждения героя? - предложить пословицу, отражающую моральный принцип героя. 3. Домашняя работа: учитель и дети готовят рассказ, как они или их близкие поступали в своей жизни, как главный герой. 4. Выслушать все рассказы. Учитель дает краткий одобрительный комментарий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
Урок литературного чтения...
Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе....
Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения
Цель духовно-нравственного развития – расширение, укрепление и формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм...