Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»
учебно-методический материал по чтению (3 класс) на тему

Миляева Ирина Владимировна

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorkiy._sluchay_s_evseykoy.doc55.5 КБ
Office presentation icon gorkiy._sluchay_s_evseykoy.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 а

Тема урока: Были-небылицы. М. Горький, «Случай с Евсейкой»

Цели урока: ввести учащихся в новый раздел, добиться понимания его содержания; ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Горького.

Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • познакомились со второй частью учебника;
  • прогнозируют содержание произведения;
  • понимают поступки героев, их эмоциональное состояние.
  • Личностные:
  • формируют любовь к чтению;
  • формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

-Здравствуйте, ребята. Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

2 мин

-Ребята, сегодня на уроке мы начнем изучать 2-ю часть учебника и познакомимся с писателем и новым произведением, а с каким именно, узнаете немного позже.

Размышлять над темой урока

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практический: выполнение упражнений;

решение задач

Практический: физические упражнения

36 мин

3 мин

- Мы с вами начинаем изучать 2 часть учебника. Я надеюсь, что вы будете часто брать в руки учебник, чтобы поработать. Но так же надеюсь, что вы сохраните их в таком же хорошем состоянии. Что же для этого нужно? (Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки страниц. Нужно надеть на учебник обложку, а если понадобиться что-то пометить, использовать карандаш и писать с легким нажимом.)

- Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется? (Были-небылицы) Как вы это понимаете? (Были- это то, что было, а небылицы-то, что придумано и чего на самом деле не было)

-Рассмотрите иллюстрацию, что вы на ней видите? (Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червяка. Лягушки в воздухе).

Это быль или небылица?

-Как вы думаете, с какими произведениями мы будем знакомиться?

-Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе, чему научимся?

Ребята, а с каким писателем мы сегодня познакомимся? (на слайде)

- Что вы знаете об этом писателе? Какие его книги вы читали? («Воробьишко», «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой», «Дед Архип и Лёнька», «Сказки об Италии»)

-Знаете ли вы, как были придуманы истории Максимом горьким. Послушайте об этом.

История рассказов и сказок Горького для детей начинается необычно -  с землетрясения, оно случилась в Италии, тогда Максиму Горькому было 40 лет. Землетрясение произошло в Мессине, пострадали тысячи людей. На утро в Мессину приехал Горький, он думал: «Что же я могу сделать для пострадавших? Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах, им надо строить новые дома, чтобы жить дальше». В руках Горького было могучее оружие – слово. Читатели разных странах прислушивались к его слову и помогли жителям Италии. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Малыши писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги писателю Максиму Горькому для мессинцев.» Письмо было подписано «Школа шалунов». Эти ребята заработали деньги сами, они поставили спектакль, а билеты распродали. Горкий ответил: «Я получил деньги и сердечно благодарю за всех, кому вы помогли.» Он попросил, чтобы эти дети всю жизнь были так же чутки и отзывчивы к чужому горю, пожелал здоровья и любить друг друга, и написал побольше делать шалости, когда будете старичками и старушками станете с веселым смехом вспоминать о шалостях. Дети из школы шалунов прислали Горькому по письму. Они описывали свою жизнь, а 1 мальчик написал: «Дядя Леша! Я тебя люблю! Напиши нам  рассказ про воробьишко, и еще напиши нам какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик убил рыбу Я тебя целую и хотел бы тебя увидеть! Горький и на этот раз не оставил без ответа письмо своих маленьких друзей, но самое главное, он выполнил их просьбу и написал и про воробьишку, и про юного рыболова».

- Почему же Горький стал писать детские рассказы? (По просьбе мальчиков, которые помогали людям, были добры и отзывчивы.)

- Как вы думаете, какой рассказ мы будем читать? («Случай с Евсейкой») Кто-нибудь раньше читал этот рассказ? О чем он? Попробуйте догадаться по иллюстрации. (О том, как Евсейка попал на морское дно).

- Давайте узнаем, с какими морскими жителями нам предстоит встретиться в произведении. (на слайде)

Сейчас я прочитаю рассказ. Внимательно слушайте и следите за текстом. В любой момент я могу прерваться и спросить одного из вас.

-Понравился ли вам рассказ?  Что случилось с Евсейкой? Что мы узнали про Евсейку в начале? Кого он встретил? Как выбрался с морского дна? На самом ли деле эта история произошла с Евсейкой? Это быль или небылица?

Физминутка

Ребята, а сейчас давайте немного подвигаемся под музыку, вставайте и повторяйте движения за мной.

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Рассуждать на тему бережного отношения к книге

Анализировать иллюстрацию из учебника

Размышлять надо предстоящей деятельностью

Знакомиться с новым писателем и его произведениями

Знакомиться с эпизодами из биографии Максима Горького

Размышлять над нравственным поведением

Рассуждать о деятельности

писателя

Анализировать значение «трудных» слов

Слушать учителя

Отвечать на вопросы по пониманию текста

Выполнять физические упражнения

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Личностные:

действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

 

Личностные: установка на ЗОЖ.

Домашнее задание

Словесный: слово учителя

1 мин

Ребята, сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание: читать произведение выразительно.

Записывать домашнее задание

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

Ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? Что вам понравилось/не понравилось?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок.

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Максим Горький (1868-1936)

Слайд 3

Морская звезда

Слайд 4

Лангуст

Слайд 5

Краб

Слайд 6

Актинии

Слайд 7

Морская лилия

Слайд 8

Креветка

Слайд 9

Морская черепаха

Слайд 10

Рак-отшельник

Слайд 11

Кларнет

Слайд 12

Голотурия

Слайд 13

Морской пузырь

Слайд 14

Моллюск

Слайд 15

Сепия

Слайд 16

Сифонофор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению по разделу "Были-небылицы"

Тест по литературному чтению по разделу "Были-небылицы" составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 класса. Вопросы теста проверяют знание учащимися текстов изученных произведений (вопрос 2, 4, 5)...

Проверочная работа по литературному чтению по разделу "Были-небылицы"

Данная работа поможет учителю проверить знания  учащихся  по разделу "Были-небылицы"....

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...