Методическая разработка урока "Путешествие по Былям- небылицам"
методическая разработка по чтению (3 класс)
Обобщение знаний по разделу "Были -небылицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_puteshestvie_po_bylyam-nebylitsam.docx | 27.6 КБ |
puteshestvie_po_bylyam-_nebylitsam.ppt | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Окружающий мир | ||
Класс: 3 | ||
Тема: Путешествие по «Былям-небылицам» | ||
Тип урока: обобщение знаний | ||
Цель: обобщить знания учащихся по разделу «Были-небылицы» | ||
Педагогические задачи: способствовать расширению словарного запаса учащихся; формированию умения находить в тексте необходимую информацию (автора произведения, пропущенные слова; эпизоды, в которых простые вещи превращаются в волшебные); развитию творческой самостоятельности (придумывание сказочных и реальных историй по рисунку в учебнике) | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: научатся задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте; формулировать вывод | Метапредметные: познавательные: проявляют индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, в инсценировании; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям; используют в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.) | Личностные: проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике |
Образовательные ресурсы: Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии; портреты писателей; выставка книг писателей; аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», авт. Л. Ф. Климанова, 3 класс; аудио- и видеозаписи песен, музыкальных произведений |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы |
I. Организация начала урока | Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. | Сообщают о готовности | Слушают в со-ответствии |
.
– Проверим готовность к уроку. – Здравствуйте! Были-были-небылицы Продолжаем изучать. Будем четко ход событий В наших книжках отмечать | моготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока») | с целевой установкой, принимают и сохраняют организационные задачи | |
II. Актуализация опорных знаний. 1. Проверка домашнего задания. 2. Речевая разминка, дыхательная гимнастика | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. – Чтобы заветная дверь в литературную страну «Были-небылицы» открылась, мы должны быстро и грамотно произнести скороговорку. У черепашьего черепашонка У черепашьего черепашонка На черепашьих лапчонках На черепашьей спинке Черепашьи чоботы. Из костяных пластинок Черепашья рубашонка. – Прочитайте «птичьим базаром». – Прочитайте медленно. – Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче. – Прочитайте с вопросительной интонацией. – Прочитайте с восклицательной интонацией. – Кто быстрее произнесет скороговорку? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке | Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Дорогие ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по литературной стране «Были-небылицы». – Определите цели урока, используя опорные слова: Мы познакомимся с…. | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осознанно |
Мы узнаем… Мы вспомним... Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… | и произвольно строят речевое высказывание в устной форме | ||
IV. Станция «Сочиняем небылицы о морском погружении». 1. Отгадывание загадок. 2. Сочинение небылицы | – Отгадайте загадки и вспомните других морских обитателей (см. ресурсный материал). – Вы вспомнили некоторых морских обитателей. Вместе с черепахой мы оказались на морском дне. Придумайте небылицу и расскажите историю о том, как вы оказались рядом с морскими обитателями | Отгадывают загадки, показывают на иллюстрации отгаданных морских животных. Рассказывают об их образе жизни. Придумывают небылицы и рассказывают истории о том, как они оказались рядом с морскими обитателями | Осуществляют анализ объектов с опорой на визуализацию, выделяют последовательность развития сюжета |
V. Станция «Распутываем небылицу про слона». 1. Работа по карточкам. | – Вот вы вернулись из морского погружения. Послушайте небылицу «У слона на дне рождения» и догадайтесь, кто еще был у него в гостях. Слоги в словах перепутались. Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов. Изучите эти строчки, Сложите правильно кусочки. Читает небылицу. Это было в воскресенье Раз, два, три, четыре, пять, У слона на дне рожденья. Помоги гостей собрать: Гости пели, веселились, Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил, Приседали и кружились, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-рил, Так кружились, так вертелись, Ена-мот-ге-бе-раф-ги, Что на части разлетелись. Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи! | Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Слушают небылицу «У слона на дне рождения». Складывают слоги и получают слова: антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Договариваются и приходят к общему |
2. Краткий пересказ произведения А. Куприна «Слон» | – Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел… Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? | мнению при работе в паре. Учитывают мнение соседа по парте. Осуществляют контроль | |
– Расскажите историю про слона от имени хозяина зверинца | Рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца | ||
VI. Станция «Словесный конструктор» | – Перед вами «словесный» конструктор. Соберите образное выражение (см. ресурсный материал). Как вы понимаете смысл этого выражения? – Подумайте: главную мысль какой сказки раздела «Были-небылицы» отражает это выражение? | Собирают крылатое выражение из пазлов. – От маленькой радости смеются, а от большой плачут. | Понимают |
– А вы когда бываете счастливы? – Плакали ли вы когда-нибудь от счастья? – Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку. – Что означает слово счастье для каждого из героев рассказа? | |||
– Назовите всех героев произведения. Сколько их? | – Героев восемь: Маша, ворона, мама, папа, Пашка, Петровна, милиционер, автор (рассказчик). | ||
– Дайте характеристику героям сказки (см. ресурсный материал). | Дают характеристику героям сказки. | ||
– Что сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки? | – Данная сказка авторская, нет зачина, концовки и троекратного повтора… |
VII. Самостоятельная работа по карточкам | Проводит самостоятельную работу по карточкам (см. ресурсный материал). – Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова. Карточка 1. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1) «От маленькой радости смеются…»; 2) «а от большой – плачут»; 3) «и крупный снег…»; 4) «счастливые сны…». Карточка 2. А. И. Куприн. «Слон». Вставить: 1) «Ноги толстые, как столбы»; 2) «уши большие, как лопухи»; 3) «хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец». Карточка 3. М. Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно крупные вишни» | Выполняют самостоятельную работу. Вставляют пропущенные слова | Анализируют, находят общее и различия, делают выводы. Осуществляютконтроль по результату |
VIII. Станция «Игра в путаницу» | Проводит игру в путаницу (см. ресурсный материал). – Как можно играть в путаницы? Да вот так, например: разделить все строки стихотворения на две части. Первые слова каждой строчки написаны слева, а продолжение – справа на отдельных полосках. Полоски эти перепутаны (первоначально их кладут в том порядке, в каком они пронумерованы), получается бессмыслица. Задача играющего – разложить полоски правильно, чтобы каждая оказалась на своем месте по смыслу написанного. После расстановки карточек должно получиться: Злой кабан точил клыки, Портной сшил себе штаны, Пароход давал гудки, Еж гонялся за мышами, Соловей сидел на ветке, Чиж летал под облаками, Дикобраз томился в клетке, Рак усами шевелил, Кошка хвостик свой ловила, Стол накрыт к обеду был, Маша физику учила, Чайник булькал на костре, Буратино съел блины, Мальчик прыгал во дворе | Работают в парах. Собирают из двух карточек стихотворение-путаницу | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, обосновывают свое мнение |
IX. Домашнее задание | Объясняет домашнее задание. • Выполнить задание в рабочей тетради на с. 60. • Подготовить рассказ о любимом герое раздела «Были-небылицы» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознают, принимают, сохраняют учебные задачи |
X. Итог урока. Рефлексия | Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организует подведение итогов урока обучающимися. Проводит беседу – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Понравилось ли вам путешествие по литературной стране «Были-небылицы»? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам было неинтересно на уроке, у вас возникли трудности, то напишите свое имя синим карандашом. Если было все понятно и интересно, то напишите свое имя красным | Отвечают на вопросы. | Осуществляют самоконтроль учебной деятельности |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка Пошёл Ипат Лопаты покупать. Купил Ипат Пять лопат. Шёл через пруд, Зацепился за прут. Упал в пруд Ипат, Пропали пять лопат.
Отгадай загадки На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно.
Отгадай загадки Хвостом виляет, Зубаста, а не лает.
Отгадай загадки Не кузнец, а с клещами.
Отгадай загадки Голубой аэропланчик Сел на белый одуванчик.
Отгадай загадки На воде увидел ты Белые цветы. Это жители воды На ночь прячут лепестки.
Сочинение историй Сочините историю о том, как вы оказались в пруду.
Найди и вставь нужные слова стр. 43
Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках. Ноги … . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот - … .
- От … смеются, - ответила мама, - а от … плачут. А теперь спи! Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки.
Ползёт, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, …, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук.
Путешествие второе
На Дне рождения у Слона Слоги в словах перепутались. Итак, Начинаем склейку слов Из рассыпанных слогов. Изучите эти строчки, Сложив правильно кусочки.
У слона на дне рождения Это было в воскресенье У слона на дне рождения. Гости пели, веселились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять, Помоги гостей собрать: Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил, Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил, Ена-мот-ге-бе-раф-ги, Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
АНТИЛОПА
КРОКОДИЛ
ДИКОБРАЗ
ШИМПАНЗЕ
БЕГЕМОТ
ЖИРАФ
ЛЕМУР
КОБРА
ГИЕНА
Рассказ об удивительной истории
Путешествие третье
Физкультминутка Звездочёт
Вам пришло письмо
Выполни гимнастику для глаз по схеме:
Путешествие четвёртое
Расскажи о героях
"Весёлая путаница" Ребята, даётся три минуты вам, Чтоб всех расставить по местам!
Ну, ребята, как делишки? Хорошо! – кричат мальчишки. Есть ли новости у вас? Есть! – и начали рассказ … Ходил я в цирк не так давно. А я на речке был. Как было весело, смешно! Разделся и поплыл. Нахохотался я до слёз. И вдруг пошёл ко дну. Там пёс кота в коляске вёз. Я закричал: «Тону!» Там клоун был без головы. А тут ребята шли. Играли в мяч морские львы. Они меня спасли. Погодите-ка, друзья, Ничего не понял я … Повторите всё до точки, Только – чур! – поодиночке …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по разделу"Были-небылицы". УМК "Школа России"
Конспект урока + презентация...
обобщающий урок "Были-небылицы"
УМК "Школа России" литературное чтение, 3 класс...
Урок - путешествие по "Былям -небылицам"
Урок по чтению 3 класс....
Урок по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу "Были-небылицы".
На уроке предлагается ребятам совершить путешествие по литературной стране....
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»...
Методическая разработка урока "Жили-были буквы". Технологическая карта урока.
Открытый урок по литературному чтению(1 класс) по произведению Ирины Токмаковой. Технологическа карта к уроку....