РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1 -4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 классы» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальной школы №24».
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализуется с использованием авторской программы Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_liter._cht._na_rodnom_yazyke.docx | 35.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
начального общего образования,
утвержденной приказом по школе
от 31.08.2019 № 620
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Литературное чтение на родном языке»
для 3 класса
на 2019-2020 учебный год
учителя начальных классов:
Топчий Валентины Афанасьевны
Литературное чтение на родном (русском) языке
Пояснительная записка
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1 -4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 классы» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальной школы №24».
Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализуется с использованием авторской программы Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план в МБОУ «НШ №24» предусматривает обязательное изучение литературного чтения на родном (русском)языке в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю). Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные
У обучающегося будут сформированы умения:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования умения:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;
- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
- делить текст на части, составлять простой план;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- находить в тексте материал для характеристики героя;
- подробно и выборочно пересказывать текст;
- составлять рассказ-характеристику героя;
- по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
- высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
- различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Обучающийся получит возможность научиться:
- составлять устные и письменные описания;
- видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.
Содержание учебного предмета
№ | Разделы | Класс |
3 | ||
1 | Самое великое чудо на свете | 1 |
2 | Устное народное творчество | 3 |
3 | Поэтическая тетрадь 1 | 2 |
4 | Великие русские писатели | 6 |
5 | Поэтическая тетрадь 2 | 1 |
6 | Литературные сказки | 3 |
7 | Были-небылицы | 3 |
8 | Поэтическая тетрадь 1 | 1 |
9 | Люби живое. | 4 |
10 | Поэтическая тетрадь 2 | 1 |
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 3 |
12 | По страницам детских журналов | 2 |
13 | Зарубежная литература | 2 |
14 | Обобщающий урок | 1 |
Итого: | 34ч. |
«Самое великое чудо на свете» 1 ч
- «Первопечатник Иван Федоров».
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.
«Русские-народные сказки» 3 ч
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
- «Иван-царевич и серый волк».
- «Сивка-Бурка».
Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
«Поэтическая тетрадь 1» 2 ч
- Ф. Тютчев, А. Фет. Стихи.
- И. Никитин, И. Суриков. Стихи.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
«Великие русские писатели» 6 ч
- А.С. Пушкин. Стихи.
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
- И.А. Крылов. Басни.
- М.Ю. Лермонтов. Стихи.
- Л.Н. Толстой «Прыжок».
- Л.Н. Толстой. Рассказы.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
«Поэтическая тетрадь 2» 1ч
- Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин. Стихи.
Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения); выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); составлять отзыв о понравившемся произведении.
«Литературные сказки» 3ч
- Д. Мамин-Сибиряк. Сказки.
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
- В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.
«Были – небылицы» 3ч
- М. Горький «Случай с Евсейкой».
- К. Паустовский «Растрепанный воробей».
- А. Куприн «Слон».
Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.
«Поэтическая тетрадь 1» 1 ч
- А. Блок, С. Есенин. Стихи.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть; безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения; не допускать искажения ударений.
«Люби живое» 4 ч
- И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
- В. Бианки. Рассказы.
- Б. Житков. Рассказы о животных.
- В. Драгунский. Рассказы.
Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.
«Поэтическая тетрадь 2» 2 ч
- С. Маршак, А. Барто. Стихи.
- С. Михалков, Е. Благинина. Стихи.
Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).
«Собирай по ягодке –наберешь кузовок» 3ч
- А. Платонов «Цветок на земле».
- М. Зощенко «Золотые слова».
- Н. Носов. Рассказы.
Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
«По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки». 2ч
- Ю. Ермолаев. Рассказы.
- Г. Остер «Вредные советы».
Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме; готовить сообщение по теме, используя информацию журнала; читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.
«Зарубежная литература» 2 ч
- «Мифы Древней Греции».
- Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире; сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.
Календарно - тематическое планирование
№ | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности обучающегося, оборудование | ||
план | факт | ||||
1 | «Первопечатник Иван Федоров». С. 8-12. | Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. | |||
2 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». С. 22-27. | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. | |||
3 | «Иван-царевич и серый волк». С. 28-39. | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. | |||
4 | «Сивка-Бурка». С.40-50. | Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. | |||
5 | Ф. Тютчев, А. Фет. Стихи. С. 62-65. | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |||
6 | И. Никитин, И. Суриков. Стихи. С. 66-77. | Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |||
7 | А.С. Пушкин. Стихи. С. 81-91. | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. | |||
8 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». С. 92-129. | Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. | |||
9 | И.А. Крылов. Басни. С. 130-139. | Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл. | |||
10 | М.Ю. Лермонтов. Стихи. С. 140-147. | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. | |||
11 | Л.Н. Толстой «Прыжок». С. 156-159. | Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | |||
12 | Л.Н. Толстой. Рассказы С. 160-163. | Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. | |||
13 | Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин. Стихи. С. 167-177. | Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. | |||
14 | Д. Мамин-Сибиряк. Сказки. 179-187. | Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. | |||
15 | В. Гаршин «Лягушка-путешественница». С. 188-195. | Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | |||
16 | В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». С. 196-208. | Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. | |||
17 | М. Горький «Случай с Евсейкой». С. 3-11. | Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. | |||
18 | К. Паустовский «Растрепанный воробей». С. 12-24. | Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | |||
19 | А. Куприн «Слон». С. 25-41.
| Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. | |||
20 | А. Блок, С. Есенин. Стихи. С. 50-56. | Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. | |||
21 | И. Соколов-Микитов «Листопадничек». С. 60-67. | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | |||
22 | В. Бианки. Рассказы. С. 73-82. | Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | |||
23 | Б. Житков. Рассказы о животных. С. 83-97. | Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. | |||
24 | В. Драгунский. Рассказы. С. 102-106. | Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | |||
25 | С. Маршак, А. Барто. Стихи. С. 109-115. | Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. | |||
26 | С. Михалков, Е. Благинина. Стихи. С. 116-119. | Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. | |||
27 | А. Платонов «Цветок на земле». С. 129-136. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. | |||
28 | М. Зощенко «Золотые слова». С. 144-153. | Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. | |||
29 | Н. Носов. Рассказы. С. 164-172. | Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. | |||
30 | Ю. Ермолаев. Рассказы. С. 179-183. | Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. | |||
31 | Г. Остер «Вредные советы». С. 183-186. | Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. | |||
32 | «Мифы Древней Греции». С. 189-199. | Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. | |||
33 | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С. 200-215. | Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). | |||
34 | Обобщающий урок. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....
Рабочая программа по предмету Чтение на родном языке 2 класс
Рабочая программа по предмету Чтение на родном языке 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс по ФГОС...