Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока1 | 30.53 КБ |
конспект урока2 | 27.59 КБ |
презентация к уроку1 | 1.43 МБ |
презентация к уроку2 | 555.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение
Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».
Педагогическая цель | Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать. |
Тип, вид урока | Решение частных задач. |
Планируемые результаты (предметные) | 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: Формирование извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение на основе анализа объектов делать выводы;. Коммуникативные: 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регуляивные: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. |
Основное содержание темы, понятия и термины | |
Образовательные ресурсы | Презентация. |
Сценарий урока
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Актуализация знаний. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | фронтальная беседа | Загадка про сказку, беседа (слайд №1) О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски. Тихонько скрипит половица По комнате ходит …. - Объясните, что такое сказка? (слайд №2) - В чем сходства и отличия народных и авторских сказок? Где черпали идеи авторы для своих сказок? -Какие три вида сказок выделяют? (слайд №3) -Приведите примеры. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную активность к вопросам. | Наблюдения учителя. |
II. Открытие нового знания. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности 1.Работа с текстом до чтения. | Обобщающая беседа. | – Откройте с. и прочитайте название сказки. Кого вы сразу представили? Кто такой Мороз Иванович? – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – Откуда я узнала, что это сказка? – У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора. Кто из вас читал сказки В. Одоевского? Какие? Рассказ об авторе (Слайды №4,5,6,7) – Рассмотрите иллюстрацию на с. . Вы догадываетесь, о чём будет эта сказка? Почему так думаете? – Сколько частей в сказке? (5.) (слайд №8) – У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл. Прочитайте на доске эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся». – Что нам помогают понять эти слова? – Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке? – А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки. Работа с текстом во время чтения Чтение сказки по частям учителем и учениками вслух. Вопросы после чтения 1-й части. – Говорят ли имена девочек об их делах? Что означает слово рукодельница? Какие в нём два корня? (рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками. – Есть ли зачин у сказки? (Есть, но он совсем не похож на народный.) – Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? – Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают. Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.) После чтения 2-й части. – Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? – Кто ей встретился в волшебном колодце и о чём попросил? (Печка с пирожком, яблонька.) – Каким вы себе представили Мороза Ивановича? – С чего началась их встреча? – Как Рукодельница могла бы вернуть ведёрко? – Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика? Предположения детей. – Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше. После чтения 3-й части. – Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему? – Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зелёную травку, про колодец, про стук в окошки зимой.) – Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? – Как отблагодарил её дед? 4-я часть. После чтения 1–2-го абзацев: – Что наказывала нянюшка Ленивице? – Справится ли она с работой? Почему? Предположения детей. После чтения 4-й части. – Было ли вам смешно, когда читали эту часть? Что вас рассмешило? 5-я часть. После 1-го абзаца: – Что значит «платье не починено да и бельё не выштопано»? (Одежда не пригодна для ношения, с дырками.) – Справится ли она с этой работой? – Понравилась ли вам Ленивица? Какой вы её себе представляете? После чтения 5-й части: – Чем наградил Ленивицу старик? Почему? • Выявление первичного восприятия текста. – С кем произошла сказочная история? – Какими впечатлениями вам хотелось бы сейчас поделиться? – Было ли что-то в сказке, что вас обрадовало? Огорчило? Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа. – Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку? (Она не умела ничего делать, была ленивой, грубой.) – Что же оценил Мороз Иванович? (Ум, внимание, трудолюбие.) _ Какие характеристики подойдут Морозу Ивановичу? (Слайд №9) – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? | Отвечают на вопросы учителя Анализ иллюстрации. Предположения детей Отвечают на вопросы. Участвуют в диалоге в соответствии с правилами речевого общения. Формулируют полные ответы на вопросы | Понимают смысл вопросов. Строят речевые высказывания. Учатся анализировать, делать выводы, обобщать. Учатся анализировать, делать выводы, обобщать. | Подведение учащихся к выводу, с помощью логически построенной цепи вопросов. Наблюдение. Наблюдение и обобщение |
V.Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели . | Обобщающая беседа. | - Какие пословицы подходят к сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович»? (Слайд №10) – Как пословицы объясняют, почему у Ленивицы ничего не получилось? – Вспомните основную задачу любой сказки. (Задача любой сказки – раскрыть характер, поступки, мысли и чувства человека, оценить, что хорошо, что плохо.) – Как вы поняли, что в первую очередь пытался оценить в своих героях автор нашей сказки – Владимир Федорович Одоевский? – Ещё раз перечитайте эпиграф к сказке. К каким выводам вы пришли после знакомства со сказкой? Дети высказываются, учитель сообщает, что этот разговор будет продолжен на следующем уроке. | Формулируют полные ответы на вопросы. | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | |
VI.Домашнее задание. | 1.Выделить самый яркий для вас эпизод сказки. Объяснить, чем он привлёк ваше внимание. Подготовить пересказ этого эпизода. (Слайд №11) 2. Нарисовать рисунок к этому эпизоду. |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения
Тема: Авторская сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»2 урок.
Педагогическая цель | Формирование умения выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения, составлять цитатный план.
|
Тип, вид урока | Решение частных задач. |
Планируемые результаты (предметные) | Уметь выражать свое отношение, аргументировать свою точку зрения, составлять план произведения. |
Универсальные учебные действия | Познавательные: 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные: 1.Формирование умения слушать и понимать друг-друга. 2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3.Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения. Регулятивные: 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последова-тельность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстра-цией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные: 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Формы и методы обучения | Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре. Методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Сравнение героев, сказки народной и авторской, цитатный план. |
Образовательные ресурсы | Презентация. |
Этап урока, цель | Методический прием | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Текущий контроль | |
Осуществляемые действия | Формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | фронтальная беседа | Приветствие Прозвенел звонок, Начинается урок. Ну-ка проверяй, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят? Какое у вас настроение? Сегодня на уроке мы продолжим работать со сказкой Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Мы попробуем составить цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. Дадим характеристику героям, (Слайд №1) | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Организуют свое рабочее место. | Проявляют эмоциональную активность к вопросам. | Наблюдения учителя. |
II. Проверка домашнего задания. | Тест по содержанию. Взаимопроверка. (Слайд №2,3) Пересказы запомнившихся эпизодов сказки. Рисунки детей, выполненные дома, помогут ребятам при пересказе. Можно предложить такую схему работы: 1. Уточнение выбора части текста для пересказа. 2. Обоснование выбора. 3. Обращение к выразительным деталям этого фрагмента (возможно выборочное чтение с комментариями). 4. Пересказ. 5. Обсуждение пересказа. Было ли интересно слушать? Что представили? Не потерялось ли что? И при пересказе пр. | Письменно отвечают на вопросы, меняются работами и проверяют.Пересказ отрывков. Анализ иллюстрации. . | Слушают одноклассников, оценивание. . . | Наблюдения учителя, оценка. | |
III.Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме | Работа в парах Физкультминутка | Сравнение двух главных героинь. (Слайд №4) В этой сказке две главных героини. Кто они? Вспомним общее описание девочек. Рассказать о Рукодельнице и Ленивице друг другу. Выполнить это задание вам помогут опорные слова в Рабочей тетради на стр. 47 Заполним таблицу. Слайд Что-то заметили? Всё в сказке Владимира Одоевского «Мороз Иванович» держится на противопоставлении: противопоставляются имена и действия героев, их поступки, речь – то есть вся их жизнь. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Составление цитатного плана (Слайд №5,6) – Сегодня на уроке мы составим цитатный план, который поможет пересказать всю сказку. План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно. Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста. – Значит, мы определим последовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста. – Просмотрите 1-ю часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? (Знакомит с двумя девочками.) – Найдите соответствующие строчки в тексте 1-й части. («... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».) Аналогично проводится работа над другими частями II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». План записывается в рабочей тетради на стр.48 Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой о Морозке. Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская. Вспомните, как родились сказки Пушкина, сказка Ершова. Где они брали темы и сюжеты для своих сказок? (Из народных сказок, услышанных ими в детстве, из общения с крестьянами, из знакомства со сказками других народов.) – Авторскую сказку о Морозе Ивановиче Владимира Одоевского вы уже знаете. А какую народную сказку она вам напоминает? – Сегодня мы вспомним одну из этих сказок – русскую народную сказку «Морозко». Знакомство со сказкой. Рассказывает учитель. Вывод. В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой. (Слайды №7,8,9) | Обдумывают и выбирают подходящие характеристики для главных героинь. Определяют последовательность развития событий и ищут цитаты в тексте. Слушают, сравнивают, находят сходства и различия. | Учатся правильно давать характеристики героям. Учатся составлять цитатный план. Учатся анализировать и сравнивать. | Наблюдение и обобщение. Наблюдение, логическое подведение к выбору цитаты. Наблюдение и обобщение. |
V.Подведение итогов. Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы | Обобщающая беседа. | – Чему же учит эта сказка? В чём её мудрость? – Кого вам больше всего жаль в этой сказке? Почему? – За кого вы больше всего радовались? Переживали? – Встречались ли вам в жизни подобные истории? А люди, похожие на Ленивицу и Рукодельницу? – Справедливо ли была вознаграждена Рукодельница? А наказана Ленивица? – Что вам помогли открыть в себе самих герои этой сказки? – Адресуя свои сказки детям, Одоевский стремился, чтобы в них как можно чаще встречались доброта, а не жестокость; красота, а не безобразное уродство. | Формулируют полные ответы на вопросы. | Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы | Наблюдение и обобщение. |
VI.Домашнее задание. Комментирование задания | Пересказ сказки, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 49 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одоевский Владимир Федорович
Умер Одоевский 27 февраля 1869 в Москве в возрасте 65 лет. По смерти он не оставил ни детей, ни какого-либо состояния. В болезни его поддерживала верная и заботливая жена Ольга Степановна.Она умерла в 1873 г. и со смертью их прекратилась фамилия князей Одоевских. Могила Владимира Одоевского расположена на Донском кладбище в Москве
Владимир Фёдорович Одоевский «Мороз Иванович» Нам даром, без труда ничего не даётся, - недаром исстари пословица ведётся.
Каким показан в сказке Мороз Иванович? Добрый; справедливый; жестокий; щедрый; злой; злопамятный. Мороз Иванович
Собери пословицы: Что посеешь… …такова и награда. Какова работа… …то и пожнёшь. Мало хотеть… … не жди добра. Сделав худо… … надо уметь.
Домашнее задание пересказать понравившийся эпизод сказки нарисовать рисунок к этому эпизоду
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания. Тест по содержанию сказки. Пересказ эпизодов.
Тест. Кто автор сказки «Мороз Иванович»? Что уронила в колодец Рукодельница? Кому принадлежат слова? – «Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведёрко утопила, сама и доставай». Что принесла рукодельница Морозу Ивановичу? Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице? На какой день ленивица попросила Мороза Ивановича отпустить её домой? Что произошло с брильянтом Ленивицы?
Рукодельница (какова?) Ленивица (какова?) трудолюбива зла почтительна высокомерна ленива добра неуважительна, груба скромна
Составление цитатного плана. План – это заглавие частей текста. Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста.
Закончи цитатный план. «В одном доме жили две девочки – Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка». «Будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже». «Я у тебя в долгу не останусь». «Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай». «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».
Строение народной сказки Присказка (вступление к сказке:пословица , поговорка) Зачин (традиционное начало сказки: жили-были…) Развитие действия Концовка («…Стали они жить поживать, да добра наживать…» или нравоучение)
Строение сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»
Присказка Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется . Зачин В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка . Развитие действия Концовка А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...
Домашнее задание Стр.196 – 207 (пересказ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "День Знаний".1 класс Конспект урока с презентацией
Конспект урока с презентацией для 1 класса. В уроке есть кроссворд, игра, викторина....
Конспект урока и презентация по курсу ОРКСЭ 4 класс "Добро и зло" (1-ый урок)
В конспекте урока отражены цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные). В разработке урока есть творческие задания для учащихся. ...
конспект урока и презентация к уроку "Природа и музыка"
Через эмоциональное исполнение песен и осознанное слушание, через сопоставление музыки и живописи воспитывать любовь к природе, интерес к слушан...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...
Конспект урока и презентация В.Одоевский "Мороз Иванович"
Конспект и презентация предназначены для урока литературного чтения в 3 классе....
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...
Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Планируемые предметные результаты:обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходо...