Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке". Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москвы Илюшина Л.В.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
В конспекте даётся подробный анализ произведения В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке" с выборочным чтением, раскрывается реальное устройство музыкальной шкатулки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературному чтению | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
в школе для слепых детей
Тема: В.Ф. Одоевский. Сказка «Городок в табакерке».
Цель: Продолжить работу над сказкой В.Ф. Одоевского. Показать, как в форме сказки писатель знакомит с реальным устройством музыкальной шкатулки.
Коррекционные задачи: Продолжить формировать навык выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы. Пополнять словарный запас учащихся, расширять их кругозор. Развивать фантазию, воображение, память, речь, ориентировку в книге и тексте, тактильную чувствительность. Развивать умение мыслить, анализировать содержание произведения и ответы своих одноклассников.
Оборудование: Музыкальные шкатулки, сборник упражнений по формированию навыков правильного чтения, учебники «Литературное чтение».
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Сели все удобно, правильно: руки и ноги на месте. Начинаем наш урок литературного чтения.
II. Речевая разминка.
- Открываем сборники упражнений по формированию навыков правильного чтения на странице 20.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
В зоопарк идти пора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро,
Шура едет на метро.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Шура видит кенгуру.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
В зоопарке есть бобры.
- Прочитайте «птичьим базаром» (жужжащим чтением).
- Прочитайте, разделяя на слоги.
- Прочитайте орфографически, т.е. так, как написано.
- Прочитайте орфоэпически, т.е. так, как обычно говорим.
- Прочитайте весёлой скороговоркой.
III. Актуализация знаний детей. Введение в тему.
- А сейчас приступаем к теме нашего урока.
- С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке литературного чтения? / «Городок в табакерке»
- Кто автор этого произведения? / В.Ф. Одоевский
- Вокруг какого предмета разворачиваются все события в этом произведении?
- А что вы знаете о табакерке?
- А что вы узнали о музыкальной шкатулке из коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях об окружающей действительности?
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над удивительным произведением В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». И под мелодичное звучание наших музыкальных шкатулок отправимся на обсуждение этого произведения, с которым вчера познакомились. Вместе разберёмся во всём: как реально устроена табакерка, что это за произведение – рассказ или сказка.
- Итак, открываем наши шкатулки и слушаем волшебную музыку. /Прослушивание мелодий шкатулок.
V. Работа над содержанием сказки.
1. Беседа с выборочным чтением.
- Открываем учебники на странице 57 (страница брайлевского учебника).
- Как вы думаете, произведение «Городок в табакерке» - это рассказ или сказка?
- С чего начинается сказка? Прочитайте.
- Скажите, а как выглядела табакерка?
- Найдите в тексте и прочитайте её описание. /страница 156
- Это реальное описание или сказочное?
- А теперь найдите сказочное описание городка. /Миша описывает его, когда находится внутри табакерки. Стр. 162: «Что за улица! Что за городок!..»
- Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?
/ Стр. 158: «И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…»
- Как объяснил Миша устройство табакерки? Прочитайте.
/ Стр. 158: «Сам посмотри… да подумай…»
- Когда же начинается сказка? Найдите этот момент в тексте.
/ В тот момент, когда Миша заснул. Стр. 158: «Между тем музыка играет да играет…»
- Почему Миша не сразу согласился пойти с мальчиком-колокольчиком?
- Что же случилось, когда он всё-таки пошёл за мальчиком в город? Найдите и прочитайте.
/ Стр. 159: «Тут Миша заметил, что над ним был свод…»
- Как объяснил это мальчик-колокольчик?
- Случалось ли вам рисовать «неудачные картинки»? Как вы теперь будете рисовать?
- В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? /Он думал, что они все одинаковые.
- Как это объяснил мальчик-колокольчик? Найдите и прочитайте.
/ Стр. 162: «Ан вот и неправда…»
- Чему позавидовал Миша? /Что колокольчики ничего не делают.
- Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста. / Стр. 163: «Динь-динь-динь! – закричали колокольчики…»
- Бывает ли вам скучно играть в игрушки? Почему такое случается?
- Чему ещё научился Миша в городе Динь-Динь? / Тому, что не всегда плохо, если за тобой присматривают.
- А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?
- Кто объяснил Мише, как получается музыка в табакерке? /Царевна Пружинка
- Найдите и прочитайте, что он услышал.
/ Стр. 166: «Смотрит, золотой шатёр с жемчужной бахромою…»
- Поверил ли Миша Царевне Пружинке?
- Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком? Прочитайте.
/ Стр. 166: «В одно мгновение пружинка с силою развилась…»
- Чем закончилась история?
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся, влево тоже наклоняйся.
Покрутились, повертелись и за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгали. И работать начинаем.
2. Словарно-лексическая работа.
- Какие приговорки или поговорки есть у каждого жителя городка Динь-Динь? / динь-динь-динь, тук-тук-тук, шуры-муры, зиц-зиц-зиц
- Почему писатель В.Ф. Одоевский вложил в уста героев именно такие приговорки? / Они повторяют те звуки, которые на самом деле издают пружинка, валик, молоточки, колокольчики.
- Как называется такой литературный приём, когда повторяются определённые звуки? / звукопись или аллитерация
- С какими устаревшими словами и выражениями вы встретились в сказке?
VI. Итог урока.
- Скажите, пожалуйста, помогла ли вам сказка узнать реальное устройство табакерки?
- Так в чём же оно заключается, это устройство?
/ Пружинка толкает валик, валик вертится и цепляется своими крючками и шпильками за молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, а колокольчики в результате звенят, таким образом получается музыка.
- Как вы думаете, почему писатель решил именно в такой форме рассказать об устройстве табакерки?
- Захотелось ли вам иметь такую музыкальную вещицу?
- Какие уроки вынес для себя Миша, а вместе с ним и вы из беседы с мальчиком-колокольчиком из путешествия по городу Динь-Динь?
VII. Домашнее задание.
- На следующем уроке мы продолжим работу над этой сказкой. Поэтому вы должны ещё раз перечитать сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке», поделить её на части и каждую часть озаглавить. Завтра будем составлять план для пересказа.
VIII. Самооценка работы на уроке.
- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"
Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс, тема "Сказка мудростью богата"
Тип урока: Урок обобщения.Класс: 3Тема: «Сказка мудростью богата».Цели: 1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.
Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе с применением элементов критического мышления....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...