Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения
статья по чтению
Цель духовно-нравственного развития – расширение, укрепление и формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-_nravstvennoe_vospitanie_detey_na_urokah_literaturnogo_chteniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Шурыгина Марина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ г. Мурманска СОШ № 23
Духовно- нравственное развитие детей через уроки
литературного чтения
Цель духовно-нравственного развития – расширение, укрепление и формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Поэтому решение главных задач обучения должны обеспечивать: формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими и нравственными нормами.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.
Вопросы, адресуемые ученикам на уроках литературного чтения, наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность «вчувствоваться» в другого, распознать его эмоциональное состояние приобретается младшими школьниками с помощью таких учебных заданий, которые требуют от детей отождествления себя с другими.
Учащиеся знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для формирования навыков духовно-нравственного воспитания и воздействия на личность ребёнка посредством художественных произведений
Ученики знакомятся с произведениями о школе, о взаимоотношении со сверстниками, со взрослыми, о добре и зле, об уважении и справедливости на примере сказок, об отношении человека и природы.
В учебнике представлено много вопросов и заданий, которые способствуют активному усвоению детьми нравственных понятий.
1.С какими чувствами мальчик слушает сказку?
(И.З Суриков «Детство»).
Чтобы ответить на этот вопрос предложен
Словарь оценок: радость, восторг, грусть, печаль, страх, ужас, тоска.
2. Было ли вам грустно или страшно, когда читали рассказ? Можно ли преодолеть трусость? (А.П. Платонов «Ещё мама»)
Научить различать понятия добра и зла, отзывчивости, справедливости
3. Попадали ли вы в сложные ситуации? Кто и как вам помогал?
(Н.М. Артюхова «Большая берёза»)
4. Какое настроение у героя?
Словарь: радостное, задумчивое, тревожное, горькое, грустное, равнодушное, сердитое, весёлое.
5.Как автор относится к герою. Почему так решили?
(Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
6. Сравните поступки братьев. Как они себя ведут? Заполни таблицу.
Чук | Гек | |
Черты характера | ||
В чём проявились? |
(А.П. Гайдар « Чук и Гек»)
- Почему с девочкой случилась беда? («Гуси – лебеди» рнс)
- Какой старик?
Словарь: жадный, завистливый, глупый, покорный, трусливый, жалостливый.
- Как вы понимаете слова: «К счастью, она не знала ни о том, что она такая некрасивая, ни о том, что она жаба». Почему - к счастью? (Б.В. Заходер «Серая звёздочка»)
- Разделите всех героев на группы. Расскажите о каждом из них, используя словарь оценок. Работа по группам.
Словарь: добрый, умный, трудолюбивый, деликатный, заботливый, благодарный, скромный, нежный, ранимый, вежливый, чуткий; жадный, глупый, мстительный, завистливый, жестокий, злой, грубый, хитрый, трусливый. ( кластер)
Во втором классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом.
Остановлюсь на главе «Друзья - товарищи», которая способствует развитию межличностных отношений.
- «Вежливый» и «добрый»- эти слова обозначают одно и то же? Какая разница? Отвечали письменно на вопрос: Что для вас значит «быть вежливым», «быть добрым»?
- Расскажите о своём друге. Кто ваш друг? Как вы подружились? Почему дружите? За что вы цените вашего друга»
- Как вы думаете, почему у одних много друзей, а у других – нет? Как люди становятся друзьями?
- Найди пословицу о дружбе. Вспомните случай или придумайте свою историю, которые подходили бы к этой пословице. Запиши 5- 7 предложений.
Духовно- нравственное развитие на уроках литературного чтения проходит и через изучения произведений искусства
Работа с произведениями искусства способствует эмоциональному видению в жизни человека.
И Левитан « Золотая осень»
*читали произведения, рисовали иллюстрации, писали про осень тексты, завершение рассказ по картине
Картина «Золотая осень» И. И. Левитан : чувства- радость, восторг, грусть, печаль, отождествляет взаимоотношение человека и неживой природ
Ф.П. Решетников «Опять двойка»
Рассматривали картину, называли главных героев, высказывали отношение к героям картины
Картина «Опять двойка» Ф.П. Решетников: чувства – переживание, грусть, ответственность за свои поступки , ложь, порядочность
К. Е. Маковский « Дети, бегущие от грозы»
Разбирали картину, писали рассказ и высказывали своё мнение
Картина « Дети, бегущие от грозы»: чувства –волнение за судьбу героев, испуг, страх, тревога, переживание, забота старшего о младшем
И. И. Левитан «Весна. Большая вода»
Работа по картине способствовала подготовки к изучению произведения Н. А. Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы
Картина «Весна. Большая вода»: чувства – радости, тоска, грусть, забота о природе и человеке, помощь животным и человеку, волнение за судьбу зайчат.
Духовно- нравственное развитие на уроках литературного чтения проходит и через уроки внеклассного чтения, которые проводятся в сотрудничестве с филиалом библиотеки.
Дети участвуют в олимпиадах по литературному чтению, которые воспитывают чувство ответственности за выполнение работы.
Принимали участие в викторине «Защитники Земли Русской», цель которой - воспитание любви к Родине и чувство патриотизма.
Составляли свой словарь оценок поведения и взаимоотношения людей.
Уроки литературного чтения способствуют давать нравственную оценку своим и чужим поступкам, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческое и эстетическое развитие детей на уроках литературного чтения
Через стихи дети учатся чувствовать красоту природы, понимать её язык, видеть образ самого автора в данном стихотворении, обогащают свой словарный запас. Некоторых детей уроки анализа стихотворе...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении были Л.Н.Толстого "Котёнок".
Урок литературного чтения...
"Духовно-нравственное воспитание детей через интегрированный урок в системе ФГОС образования».
Духовно-нравственное воспитание детейчерез интегрированный урок в системе ФГОС образования»....
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...
Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...
Духовно-нравственное развитие обучающихся через проектную деятельность на уроках ОРКСЭ (И опыта работы)
Наиболее целесообразной формой для решения задач гражданско – патриотического воспитания в сельской малокомплектной школе является проектная деятельность. В - первых, она позволит ребёнку почувс...
Формирование духовно - нравственных качеств личности на уроке литературного чтения при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»
Открытый урок с презентацией по предмету литературное чтение в 3 классе....