Рабочая программа учебного курса "Литературное чтение на родном (русском) языке (4 класс)
рабочая программа по чтению (4 класс)

Бекетова Любовь Федоровна

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchebnogo_kursa_2022.docx57.25 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» 4 класс

Составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»

для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования Александрова О.М., Беляева Н.В., Кузнецова М.И.

(Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 04.03.2019, Протокол №1/19)

       

  Программу составила учитель начальных классов                                     Бекетова Любовь Федоровн

Зыково

2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном языке» для 4 класса составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки РФ от 22. сентября 2011 г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. №373»)
  3. Приказ Минобрнауки от 31.12.2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897»
  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 года № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации» от 28 декабря 2018 г. № 345);
  5. Примерная образовательная программа Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс», - М.; «Просвещение», 2020г.
  6. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Зыковской СОШ" на 2022 – 2023 учебный год.

Общие цели с учетом специфики учебного предмета

Целями изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются:

  • воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку как существенной части родной культуры;
  • включение обучающихся в культурно-языковое пространство своего народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к традициям своего народа;
  • осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение русской культуры;  
  • развитие читательских умений.

Достижение данных целей предполагает решение следующих задач: 

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту русского народа, введение обучающегося в культурноязыковое пространство своего народа;
  • формирование у младшего школьника интереса к русской литературе как источнику историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
  • формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания и отражённых в родной литературе;
  • обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях русского языка на основе изучения произведений русской литературы; 6
  • формирование потребности в постоянном чтении для развития личности, для речевого самосовершенствования;
  • совершенствование читательских умений понимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении;
  • развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта создания устных и письменных высказываний о прочитанном.

Учебно-методический комплект

1 Литературное чтение на родном языке. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / [О.М. Александрова, М.И. Кузнецова, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова] - М.: «Просвещение», 2021

2 Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс, примерная образовательная программа / [Кузнецовой М.И., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В.]- М.; «Просвещение», 2020

Общая характеристика предмета

Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса литературного чтения, входящего в образовательную область «Русский язык и литературное чтение», при этом цели курса литературного чтения на родном русском языке в рамках предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику. В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке» курс направлен на формирование понимания места и роли литературы на родном языке в едином культурном пространстве Российской Федерации, в сохранении и передаче от поколения к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей; понимания роли фольклора и художественной литературы родного народа в создании культурного, морально-этического и эстетического пространства субъекта Российской Федерации; на формирование понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, формирования представлений о мире, национальной истории и культуре, воспитания потребности в систематическом чтении на родном языке для обеспечения культурной самоидентификации. В основу курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурной традиции в сознании младших школьников.

Место предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год)

Формы организации учебной деятельности

Наряду со стандартными уроками, предусмотрены различные формы организации групповой коллективно-распределенной деятельности обучающихся, с целью расширения творческой, практической составляющей учебного предмета, для формирования ключевых компетентностей и практического опыта школьников:

  • урок – игра
  • урок – дискуссия
  • литературная гостиная,
  • урок-исследование
  • устный журнал,
  • урок – конференция 
  • урок – инсценирование
  • литературный ринг
  • урок – размышление
  • урок-проектная работа

Описание ценностных ориентиров содержания предмета

Специфика литературного чтения на родном языке заключается в том, что предметом изучения является художественная литература отечественных авторов, которая благодаря своей нравственной сущности оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей, принятых в семье, в народе, в обществе (любовь к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т. п.).

Предмет «Литературное чтение на родном языке» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. «Литературное чтение на родном языке» формирует читательскую компетенцию важное средство самообразования, обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

  1. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел

Содержание

1

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух и понимание художественных произведений, отражающих национально-культурные ценности, богатство русской речи; умения отвечать на вопросы по воспринятому на слух тексту и задавать вопросы по содержанию воспринятого на слух текста.

2

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Соблюдение орфоэпических норм чтения. Передача с помощью интонирования смысловых особенностей разных по виду и типу текстов.

 Чтение про себя. Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений. Понимание особенностей разных видов чтения.

Чтение произведений устного народного творчества: русский фольклорный текст как источник познания ценностей и традиций народа. Чтение текстов художественных произведений, отражающих нравственно-этические ценности и идеалы, значимые для национального сознания и сохраняющиеся в культурном пространстве на протяжении многих эпох: любовь к Родине, веру, справедливость, совесть, сострадание и др. Черты русского национального характера: доброта, бескорыстие, трудолюбие, честность, смелость и др. Русские национальные традиции: единение, взаимопомощь, открытость, гостеприимство и др. Семейные ценности: лад, любовь, взаимопонимание, забота, терпение, почитание родителей. Отражение в русской литературе культуры православной семьи. Мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками; осознание себя как носителя и продолжателя русских традиций. Эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Понимание особенностей русской литературы: раскрытие внутреннего мира героя, его переживаний; обращение к нравственным проблемам. Поэтические представления русского народа о мире природы (солнце, поле, лесе, реке, тумане, ветре, морозе, грозе и др.), отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Сопоставление состояния окружающего мира с чувствами и настроением человека.

Чтение информационных текстов: историко-культурный комментарий к произведениям, отдельные факты биографии авторов изучаемых текстов.

3

Говорение (культура речевого общения)

Диалогическая и монологическая речь. Участие в коллективном обсуждении прочитанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст; высказывания, отражающие специфику русской художественной литературы. Пополнение словарного запаса. Воспроизведение услышанного или прочитанного текста с опорой на ключевые слова, иллюстрации к тексту (подробный, краткий, выборочный пересказ текста). Соблюдение в учебных ситуациях этикетных форм и устойчивых формул‚ принципов общения, лежащих в основе национального речевого этикета. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся.

4

Письмо (культура письменной речи)

Создание небольших по объёму письменных высказываний по проблемам, поставленным в изучаемых произведениях.

5

Библиографическая культура

Выбор книг по обсуждаемой проблематике, в том числе с опорой на список произведений для внеклассного чтения, рекомендованных в учебнике. Использование соответствующих возрасту словарей и энциклопедий, содержащих сведения о русской культуре.

6

Литературоведческая пропедевтика

Практическое использование при анализе текста изученных литературных понятий. Жанровое разнообразие изучаемых произведений: малые и большие фольклорные формы; литературная сказка; рассказ, притча, стихотворение. Прозаическая и поэтическая речь; художественный вымысел; сюжет; тема; герой произведения; портрет; пейзаж; ритм; рифма. Национальное своеобразие сравнений и метафор; их значение в художественной речи.

7

Творческая деятельность обучающихся (на основе изученных литературных произведений)

Интерпретация литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов); с опорой на серию иллюстраций к произведению, на репродукции картин русских художников.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

Обучающийся научится: 

  • осознавать значимость чтения русской литературы для личного развития;
  • для культурной самоидентификации;
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста; совершенствовать в процессе чтения произведений русской литературы читательские умения: читать вслух и про себя, владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;  
  • применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого);
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов);  
  • самостоятельно выбирать интересующую литературу, формировать и обогащать собственный круг чтения;  пользоваться справочными источниками для понимания текста и получения дополнительной информации.

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
  • высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;
  • высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;
  • создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.
  • создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
  • создавать иллюстрации к произведениям;
  • создавать в группе сценарии и проекты.
  • делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  • создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • способность к самооценке;
  • чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
  • представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
  • ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
  • регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
  • эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках;
  • эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
  • познавательная мотивация учения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • чувства понимания и любви к живой природе, бережного отношения к ней;
  • устойчивого стремления следовать в поведении моральным нормам;
  • толерантного отношения к представителям разных народов и конфессий.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Обучающийся получит возможность:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнены действия как по ходу их выполнения, так и в результат проведенной работы;
  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
  • сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;
  • работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличительные от собственных;
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
  • точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
  • владеть диалогической формой речи;
  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

Разделы

Количество часов

Виды учебной деятельности обучающихся

Формы контроля

  1. Мир детства 
  1. час

1

Я и книги

Испокон века книга растит человека Произведения, отражающие ценность чтения в жизни человека, роль книги в становлении личности. Например: С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»). Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»). С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент) 

5 часов

Учебный диалог:

обсуждение вопроса «Что могли в детстве читать знаменитые люди, жившие много лет назад?». Слушание текста: 

восприятие на слух художественных произведений, которые читает учитель, понимание содержания произведения, ответы на вопросы.

Чтение вслух:

чтение небольших отрывков из произведений целыми словами; поиск ответов на вопросы, например: «Чем отличались книги того времени, которое вспоминает Д. Н. Мамин-Сибиряк, от современных книг? Как ты думаешь, почему читать о путешествиях нравилось многим мальчикам и девочкам?» Объяснение своей позиции с опорой на информацию, представленную в тексте.

Чтение про себя:

  • чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию;
  • чтение историко-культурного комментария к произведениям, отдельных фактов биографии авторов изучаемых текстов.

Учебный эксперимент «Путешествие во времени»:

«Перенесёмся на 160 лет назад…». Сравнение своей читательской позиции со взглядами героев произведения.

Работа в группе:

самостоятельное чтение фрагментов книги из детского круга чтения знаменитых людей; сравнение своего восприятия текста с позицией рассказчика. Объяснение значения слов с привлечением словаря.

Чтение вслух:

работа с текстом автобиографической повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Учебный эксперимент «Путешествие во времени»: 

«Перенесёмся на 220  лет назад…»;

чтение отрывков из журнала «Детское чтение», который читал герой повести.

Понимание значения слов и выражений в тексте: обсуждение значения слов.

Творческая работа:

  • составление сообщения о самостоятельном чтении научно-популярных рассказов, написанных в форме диалога.
  • пересказ текста;
  • использование в своём пересказе лексики, встретившейся в тексте.

Наблюдение:

рассматривание репродукций картин, соотнесение с содержанием прочитанного текста. Работа в группе: 

поиск информации в тексте, объяснение смысла высказывания участникам группы.

Творческая работа:

создание собственного устного и письменного текста на основе художественного произведения с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Учебный диалог о круге чтения современного читателя.

Внеклассное чтение:

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Творческая работа

2

Я взрослею

Скромность красит человека. Пословицы о скромности. Произведения, отражающие традиционные представления о скромности как черте характера. Например: Е. В. Клюев. «Шагом марш». И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша»

Любовь всё побеждает Произведения, отражающие традиционные представления о милосердии, сострадании, сопереживании, чуткости, любви как нравственно-этических ценностях, значимых для национального русского сознания. Например: Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». И. С. Тургенев. «Голуби»

5 часов

Учебный диалог перед чтением текстов раздела:

о сильных и слабых сторонах характера растущего человека, о том, какие качества и черты характера хотелось бы в себе воспитать.

Выразительное чтение части текста с целью выразить авторское отношение к герою.

Чтение вслух:

  • чтение произведений малых жанров фольклора;
  •  обсуждение проблемного вопроса «Кому чаще свойственна скромность  — тому, кто многое умеет, или тому, кто почти ничего не умеет?».

Чтение про себя:

  • чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию;
  • чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.  

Работа в парах:

  • чтение по ролям стихотворения;
  • наблюдение за игрой слов, которую использует автор.

 Характеристика героев произведения:

 эмоционально-нравственная оценка поступков героев. Работа с малыми фольклорными жанрами: 

объяснение значения пословиц.

 Учебный диалог при обсуждении итогового вопроса подраздела «Что такое скромность?»;

высказывание собственной позиции по этому вопросу, её обоснование.

Внеклассное чтение:

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя

Проверка навыка чтения вслух

3

Я и моя семья

Такое разное детство Произведения, раскрывающие мир русского детства: взросление, особенность отношений с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Например: Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент). М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик» (главы «Маленький мир», «Мой первый „полёт”»). О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку», «Про чистоту»). К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент)

6 часов

Чтение про себя:

чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.  Творческое задание: 

конструирование текста на основе фрагментов повести на одну из тем: «Домик детства», «Бабушкино утро», «Дедушкино утро».  

Понимание значения слов и выражений в тексте: определение и уточнение значений слов.

Работа с тестом М. В. Водопьянова «Полярный лётчик»:

обсуждение вопроса «Какие качества характера помогли Михаилу осуществить свою мечту и стать лётчиком?».

 Работа с текстом повести Е. Н. Верейской «Три девочки»: обсуждение проблематики текста:

  • жизнь взрослых и детей, переживших блокаду Ленинграда;  
  • рассматривание фотографий;
  • осознание с их помощью исторических реалий (блокадный хлеб, бомбоубежище);
  • объяснение значения слов и выражений (что такое блокада, блокадный город);
  • поиск в тексте ответов на вопрос о характерах главных героев, о том, что помогло им выстоять, сохранить дружбу и радость жизни.

Учебный диалог, в ходе которого обсуждаются вопросы «Считали ли герои прочитанных произведений своё детство счастливым? Как невзгоды, пережитые в детстве, формируют характер?». Внеклассное чтение: 

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя

Текущий (тест)

4

Я фантазирую и мечтаю

Придуманные миры и страны Отражение в произведениях фантастики проблем реального мира. Например: Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент). В. П. Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне» (фрагменты)

5 часов

Учебный диалог перед чтением произведений подраздела «Я фантазирую и мечтаю»:

 обсуждение вопросов «Почему люди любят мечтать; зачем писатели увлекают нас рассказами о далёких и близких фантастических мирах?».

Работа в группе:

чтение по ролям диалогов из повести Т. В. Михеевой «Асино лето».

Обсуждение проблемного вопроса: «Как защитить планету от зла?» Чтение отрывков из текста В. П. Крапивина «Голубятня на жёлтой поляне» по ролям.  Характеристика текста художественного произведения: 

  • формулирование выводов о том, что в произведениях фантастики отражаются проблемы реального мира; актуализация внимательного отношения к деталям в художественных произведениях подраздела.

Внеклассное чтение:

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя

Проверочная работа

  1. Россия – Родина моя

13 часов

5

Родная страна во все времена сынами сильна

Произведения о выдающихся представителях русского народа. Например: Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»). Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»)

3 часа

Учебный диалог перед чтением:

обсуждение того, какая связь может быть между купцом, «который несколько лет путешествовал по заморским странам и умер в неизвестности, не дойдя до родной земли», и космонавтом, «который за 108 минут облетел Землю и которого встречали тысячи людей».

Чтение вслух:

работа с текстами об Афанасии Никитине и о Юрии Гагарине.

Чтение про себя:

чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

Понимание значения слов и выражений в тексте:

  • поиск значений незнакомых слов в словаре;
  • работа с географическими названиями.

Работа с иллюстрациями к тексту:

соотнесение иллюстраций с текстовым материалом. Работа с картой, на которой показано путешествие русского купца Афанасия Никитина:

понимание информации, представленной на карте.  Работа в группе:

обсуждение проблемного вопроса о композиции текста.

Выразительное чтение вслух отрывков текста. Учебный диалог:

обсуждение вопроса, есть ли что-то общее между Афанасием Никитиным и Юрием Гагариным. Внеклассное чтение: 

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендованный список в учебнике и рассказ учителя.

Текущий

6

Что мы Родиной зовём

Широка страна моя родная

Произведения, отражающие любовь к Родине, красоту различных уголков родной земли. Например: А. С. Зеленин. «Мамкин Василёк» (фрагмент). А. Д. Дорофеев. «Веретено». В. Г. Распутин. «Саяны». Сказ о валдайских колокольчиках

4 часа

Учебный диалог перед чтением произведений подраздела:

обсуждение мощи нашей страны, особенностей характера русских людей.

Чтение вслух:

работа с текстом А.  Д.  Дорофеева «Веретено», обсуждение вопроса, как большое складывается из малого.

Чтение про себя:

  • чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию;
  • чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению.

Характеристика текста художественного произведения:

осознание главной мысли текста.

Работа с новым фольклорным жанром — сказом: выявление позиции и роли рассказчика.  Понимание значения слов и выражений в тексте: расшифровка, перевод на современный русский язык смысла высказывания князя: «Вечу колоколу не быти, посаднику не быти, а государство все нам держати!»

Работа в паре:

выбор и анализ одного из текстов; обсуждение ключевых вопросов «Может ли природа влиять на характер человека? Какие черты характера могут быть у людей, которые живут рядом со скалами или в тундре?».

Учебный диалог:

формулирование вывода после прочтения произведений подраздела.  

Внеклассное чтение:

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя

Текущий

Фронтальный опрос

7

О родной природе

Под дыханьем непогоды

Поэтические представления русского народа о ветре, морозе, грозе; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например: Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе. А. Н. Апухтин. «Зимой». В. Д. Берестов. «Мороз». А. Н. Майков. «Гроза». Н. М. Рубцов. «Во время грозы»

6 часов

Чтение вслух:

чтение фольклорных и художественных произведений: загадок, пословиц, сказок, стихов, рассказов (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст); выразительное чтение стихотворений.

Чтение про себя:

чтение небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению. Лексическая работа: 

продолжение ряда однокоренных слов.  Выбор стихотворения и выразительное чтение наизусть.

Характеристика текста художественного произведения:

  • сопоставление тематически близких произведений фольклора и русской литературы;
  • поиск в тексте олицетворения; сравнение стихотворений, объединённых одной темой.

Наблюдение:

рассматривание репродукций картин, сравнение эмоционального фона.

Характеристика формы художественного произведения:

осознание особенностей образов; поиск тропов — эпитетов, олицетворений, метафор.

Проверочная работа.

Внеклассное чтение:

выбрать книгу для дополнительного чтения, опираясь на рекомендательный список в учебнике и рассказ учителя.

Проверочная работа

ИТОГО

34 часа

Календарно - тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

По плану

По факту

Раздел 1.  Мир детства (21 ч)

 «Я и мои книги» (5часов)

1

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»)

2

С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука» (фрагмент главы «Последовательные воспоминания»)

3

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Из далёкого прошлого» (глава «Книжка с картинками»)

4

Ю. Н. Тынянов. «Пушкин» (фрагмент)

5

С. Т. Григорьев. «Детство Суворова» (фрагмент)

«Я взрослею» (5 часов)

6

Пословицы о скромности

7

Е. В. Клюев. «Шагом марш»

8

И. П. Токмакова. «Разговор татарника и спорыша»

9

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления».

10

И. С. Тургенев. «Голуби»

«Я и моя семья» (6 часов)

11

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент)

12

Е. Н. Верейская. «Три девочки» (фрагмент)

13

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»)

14

М. В. Водопьянов. «Полярный лётчик (главы «Маленький мир», «Мой первый «полет»)

15

О. В. Колпакова. «Большое сочинение про бабушку» (главы «Про печку»,

«Про чистоту»)

16

К. В. Лукашевич. «Моё милое детство» (фрагмент)

«Я фантазирую и мечтаю» (5 часов)

17

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент)

18

Т. В. Михеева. «Асино лето» (фрагмент)

19

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты)

20

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты)

21

Проверочная работа по итогам изучения раздела

Раздел №2. «Россия – Родина моя» (13 часов)

«Родная страна во все времена сынами сильна» (3 часа)

22

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»)

23

Е. В. Мурашова. «Афанасий Никитин» (глава «Каффа»))

24

Ю. М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе» (глава «В школу»)

В. П. Крапивин. «Голубятня на желтой поляне» (фрагменты)

«Что мы Родиной зовём» (4 часа)

25

А.Д. Дорофеев «Веретено». Сказ о валдайских колокольчиках.

26

М.Я. Бородицкая «В гостях у лесника»

27

Г.Я. Снегирев «Карликовая береза»

28

В.Г. Распутин «Саяны»

«О родной природе» (6 часов)

29

Русские народные загадки о ветре, морозе, грозе

30

А. Н. Апухтин. «Зимой»

31

В. Д. Берестов. «Мороз»

32

А. Н. Майков. «Гроза»

33

Н. М. Рубцов. «Во время грозы»

34

Проверочная работа по итогам изучения раздела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке (3 класс)

Рабочая программа по  предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 3 класса  разработана на основе:Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 4 класс

Учебно – методический комплекс:Литературное чтение. 4 класс: учебная хрестоматия в 2частях/ Л.А. Ефросинина.- М.: «Вентана – Граф», 2016г....

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1-4 по УМК "Перспектива"...