Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Планируемые предметные результаты:
обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moroz_ivanovich.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Учебник «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий и др., 3 класс (изд-во Москва, «Просвещение» 2013 г.) УМК «Школа России»
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Планируемые предметные результаты:
обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять особенности литературной сказки.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия.
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других,формулировать собственное мнение.
Ι. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите, какие книги перед вами.
- Прочитайте названия произведений
(Русская народная сказка «Морозко», сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»)
- Знакомы ли вам эти книги?
- Что общего может быть у этих произведений?
- На какие группы вы бы распределили эти сказки?
(На авторскую и народную)
- Чем авторская сказка отличается от народной?
2. Изучение нового материала.
- Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.
- Откройте учебники на с.140 и прочитайте название сказки.
- Кого вы сразу представили?
- Кто такой Мороз Иванович?
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
– Прочитайте фамилию автора сказки.
Рассказ об авторе с опорой на презентацию.
Владимир Федорович Одоевский был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.
Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.
- У этой сказки есть эпиграф.
(Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл).
- Прочитайте на доске эпиграф : «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь в сказке?
Словарная работа.
- В тексте встретятся незнакомые слова. Попробуйте в парах обсудить значения этих слов
Рубить платки – подшивать платки
Студенец - колодец
Горница –парадная половина крестьянской избы
Почивать – лег спать
Окостенели - замерзли
Стрепня – еда
Затейница – выдумщица
Брильянты – драгоценные камни
Горемычная – жалкая, несчастная
Студеная – холодная
Понадулась – обиделась
Исстари – издавна
Проверка.
- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.
Чтение текста с остановками)
1-я часть (до слов: «Однажды с Рукодельницей…»).
– Как звали девочек? Почему автор их так назвал?
– Прочитайте, как просыпались и проводили свой день Рукодельница и Ленивица.
– Когда мы говорим: «считает мух»? В прямом или переносном смысле употребляется это выражение?
2-я часть (до слов: «Знаю я…»).
– Прочитайте 2-ю часть по ролям (автор, Рукодельница, нянюшка, пирожок, яблонька, Мороз Иванович).
– Какая беда случилась с Рукодельницей?
– Какие слова подтверждают, что нянюшка была строгая и сердитая?
– Какое чудо случилось с Рукодельницей в колодце?
– Прочитайте, о чем попросили ее пирожок, яблонька.
– Как выглядел Мороз Иванович?
3-я часть (до слов: «Так прожила Рукодельница…»).
– Прочитайте по одному абзацу вслух.
– Как Рукодельница могла вернуть ведерко?
– Легко ли было девочке взбивать перину? Почему?
– С чем сравнивается эта работа?
– Сколько вопросов задала девочка старику?
– Какие были вопросы, ответы?
– Почему Мороз Иванович говорит о себе, что он старик добрый?
Физкультминутка
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка –
Увы! – и нет снеговика
4-я часть (до слов: «Ленивице очень не по вкусу было идти…»).
– Прочитайте жужжащим чтением.
– Как отблагодарил дед Рукодельницу?
– Что наказывала нянюшка Ленивице?
5-я часть (до слов: «На третий день приходит…»).
– Прочитайте по цепочке.
– Сравните, как вели себя девочки при встрече с яблонькой, пирожком, Морозом Ивановичем?
– Как взбивала Рукодельница перину, как готовила кушанье, как белье штопала?
– Что думала Ленивица о старике?
– Почему Мороз Иванович тоже был с ней терпеливым?
– Что нужно было Ленивице в колодце?
6-я часть (до конца).
– Прочитайте выразительно.
– Какие подарки получили героини? Почему?
– Объясните слова Мороза: «Жить и служить – разница», «Работа работе рознь».
– Какова главная мысль?
– Как озаглавим 6-ю часть?
– Каким обращением заканчивается сказка?
– Как вы думаете, что здесь правда, а что выдумка?
– Что является шуткой, а что – наставлением?
Работа в группах. Прием кубик.
-Предлагаю поработать в группах и выяснить, как внимательно читали и слушали это произведение. По очереди кидаете кубик и задаете вопросы другой группе.
Определение главной мысли сказки
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?
(Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.)
– Что же оценил Мороз Иванович?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией
Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....
Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...
конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"
Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"...
Конспект урока и презентация В.Одоевский "Мороз Иванович"
Конспект и презентация предназначены для урока литературного чтения в 3 классе....
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...