Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке". Учитель ГБОУ ШОР №1 г. Москвы Илюшина Л.В.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

В конспекте даётся подробный анализ произведения В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке" с выборочным чтением, раскрывается реальное устройство музыкальной шкатулки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе

в школе для слепых детей

Тема: В.Ф. Одоевский. Сказка «Городок в табакерке».

Цель: Продолжить работу над сказкой В.Ф. Одоевского. Показать, как в форме сказки писатель знакомит с реальным устройством музыкальной шкатулки.

Коррекционные задачи: Продолжить формировать навык выборочного чтения, грамотного составления ответов на вопросы. Пополнять словарный запас учащихся, расширять их кругозор. Развивать фантазию, воображение, память, речь, ориентировку в книге и тексте, тактильную чувствительность. Развивать умение мыслить, анализировать содержание произведения и ответы своих одноклассников.

Оборудование: Музыкальные шкатулки, сборник упражнений по формированию навыков правильного чтения, учебники «Литературное чтение».

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Сели все удобно, правильно: руки и ноги на месте. Начинаем наш урок литературного чтения.

II. Речевая разминка.

- Открываем сборники упражнений по формированию навыков правильного чтения на странице 20.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

В зоопарк идти пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро,

Шура едет на метро.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Шура видит кенгуру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

В зоопарке есть бобры.

- Прочитайте «птичьим базаром» (жужжащим чтением).

- Прочитайте, разделяя на слоги.

- Прочитайте орфографически, т.е. так, как написано.

- Прочитайте орфоэпически, т.е. так, как обычно говорим.

- Прочитайте весёлой скороговоркой.

III. Актуализация знаний детей. Введение в тему.

- А сейчас приступаем к теме нашего урока.

- С каким произведением мы познакомились с вами на прошлом уроке литературного чтения? / «Городок в табакерке»

- Кто автор этого произведения? / В.Ф. Одоевский

- Вокруг какого предмета разворачиваются все события в этом произведении?

- А что вы знаете о табакерке?

- А что вы узнали о музыкальной шкатулке из коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях об окружающей действительности?

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над удивительным произведением В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». И под мелодичное звучание наших музыкальных шкатулок отправимся на обсуждение этого произведения, с которым вчера познакомились. Вместе разберёмся во всём: как реально устроена табакерка, что это за произведение – рассказ или сказка.

- Итак, открываем наши шкатулки и слушаем волшебную музыку. /Прослушивание мелодий шкатулок.

V. Работа над содержанием сказки.

1. Беседа с выборочным чтением.

- Открываем учебники на странице 57 (страница брайлевского учебника).

- Как вы думаете, произведение «Городок в табакерке» - это рассказ или сказка?

- С чего начинается сказка? Прочитайте.

- Скажите, а как выглядела табакерка?

- Найдите в тексте и прочитайте её описание. /страница 156

- Это реальное описание или сказочное?

- А теперь найдите сказочное описание городка. /Миша описывает его, когда находится внутри табакерки. Стр. 162: «Что за улица! Что за городок!..»

- Что увидел Миша, когда папа открыл крышку табакерки?

/ Стр.  158: «И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса…»

- Как объяснил Миша устройство табакерки? Прочитайте.

/ Стр. 158: «Сам посмотри… да подумай…»

- Когда же начинается сказка? Найдите этот момент в тексте.

/ В тот момент, когда Миша заснул. Стр. 158: «Между тем музыка играет да играет…»

- Почему Миша не сразу согласился пойти с мальчиком-колокольчиком?

- Что же случилось, когда он всё-таки пошёл за мальчиком в город? Найдите и прочитайте.

/ Стр. 159: «Тут Миша заметил, что над ним был свод…»

- Как объяснил это мальчик-колокольчик?

- Случалось ли вам рисовать «неудачные картинки»? Как вы теперь будете рисовать?

- В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики? /Он думал, что они все одинаковые.

- Как это объяснил мальчик-колокольчик? Найдите и прочитайте.

/ Стр. 162: «Ан вот и неправда…»

- Чему позавидовал Миша? /Что колокольчики ничего не делают.

- Почему сами колокольчики не считали себя счастливыми? Докажите словами текста. / Стр. 163: «Динь-динь-динь! – закричали колокольчики…»

- Бывает ли вам скучно играть в игрушки? Почему такое случается?

- Чему ещё научился Миша в городе Динь-Динь? / Тому, что не всегда плохо, если за тобой присматривают.

- А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?

- Кто объяснил Мише, как получается музыка в табакерке? /Царевна Пружинка

- Найдите и прочитайте, что он услышал.

/ Стр. 166: «Смотрит, золотой шатёр с жемчужной бахромою…»

- Поверил ли Миша Царевне Пружинке?

- Что случилось, когда Миша прижал пружинку пальчиком? Прочитайте.

/ Стр. 166: «В одно мгновение пружинка с силою развилась…»

- Чем закончилась история?

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся, влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгали. И работать начинаем.

2. Словарно-лексическая работа.

- Какие приговорки или поговорки есть у каждого жителя городка Динь-Динь? / динь-динь-динь, тук-тук-тук, шуры-муры, зиц-зиц-зиц

- Почему писатель В.Ф. Одоевский вложил в уста героев именно такие приговорки? / Они повторяют те звуки, которые на самом деле издают пружинка, валик, молоточки, колокольчики.

- Как называется такой литературный приём, когда повторяются определённые звуки? / звукопись или аллитерация

- С какими устаревшими словами и выражениями вы встретились в сказке?

VI. Итог урока.

- Скажите, пожалуйста, помогла ли вам сказка узнать реальное устройство табакерки?

- Так в чём же оно заключается, это устройство?

/ Пружинка толкает валик, валик вертится и цепляется своими крючками и шпильками за молоточки, молоточки стучат по колокольчикам, а колокольчики в результате звенят, таким образом получается музыка.

- Как вы думаете, почему писатель решил именно в такой форме рассказать об устройстве табакерки?

- Захотелось ли вам иметь такую музыкальную вещицу?

- Какие уроки вынес для себя Миша, а вместе с ним и вы из беседы с мальчиком-колокольчиком из путешествия по городу Динь-Динь?

VII. Домашнее задание.

- На следующем уроке мы продолжим работу над этой сказкой. Поэтому вы должны ещё раз перечитать сказку В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»,  поделить её на части и каждую часть озаглавить. Завтра будем составлять план для пересказа.

VIII. Самооценка работы на уроке.

- А сейчас давайте оценим свою работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Е.Л.Шварц "Сказка о потерянном времени"

Урок литературного чтения, проведенного с использованием технологии развития критического мышления....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс, тема "Сказка мудростью богата"

Тип урока: Урок обобщения.Класс: 3Тема: «Сказка мудростью богата».Цели:   1. Повторить и обобщить пройденный материал по разделу....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «...