РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс)

 Топчий Валентина Афанасьевна

                                                           Пояснительная записка

          Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1 -4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 классы» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальной школы №24».

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализуется с использованием авторской программы Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_liter._cht._na_rodnom_yazyke.docx35.53 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

                                                           начального общего образования,

                                                           утвержденной приказом по школе

                                                           от 31.08.2019 № 620

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебного предмета

«Литературное чтение на родном языке»

для 3 класса

на 2019-2020 учебный год

 

 

учителя начальных классов:

 

Топчий Валентины Афанасьевны

 


Литературное чтение на родном (русском) языке

                                                           Пояснительная записка

          Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке 1 -4 классы» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке. 1-4 классы» является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Начальной школы №24».

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» реализуется с использованием авторской программы Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014 год.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план в МБОУ «НШ №24» предусматривает обязательное изучение литературного чтения на родном (русском)языке в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю). Реализация рабочей программы направлена на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке».

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные

У обучающегося будут сформированы умения:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,

учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебной задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования умения:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/ неуспешности учебной деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства;

- установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
  • самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
  • делить текст на части, составлять простой план;
  • самостоятельно формулировать главную мысль текста;
  • находить в тексте материал для характеристики героя;
  • подробно и выборочно пересказывать текст;
  • составлять рассказ-характеристику героя;
  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
  • относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
  • различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • составлять устные и письменные описания;
  • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения.

Содержание учебного предмета

Разделы

Класс

3

1

Самое великое чудо на свете

1

2

Устное народное творчество

3

3

Поэтическая тетрадь 1

2

4

Великие русские писатели

6

5

Поэтическая тетрадь 2

1

6

Литературные сказки

3

7

Были-небылицы

3

8

Поэтическая тетрадь 1

1

9

Люби живое.

4

10

Поэтическая тетрадь 2

1

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

3

12

По страницам детских журналов

2

13

Зарубежная литература

2

14

Обобщающий урок

1

Итого:

34ч.

«Самое великое чудо на свете» 1 ч

  • «Первопечатник Иван Федоров».

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений) Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.

«Русские-народные сказки» 3 ч

  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Иван-царевич и серый волк».
  • «Сивка-Бурка».

Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

«Поэтическая тетрадь 1» 2 ч

  • Ф. Тютчев, А. Фет. Стихи.
  • И. Никитин, И. Суриков. Стихи.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

«Великие русские писатели» 6 ч

  • А.С. Пушкин. Стихи.
  • А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
  • И.А. Крылов. Басни.
  • М.Ю. Лермонтов. Стихи.
  • Л.Н. Толстой «Прыжок».
  • Л.Н. Толстой. Рассказы.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

«Поэтическая тетрадь 2» 1ч

  • Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин. Стихи.

Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения; характеризовать выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения); выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); составлять отзыв о понравившемся произведении.

«Литературные сказки» 3ч

  • Д. Мамин-Сибиряк. Сказки.
  • В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
  • В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Умение составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные.

«Были – небылицы» 3ч

  • М. Горький «Случай с Евсейкой».
  • К. Паустовский «Растрепанный воробей».
  • А. Куприн «Слон».

Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение.

«Поэтическая тетрадь 1» 1 ч

  • А. Блок, С. Есенин. Стихи.

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию читать стихотворные произведения наизусть; безошибочно читать незнакомый текст с соблюдением норм литературного произношения; не допускать искажения ударений.

«Люби живое» 4 ч

  • И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
  • В. Бианки. Рассказы.
  • Б. Житков. Рассказы о животных.
  • В. Драгунский. Рассказы.

Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста.

«Поэтическая тетрадь 2» 2 ч

  • С. Маршак, А. Барто. Стихи.
  • С. Михалков, Е. Благинина. Стихи.

Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой); читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

«Собирай по ягодке –наберешь кузовок» 3ч

  • А. Платонов «Цветок на земле».
  • М. Зощенко «Золотые слова».
  • Н. Носов. Рассказы.

Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).

«По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки».

  • Ю. Ермолаев. Рассказы.
  • Г. Остер «Вредные советы».

Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме; готовить сообщение по теме, используя информацию журнала; читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению.

«Зарубежная литература» 2 ч

  • «Мифы Древней Греции».
  • Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире; сравнивать сказки разных народов, сочинять свои сказки; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме; проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инсценировании произведений зарубежной литературы.

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема урока

Основные виды

учебной деятельности обучающегося, оборудование

план

факт

1

«Первопечатник Иван Федоров». С. 8-12.

Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги.

2

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

С. 22-27.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним.

3

«Иван-царевич и серый волк». С. 28-39.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним.

4

«Сивка-Бурка».

С.40-50.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним.

5

Ф. Тютчев, А. Фет. Стихи. С. 62-65.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

6

И. Никитин, И. Суриков. Стихи.

С. 66-77.

Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности.

Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

7

А.С. Пушкин. Стихи.

С. 81-91.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

8

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». С. 92-129.

Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

9

И.А. Крылов. Басни.

С. 130-139.

Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

10

М.Ю. Лермонтов. Стихи. С. 140-147.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

11

Л.Н. Толстой «Прыжок». С. 156-159.

Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

12

Л.Н. Толстой. Рассказы

С. 160-163.

Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

13

Н. Некрасов, К. Бальмонт, И. Бунин. Стихи. С. 167-177.

Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

14

Д. Мамин-Сибиряк. Сказки. 179-187.

Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов.

15

В. Гаршин «Лягушка-путешественница».

С. 188-195.

Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

16

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

С. 196-208.

Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

17

М. Горький «Случай с Евсейкой». С. 3-11.

Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

18

К. Паустовский «Растрепанный воробей». С. 12-24.

Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

19

А. Куприн «Слон».

С. 25-41.

 

Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов.

20

А. Блок, С. Есенин. Стихи. С. 50-56.

Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно.

21

И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

С. 60-67.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

22

В. Бианки. Рассказы.

С. 73-82.

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

23

Б. Житков. Рассказы о животных. С. 83-97.

Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных.

24

В. Драгунский. Рассказы. С. 102-106.

Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

25

С. Маршак, А. Барто. Стихи. С. 109-115.

Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому.

26

С. Михалков, Е. Благинина. Стихи. С. 116-119.

Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения.

27

А. Платонов «Цветок на земле». С. 129-136.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

28

М. Зощенко «Золотые слова». С. 144-153.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.

29

Н. Носов. Рассказы.

С. 164-172.

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей.

30

Ю. Ермолаев. Рассказы. С. 179-183.

Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

31

Г. Остер «Вредные советы». С. 183-186.

Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию.

32

«Мифы Древней Греции». С. 189-199.

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

33

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». С. 200-215.

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).

34

Обобщающий урок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по предмету Чтение на родном языке 2 класс

Рабочая программа по предмету Чтение на родном языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа  России"...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс по ФГОС...