урок литературного чтения 3 класс А.С.Пушкин "Зимний вечер"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Материал можно использовать на уроке литературного чтения в 3 классе по теме "Стихотворение А.Пушкина "Зимнтй вечер"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pushkin.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
3 КЛАСС
Тема: А.С.Пушкин «Зимний вечер».
Учитель начальных классов:
Бусарова Г.Ф.
Цели и задачи:
1. Развивать умения уч-ся представлять картины, нарисованные поэтом.
2. Развивать у учащихся умение понимать текст литературного произведения
3. Подготовить детей к выразительному, осознанному чтению лирического стихотворения.
4. Расширять кругозор учащихся и прививать любовь к классической музыке.
5. Воспитывать у уч-ся интерес к творчеству А.С.Пушкина, развивать чувства и эмоции детей.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. СЛАЙД 1 ТЕМА УРОКА
(Звучит спокойная музыка).
1. Психологический тренинг
- Сядьте удобно, улыбнитесь друг другу, повторяйте за мной.
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, буду внимателен, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю.
2. Речевая разминка.
- Прочтите пословицы, объясните их смысл:
- Прочтите ПОСЛОВИЦУ с вопросительной интонацией, затем с утвердительной.
- Прочитайте ПОСЛОВИЦУ с весёлой интонацией, затем с грустной.
II. Опрос домашнего задания.
- Что было задано на дом?
- Выразительно читать произведение М.Пришвина «Деревья в лесу» (2-3 человека)
- Нарисовать рисунок и написать рассказ о зимнем лесе
-Ребята постарались в рисунках изобразить свою зиму. Конечно их трудно сравнить с репродукциями известных художников (картины Юона и _____________)
Писатели и поэты рисуют словами, художники- красками. А композиторы? (музыкой)
III. Актуализация ранее изученного.
1. Прослушивание музыки П.И. Чайковского «Январь», Вивальди «Зима»
- Какие чувства возникли у вас при прослушивании?
- Что услышали?
- Какие картины увидели?
- К какому времени года подходит?
-Итак - композиторы музыкой рисуют зимние картины, а поэты словами.
- Чьи стоки я прочитаю?
2. По дорогам сказок А.С.Пушкина
У лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет на право - песнь заводит,
Налево - сказку говорит
- Кому принадлежат эти строки?
Их написал к поэме “Руслан и Людмила” великий русский поэт А.С. Пушкин.
- Какие еще сказки Пушкина вы помните?
IV Изучение нового
1 . Сообщение темы урока.
- Сегодня мы поработаем над стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер».
- Читать литературное произведение выразительно трудно. Для этого мало знать текст наизусть. Что еще нужно знать и понять?
(Понять настроение автора, картины, которые он рисует, условия в которых писалось это произведение)
- Если это стихотворение, то, что еще необходимо почувствовать?
( Ритм, рифму)
- Понять, где сделать паузу, какие слова выделить голосом. Попробуем сегодня открыть для себя «секреты», которые помогут выразительно прочитать стихотворение «Зимний вечер»
2. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения. Биография Пушкина
– Давайте, ребята, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин… (обращение к портрету, где указаны даты жизни Пушкина) Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.
– Итак, начинаем…
– Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда А.С. Пушкин был отправлен царем в очередную ссылку, за свои вольнолюбивые стихи Там он оказался совсем один, оторванный от семьи и друзей, от дома, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала одиночество. В глухом селе Михайловском Пушкину пришлось прожить 2 года. Он много писал, создал более 100 произведений. И все же ему было грустно одному, очень грустно. Не с кем было поговорить о новой книге, не с кем поспорить. Он один. Рядом с ним была только его старая, бесконечно добрая няня Арина Родионовна. С ней он вел вечерами беседы, читал ей стихи, жадно слушал ее песни, сказки.
Итак, в один из зимних вечеров…
Один из таких зимних вечеров описан в его стихотворении “Зимний вечер”, которое было написано в 1825 году.
3 . Чтение учителем стихотворения. Проверка первичного восприятия учащимися стихотворения
А) Какое явление зимней природы описывает поэт?
Б) Как вы думаете, к кому он обращается?
В) Какое чувство выражено в этом стихотворении?
4. Словарная работа. На доске записаны слова и словосочетания:
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /.
Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра.
Кровля обветшалая – очень плохая крыша.
Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина.
Веретено – приспособление для прядения.
Буран – снежная буря, буран в степи, метель.
Метель – сильный ветер со снегом, вьюга.
Вьюга – снежная буря.
- Какие слова можно назвать синонимами?
5. Чтение стихотворения учащимися.
Задание: на сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? / на 2 части /
- Какие это части? / Описание погоды и беседа с няней/
- Найдите эти части. / 1 часть: “Буря мглою небо… застучит…”; 2 часть “Наша ветхая лачужка… сила”/.
- Какая была погода в тот зимний вечер?
- Как описывает поэт бурю? / Как живое чувство /
- С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? / С воем зверя /
- Почему поэт прибегает к таким сравнениям? / Чтобы представить снежную бурю, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передавало душевное переживание поэта/
6. Работа над логическими ударениями:
- Какими словами поэт создает картину, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /
- Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.
- Как следует читать обращение поэта к няне? Его просьбу? Почему? / Пушкин включает в свое стихотворение народно-песенные мотивы, которые должны читаться плавно, напевно /
- Отметить слова: / мой друг, моя старушка, добрая подружка – читать ласково/ Паузы обозначить.
- А сейчас послушайте как нарисовал поэт Всеволод Рождественский эту картину:
Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не видно. В комнатушке тепло – потрескивает затопленная няней печь. Сама няня сидит на скамеечке и прядет свою пряжу. Пушкин тут же у стола, в теплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшие бакенбарды, похудевшее лицо, потускневшие глаза. Он смотрит в темное окно, в котором ничего не видно, прислушивается к тому, что делается там, вдали, в открытом снежном поле.
7 .Работа над интонацией
- Как надо читать стихотворение, каким тоном? / Спокойным, напевным, ритмичным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта /.
А) Выразительное чтение двух учеников;
Б) Выборочное чтение . Описание бури;
В) Выборочное чтение. Обращение к няне;
Г) Чтение последнего четверостишия.
- Как вы думаете, для чего повторяются эти строчки? / Чтобы усилить описание бури /.
8. Прослушивание романса на стихи А.С.Пушкина
V . Итог урока.
- С каким стихотворением А.С.Пушкина мы познакомились сегодня на уроке чтения?
– Сегодня все хорошо поработали, молодцы! Я думаю что работа, проведенная на уроке, поможет вам подготовить Д/З.
- Д/З - Подготовить выразительное чтение стихотворения
VI. Рефлексия.
Текст «СОТВОРИ В СЕБЕ СОЛНЦЕ»
Сядьте поудобнее, расслабьтесь. (Звучит спокойная тихая музыка).
Сложите ваши ладошки лодочками. Представьте, что там маленький, пушистый, тёплый комочек – лучик. От его прикосновения вам становится тепло, уютно, уверенно. Это тепло разливается по всему телу. Этот комочек растёт, становится большим. И вот вы уже не в силах его сдерживать. Направьте его на меня и вот перед нами большое, ласковое, доброе солнышко.
Нам с вами вместе уютно, тепло, уверенно.
Мы одна команда. Я желаю удачи вам!
Перед вами лежат солнышко и снежинка.
- Подумайте. Если на уроке у тебя все получилось, все было понятно, ты узнал что-то новое для себя, тебе было спокойно и хорошо на уроке – возьми в руки СОЛНЫШКО
- Если же на уроке у тебя что-то не получилось, или не было понятно, неинтересно – возьми в руки СНЕЖИНКУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Проект урока литературного чтения в 3 классе Тема: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный вечер»
Класс: третий.Система: УМК «Гармония».Тема урока: Знакомство с произведением Н.М. Артюховой «Трудный...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения в 3 классе. А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Урок литературного чтения общеметодологической направленности включает в себя проверку домашнего задания по стихотворению Пушкина "Зимнее утро", расширение знаний по творчеству Пушкина, знакомство и в...
Урок литературного чтения А.С. Пушкина "Зимний вечер"
Урок литературного чтения. Стихотворение А.С. Пушкина "Зимний вечер"...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Анонс открытого урока литературного чтения. Класс- 3. Тема урока В.П.Астафьев " Стрижонок СКРИП"
В анонсе отражены основные методические приемы урока....